Методологические основы собриологии.

В СССР и России основы собриологии разрабатывали и разрабатывают А. И. Красноносов (Орел), Г. А. Шичко (Ленинград), В. А. Рязанцев (Николаев), Г. М. Юзефович (Хабаровск), H. А. Гринченко (Елец), А. Н. Якушев (Ставрополь), Г. И. Губочкин (Ярославль), Н. В. Январский (Ижевск), Ю. А. Соколов (С-Петербург), В.П. Кривоногов (Красноярск) и другие. К видным зарубежным собриологам можно отнести Д. Разерфорда (Англия), Х. Колстада (Норвегия), В. Штубера (Швейцария), Ф. Линдемана (ФРГ), Я. Моравского (Польша), А. Чекаускаса (Литва) и других.

Необходимость методологического обоснования своего статуса, структуры, содержания и междисциплинарных связей ощущают такие становящиеся науки, как экология человека, ювенология, алкология, социальная педагогика, валеология, собриология и другие. Основываясь на методологических основах собриологии как особой междисциплинарной отрасли знаний, мы постарались учесть недочеты и ошибки, допущенные аналогичными междисциплинарными комплексами.

Собриология - становящаяся наука междисциплинарного характера, специфика которой пока не стала предметом широкого обсуждения. Собриологические исследования, собриологическое планирование, собриологическая компетентность и т. п. - это все первичные методики, собриологические программы, базисные понятия новой становящейся науки.

Необходимо отметить ряд проблем, сложившихся на сегодняшний день в собриологии: во-первых, собриология пока не сделала своим базисным понятием "трезвенническую деятельность", как самое богатое, интегральное, внутренне содержательное понятие (субъект трезвеннической деятельности, объект трезвеннической деятельности, процесс, средства, результат трезвеннической деятельности, система трезвеннической деятельности, среда); во-вторых, собриология содержательно пока не развернула понятия трезвой личности и стадий, фаз, форм, этапов ее отрезвления (идентификация, индивидуализация, персонализация); в-третьих, вся мировая собриология до сих пор не может четко определиться относительно трех принципиальных процессов трезвеннической деятельности образования, обучения, воспитания.

Что касается общих методологических принципов исследования объекта собриологии, то постановка этой проблемы закономерно следует из необходимости глубокого философского обоснования ее (это осознано почти всеми современными науками).

Поскольку статус, структура, предмет и содержание собриологии еще не стали предметом научной дискуссии, а программные документы до сих пор не готовы, автор свободен в формировании своей точки зрения. Для нас очевидно, что собриология как наука призвана исследовать отрезвление личности, семьи, государства формы социального бытия индивида, механизмы трансляции алкогольного и трезвого опыта, собриологические технологии формирования личности, междисциплинарные связи собриологии и т. д.

Центральными понятиями собриологии являются так или иначе понятия личности (индивид, индивидуальность, индивидуум, человек, субъект). Это и должно быть положено в основание формулирования методологических принципов собриологии. Какие же методологические принципы могут быть взяты в качестве базисных для исследования становления личности?

Принципы собриологии - система мер в преодолении алкоголепотребления и формировании трезвого образа жизни.

Принцип научности предполагает объективный анализ закономерностей развития общества и нового социального типа личности, динамики негативных социальных явлений, "питающих" алкогольную потребность, научное управление процессами формирования личности и предупреждения патологии развития, разработку и внедрение передовых, научно обоснованных форм и методов работы.

Принцип социальной активности означает активное участие членов общества в устранении диалектических противоречий его развития, использование общественного мнения, активной позиции личности для перестройки индивидуального обыденного массового сознания в отношении употребления алкоголя и других наркотиков, предполагает опору на сознательную инициативу трудящихся, их сочувствие целям противоалкогольной политики.

Принцип системности подразумевает системное взаимодействие всех научных и практических направлений работы по формированию нового трезвого типа личности и предупреждению алкогольной деформации, а также установочные интегративные связи между социальной политикой в целом и ее отдельными частями, между объектами воспитательно-профилактического процесса и т. п.

