Трезвенническое воспитание школьников
Трезвенническое воспитание школьников, являясь одним из направлений нравственного воспитания учащихся, осуществляется в неразрывной связи с политическим, правовым, трудовым, интернациональным, патриотическим и другими направлениями воспитательной работы.
Пьянство в этом смысле занимает особое положение. В этой проблеме теснейшим образом переплелись житейские представления и научные факторы, надежды теории и разочарования опыта, социальные условия и биологические свойства человека. Все это образует такой "гордиев узел", который и разрубить сразу нельзя, и распутать трудно.
Как один из путей решения этой проблемы – профилактика отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних. Слабая разработанность темы, ее междисциплинарность, относительная новизна интересующих автора проблем и комплексная природа самого рассматриваемого вопроса вызвали необходимость введения в текст целого ряда терминов и понятий из таких научных дисциплин, как социальная педагогика, наркология, правоведение, криминология, психология, экономика, философия, ювенология, валеология, собриология и др.
В последние годы на основе увеличивающейся доступности спиртного, алкогольных традиций и психологической настроенности на потребление алкоголя начала развиваться алкоголизация населения России. Растут беды и несчастья. Продажа спиртного в нашем Отечестве достигла астрономических размеров.
В последнее десятилетие алкогольная проблема, в т. ч. и среди учащихся школ России, резко обострилась. Об этом говорит как общая, так и школьная статистика, на это наводят нас социологические исследования, проводимые в различных регионах Российской Федерации.
В результате антиалкогольной кампании 1985-86 гг. распродажа алкоголя с 1984 по 1987 гг. снизилась на 62,7%. Впервые за 20 лет в бывшем Советском Союзе в 1985-1986 гг. снизилась смертность. За пять лет антиалкогольная кампания сберегла жизнь приблизительно миллиону человек. Начиная с 1987 года, продажа и потребление алкоголя вновь медленно, но неуклонно начали увеличиваться, как и количество насильственных смертей пьяных. Стала расти и доля "пьяных" преступлений (с 24,3% в 1988 г. до 45% в 1998 г.). 1992 год стал "годом завершающим" – Россия достигла и превзошла уровень 1984 года. Мы снова вышли на первое место в мире, опередив по всем показателям Францию, признанного лидера по потреблению алкоголя. Потребление алкоголя на душу населения в России еще в 1992 году превысило 14 литров, а сегодня более – 16. Пьяницы и алкоголики стали молодеть. В среднем, теперь в Российской Федерации спиваются в 20-25 лет, а не в 30-35, как это было в 1984 году. За последнее десятилетие по темпам роста преступности несовершеннолетние в 15 раз обогнали взрослых. За последние пять лет количество юных правонарушителей возросло в полтора раза. Сейчас на каждые десять тысяч взрослых совершается в течение года 147 преступлений, а на такое же несовершеннолетних – 208. Есть регионы (Тува, Татарстан, Приморский и Хабаровский края, Костромская, Курская и Псковская области), где этот коэффициент достигает от 300 до 400 преступлений. Ежегодно более 100 тыс. подростков задерживаются за бродяжничество. В России более 3 млн. неполных семей. Ежегодно без одного родителя остается 500 тыс. детей, свыше 100 тыс. воспитываются в детских домах и домах ребенка. А количество "неблагополучных" семей не поддается учету.
В связи с характеризуемой выше ситуацией массовой алкоголизации населения, А.Н.Маюровым была предпринята попытка подойти к проблеме алкоголизации школьников в разрезе десятилетия, с 1983/84 – 1993/94 учебные годы. Настоящее исследование опирается на проведенное ранее социологическое изучение школьного контингента в 1983/84 учебном году. Ряд гипотез, выдвинутых ранее, пришлось подвергнуть корректировке с учетом полученных данных.
