Генезис процесса самопознания
Нацеленность человека на познание своих физических, психических возможностей, своего места в социуме составляет сущность самопознания.
1 Личность: внутренний мир и самореализация / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Р. С. Сухобская. СПб., 1996. С.13.
В общем виде основную линию развития самопознания, его тенденцию можно представить следующим образом.
Познание человеком себя идет от познания внешнего мира, других людей, их взаимоотношений и собственных отношений с другими. "...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к себе как к человеку".1
Человек познает себя теми же путями, что и объективный мир. У человека нет другого механизма изучения себя. Оно проходит те же стадии, что и познание человеком объективного мира: от элементарных самоощущений, вначале чисто органических, к самовосприятиям, самопредставлениям, мнениям и понятиям о себе.
На начальных этапах развития самопознания осознается лишь внешняя видимая сторона собственных действий и поступков. Позднее осуществляется переход на высшие уровни самопознания, когда осознаются глубинные механизмы деятельности и поведения. В сферу самопознания вовлекаются эмоции, интересы, стремления, система разнообразных побуждений личности.
Итак, с самого начала познания себя — процесс отрешенный, производный по отношению к познанию других людей вообще и отношений других людей к себе в частности. Познавая особенности других людей, свои внешние проявления в деятельности и поведении, отношение к себе других, человек начинает соотносить эти отдельные аспекты познания объективного и в результате сопоставительно-оценочной работы составляет оценку самого себя. Самооценка выступает как своеобразный итог самопознания и отражает его уровень. Несовершенным формам самопознания соответствуют и несовершенные формы самооценки. В процессе более дифференцированного и глубокого познания ребенком себя формируется и собственная достаточно устойчивая самооценка более адекватного, фиксирующая результаты самопознания ребенка.
Н. Е. Анкудинова проследила особенности самооценки ребенка дошкольника (5—7 лет) в связи с осознанием своих умений в различных видах деятельности (рисование, рассказывание и др.). Анализ данных показал, что пятилетние дети, слабо
1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. С. 62.
владея умениями, вместе с тем, как правило, их переоценивают. Переоценка умений вызвана слабым неадекватным их осознанием. В возрасте 6—6,5 лет происходит резкий скачок в осознании умений; их оценка становится более точной и обоснованной. Дети этого возраста редко хвалят себя в категоричной форме ("Я — лучше всех"), их отличает скромность в оценке своих умений, они учитывают прошлый опыт, объективные условия проявления и результаты умений. В возрасте от семи лет наблюдается еще более осознанное отношение к своим умениям: абсолютное большинство испытуемых оценивают их неправильно. Они стремятся сравнить себя со сверстниками, соревноваться с ними. На основе исследования Н. Е. Анкудинова1 выдвигает гипотезу: осознавая свои умения, ребенок познает в известной мере свою личность.
Итак, самооценка фиксирует результат познания себя. Но всякая самооценка — это единство рационального и эмоционального компонентов. В эмоциональном компоненте самооценки выражаются переживаниями того, что человек узнает в отношении себя.
Наряду с развитием самопознания происходит и развитие эмоционально-ценностного отношения к себе. Вначале эмоции ребенка ситуативные и неглубокие (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже). Он не запоминает свои эмоции, не соотносит их, не осознает полностью своего эмоционального опыта, который уже присутствует в элементарной форме. По мере расширения эмоциональной сферы ребенка, более адекватного соотнесения отдельных эмоций с предметом переживаний, а также между собой начинает осуществляться эмоциональная интеграция с ее устойчивыми формами проявления. На основе общего эмоционального опыта у ребенка формируется и эмоциональное отношение к своей личности.
А. А. Люблинская отмечает2, что первоначальная дифференциация некоторых имеющихся эмоций происходит уже после года. Ребенок все больше испытывает радость от осознания своих возможностей, от доступного ему преобразования окружающего, которую он переживает, практически познавая себя
' Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 5—7 лет: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1959.
2 Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. М., 1976. С. 492.
в разнообразной деятельности. Такие переживания выступают как "подкрепления" выполняемых действий. Поэтому ребенок и в следующий раз решается на те же или еще более сложные действия. Так из отдельных эмоциональных реакций возникают более сложные эмоциональные образования, эмоциональные чувства, например, гордость, удовлетворение собой, радость успеха.
Отдельные эмоциональные реакции, будучи вначале ситуативными, временными, неустойчивыми, через общение, интеграцию становятся устойчивым эмоциональным отношением к себе.
Значение всякого чувства в отношении себя с самого начала состоит не в пассивном, созерцательном его переживании, а в активной регуляционной роли поведения и различных действий. Например, чувство стыда у ребенка способствует возникновению внутренней тормозной активности, направленной на те побуждения, которые осуждаются окружающими.
К 6—7 годам, по мнению Л. С. Выготского, обобщение ребенком собственных переживаний достигает высокой степени. Этот факт приводит к развитию их регулятивной функции в отношении собственного поведения во взаимоотношениях с другими людьми.
С развитием самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе расширяется и регулятивная сфера самосознания. Это выражается прежде всего в формировании произвольного поведения. Если на ранних этапах онтогенеза произвольное владение собой было опосредовано отношением ребенка к отдельным проявлениям его поведения, соответствующего выполняемой роли, то к 6—7 годам он начинает регулировать свое поведение через отношение к себе и своим возможностям. Зная в достаточной мере свои физические, нравственные и интеллектуальные возможности, он ставит цели действия и находит доступные средства для их достижения. Осуществление действия находится теперь под самоконтролем ребенка, поэтому он постоянно соотносит свои возможности с условиями реализации данного действия. В этом же возрасте появляется способность планировать и выполнять действие во внутреннем плане, про себя. Выполнение такого действия предполагает формирование умения рассматривать и оценивать свои мысли как бы со стороны. Это умение лежит в основе рефлексии, благодаря которой ребенок анализирует свои суждения с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.
Таким образом, способность к произвольному поведению, основанная на осознании своих возможностей и включающая различные формы мыслительной работы, становится признаком совершенствования регуляционной функции самосознания ребенка.
Самосознание в онтогенетическом плане можно рассматривать как постепенно развертывающийся во времени интегра-тивный психический процесс, в основе которого лежит все более усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способность регулировать свое поведение.