Принцип раннего предупреждения вытекает из самой генеральной цели трезвеннической политики в данной области, обусловливает нацеленность всей системы социальной защиты от пьянства на раннюю профилактику этого явления, на примат предупреждения над наказанием, воспитания над перевоспитанием, на раннее выявление и устранение негативных предпосылок развития личности.

Принцип дифференцированности предполагает иерархию и распределение мер воспитательно-профилактического воздействия по отношению к различным возрастно-половым, социальным группам и подгруппам, учет конкретной ситуации развития каждой личности, использование индивидуально подобранных методов воздействия.

Принцип законности. Трезвенническую деятельность необходимо основывать на безусловном соблюдении законов и соответствующих нормативных актов. При составлении плана предупредительной работы, определении ее форм и методов, а также мер воздействия на правонарушителей основное внимание требуется уделить обеспечению законных прав и интересов граждан. Это требование распространяется на всех должностных лиц, членов общественных организаций и работников предприятия.

Принцип реальности и экономической целесообразности. Профилактическая работа должна строиться на анализе состояния трудовой дисциплины, общественного порядка и организации борьбы с правонарушителями, а также с учетом материальных, кадровых, технических возможностей предприятия. Требование экономической целесообразности предполагает оценку эффективности разрабатываемых профилактических мер.

Принцип конкретности. Конкретность имеет в виду выявление наиболее актуальных направлений профилактики, определение непосредственных участников предупредительной деятельности, форм профилактической работы и мер воздействия на любителей выпить, средств для решения задач, поставленных перед участниками профилактики, сроков исполнения запланированных мероприятий, форм контроля.

Директивность означает, что профилактические меры обязательны для исполнения всеми участниками предупредительной деятельности трудового коллектива.

Данный подход к профилактической деятельности направлен на обеспечение совместных усилий всех, кто занят этой важной работой; взаимодействие с участниками профилактики района (города); разработку разнообразных профилактических мероприятий с включением их в различные виды деятельности трудового коллектива, взаимосвязь таких планов. Это прежде всего следует учитывать при планировании предупредительных мер против наиболее распространенных в коллективах правонарушений, которые требуют усилий всех звеньев системы профилактики.

Требование программно-целевого подхода к профилактической работе означает выработку перспективных целей всей деятельности коллектива по предупреждению потребления алкоголя и других наркотиков, которые могут быть достигнуты к концу планируемого периода, и непосредственных, частных целей и задач по отдельным направлениям предупредительной работы, составление программы действий участников профилактики, а также материальное обеспечение запланированных мероприятий.

Увязывание профилактических мер с мероприятиями экономического и социального характера позволяет выявить степень взаимовлияния проводимых социально-экономических преобразований на состояние пьянства в коллективе, эффективность профилактического воздействия на укрепление трудовой и производственной дисциплины, экономического и социального развития предприятия, организации.

Принцип комплексности, сущность которого состоит в подходе к проблеме искоренения пьянства и алкоголизма как к комплексному явлению, требующему совместных скоординированных усилий государственных, профсоюзных органов, хозяйственных руководителей, общественных, медицинских, социально-культурных учреждений, трудовых и учебных коллективов, научных центров. Принцип комплексности также подразумевает, что для искоренения пьянства и алкоголизма необходимо широко использовать экономические, идеологические, моральные, медицинские, организационные и иные средства, не ограничиваясь каким-либо одним или несколькими видами борьбы.

Принцип всенародности. Он означает, что борьба с пьянством и алкоголизмом может быть успешной лишь при условии, если в нее будут вовлекаться все более и более широкие слои трудящихся, а в перспективе - весь народ.

Принцип постоянства, суть которого сводится к тому, что работа по преодолению пьянства и алкоголизма должна вестись не компанейски, с фазами спадов и подъемов, а постоянно, систематически и повседневно.

Принцип абсолютного воздержания от алкоголя, т. е. деятельность за настоящее отрезвление человека. Без этого принципа противостояние наркотикам просто невозможно.

Принцип личной ответственности и прежде всего руководителей, за потребление алкоголя и состояние антиалкогольной борьбы.

