Возраст участников: 12-16 лет
МБОУ Сосновская СШ №2
Проект
«Ребята нашего двора»
Возраст участников: 12-16 лет
Срок реализации: 5.06.17г.-30.06.17г.
Автор проекта: Скамейкина
Ирина Владимировна-
Учитель английского языка
Р. п. Сосновское
Г.
Анализ микрорайона
На окраине Сосновского района,
Словно лебедь белая стоит.
Наша школа милая, родная!
Жизнь в ней, словно реченька журчит!
Школа окружена березовой аллеей. На территории школы находится детская площадка, спортивная площадка. В микрорайоне, где находится школа, много молодежи. Все это делает привлекательным данный микрорайон для реализации проекта «Дворовая практика».
Информационная карта проекта «Дворовая практика – 2017 года»
Полное название учреждения, адрес и контактные телефоны. | МБОУ Сосновская СШ №2 Адрес: р/п Сосновское, Сосновский район, Нижегородская обл., ул. Нижегородская, д. 4. Телефон: (83174) 2-61-50 | |
Название проекта, по которому работали | Дворовая практика – отряд «Пилоты». | |
Участник проекта | Скамейкина Ирина Владимировна –учитель, Рыжикова Ксения, Мурыгина Галина- студенты | |
Куратор | Шибаева Елена Николаевна - заместитель начальника районного управления образования. Серова Вера Геннадьевна – ведущий специалист управления образования Кожевникова Марина Ивановна - Директор МБОУ ДО ДДТ Касаткина Екатерина Александровна – методист МБОУ ДО ДДТ | |
Цели и задачи | 1) Содействие временной трудовой и досуговой занятости студентов и несовершеннолетних граждан, развитию их профессиональных знаний, умений и навыков; 2) организация содержательного и позитивного досуга детей и молодежи по месту жительства; 3) организация творческого отдыха, оздоровления и занятия подростков. | |
Охват детей, подростков и молодежи за июнь | 22 (постоянных), 17 (приходящих время от времени). | |
Место и сроки реализации проекта | Адрес: р/п Сосновское, Сосновский район, Нижегородская обл., ул. Нижегородская, д. 4 Сроки реализации 5.06. 2017- по 30. 06. 2017 | |
Сведения о внешних контактах | 1) Отдел по делам молодежи и спорта; 2) МБОУ Сосновская СШ №2 3) родители, бабушки и дедушки; 4) Библиотечно–информационный центр ССОШ №2; 5) районный отдел образования; 6) детская комната милиции. 7) МБОУ ДОД ДДТ 8) Управление образования Администрации Сосновского муниципа-льного района. 9) ГИБДД 10) МЧС 11)Управления культуры, молодежной политики и спорта Администрации Сосновского муниципального района 12) Районный краеведческий музей 13) Муниципальное бюджетное учреждение культуры Центр развития народных промыслов и туризма Сосновского муниципального района 14) Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Межпоселенческая центральная библиотека" Сосновского района | |
Формы работы | 1. Творческие, театрализованные представления; 2. Индивидуальные беседы; 3. Сюжетно-ролевые игры. 4. Игры подвижные, спортивные и развлекательные 5. Праздники семейные и тематические 6. Экскурсии 7. Посещение музеев, библиотек. 8. Викторины 9. Конкурсы 10. Соревнования 11. Экопоходы 12. Выпуск газет 13. Спектакли 14. Тренинги 15. Тестирование Проектирование | |
Направления работы | Спортивно – игровая деятельность, социально – психологическая помощь детям, литературно – музыкальное, экологическое, патриотическое, профориентационное, познавательное направление. |
Пояснительная записка
Актуальность проекта, новизна:
Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности. Чтобы выстроить систему работы с подростками и молодежью во дворах, создать свободную для общения среду, которая позволит молодому поколению интересно и содержательно проводить свободное время в летние каникулы, в нашем поселке уже 10 лет подряд реализуется проект «Дворовая практика» в рамках областной программы «Молодежь Нижегородской области», который позволяет в течение всего времени работы площадки вовлечь подростков в общественную, культурную и спортивную деятельность.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед современным обществом, является воспитание подрастающего поколения. Сегодня в связи с обострением социальных конфликтов, эта задача становится особенно актуальной, решению которой государство в целом, педагогическая общественность в частности уделяют особое внимание.
