Функции детской субкультуры в развитии образа Я ребенка
Смысл детской субкультуры заключается, во-первых, в том, что она представляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает "социальную компетентность в группе равных". Исходя из этого, можно определить, что главной функцией детской субкультуры является социализирующая. Основным источником, проводником социализации выступает группа сверстников. Уже на самых ранних этапах онтогенеза детское сообщество берет на себя обучающие и воспитывающие роли. С помощью традиционных культурных средств — детского правового быта, детского фольклора, игровых правил — происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, значит — формирование его представлений о себе как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию — половую принадлежность — ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.
Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку возможность для реализации собственных потребностей, способностей, как пишет В. В. Абраменкова1, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры и пространства. Удивительно точную характеристику ребенку дали в своей книге американские педагоги Снайдеры: "Маленький ребенок — это исследующая, наблюдающая, взаимодействующая, чувствующая, думающая личность. Там, куда смотрит трех- или четырехлетка, находится что-то, что интересно увидеть, попробовать, разгадать"2.
Если культура взрослых задает путь развития ребенка, то детская субкультура представляет целый веер путей развития, определяя зону вариативного развития, готовя его к решению
1 Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 1999. С. 119.
- Снайдер Р., Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность... С. 33.
проблемных задач в нестандартных ситуациях. Каждому ребенку присуща потребность актуализировать свои потенциальные возможности и жить, будучи включенными во взаимоотношения с другими. Этот потенциал может либо свободно развиваться и содействовать личностному развитию, либо быть подавленным и тогда — личностно-разрушительным.
В-третьйх, пространство детской субкультуры создает ребенку психологическую защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира. В этом заключается психотерапевтическая функция. "Сказкотерапия" — известный прием не только для детей, но и для взрослых. В то же время детский фольклор (например, страшилка — тренинг тревожности и боязни темноты, дразнилка — психологическое средство владения собой и тренировка культурных коммуникативных умений и т. д.) представляет собой не искусственно созданное, а естественное психотерапевтическое средство, используемое детским сообществом на протяжении тысячелетий.
Детская субкультура, в-четвертых, выполняет культура-охранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды и др., утраченные современной цивилизацией. Многими этнографами отмечается перемещение культурных ценностей из обихода взрослых в детскую среду как момент сохранения традиций с обновленной функциональностью.
В ситуации "культурного взрыва"1, переживаемого нашей страной, когда повышается фактор неопределенности, когда оказываются несостоятельными многие прогнозы, в детской субкультуре существует прогностический потенциал предчувствия, предвосхищения траектории развития культуры. Библейская мудрость "Устами младенца глаголет истина" в наши дни перестает звучать чисто метафорически, дети не знают, что им открыта истина, они пророчествуют о судьбах мира в соответствии с парадоксом знания неведующих, незнающих (Абра-менкова, 1999. С. 121).
Проблематизируя и переосмысляя историческое наследие взрослых, детская субкультура высвечивает точки роста общечеловеческой культуры. В этом ее духовная миссия. По выражению известного английского ученого У. Эмерсона, "дети — вечные миссии человечества, воплощение его неотвратимого будущего".
1 Лотман Ю. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. Семиотика культуры: Уч. записки ТГУ. Вып.463. Тарту, 1978.
Взаимоотношения культуры взрослых и детской субкультуры носят сложный и неоднозначный характер в становлении образа Я ребенка. С одной стороны, весь смысл детской субкультуры в стремлении к обособлению от мира взрослых, с другой — это призыв к творческому диалогу со взрослым миром, потребности в идентификации с ним (Абраменкова, 1999. С. 121).
Как отмечал Д. Б. Эльконин, каждый шаг эмансипации детей от взрослых ведет к углублению их связи с жизнью общества. Поэтому детскую субкультуру можно рассматривать как самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Детская субкультура служит источником многочисленных моделей поведения, которые соотносимы с социальными и культурными нормами общества, помогающими познать и понять себя. Если взрослый задает ребенку "зону ближайшего развития" (Л. С. Выготский), то детская субкультура, детское сообщество создают "зону вариативного развития" (В. В. Абраменкова).