Методика исследования включала в себя ряд позиций:
1. Работа с периодическими изданиями и специальной трезвеннической и антиалкогольной литературой. Проведен анализ 25 тыс. газетных и журнальных вырезок, а также 271 книги и брошюры по алкогольному вопросу и здоровому образу жизни
2. Работы с непосредственным исследуемым контингентом - методом социологического опроса старшеклассников ряда школ Нижнего Новгорода. В 1983/84 гг. с помощью анкетирования было изучено 200 школьников средних общеобразовательных школ Н. Новгорода, 200 учащихся школ-интернатов. В 1993/94 гг. анкетированием было охвачено 250 учащихся средних школ и 220 учащихся школ-интернатов.
Выборка респондентов осуществлялась с учетом квотной выборки, что с учетом массива позволяет говорить о репрезентативности исследования.
Среди школьников общеобразовательных школ было опрошено 36% мальчиков и 64% девочек в возрасте 92% - от 14 до 15 лет, 8% - от 16 до 17 лет. Среди учащихся школ-интернатов было юношей и девочек по 50% в возрасте 90,9% - от 14 до 15 лет, 9,1% - от 16 до 17 лет.
Как уже отмечалось, данное исследование опирается на работы предыдущих лет (1983/84 гг.). В них в частности определялся понятийно-терминологический аппарат, исследовалось алкогольное потребление среди подростков, как предмет собриологии (науки трезвости), определялись его характерные черты, особенности и проблемы профилактики, изучались газетные вырезки различных пет за последнее десятилетие и т. д. Исследование 1993/94 годов является, во многом, обобщающим с учетом полученных новых данных.
В результате означенных исследований были получены заслуживающие пристального внимания результаты. Следует отметить, что первое обследование проводилось в пик алкоголизации населения Советского Союза (1983/84 гг.), в то время, когда работали в стране социалистические законы. Это время характерно развитием трезвеннического движения в СССР – России. Необходимо подчеркнуть, что первое анкетирование проходило в преддверии принятия в стране антиалкогольных постановлений и начала антиалкогольной компании в 1985-1987 гг.
Второе же обследование школьников было проведено по идентичной анкете, но уже с учетом антиалкогольной компании времен перестройки и активной алкоголизации молодежи постперестроечного времени. Вот как выглядит сводная таблица.
Таблица № 1
Показатель | Учащиеся общеобразовательных школ | Учащиеся школы-интерната | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
1 Возраст, когда уч-ся впервые попробовали алкоголь | ||||
а. 7-8 лет | - | - | 5% | - |
б. 9-10 лет | - | - | - | 9,1% |
в. 11-12 лет | 5% | 12% | 20% | 18,2% |
г. 13-14 лет | - | 52% | 35% | 54,6% |
д. 15-16 лет | - | 4% | 15% | 4,6% |
е. Не пробовал вовсе | 95% | 32% | 25% | 13,6% |
2. Возраст, когда уч-ся стали выпивать систематически (по праздникам) | ||||
а. до 14 лет | - | 4% | 15% | 45,5% |
б. 15-16 лет | 5% | 12% | 10% | 13,6% |
в. Не пьют | 95% | 84% | 75% | 27,3% |
г. Пьют 1 раз в год | - | - | - | 4,6% |
Анализируя полученные данные можно сделать однозначный негативный вывод. Потребитель алкоголя стал молодеть как в общеобразовательных школах, так и в школах-интернатах. Резко в школах сократился контингент трезвенников. Таковых в школах-интернатах стало всего 27,3%, хотя десять лет назад их насчитывалось 75%. Активнее и чаще стали пробовать алкоголь 9,1% - в 9-10 лет (школы-интернаты), 12% в 11-12 лет (общеобразовательные школы), 18,2% в 11-12 лет (школы-интернаты) и т. д. Пожалуй, это один из самых тревожных симптомов. Вообще уровень алкоголизации вырос особенно сильно, начиная с 1991 по 1994 гг. (так называемое постперестроечное время), когда в стране была отменена алкогольная государственная монополия, практически запрещено самогоноварение, а из-за рубежа хлынул поток спирта и вина, и водки, алкогольный рынок захватили криминальные и близкие к ним структуры.
Исследователя интересовал вопрос, с кем, в какой обстановке школьники впервые пробуют алкоголь. На этот вопрос отвечает таблица № 2.
