Влияние оценки взрослого на развитие у дошкольника отношения к себе
Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные и
1 Бодалев А. А., Куницына В. Н. К вопросу о восприятии человеком самого себя // Человек и общество. Вып.Ш. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.
2 Клыпа О. В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенком себя как личности: Дис. ... канд. психол наук. М., 1994.
деловые контакты. Это умение с точки зрения взаимного отражения друг другом характеризуется, в частности, умением за внешним обликом, за внешней картиной поведения ребенка разглядеть его внутреннюю сущность.
С. В. Кондратьева выделила 3 уровня такого познания1.
— Отдельные воспитатели способны познать личность ребенка с использованием научных данных, когда взрослый может раскрыть мотивы поступка, объективно оценить его поведение, независимо от успехов обучения, проникнуть в скрытые резервы личности ребенка, предвидеть его поведение в будущем.
— Некоторые воспитатели могут заметить проявление отдельных качеств личности ребенка, раскрыть мотивы отдельных поступков. Для них характерна субъективная оценка личности ребенка, связанная прежде всего с успехами в обучении.
— Остальные воспитатели могут познать лишь внешний рисунок поступка, не раскрывая его мотивы, цели, а оценка личностных качеств ребенка всецело зависит от его внешней дисциплины, успехов в обучении, семейных условий. На таком уровне познания ребенка интерес к его внутреннему миру воспитатель не проявляет.
Наблюдается тенденция воспитателей, даже в рефлексивных ожиданиях, оценивать ребенка ниже, чем родители. В основном взрослые считают, что ребенок старшего дошкольного возраста склонен к завышению оценок своих личностных качеств, особенно таких, как послушный, внимательный, самостоятельный. Однако различия реальных и предполагаемых оценок незначительны, что позволяет утверждать следующее: взрослые в основном склонны отождествлять представления ребенка о себе с реальными представлениями о нем. Такой взгляд на ребенка позволяет взрослым не считаться с его индивидуальными особенностями, интересами, возможностями и манипулировать им, видеть в нем лишь объект воспитания.
К концу дошкольного возраста у детей формируются обобщенные, осознанные представления о себе. Ребенок может диф-ференцированно оценить качества своей личности.
Самооценка к этому возрасту приобретает адекватный устойчивый рефлексивный характер. Важным обстоятельством
1 Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980, № 5. С. 143—148.
является то, что ведущим видом деятельности старших дошкольников является игра, а не учебная деятельность. Поэтому нет влияния отметок на оценивание ребенком своей личности и оценивания личности ребенка взрослым.
Особенности понимания ребенком своих личностных качеств обусловлены не только оценочным отношением к нему взрослых (И. Т. Димитров, М. И. Лисина, А. И. Силвестру), но и внутренними детерминантами, следствием которых является формирование личностной рефлексии ребенка, а также раскрытие характера зависимости понимания ребенком своих личностных качеств от оценочного отношения к нему значимых взрослых.
Уже в дошкольном возрасте, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов, развивается такой механизм социальной перцепции, как эмпатия. Ребенок приобщается к переживаниям других людей, накапливая и обобщая опыт взаимодействия, что позволяет ему на определенном этапе воспринимать другого человека как обособленного индивида и представлять мир переживаний другого, как отличный от его собственного. Умение встать на позицию другого развивается у ребенка в процессе направленного формирования взрослыми просоциальной мотивации. Сложившаяся просоциальная мотивация актуализируется в переживании сочувствия как высшей формы эмпатии, а социальная децентрация входит в структуру сочувствия, преобразуя его эмоциональную природу.
На основе механизмов эмпатии и децентрации у детей старшего дошкольного возраста формируется способность к личностной рефлексии.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии личностной рефлексии. Именно в этот период происходит зарождение и развитие способности ребенка к пониманию своей личности, которая включает не только умение оценивать свои личностные качества, но и предположить, что думают и как оценивают его окружающие люди. Все это влияет на процесс личностного самопознания.
Анализируя себя в общении с другими людьми, ребенок начинает понимать особенности своего характера, в том числе, негативные. Безусловно, личностная рефлексия будет качественно развиваться, усложняться на протяжении младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Однако уже в до-
школьном возрасте можно помочь ребенку направить его сознание на оценку и анализ своих личностных качеств, на представления ребенка об оценках его качеств окружающими, на отношение его к себе и другим.
