Первобытная культура в контексте проблемы взаимодействия различных видов искусств
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Первобытная культура в контексте проблемы взаимодействия различных видов искусств
ПЛАН:
Первобытная культура: ее периодизация
Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры
Тотемизм, фетишизм, анимизм и пр.
Миф как универсальная структура первобытного сознания: классификация мифов
ЭПОХА МУСТЬЕ
Эпоха Мустье (80 – 40 тысячелетия до н.э.) – наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, следует за ашельской культурой (эпохой)* и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита.
*Ашельская культура – доисторическая культура раннего палеолита, для которой характерны каменные ручные рубила; названа по предместью г. Амьен Сент-Ашель во Франции, но широко распространена в Африке, Европе, на Ближнем Востоке и в части Азии.
Многими исследователями выделяется под названием «средний палеолит».
Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь).
Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т.д.).
Обработка кости развита слабо.
Носителями мустьерской культуры были неандертальцы.
Они жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством.
Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях.
Искусство в эпоху Мустье тесно связано с зарождающимися религиозными представлениями и ритуалами.
Среди небольшого количества найденных предметов этого времени, носящих следы искусственной обработки и не являющихся орудиями труда или охоты, чаще всего встречаются изготовленные из костей или зубов животных амулеты, из которых могли быть составлены целые ожерелья или браслеты.
При их создании применялась полировка и гравировка.
Уже в эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий.
Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными полосами и пятнами и с выдолбленными чашечками, расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция).
Ла Ферраси (фр. La Ferrassie) – палеолитический навес под скалами в 40 км к юго-западу от города Монтиньяк, в департаменте Дордонь во Франции.
Раскопки шли в период с 1902 по 1922 гг.
В мустьерском слое найдено 6 погребений неандертальцев: мужчины, женщины и 4 детей.
Над погребением одного из детей располагалась плита известняка с несколькими выдолбленными в ней углублениями.
Она рассматривается как одно из первых проявлений зарождавшегося в мустьерскую эпоху изобразительного искусства.
О том, что в этот период наряду с изобразительным искусством зарождалась и музыка, говорит флейта, найденная в 1996 г. на неандертальской охотничьей стоянке в Словении.
Флейта изготовлена из полой медвежьей кости, в которой просверлены боковые отверстия.
ЭПОХА ОРИНЬЯК
К эпохе Ориньяк (40–35 тысячелетия до н. э.) относится серия рисунков в пещерах Франции и Испании.
Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция).
Впервые выделена в начале XX в.
Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы.
Носителями ориньякской культуры были кроманьонцы.
Для Ориньякской культуры характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство.
В это время начинают появляться первые произведения первобытного искусства, которыми являются схематичные контурные рисунки звериных голов, обычно выполняемые на известняковых плитах.
Рисунки очень несовершенны, пропорции не соблюдены, неясно обозначены голова и ноги.
Но эти рисунки ценны тем, что показывают первые попытки осмыслить и передать виденное.
В этот же период создаются и первые произведения круглой пластики: женские фигурки из мягких пород камня (размером в 5–10 см).
Конечности у таких фигурок едва намечены, голова обработана суммарно без обозначения черт лица, но зато резко подчеркнуты половые признаки женщины.
Такого рода женские статуэтки были широко распространены на территории Испании, Франции и СССР.
Эта эпоха – время матриархата, время господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива, и счет родства велся по женской линии.
В эпоху Ориньяк встречаются на стенах пещер изображения рук; краской обводился контур руки, и рисунок заключался в круг.
Последнее обстоятельство свидетельствует, что это не случайные отпечатки, а магические знаки.
Кроме изображения животных, на стенах пещер встречаются изображения человеческих фигур в уродливых звериных масках.
Это охотники, которые надевали маски и для совершения религиозных обрядов и для магического танца.
ЭПОХА СОЛЮТРЕ
Эпоха Солютре (35–25 тысячелетия до н.э.). Солютрейская культура – археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании.
Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по стоянке Солютре (Solutre, департамент Сона и Луара во Франции).
Характеризуется тщательно изготовленными, обработанными совершенной отжимной ретушью кремнёвыми, т.н. солютрейскими, наконечниками в форме лаврового или ивового листа, а также с выемкой.
Часть из них служила наконечниками копий и дротиков, часть – ножами и кинжалами.