Показатель | Учащиеся общеобразовательных школ | Учащиеся школы-интерната | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
1. Дома, в праздники, с родителями | - | 36% | 25% | 40,9% |
2. Дома, в праздники, без родителей | - | 4% | 10% | - |
3. На вечеринке у друзей | 5% | 20% | 30% | 27,3% |
4. На вечере в школе | - | - | - | 13,6% |
5. На улице (подъезд, подвал, парк и т. д.) | - | 4% | 5% | - |
6. На проводах друга в армию | - | 4% | 5% | - |
7. На выпускном бале | - | - | - | |
8. На свадьбе у друга, подруги | - | - | 5% | 4,6% |
9. В молодежном кафе, баре | - | - | - | 4,6% |
10. Не пил ни с кем | 95% | 32% | 20% | 13,6% |
Мы видим, что родители и друзья являются основными соблазнителями школьников в алкоголепотреблении. Стало процветать пьянство и среди учащихся школ-интернатов в самой школе, 13,6% впервые алкоголь вкусили в школе-интернате. Значит и профилактическая работа должна вестись в первую очередь с родителями учащихся и с их друзьями, т. е. самим школьным контингентом. Этого-то как раз мы и не видим в современной школе. Те эксперименты и тот положительный опыт, который имел место в ряде школ России в 1985-87 гг. сегодня предан забвению. Практика наталкивает исследователя на мысль, что если сегодня не остановить тотальную алкоголизацию молодежи, мы практически сможем потерять поколение тех, кому сегодня от 15 до 20 лет.
На вопрос "Как часто вы употребляете спиртное?" ответы распределились следующим образом. Если в общеобразовательных школах десять лет назад 95% школьников 8-9 классов не пили алкоголь совсем, то сегодня таковых осталось только 44%, остальные же потребляют: 40% от 1 до 12 раз в год, а 16% и вовсе 1-2 раза в месяц. Тогда как к трезвенникам себя из них причисляют аж 80% опрошенных, остальные же 20% отнесли себя к умеренно пьющим ("ритуальникам") или как их еще называют экспериментаторам спиртного. Среди же учащихся школ-интернатов десять лет назад не употребляли алкоголь совсем 65%, причем и к трезвенникам себя относило такое же количество респондентов. Сейчас же непьющих осталось - 31,8%, в тоже время и в этом случае хоть и пьют, но 63,6% считают себя трезвенниками. Раньше среди этого контингента ни один себя не относил к любителям выпить или потребителям спиртного ("обожателям алкоголя"), то сегодня себя таковыми считают аж 13,6%. Если же этот вопрос изучить с помощью наркологов и психотерапевтов, то последняя цифра безусловно возрастет и в школьной, и в интернатской среде мы найдем пьяниц и алкоголиков.
Если десять лет назад среди школьников общеобразовательных школ мотивов к выпивке практически не было, то сейчас таковых осталось только 52%, остальные мотивы в порядке убывания распределились следующим образом:
Пью просто так, за компанию ........................................................................ 16%
Привлекает ритуал винопития, праздничность обстановки ........................ 8%
Для храбрости . ................................................................................................ 4%
Стесняются отказаться .................................................................................... 4%
Среди учащихся школ-интернатов не имели мотивы для выпивок 55%, сегодня же 22,7%. У остальных мотивы выглядят так:
1983/84 | 1993/94 | |
1. Нравится состояние опьянения.......................................................... 2. Привлекает ритуал винопития, праздничность обстановки............ 3. Хочется быть как все........................................................................... 4. Просто так, за компанию..................................................................... | - 10% 15% 5% | 4,6% 18,2% 9,1% 27,3% |
Совершенно не заслужили внимания у учащихся такие мотивы, как: стеснение, боязнь показаться трусом, хочется быть взрослым, выпиваю для "храбрости", не хочется прослыть скрягой и др.