Результаты исследований А. А. Бодалева, О. В. Клыпа, А. С. Спиваковской позволяют заключить, что понимание ребенком себя как личности происходит не путем стихийного отражения (сложение оценок взрослых, приписывание себе выделяемых ими у него качеств) оценочных суждений взрослых о нем, а является процессом селективным. Дети старшего дошкольного возраста верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношения к себе со стороны взрослых, на которые возникают определенные реакции ребенка.
Считается, что одним из внешних результатов развития самооценки детей служат оценки из внешнего социального пространства, которые в раннем детстве представляют родители. На несамостоятельность, подчиненность самооценки ребенка оценкам взрослых, а особенно родителей, указывают Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская, М. И. Лисина, А. И. Силвестру, И. И. Чес-нокова и др. Они считают самооценку ребенка результатом стихийного внешних оценок. Это заставило пересмотреть терминологический статус самооценки и выделить феномен предсамо-оценка1.
Другой подход в вопросе влияния оценок взрослого на самооценку ребенка представлен в исследованиях И. С. Кона (1984), который оспаривает стихийный характер генезиса самооценки. Основные закономерности функционирования самооценки, самосознания, выделенные И. С. Коном, подтверждают роль "значимых других". Им описаны три закона:
— интериоризации;
— социального сравнения;
— самоатрибуции.
Интериоризация заключается в усвоении человеком оценок других людей. Причем усвоение происходит не стихийно, а избирательно.
Интериоризация предполагает социальное сравнение и атрибутивные процессы. Суть этих процессов заключается в приписывании другим людям того или иного отношения к себе,
1 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.
которое либо принимается, либо отвергается в качестве критерия оценки своей личности,
Самоатрибуция состоит в том, каким образом личностью создается представление о своих качествах, свойствах, способностях. Социальное сравнение и атрибуция осуществляются на основе интеграции оценок.
Интеграция оценок социального окружения осуществляется под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешним, объективным фактором является позиция взрослых по отношению к воспитанию детей. Субъективный, внутренний фактор составляет субъективное восприятие детьми своих возможностей в сравнении с представлениями взрослых1.
В исследованиях Д. Мида, Ч. Кули, А. Бандура Я-концепция ребенка связана с оценками "значимых других" и является продуктом социального взаимодействия. Я-концепция ребенка находится под влиянием Я-концепции взрослого. По данным исследований, дети, которые усматривают в поведении взрослых любовь, понимание и поддержку, обладают высокой самооценкой.
В работах Н. Е. Анкудиновой (1968), Л. Н. Голубевой (1955), Д. Б. Эльконина (1974) и др. содержатся положения о том, что оценочное мнение воспитателей является необходимым для формирования у детей адекватной самооценки на протяжении всех лет пребывания в детском саду.
В работах В. М. Слуцкого2 рассматривается вопрос о формировании самооценки в зависимости от типа отношений к нему воспитателя. От отношения воспитателя к ребенку зависит характер его воздействия на формирующийся образ Я воспитанника и ответное отношение ребенка к воспитателю, к его оценочным суждениям, влияющим на самооценку ребенка. Воспитатель является для ребенка источником требований, правил, различных оценок (поощрение, порицание). В связи с опытом сложившихся отношений воспитателя и ребенка у последнего формируется признание или непризнание воспитателя, доверчивое или недоверчивое к нему и его оценке отношение, любовь к нему или боязнь его.
Характер отношений воспитателя к детям оказывает значительное влияние на формирование образа Я дошкольника, развитие его творческих сил и отношения к самому себе. Необходимой предпосылкой формирования правильной самооценки у детей является взаимопонимание, добрые отношения между воспитателем и детьми.
В. С. Мухина, исследуя стиль отношений взрослого и ребенка и его влияние на социальную активность детей в общении, установила, что при негативном отношении взрослого снижается социальная активность детей, оказывающая отрицательное воздействие на становление образа Я ребенка, в частности его представления о себе1.
Ребенок научается личностному существованию в ходе целостного взаимодействия. Для маленьких детей хороша та школа, в которой много живых и "прямых взаимоотношений". Развитие этой мысли мы находим у Снайдеров, которые считают, что "при поддержке чего-то основательного и надежного внутри себя они освобождаются от тяжелых сторон жизни и противодействуют осквернению их бытия. Возникает главная способность — верить людям"2.