Наиболее тревожной остается проблема организации свободного времени подростков, большую часть которого они находятся под влиянием не всегда позитивно «заряженной» среды- улицы, двора, поселка. Педагогизация этой среды становится насущной потребностью общества. Выстроить систему работы c детьми и подростками непосредственно по месту жительства призван разработанный и реализуемый проект, получивший название «Дворовая практика». Объектом «Дворовой практики», как правило, становятся дети, подростки, молодежь, оставшиеся по месту жительства в каникулярное время. Проект имеет четко продуманный механизм реализации, поэтапную структуру, выработана и схема управления проектом. Накопленный в течение нескольких лет опыт работы позволяет сделать вывод: студенческая молодежь при поддержке администрации города и области, в союзе с педагогической общественностью решает важнейшую задачу - создает новую систему организации свободного времени детей и подростков на территории, максимально приближенной к месту их жительства.
В современном обществе в лучшем случае декламируют систему ценностей, в худшем – искажают ее распространением псевдокультуры, псевдодуховности, заменой подлинных культурных ценностей ее суррогатами, что, несомненно актуализирует аксиологический характер деятельности вожатого.
Мы люди XXI века, и нам строить новую Россию. Чтобы жить достойно, мы должны помнить, что имеем не только права, но и обязанности - перед человечеством, перед своей страной, перед самим собой. Актуальность этого проекта заключается еще и в том, что молодые специалисты, студенты могут реализовать свои силы, идеи. Непростое это дело - быть вожатым, организовать ребят, являться для них непререкаемым авторитетом. Кроме того не нужно забывать, что отряд – это самодеятельная организация, вожатый призван не командовать, а активизировать ребят, направлять, увлекать их. Этот проект помогает вожатым накопить профессиональные и личные качества как руководителя и лидера детского коллектива.
Я иду за тобой, вожатый
Знаю, ты меня не предашь,
Если трудно мне станет когда-то,
Свое сердце ты мне отдашь.
Мне с тобой легко, вожатый,
По тропкам к мечте идти,
Взяв гитару, рюкзак и песню,
И частичку твоей души.
(Г.Н. Дождикова)
Мы убеждены, что проект «Дворовая практика» очень актуален. С его помощью происходит деятельное осмысление социально значимых ценностей как у детей так и у вожатого и их принятие и перевод в личностный план, в систему личностных ценностей.
Для реализации проекта куратором была разработана программа площадки «Ребята нашего двора». В Социальной сети «ВК» была создана страница «Дворовая практика-2017. Ребята нашего двора», где может зарегистрироваться каждый участник проекта. На странице ежедневно выкладывается план работы на день и фотоотчет с прошедшего дня. Также каждый может предложить на обсуждение свои замыслы и оставить комментарии.
Адресность проекта
Наша деятельность направлена на подростков и молодежь улиц: Крупской, Калинина, Дачная, Северная и предполагает взаимодействие с учреждениями по месту жительства.
Направленность проекта
Д. С. Лихачев
Основным направлением проекта «Ребята нашего двора-2017г.» является гражданско-патриотическое направление (гражданская активность – направление РДШ).
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Но в настоящее время необходимость воспитания патриотизма у россиян актуализировалась. К сожалению, события последнего времени, в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. В настоящее время вожатый, воспитатель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней. Патриотизм начинается с любви к малой родине, к тем улицам, по которым мы ходим, к тем полянам, по которым мы гуляем.
Огромный духовный потенциал литературы родного края, ее эмоциональность и образность пробуждают в подростках все лучшие душевные качества. Прозаические и поэтические произведения нижегородцев, сосновчан несут идею победы добра над злом, учат сопереживать чужому горю, ставят перед читателем проблему нравственного выбора, разрешаемую персонажами литературного произведения, воспитывают активную жизненную позицию на ярких примерах своих героев, вымышленных и реальных. Литература родного края воспитывает чувство любви к своей малой и великой Родине.
Для того чтобы заинтересовать ребят творчеством литераторов-земляков, разумеется, надо посещать музеи и другие места, связанные с их жизнью и творчеством. Но еще благодатнее могут быть встречи с современными поэтами и писателями на дворовой площадке или в библиотеке, которые взаимно обогащают всех участников и способствуют укреплению преемственной связи поколений. В рамках нашего проекта организуется встреча с талантливыми поэтами Сосновского района – Валерием Евгеньевичем Тарасовым и Надеждой Вячеславовной Торговой. 20.06.17г. будет проведена литературно-музыкальная композиция «На творчество земля родная вдохновила…». На данной встрече ребята познакомятся с поэтами их творчеством, прочитают произведения других поэтов нашего района.