Что же чаще всего пьют наши школьники? Десять лет назад школьники из общеобразовательных школ пили в основном соки, лимонад и другие безалкогольные напитки. Сейчас же 20% пьют пиво, 8% - коньяк, 12% - водку, 20% - шампанское, 24% - ликеры, 8% - чай, 12% - сок, лимонад. Среди же "интернатчиков" раньше 15% пили пиво, 5% - коньяк, 20% - водку, 60% - безалкогольные напитки. Сейчас эти цифры выглядят так: 27,3% - пьют пиво, 45,5% - водку, 4,6% - ликеры, 18,2% - шампанское. Как видим, происходит резкая алкоголизация и приверженность школьников к крепким спиртным изделиям, особенно к водке. Причем, сегодня 28% школьников за один раз выпивает до 50 грамм, а 20% от 50 до 100 грамм алкоголя, а респонденты из школ-интернатов пили так:
1983/84 | 1993/94 | |
До 50 грамм................................................................. от 50 до 100 гр............................................................. от 100 до 150 гр........................................................... от 150 до 200 гр........................................................... от 200 до 250 гр........................................................... от 250 до 300 гр........................................................... от 300 до 500 гр........................................................... свыше 500 гр............................................................... | 30% 10% 5% - - 5% - - | 31,8% 18,2% 4,6% 13,6% - - 4,6% 4,6% |
Представляют интерес ответы респондентов и на такой вопрос: "Каково ваше самочувствие после употребления спиртного?". Из школьников общеобразовательных школ 52% ответили, что у них нет никаких последствий, остальные же отметили: головную боль, жажду, раздражительность, быструю утомляемость. И только 4% отметили бодрое настроение и хорошую работоспособность. Респонденты из интернатов десять лет назад аж 75% не имели никаких последствий, сегодня эта цифра упала до 13,6%. Зато резко возросли: головная боль с 10 до 27,3%, отсутствие аппетита с 0 до 9,1%, сильная жажда с 0 до 18,2%, слабость с 0 до 13,6%.
Представляет интерес отношение школьников к пьяницам и любителям выпить (см. табл. 3).
Таблица № 3
Показатель | школы | школы-интернаты | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
1.С отвращением и негодованием | 85% | 56% | 54,5% | 27,3% |
2. С сожалением | 10% | 12% | 13,6% | 4,6% |
3. Терпимо | - | 8% | - | 36,6% |
4. Безразлично | 5% | 12% | 4,6% | 22,7% |
5.С недоумением | - | - | 4,6% | 4,6% |
6. С юмором | - | 16% | 22,7% | 9,1% |
7. Другое | - | 4% | - | - |
Из анализа таблицы 3 видно, что критичность у всех школьников к любителям выпить и пьяницам падает, а терпимость растет. И здесь есть над чем подумать не только школе, научным и учебным центрам, но и всему государственному комплексу, представляющему весь воспитательный процесс. В любом обществе так, если снисхождение к плохому растет, а к хорошему падает, то неминуемо нарастает деградация общества, его постепенное вырождение. И здесь своевременным будет анализ таблицы 4, посвященной знаниям о вреде алкоголя, от кого впервые дети узнают об этом самом вреде.
Отраден тот факт, что педагоги во всех типах школ активизируют свою деятельность. Видимо, в какой-то мере передают положительную (впрочем, всегда ли?) информацию. Врачи же наоборот ослабили просветительную работу. А вот средства массовой информации усилили свою работу, но не за трезвость, а за алкогольное потребление. Автору пришлось проанализировать около 25 тысяч газетных вырезок на тему "трезвость - алкоголь" за 1971 - 1993 гг. и вот к каким печальным выводам мы пришли. Если с 1971 по 1980 гг. количество статей в защиту алкоголя несколько увеличилось с 5 до 29. то к 1986 году они были сведены на нет, а вот начиная с 1987 (10 статей) этот процесс пошел по возрастающей: в 1988 - 48 статей; 1989-51; в 1990 - 115; в 1991 - 86; 1992 - 195; 1993 - 538 статей. То же самое творится на радио и телевидении. А от сюда мы приходим к результатам, которые имеем в вышеприведенной таблице № 4. В данном случае необходимо коренное изменение алкогольной государственной политики и задействование в этом средств массовой информации.