Такой подход к ребенку основан на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия. В этом взаимодействии ребенок и взрослый выступают как равноправные, но разнообязанные партнеры: воспитатель не ведет, не тянет ребенка, а идет с ним вместе, когда он в этом нуждается.
Взгляд на воспитанника как на полноценного сотрудничающего партнера на ступени дошкольного детства создает между педагогом и ребенком атмосферу доверия и контакта. Эффект воспитания проявляется в расширении "степеней свободы" воспитанника — его способностей, прав, перспектив (В. А. Петровский, 1995. С. 22).
Выводы из вышесказанного можно сделать следующие: — Образ Я дошкольника развивается в непосредственном взаимодействии с миром взрослых.
1 Абрелева М. М. Взаимосвязь самооценок детей и оценок родителей в дошкольном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. Л., 1988.
2 Слуцкий В. М. Влияние оценки взрослого на формирование отношения к себе у детей: Дис. _ канд. психол. наук. М., 1985. 138 с.
1 Мухина В. С. К проблеме социального развития ребенка /,/ Психологический журнал. 1980. Т. I. № 5. С. 43—53.
2 Снаидер Р., Снаидер М., Снайдер Р. Ребенок как личность... С. 17.
— Образовательный процесс в детском саду должен строиться с учетом "зоны ближайшего развития" ребенка, реализовывать его потребность в самопознании.
— Ребенок — активный участник образовательного процесса, а не объект педагогических воздействий.
— Педагог ответствен за те влияния, которые он оказывает на ребенка.
— Самооценка оказывает непосредственное влияние на формирование у дошкольника представлений о себе.
— Понимание личностного существования ребенка рассматривается как один из важнейших способов помощи ребенку в развитии его представлений о себе.
— Понимание ребенком себя как личности происходит не путем стихийного отражения оценочных суждений взрослых о нем, а путем дифференциации. Старшие дошкольники способны адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, учитывать отношения к себе со стороны взрослых и на этой основе выбирать способы поведения.
Контрольные вопросы и задания
1) Раскройте взгляды И. А. Колесниковой на проблему развития личности в контексте гуманитарной парадигмы.
2) Дайте пояснение принципам гармоничного воспитания В. А. Петровского. Приведите примеры их реализации в педагогической практике.
3) Проанализируйте трактовки движущих сил развития личности ребенка по Д. И. Фельдштейну и Л. С. Выготскому. В чем их принципиальное отличие?
4) Что такое "развивающее взаимодействие"? Какое влияние оно может оказывать на процесс становления образа Я дошкольника?
5) Что такое воспитательская позиция личности по В. А. Петровскому? Какими характеристиками вы могли бы расширить ее содержание?
6) Как вы понимаете термин "понимание личностного существования ребенка"?
7) Назовите и охарактеризуйте типы отношений педагога и ребенка. Предложите свой вариант действии по отношению к
ребенку с целью оказания ему помощи в преодолении проблем личностного плана. (Задание выполняется письменно на основе непосредственных контактов с ребенком.)
8) Назовите уровни познания педагогом ребенка, выделенные С. В. Кондратьевой. Какой из этих уровней, на ваш взгляд, наиболее часто имеет место в педагогической практике?
9) Какова роль самооценки в развитии образа Я дошкольника? Каковы механизмы формирования самооценки в дошкольном возрасте?
10) На примерах из собственной практики покажите влияние оценки окружающих взрослых и сверстников на развитие образа Я дошкольника.
Литература для самообразования
Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале меж-парадигмальной рефлексии. СПб., 1999.
Фельдштейн Д. И. Развитие в пространстве-времени детства. М-, 1998.
Петровский В. А. Психология воспитания. М., 1995.
Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р. Ребенок как личность. СПб., 1995.
Бодалев А. А., Куницына В. Н. К вопросу о восприятии человеком самого себя // Человек и общество. Вып. III. Л., 1968.
Клыпа О. В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенком себя как личности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 143—148.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339с.
Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.
Абрелева М. М. Взаимосвязь оценок детей и оценок родителей в дошкольном возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. Л., 1988.
Слуцкий В. М. Влияние оценки взрослого на формирование оценки к себе у детей: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1985.