Существует версия о проникновении носителей Солютрейской культуры в Северную Америку, где они создали Культуру Кловис (так называемая Солютрейская гипотеза (англ.), предложенная в 1998 году и предполагающая, что именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).
Локальным вариантом солютрейской культуры является культура Гримальди.
Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII–XV тысячелетии до н. э.
Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.
Пещера Ласко
Пещера Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции – один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений.
Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи».
Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками.
Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния.
Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.
Животные, изображенные на стенах Ласко, – те же самые, что и во многих других пещерах с наскальными изображениями во франко-кантабрийском регионе: в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны.
Другие изображения животных встречаются реже и часто представляют потенциальную опасность для человека (например, медведи, носороги и крупные животные из семейства кошачьих).
Виды нарисованных животных не соответствуют тем, на которых люди палеолита охотились и которых они использовали в разнообразных целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.).
Только гравированный северный олень (хотя такая интерпретация рисунка до сих пор вызывает сомнения), был определен как животное, чьи кости есть в пещере (более 88 % из найденных).
Тщательное изучение росписей Ласко открыло одну из особенностей работы древних мастеров: рисунок на стенах пещеры иногда наслаивался на предыдущий.
Нередко художники изображали целые стада животных, особенно часто они встречаются в гравюрах на кости.
В таких изображениях фигуры на переднем плане переданы детально, а остальные – схематично.
А. Леруа-Гуран считает, что пещера Ласко была святилищем, чем-то вроде культового места для людей того времени.
В эпоху Солютре расширяется и углубляется образное познание окружающего мира, уточняется представление о животном мире, который и в этот период остается главной темой искусства.
Фигура животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается четче, пропорции правильнее; появляется штриховка, открывшая возможность перехода от плоскостного контурного рисунка к более объемному изображению.
Встречаются попытки показать животное в различных позах, и к концу эпохи Солютре в этом отношении достигается значительный успех (пещеры Франции – Нио, Фон-де-Гом; Испании – дела Пенья, Пасегья, Кастильо).
ЭПОХА МАДЛЕН
Наивысший расцвет искусства палеолита падает на эпоху Мадлен (25–8 тысячелетия до н.э.).
Мадленская культура (культура Мадлен) – культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии.
Преобладают разнообразные кремневые резцы, проколки, скребки.
Высоко развита обработка кости.
Характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные и др. изображения на стенах и потолках пещер.
Произошел переход к микролитам, то есть мелким орудиям труда из камня.
Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур.
Мадленская культура в широком смысле охватывает заключительный этап развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья.
Мадленское население оставило нам великолепное пещерное искусство и предметы из кости.
Животное остается главной темой искусства, но изображается оно теперь в движении.
Лучшие рисунки этого времени показывают животных пасущимися, лежащими, бегущими, дерущимися.
В более ранние эпохи краска служила лишь для обведения контура; если в конце эпохи Солютре закрашиваются лишь отдельные части фигуры, то в эпоху Мадлен все изображение покрывается краской и постепенно от одноцветной росписи переходят к двум-трем цветам различной силы тона и интенсивности.
Шедевры мадленской живописи
Шедевры мадленской живописи из Альтамирской пещеры (Испания) и пещеры Фон-де-Гом (Франция) передают животное почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью.
Альтамира
Альтамира – пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна дель Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера.
Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и зал.
Главная зала составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту.
Некоторое время в пещере никто не жил кроме животных.
Рисунки представляют изображения бизонов, лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др.
Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками.
Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах.
Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно это было связано с их религиозным взглядом на мир.
Похожие изображения имеются в пещерах Скандинавии и Северной Италии.
Почти все изображения животных эпохи Мадлен изолированы, не связаны между собой композиционно.
Лишь к концу периода художники начинают группировать фигуры животных.
К лучшим памятникам такого характера относится изображение группы оленей на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада оленей из грота Мэри около Тейжа (Франция) и табун лошадей из грота Шаффо (Франция).
Обычны для палеолитического искусства и такие рисунки и гравюры, на которых изображено и то, что художник знал об изображаемом животном.
Так, в пещере Пиндаль (Испания) изображен мамонт, у которого красным цветом отмечена область сердца.
Или в пещере Абри дю Пуассон художник выгравировал рыбку, внутри которой изображены ее внутренности.