Принцип гуманизма. Известно, что понятия гуманизма, гуманности, гуманизации стали расхожими не только в современной науке, но и в современной практике. Не только ученые или политические лидеры, не только партии или движения, но и носители обыденного сознания уже привыкли оперировать этими понятиями как само собой разумеющимися (гуманитарная помощь, например). Тем не менее следует констатировать отсутствие четкого содержательного осмысления самого принципа гуманизма. Мы связываем с принципом гуманизма утверждение в исследовательской и практической деятельности трех идей: а) признание человека высшей социальной ценностью, т. е. не только естественные и технические объекты и процессы, но и общественные, в конечном, счете, должны рассматриваться сквозь призму "эмансипации" человека: традиционные ценности, богатство и власть должны быть подчинены ценности человека; б) признание человека целью общественного развития, т. е. все остальное в обществе (власть, деньги, наука, искусство и, тем, более, трезвенническая деятельность) должно быть адаптировано к образовательным, социокультурным и духовным запросам личности, должно являться средством по отношению к человеку как цели; в) признание трезвого человека высшим критерием оценки всех сфер общественной жизни, мерой измерения и экономики, и науки, и педагогики, и искусства, и медицины, и управления, что, в первую очередь, потребует установления принципиально новых отношений между собриологической наукой и широко понимаемой трезвеннической практикой.

Принцип социальности. Термины и понятия "социальность", "социальное", "социум", социабельность" широко используются в современной науке. Их, как правило, противопоставляют или природным, или технико-экономическим объектам и процессам. Для собриологии понятие социальности имеет принципиальное значение в трех аспектах а) социальной детерминированности самой природы человека, его субстрата. Иначе говоря, человек не является биохимическим или биофизическим и вообще только природным образованием; б) социальной детерминации самого многоаспектного процесса становления трезвой личности. В традиционном понимании это признание важной роли социальной среды в формировании человека; в) социальности бытия функционирующей личности. Это означает, что не только высшие функции человека (научная деятельность, художественное творчество и т. д.), но и почти все процессы (движение, улыбка, жесты, мимика и т. д.) являются социальными, содержат в себе социокультурные программы.

Принцип развития. Динамическая природа объекта собриологии предполагает, что наука должна исходить из принципа развития, т. е. понимать личность как динамическое образование, анализировать этапы социализации, индивидуально-исторические формы бытия личности и т. д. Для нас принцип развития применительно к анализу социального становления личности означает следующее: а) индивид (человек, индивидуальность, личность) является продуктом исторического развития, результатом процессов антропогенеза и социогенеза; б) процесс отрезвления мы рассматриваем как стадиально-временное движение, выделяя в нем уровни идентификации, индивидуализации и персонализации; в) внешнее воздействие социума на отрезвляющуюся личность никогда не дает позитивного гуманистического результата, если сама личность не имеет внутренних импульсов к отрезвлению.

Принцип поляризации. Этот принцип является методологической трансформацией диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Для собриологии имеют значение следующие аспекты: а) исследование человека как системы полярных качеств: биологическое-социальное, потребности-способности, субъект-объект, умственное-физическое, индивидуальное-коллективное и т. д.; б) принцип поляризации предполагает диалектическое рассмотрение самого процесса отрезвления, единства в нем противоположных форм, способов, аспектов развития-саморазвития, образования-самообразования, воспитания-самовоспитания, идентификации-индивидуализации; в) социальное функционирование становящейся или ставшей личности требует диалектического подхода.

Принцип практики. Одной из особенностей собриологии является ее прагматическая ориентация, когда и сама личность, и процесс ее отрезвления, и функционирование личности обретают значимость с точки зрения тех практических сфер общественной жизни, которые образуют социум: а) прежде всего собриологическое исследование человека отправляется от исторически сложившейся системы общественной практики; б) процесс отрезвления личности предполагает преодоление алкогольного информационно-просветительского стиля и использование всех трезвеннических многообразных механизмов самой практической деятельности для формирования трезвой личности; в) специфика собриологии заключается также в том, что она не прекращает формирования личности на каком-то определенном этапе. Нас интересует дальнейшее движение личности эффективность сформированных трезвых качеств личности проблема противоречий государственного спаивания и формирование трезвого человека.