Эту точку зрения разделяет Д. И. Фельдштейн1, подчеркивающий, что ребенок с самых первых лет жизни активно реагирует на детскую среду — в семье, во дворе, группе детского сада, классе и т. д. Эта среда не просто "противостоит" взрослым, но и создает дистанцию ближайшего развития ("Вырасту, буду таким, как Саша," — мечтает дошкольник). Причем зачастую ребенок больше ориентируется на сверстника или более старшего по возрасту ребенка.
Раскрывая смысл вариативного развития, В. В. Абраменкова пишет: «В пространстве детской субкультуры (играх, .детском фольклоре) содержатся пласты различной древности, приобщаясь к которым, ребенок вступает в зону вариативного развития в режиме "диалога культур"2, иных логик, моральных представлений, языков ».
Зона вариативного развития — это зона открытости ребенка к восприятию других культурных традиций и в этой связи может быть расширена посредством "вариативного образования"3, направленного на предоставление личности возможностей выбора жизненных целей, активизирующих ее познавательную активность.
1 Фелъдштейн Д. И. Развитие в пространстве-времени детства. М., 1998. С. 89.
2 Библер В. С. Мышление и творчество. М., 1975. С. 124. 2 Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. — Воронеж, 1996.
Таким образом, содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для массовой культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты.
Однако детская субкультура, при всей ее высокой значимости, всегда ориентирована на мир взрослых, взрослого, который исходя из социального заказа задает ей определенные цели, содержание. Ссылаясь на исследования И. А. Колесниковой, Д. И. Фельдштейна и др., а также практический опыт, можно сказать, что не всегда интересы детей и взрослых совпадают. При этом требуется проявление ребенком определенных усилий. * Растущий человек производит огромную работу по построению своей деятельности, которую он конструирует не только для взрослых (добиваясь их одобрения), но воспроизводит ее в своей структуре, интериоризируя ее, входя в нее, делая при этом маленький "шажок" внутри себя, саморазвиваясь. Именно здесь он формируется как субъект деятельности, определяя силы и возможности своего Я»1.
Поиск путей рождения субъекта деятельности сегодня активно ведут А. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, М. В. Крулехт, С. И. Бабаева, В. А. Петровский и др. исследователи, справедливо полагая, что "культура — это внешний источник..., но она бессильна, когда иссякают внутренние, лучше сказать, собственные источники и движущие силы развития и саморазвития" (Зинченко, 1991).
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что:
— детская субкультура представляет ребенку особое психологическое пространство развития;
— внутри этого пространства ребенок обретает социальную компетентность в группе равных; оно охраняет его от неблагоприятного вмешательства взрослых, предоставляет "экспериментальную площадку" для опробования себя, уточнения границ своих возможностей, задавая "зону вариативного развития".
Контрольные вопросы и задания
1) Что такое "детская субкультура"? Каково ее место в современной социокультурной образовательной ситуации?
1 Фелъдштейн Д. И. Развитие в пространстве-времени... С. 90.
2) .Раскройте значимость идентификации как одного из механизмов формирования отношений ребенка к миру.
3) На основе исследований В. В. Абраменковой раскройте содержание детской субкультуры.
4) Каким образом функции детской субкультуры способствуют наполнению содержания образа Я ребенка? Поясните это на примерах.
5) Что такое "зона вариативного развития" по В. В. Абраменковой? Чем она отличается от "зоны ближайшего развития" Л. С. Выготского?
Литература для самообразования
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 1999.
Безрукова Л. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личност-но-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995. С. 13.
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.
Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские (историческое наследие). СПб., 1994.
Григорьев В. М. Народные игры в традиции России. М., 1994.
Братусь Б. С. Аномалия личности. М., 1988.
Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России / Под ред. Р. Б. Стеркиной. М., 1996. С. 10.
Снайдер Р., Снайдер М., Снайдер Р. Ребенок как личность. М., 1995.