При более детальном рассмотрении наскальных гравюр и рисунков, невольно обращаешь внимание на то, что художник старался изображать движение, а застывших, неподвижных фигур почти нет.
Движение выражено наклоном или поворотом головы, положением пересеченных конечностей.
Так, в пещере Пеш-Мерль найдено изображение бегущего большерогого оленя.
Рисунок выполнен пальцем на глине, отложившейся на стенах пещеры.
Стремительный бег животного передан вытянутыми ногами.
Совершенно отчетливо изображено движение лошади, приготовившейся к прыжку (пещера Абри де Монтастрюк): туловище поднято на дыбы, голова, шея и круп вытянуты параллельно задним ногам, готовым к толчку; передние нога согнуты в коленях и прижаты к груди.
В монументальном наскальном искусстве иногда встречается комбинированная техника росписи и гравюры.
Для гравюр художники применяли различные минеральные красители.
Желтую, красную и коричневую краски обычно приготовляли из охры, черную и темно-бурую – из окиси марганца.
Белая краска вырабатывалась из каолина (белой глины), различные оттенки желто-красного цвета – из лемонита и гематита, черный цвет – из древесного угля.
В качестве вяжущего вещества чаще использовалась вода, реже – жир.
В позднепалеолитических слоях были обнаружены запасы порошковых красителей или комки красителей, которые использовались наподобие цветных карандашей.
Вполне возможно, что красная краска использовалась для раскрашивания тела в некоторых ритуалах.
Были найдены также отдельные фрагменты посуды из-под красок.
МЕЗОЛИТ
В среднем каменном веке – мезолите (10-7 тыс. лет назад для Европы) – условия существования человека в очередной раз изменились.
Ледник откатывается к северу, затапливая Европу своими водами.
Исчезает фауна приледниковой зоны – стада северных оленей, мамонты – и, соответственно, связанная с ней охотничья культура.
В мезолитическом хозяйстве повышается значение собирательства и рыболовства.
Люди если и не вполне оседают, то уходят недалеко от своих стоянок, собирая водоросли, ракушки, рыбу на берегах морей и водоемов, а затем изобретают лодку.
Мезолитические стоянки располагаются в дюнах и торфяниках: выкопать временное убежище в мягком грунте нетрудно, а пещер на равнине нет.
Ставить постоянное солидное жилище человек еще не пытается.
Изобретены лук и стрелы, приручена собака (она прибивается к человеку еще в палеолите), одомашнена свинья.
Многие из открытых археологами стоянок этого времени представляют собой скопление пищевых отбросов – кухонные кучи.
Самые внушительные холмы объедков обнаружены в Дании и достигают 300 м длины и до 3 м высоты.
Их состав позволяет судить о мезолитическом хозяйстве.
В кухонных кучах есть кости дикого быка, оленя, лося, собаки, рыб, но больше всего – раковин.
Значит, основой пропитания был съедобный моллюск.
Его собирали на мелководье женщины и дети, пока мужчины охотились и рыбачили.
К концу мезолита женщина изобрела глиняный горшок.
С керамикой связано появление орнамента. На влажной глине кончиками пальцев проводились волнистые линии, а палочкой – черточки.
Узоры на глине имеют магическое предназначение, они должны укреплять изделие, но это, естественно, не исключает их эстетического характера.
Орнамент – искусство женское.
Оно приходит на смену мужской живописи позднего палеолита.
Могучих зверей на скалах больше не рисуют.
Там, где этому способствовали природные условия, человек уже в мезолите сделал первый шаг от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящему (животноводство и земледелие).
На Ближнем Востоке мезолит датируется 10-7 тыс. лет до н.э.
Здесь, на территории теперешней Палестины, около 10 тыс. лет назад существовала так называемая Натуфийская культура.
Ее создатели жили в гротах и пещерах, а на открытых местах строили уже достаточно долговременные и большие поселки. Эти первые в истории городища имели до 50 овальных полуземлянок со стенами из камней и крышами из тростника.
Найденные археологами серпы, ступки и песты свидетельствуют о том, что натуфийцы собирали дикорастущие злаки и, видимо, находились на пороге земледелия.
Древнейшие поселяне оставили погребения по 3-10 скелетов в каждом.
Причем часто только одного покойника украшали раковинами и костяными поделками.
Детей хоронили под полом жилищ.