Принцип стратегической целостности: означает четкое определение единой долгосрочной стратегии профилактической деятельности, из которой вытекают как основные стратегические ее направления, так и конкретные тактические решения, в том числе отдельные целевые мероприятия и акции.

Принцип многоаспектности: ориентирует на обязательное сочетание различных аспектов профилактической деятельности: личностно-центрированного, поведенчески-центрированного и средо-центрированного. Личностно-центрированный аспект предполагает действия, направленные на позитивное развитие ресурсов личности; поведенчески-центрированный аспект – целенаправленное формирование у личности прочных навыков и стратегий стрессопреодолевающего поведения; средоцентрированный аспект – активное формирование эффективных систем социальной поддержки, - в том числе в рамках так называемого Единого территориального превентивного и реабилитационного пространства.

Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности: означает ее максимальное соответствие реальной социально-экономической и наркологической ситуации (на территориальном, локальном уровне). Для его обеспечения необходим постоянный мониторинг этой ситуации и контроль за эффектами целевой деятельности.

Принцип континуальности: предполагает обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянного развития и усовершенствования процесса профилактической деятельности.

Принцип солидарности: означает солидарное межведомственное взаимодействие и взаимодействие между государственными, общественными, частными структурами в проблемной сфере с использованием системы государственных социальных заказов.

Принцип легитимности: предполагает реализацию целевой деятельности только на основе принятия ее идеологии и доверительной поддержки большинством населения.

Принцип патриотизма: ориентирован на уважение к отечественному потенциалу и его умножение, опору на собственный опыт, в частности своего предприятия, района, города.

Принцип государственности: нацелен на усиление роли государства в вопросах противостояния наркотизму и формирования здорового образа жизни у населения региона, страны.

Изложенные принципы собриологии позволяют увидеть ее тесную связь с уголовной (криминологической) политикой, воспитательным процессом, представить ее в виде закономерной и обязательной части социальной политики в формировании нового трезвого типа личности и предупреждения аномалий развития, а также социальной политики государства в целом.

Мы называли те методологические принципы, которые положены в основу собриологической работы. Это не значит, что система этих принципов не может развиваться и обогащаться, особенно применительно к такой становящейся науке, как собриология. Вероятно, будет возрастать значение принципа деятельности, принципа мерности, принципа рефлексивности, значение аксиологического подхода и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – Минск: Нар. асвета, 1987. – 175 с.

Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. – М.: Просвещение, 1987. – 80 с.

Колесов Д. В. Не допустить беды. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.

Колесов Д. В., Казаков Л. Х., Плешкова Г. В. Профилактика наркомании и токсикомании среди школьников. – Пособие для учителя. – М., 1992. – 86 с.

Колесов Д. В., Мельников Г. В. Актуальные вопросы антиалкогольной пропаганды и пути повышения ее эффективности. – М.: Знание, 1988. – 64 с.

Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск: Беларусь, 1988. – 207 с.

Константинов А. А. Антиалкогольное воспитание молодежи. История. Опыт. Проблемы. – Пермь: Знание, 1988.

Красновидова С. С. Горько! Очень горько! – Л.: Лениздат, 1987. – 60 с.

Красновидова С. С. Содержание и формы антиалкогольного воспитания учащихся. – Л.: АПН СССР, 1985. – 16 с.

Красновидова С. С. Содержание и формы антиалкогольной пропаганды среди учащихся. – Л.: АПН СССР, 1985. – 32 с.

Маюров А. Н. Программа учебного курса "Психолого-педагогическая профилактика наркотизма у девиантных детей". – Н. Новгород: МУНФ, IVES, МАФР, 1999 – 34 с.

Маюров А. Н. Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей ред. проф. А. Н. Маюрова. Вып. 5. – Н. Новгород, МУ, МНАТ, IVES и др., 1998 – 80 с.

Маюров А. Н. Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Тезисы докладов Международного семинара. / Под общей ред. проф. А. Н. Маюрова. Вып. VI. – Н. Новгород, МУ, МНАТ, ИСБВ и др., 1999 – 65 с.

Глава VIII

Наши рекомендации