22.06. 17г. будет проведена акция «Мы помним всех тех, кто спас русскую землю…». Ребятам необходимо подготовить материал о героях войны. В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах воспитывается молодое поколение. Молодежь должна быть готова встать на защиту страны, для этого нужны примеры героизма.
26. 06. 17г. в рамках данного направления пройдет Урок мужества, посвященный Героям Советского Союза.
Подводя итог, хотим сказать, что воспитание гражданина России, патриота – это не только требование Федерального государственного образовательного стандарта, но и задача каждого учителя, воспитателя, вожатого. Поэтому необходимо переосмыслить свою деятельность, чтобы дети гордились своей Родиной – ее прошлым и настоящим.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: организовать содержательный и позитивный досуг детей и молодежи от 12 до 16 лет в летнее время, творчески развивать личность ребёнка путём вовлечение его в игры, мастер-классы, беседы на Дворовой площадке.
Задачи проекта:
- содействие организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи от 12 до 16 лет из обычных и семей с трудной жизненной ситуацией;
- профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и асоциального поведения среди несовершеннолетних;
- ознакомление детей с новыми моделями эффективного коллективного поведения и навыками сотрудничества;
-развитие у детей мотивации к здоровому образу жизни, мотивации на нравственные ценности.
- оживление у детей и молодежи интереса к играм во дворе, спортивным мероприятиям;
- создание условий для воспитания патриотических чувств у детей и молодежи;
- воспитание таких качеств личности, как уважительное отношение к себе и людям, чувства прекрасного, формирование художественного вкуса, трудолюбия, любви к Родине и своему делу;
- развитие у участников проекта активности, самостоятельности и творческого начала;
- развитие коммуникативных способностей.
- привить вкус к здоровому образу жизни посредством общеукрепляющих мероприятий, забота о своем здоровье – показатель культуры личности.
Содержание проекта
Осуществление проекта «Ребята нашего двора» проводится в три главных этапа: организационный, основной, заключительный.
Организационный этап – важнейший начальный этап, на котором происходит создание дворовой компании, разъяснение идеи летней площадки, адаптация детей к новым общениям и прослеживание отдельной активности каждого, а также, уровня совместной деятельности. Исследовав необходимые аспекты периода и придя к определенному результату, начинается отсчет основного этапа.
Основной этап – самый продолжительный и разносторонний. Учитываются и отбрасываются возможные загвоздки, возникнувшие в организационный этап. В этот промежуток времени происходит, в большей мере, реализация намеченных планов по выбранному направлению. Дети включаются в разные виды занятий и самодеятельности. Ведется интенсивная и осмысленная деятельность организаторов по благополучию участников площадки.
Заключительный этап – происходит оценка участниками полученного ими результата программы, значимость отношений с окружающими людьми. Подводятся заключительные итоги: взаимодействие, рейтинг. После чего, выделяются основные выводы.
Мероприятия
29 марта- 31 мая
Подготовительный этап
Обучение в рамках проблемно - тематического семинара «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в 2017 году». Для подготовки студентов к работе с детьми и молодежью по месту жительства организуется областная обучающая профильная смена. В течение смены проводятся тренинговые занятия, в ходе которых студенты обучаются навыкам эффективного общения, игровым технологиям, основам возрастной психологии, формам групповой работы, технологиям разрешения конфликтов, организации веревочных курсов, проведению игр на знакомство и сплочение коллектива, соревнований, эстафет, подвижных народных игр, разработке социальных проектов. Студенты закрепляются за конкретными дворовыми площадками (по два человека на одну площадку) с учетом их предпочтений. Студенческие мини-группы разрабатывают собственные проекты деятельности на дворовых площадках; включая блок материально-технического обеспечения проекта.
Организационный этап
- информирование населения поселка о реализации проекта дворовой практики «Ребята нашего двора»;
- подготовка и подбор инвентаря для игр и спортивных соревнований, составление плана мероприятий, подбор сценариев.
Основной этап
Год-30.06.17 год
Реализация проектадворовой практики «Ребята нашего двора»;
Заключительный этап
Год-2.07.17 год
Подведение итогов, анализ работы.
Конкурсная программа
Конкурсная программа – средство вовлечения подростков в формы развивающего досуга, освоения ими способов организации своего свободного времени. Содержание работы направляется на организацию системы деятельности по достижению успеха в творческом, культурном, спортивном, интеллектуальном и других видах и способах организации досуга. Подростки самостоятельно определяют свою роль (организатор, участник, наблюдатель) в этот период смены. Команды для участия в конкурсах формируются по принципу добровольности и личностного интереса ребёнка. Они создаются с целью его самореализации, получения знаний и умений, освоения ценностей общечеловеческого характера. Задача педагога на этот период – помочь в ребенку в выборе объединения, обеспечивающего удовлетворение личного интереса ребёнка, комфортность его пребывания; помочь в создании своего собственного проекта, конкурса, в поиске собственного места и роль совместной деятельности.
Механизм реализации проекта
Материально-техническое обеспечение проекта
фотоаппарат - 1 шт.
- мяч волейбольный – 2 шт.
- мяч футбольный – 3 шт.
- мяч баскетбольный – 1 шт.
- волейбольная сетка – 1 шт.
- тарелка для фризби – 1 шт.
- ракетки для бадминтона – 1 пара
- обручи – 5 шт.
- скакалки – 3 шт.
- канцелярские товары
- компьютер
-проектор и экран.
-спортивная площадка
-спортивный зал
План реализации проекта
Общий план работы (05.06.17-30.06.17)
Дата | Мероприятие | Описание |
5.06.17 | День знакомств | Сбор детей проживающих на подотчётных улицах. Торжественная линейка. Проведение игр на знакомство. «Откроем сердце другу», «Снежный ком»; «Змейка»; «Назовись»; Выявление лидеров. Ознакомление детей с распорядком дня дворовой площадки, планом работы на месяц, правилами поведения на площадке. Инструктаж по технике безопасности «Безопасный путь» - поведение на дороге; Интеллектуально-творческая игра «Контакт» |
6.06.17 | День здоровья | Игры на взаимодействие. Игры на выявление лидерства «В поисках лидера». Выборы в органы самоуправления. Игры на сплочение «Стройные и быстрые». Анкетирование. Проведение Брейн-ринг на тему здорового образа жизни и вредных привычек. «Не бойся, но будь осторожен». |
7.06.17 | День экологии | Беседа с детьми об экологии. Была проведена викторина и разные игры, посвященные экологии. В гости к детям приходи пираты. Участие в открытии летнего читающего дворика. |
8.06.17 | День любви, семьи и верности | 1. Беседа «Молодежные субкультуры» 2. Игра «Чай-чай выручай» 3. Беседа на тему Дня любви, семьи и верности |
13.06.17 | День игр | Проведение забытых игр, в которые когда-то играли дети во дворах и о которых современные дети не знают («Вопрос соседу», «Зеленая ягодка, красная ягодка» и т.д.) |
14.06.17 | День патриотического воспитания | Посещение краеведческого музея. Беседа «Ценность – Родина». Литературно-музыкальная композиция «Тебе, Россия, посвящаем» |
15.06.17 | День спорта | Проведение Кихтевым Сергеем Павловичем спортивных соревнований между отрядом «Пилоты» и командой каратистов. Мастер-класс по каратэ. |
19.06.17 | День рекордсменов | Проведение развлекательной программы “Гиннес шоу . |
20.06.17 | День творчества | Проведение литературно-музыкальнаой композиции «На творчество земля родная вдохновила». Встреча с поэтами Валерием Евгеньевичем Тарасовым и Торговой Ндеждой Вячеславовной |
21.06.17 | День русской старины | Посещение Муниципального бюджетного учреждения культуры Центр развития народных промыслов и туризма Сосновского муниципального района. Экскурсия по Центру, проведение мастер-классов по изготовлению кукол-оберегов, чаепитие. |
22.06.17 | День памяти и скорби | Акция «Мы помним всех тех, кто спас русскую землю…». Ребятам необходимо подготовить материал о героях войны. В этот день ребята подготовили для малышей школьного лагеря литературно-музыкальную композицию «Мы будем помнить ваши имена». Целью данного мероприятия является воспитание чувства патриотизма и любви к Родине. |
26.06.17 | День героев Отечества | Проведение Урока мужества, посвященного Героям Советского Союза |
27.06.17 | День самоопределения, день поиска своего – Я. | Экскурсия в ГБОУ СПО «Сосновский агропромышленный техникум». Проведение веселых стартов в спортивном комплексе техникума, знакомство со специальностями и профессиями, которые можно получить в данном образовательном учреждении. |
28.06.17 | День рукоделья | Проведение интересной конкурсной программы «Я хочу подружиться с природой». Акция |
29.06.17 | День танцев | Танцевальная программа «Стартинейджер» Анкетирование участников отряда «Пилоты» |
Методическая копилка.