Погребальные обычаи натуфийцев наталкивают на мысль об усложнении социальной организации, верований и культуры в целом.
Если следовать историко-лингвистической гипотезе Дж. Джайнза, то наступает век имен и обозначений человека.
Человек получает имя и место в системе брачно-генеалогических классификаций, которые достигают большой сложности.
Родовая организация перестает совпадать с экономическими объединениями – общинами, как в развитом палеолите, и служит преимущественно для регуляции брачных отношений.
Из сохранившихся к Новому времени первобытных племен черты мезолита более всего были выражены у австралийских аборигенов.
Обитатели континента занимались охотой, собирательством, рыболовством.
Из орудий труда располагали заостренной палкой, копьем, каменным топором, бумерангом.
Обходились минимумом одежды, а из жилищ знали только ветровые заслоны, навесы и временные хижины.
Жили племенами по 500-600 человек, составленными из территориальных общин по 30-100 человек.
Параллельно с территориальной организацией племя разделялось по брачно-половому признаку на роды и брачные классы.
Всеми делами заправляли мужчины среднего и пожилого возраста.
Процветали магия, тотемизм, знахарство.
Если верить этнографам, аборигены мало задумывались о смерти, но очень боялись колдунов.
Кончина человека обычно приписывалась враждебным козням, так же как и болезнь.
За помощью обращались к «специалистам» – магам и знахарям.
НЕОЛИТ
В неолите люди научились обжигать глину, появилась расписная керамика.
В захоронениях находят многочисленные драгоценности, что свидетельствует о заупокойном культе.
Развитие культуры в этот период в различных регионах начинает идти разными путями: неолит Египта, Двуречья, Китая и других различается по росписи и орнаменту изделий, формам керамики.
Но существуют и сходные черты: повсеместно распространена мелкая пластика из глины и камня, общим для всех является и стремление украсить предметы повседневного быта.
Первые архитектурные сооружения первобытного общества – мегалиты (от греч. мegos – большой, litos – камень), появились в эпоху бронзы, когда в связи с накоплением богатств, имущественным и социальным расслоением общества происходит усложнение социальной системы.
Существует три вида мегалитов – построек из огромных грубо обработанных камней:
а) дольмены – четырехугольные строения из крупных каменных плит, поставленных на ребро и плитою же перекрытых, служащие гробницами, реже – жилищами;
б) менгиры – вертикальные столбы, иногда до 20 метров высотой (Франция, Бретань, Карнак), покрытые рельефом (Монголия), оформленные в виде фигуры человека («каменные бабы» юга России, Сибири), животного (Армения);
в) кромлехи – самые сложные сооружения древности.
Обычно это менгиры, установленные на большой площадке концентрическими кругами вокруг жертвенного камня, иногда попарно перекрытые плитой (Англия, Стоунхедж).
Это первые известные нам культовые сооружения, при создании которых преследовались не только утилитарные цели, но учитывалось и художественное воздействие на зрителя.
В эпохи бронзы и железа большое распространение получили металлическое оружие и декоративно-прикладное искусство.
Это доказывают находки из скифских курганов, погребений Кубани, Северного Кавказа.
Первобытный человек еще далек от того, чтобы сделать познавательную ориентацию сознания самостоятельной формой своей духовной деятельности, еще не были выработаны психические механизмы абстрактно-логического мышления.
Свойственное ему художественно-образное мышление метафорично, чувственно и является единственным средством духовного освоения мира.
Сопоставление памятников культуры различных очагов первобытного искусства позволяет сделать вывод об общих закономерностях развития художественного сознания, которое эволюционирует очень медленно.
К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости.
Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа.
А в средней, лесной полосе Европы со второй половины 1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.
Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища).
Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков.
Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового веков.
Термин «стоянка» очень условен.
Сейчас он вытесняется понятием «поселение».
Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные кучи отбросов устричных раковин).
Название это датское, так как в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников.
На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке.
Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.
Особый вид поселений – римские террамары – укрепленные поселения на сваях.
Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника.
В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.
Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо надмогильных сооружений.
В основании многих курганов ямной культуры выделялся кромлех – пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро.
Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 метров.
Иногда на курганах возвышались каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин).
Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон самых отдаленных точек.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Первобытная культура в контексте проблемы взаимодействия различных видов искусств
ПЛАН: