Понятие и сущность детской субкультуры
Источником развития образа Я ребенка являются не только отношения со взрослым миром. Детское сообщество, как показывают историко-культурные и психолого-педа^.'ические исследования, является важным институтом социализации дошкольника. Значимое место в этом процессе принадлежит детской субкультуре.
Детская субкультура (от лат. Sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие) в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком— смысловое, пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Детская субкультура в обще-, человеческой культуре занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией. В любом обществе дети имеют собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения.
Понятие детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959г. принята "Декларация прав ребенка", 1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г. была принята Международная конвенция о правах ребенка. Все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.
Разработка и конкретизация этих идей получила свое воплощение и дальнейшее развитие в "Концепции дошкольного воспитания" (1989), разработчики которой, подчеркивая уникальность периода дошкольного детства, считают, что воспитание и обучение необходимо адресовать всему спектру психических качеств ребенка, но адресность должна быть организована по-разному. «Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как
создаваемые им уникальные условия больше не повторятся, и то. что будет "недобрано" здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно»1.
Логическим продолжением ранее названных документов явился разработанный в 1994 г. Государственный образовательный стандарт по дошкольному образованию. Его основными задачами названы следующие:
— повышение качества дошкольного образования:
— защита ребенка и его родителей от некомпетентного или прямо негативного педагогического вмешательства;
— создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих развитие познавательной мотивации и способностей ребенка, его образа мира, становления общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры в дошкольном детстве.
Присвоение всего богатства культуры происходит через "зону ближайшего развития" (ЗБР, по Л. С. Выготскому) посредством механизма интериоризации при главенствующей роли взрослого. А овладение содержанием детской субкультуры осуществляется через "зону вариативного развития" (ЗВР, по В. В. Абра-менковой) при определяющей роли сверстников, детского сообщества. Из зоны ближайшего развития вырастает культурно-предпочитаемая стратегия поведения ребенка, зона вариативного развития предоставляет иные формы развития, поведения, как бы "про запас" (Краткий психологический словарь, 1998).
Социальный мир ребенка — группы взрослых и сверстников, в которые он включен, — "встроен" в окружающий предметный мир, представленный в детском сознании как "образ мира", смысловое поле, "пятое квазиизмерение" (А. Н. Леон-тьев). Это смысловое поле включает в себя совокупность представлений — смысловых отношений в системе следующих пространств:
— физическое пространство отношений к окружающей среде;
— социальное пространство отношений к другим людям (взрослым, сверстникам);
— моральное пространство норм и ценностей;
— личностное пространство отношения к себе. Известно, что одним из важнейших механизмов формирования отношений ребенка к миру, людям и к себе является меха-
1 Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России / Под ред. р. Б. Стеркиной. М., 1996. С. 10.
низм идентификации. Современное научное понятие "идентификация" охватывает три пересекающиеся области психической реальности.
Во-первых, идентификация рассматривается как процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи и вследствие этого — включение в собственный внутренний мир и принятие как собственных норм и ценностей данного индивида или группы. Открытое подражание как следование образцу ярко выступает в дошкольном детстве. В данном случае идентификация ребенка возможна с предметами, игрушками, сказочными персонажами и т. д., в результате чего малыш действует в воображаемом плане, "приобретая" те или иные желаемые свойства объектов, обогащая образ Я (А. Валлон, А. В. Запорожец).
Во-вторых, идентификация — это представление, видение субъектом другого человека продолжением себя и проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями. Эта форма идентификации является механизмом проявления межличностных отношений, в частности между близкими людьми, например, в семье. Родители ожидают, а порой и требуют от ребенка осуществления нереализованных замыслов.
В-третьих, идентификация выступает как механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде особого погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов.
Способность ребенка к идентификации развивается в совместной со взрослыми и сверстниками деятельности, предусматривающей смену позиций, ролей, статусов. Это позволяет ребенку осваивать различные способы поведения, а главное — переживать радости и печали другого человека, как собственные.
Содержание детской субкультуры
В работе В. В. Абраменковой "Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре" (1999) проанализированы содержание, функции и значение детской субкультуры. Содержание составляют народные игры (хорово-
ды, подвижные игры и др.); детский фольклор (считалки, дразнилки, сказки, страшилки, загадки); детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и Др.); детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши и др.); детская магия и мифотворчество ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы); детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и др.); детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (рисунки, лепка, "секреты"); наделение прозвищами сверстников и взрослых.
Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующееся в процессе совместной деятельности детей, направленной на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений.
Однако, как показывают научные исследования и эмпирический опыт, большая часть различных видов совместной деятельности в группах детей является регламентированной, т. е. подчиненной социальным требованиям и контролю со стороны взрослых. К регламентированным относится трудовая деятельность в детском саду, а также продуктивная совместная деятельность детей, которая представляет собой проявление их творческой активности в художественной, изобразительной, музыкальной сферах жизнедеятельности. Наиболее жестко регламентированной оказывается учебная деятельность. В ее процессе действия взрослого направляют и организуют действия детей по освоению и приобретению новых знаний и умений.
В последнее время внимание педагогов все более привлекают идеи личностно ориентированного подхода, когда ведущим принципом выступает "не НАД, не РЯДОМ, а ВМЕСТЕ". В этом случае совместная деятельность детей и взрослых носит личностно-развивающий характер. Представление о таком взаимодействии дает В. А. Петровский: «...мы подчеркиваем, что каждый из вступающих во взаимодействие не просто содействует развитию другого, но именно в этом находит условия для собственного личнс-стного развития. Такой взгляд базируется на двух предпосылках: на концепции личности как субъекте идеальной представлеыпостн и продолжсштости человека в другом человеке и на идеях педагогики сотрудничества. В первом слу-
чае фиксируется тот фундаментальный факт, что "быть личностью" — это значит осуществлять значимые преобразования жизнедеятельности другого лица... Если понимать под воспитанием все более углубляющийся контакт между людьми и если воспитатель не считает себя ВРИО наставника или помощника, то взаимодействие между ним и ребенком должно иметь взаиморазвивающий характер. И это второе обстоятельство, которое мы должны особо выделить, характеризуя развивающие взаимодействия»1.
Все виды регламентированной совместной деятельности в значительной степени задаются, контролируются и оцениваются взрослыми, которые определяют порядок деятельности, ее цели и организацию. Выход из-под жесткого контроля взрослых дети находят в игровой деятельности, прежде всего в ролевых играх. Детские игры относительно автономны и самодеятельны, поскольку дети сами определяют их конкретное содержание, осуществляют функции контроля и руководства. Вмешательство взрослых с очевидной целью управления способно лишь разрушить игру, однако "играющий взрослый", т. е. взрослый, которого дети принимают в игру, может ее развить и обогатить (Менджерицкая2, Покровский3, Григорьев4).
На основе нерегламентированных форм совместной деятельности детей в детской субкультуре формируются различные виды детских сообществ — от игровых объединений до групп, тяготеющих к различного рода отклоняющемуся поведению. Необходимо формировать такие группы сверстников, которые на основе личностно-значимой совместной деятельности способны создавать атмосферу:
«1) теплоты, тесных личностных связей и общения; 2) общего дела, объединяющего группу, общих целей и задач, общих врагов и друзей; 3) атрибутов взрослости собственной значимости; 4) элемента "особости", порой тайны превосходства над другими подобными группами, некоторой экстремальности групповой деятельности...»5.
1 Петровский В. А., Калиненко В. К:, Котова И. Б. Личностно-развива-ющее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995. С. 13—14.
2 Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982.
3 Покровский Е. А. Детские игры преимущественно русские (историческое наследие). СПб., 1994.
4 Григорьев В. М. Народные игры в традиции России. М., 1994
5 Братусь Б. С. Аномалия личности. М., 1988. С. 281.
Таким характеристикам, с точки зрения исследований В. В. Аб-раменковой. соответствуют традиционные сообщества детей. осваивающие содержание детской субкультуры.