Отряд "Адреналин" представляет:
Адреналин нас снова в поход зовёт-
Прочь оттолкни ты кипы сомнений.
Летом любого ребёнка здесь ждёт
Удивительный мир приключений!
Не сомневайся, тебе повезло,
Предложенья другие не принимай.
Ждут нас конкурсы, песни, кино.
Купайся, играй, загорай!
Без зелени леса нам просто не жить,
Извилистой тропкой в лес мы идём.
Тем, кого не пугают тревоги дорог,
Отряд наш подарит дружбу в итог.
Всё это будет, приходи к нам скорей.
Вместе с друзьями всегда веселей.
С нами твори, фантазируй, мечтай,
Любимые с детства книжки читай.
Отряд "Адреналин" тебя в гости зовёт
Прочь оттолкни ты кипы сомнений.
Летом любого ребёнка здесь ждёт
Сказочный мир – "Мир приключений".
Тренинг «Я – лидер».
Время проведения - 1,5 часа. Занятие состоит из двух частей, в которых применяются разные технологии. Первая часть - тренинг осознания своих лидерских качеств. В общем круге участники по очереди рассказывают друг другу о случаях, когда они выполняли различные лидерские роли. Ведущий вводит понятие о множественности лидерских ролей и изменении их в зависимости от ситуации и сферы деятельности. Обсуждаются вопросы о динамической смене лидеров в группе и семье; о том, что для успешного развития коллектива (семьи) необходимо присутствие в их составе широкого набора разных лидеров. Вторая часть - групповое самотестирование в форме анкетирования. Ведущий раздает участникам анкету типичных лидерских качеств и ролей в разных сферах жизнедеятельности. В управлении и принятии решений: вожак, руководитель. В выработке решений (гипотез): генератор идей, «компьютер», выдумщик, фантазер. В мотивации деятельности и ее организации: энтузиаст, трудоголик, заводной. В коммуникациях между участниками деятельности: специалист по общению (коммуникатор), менеджер, дипломат, переговорщик. В сфере знаний: кладезь премудрости, «банк данных», «библиотека» , знайка. В сфере практических навыков для реализации деятельности: мастер на все руки, рукодельник, умелец. В сфере эмоциональной поддержки деятельности и психологической защиты от стрессов: психотерапевт, лучший хвалитель, оптимист, добрый. В оценке результатов ,деятельности: верховный судья, оценщик, поощритель. В культуре и досуге: затейник, хранитель традиций, культуровед (литературо-, музыко-, киновед), главный театрал, спортсмен, турист...
Затем участники поочередно по кругу называют лидерские качества и роли, которые обнаруживают у каждого из своих товарищей по группе: по одному качеству на участника. При этом все записывают распознаваемые у них лидерские качества в свои анкеты. Далее участники подсчитывают, сколько баллов набрало каждое из их лидерских качеств; какова его доля в процентах от общего числа отмеченных лидерских качеств (оно равно числу участников группы, не считая его самого). Проводится групповая дискуссия на следующие темы: множественность лидерских ролей в разных сферах деятельности и общения; правильное понимание лидерства, основанного не на способности «командовать», а на способности человека эффективно организовать и осуществлять различную по содержанию деятельность; наличие лидерских ролей (в разной деятельности) у каждого участника группы; необходимость присутствия в каждой социальной группе (например, классе) для ее успешного функционирования как группы полного набора различных лидерских ролей; потенциальная успешность данной группы. Занятие диагностирует распределение социально-психологических ролей в группе, лидерские способности в различных сферах жизнедеятельности. В последующем этот материал можно использовать во внеклассной работе для поддержки реализации подростками максимально эффективных ролей.
Дорогие коллеги!
МБОУ Сосновская СШ №2
Проект
«Ребята нашего двора»
Возраст участников: 12-16 лет