Таблица № 4
Показатель | школы | школы-интернаты | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
1. От родителей 2. От родных (дядя, тетя бабушка, дед и т. д.) 3. От педагогов 4. От друзей (сверстников) 5. От врачей 6. От работников суда, прокуратуры, милиции 7. Из передач по радио, телевидению 8. Из статей в журналах газетах. 9. Не получаю совсем | 30,3% 3% 12,1% - 9,0% - 30,3% 12,1% 3,2% | 64% 16% 16% 8% 8% 4% 24% 8% - | 70% 5,1% 4,9% 5,0% 5,0% - 4,8% 5,2% - | 45,5% 4,6% 13,6% 22,7% 4,6% 4,6% 13,6% 4,6% - |
В ходе исследования была предпринята попытка определения причин пьянства среди молодежи, что отражено в таблице № 5.
Таблица № 5
Показатель | школы | школы-интернаты | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
1 .Доступность спиртного | 17,3% | 28% | 18,9% | 22,7% |
2. Отсутствие знаний о вреде алкоголя | 2,6% | 4% | 5,4% | 9,1% |
3. Отрицательный пример взрослых | 18,6% | 20% | 21,6% | 22,7% |
4. Отсутствие интересов, неумение найти себя | 6,6% | 28% | 10,8% | 4,6% |
5. Безнаказанность за первые выпивки | 5,3% | 8% | 5,4% | 9,1% |
6. Отсутствие мест отдыха для молодежи | 3,9% | 24% | 5,4% | 13,6% |
7. Рекламирование пива и вина | - | 16% | 5,4% | - |
8. Конфликтные ситуации дома | 10,6% | 24% | 10,8% | 4,6% |
9. Влияние друзей | 13,2% | 40% | 2,7% | 18,2% |
10. Устойчивость пьяных обычаев и традиций | 2,6% | - | 2,7% | - |
11. Отсутствие силы воли, неумение отказаться от предложения выпить | 12% | 12% | 8% | 4,6% |
12. Потому, что продают спиртное | 6,6% | 4% | 2,7% | 13,6% |
13. Потому что спиртное помогает жить | - | 4% | - | 4,6% |
Все категории подростков выделяют в первую очередь доступность спиртного и отрицательный пример взрослых, активизировалось в отрицательном плане влияние друзей. Указывается и на отсутствии мест отдыха для молодежи. И это действительно так, в последнее время все места отдыха взяли в свои руки коммерческие фирмы, да и те сегодня отдых и алкоголь не разделяют. Совсем иначе этот вопрос рассматривался 5-7 лет назад. Если 10 лет назад респонденты как школ, так и школ-интернатов практически не имели неприятностей, связанных с выпивкой, то сегодня они выделяют нарушение общественного порядка, привлечение к ответственности за мелкое хулиганство, неприятности долга, неприятности в школе, неприятности с родителями.
Среди мер воздействия на пьяниц и любителей выпить школьники выделили следующие:
Таблица № 6
меры | школы | школы-интернаты | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
1. Обсуждение на собрании трудового (учебного) коллектива | 11,2% | - | 3,1% | 13,6% |
2. Товарищеский суд | 15,5% | 4% | 28,1% | 4,6% |
3. Широкая критика в печати | 3,2% | 8% | 3,1% | - |
4. Беседа с руководителем | 3,2% | - | 6,2% | 9,1% |
5. Административное взыскание | 2,8% | 4% | - | - |
6. Лишение премии | 11,2% | 16% | 6,2% | 9,1% |
7. Перевод на нижеоплачиваемую работу | 11,2% | 12% | 6,2% | 9,1% |
8. Перенос отпуска на другое время | 5,6% | 4% | 6,2% | 4,6% |
9. Отсрочка предоставления жилья | 8,3% | 8% | 9,3% | 4,6% |
10. Обсуждение на комиссии по борьбе с пьянством | 5,6% | - | 12,5% | 18,2% |
11. Штраф | 8,4% | 12% | 12,5% | 18,2% |
12. Осуждение за мелкое хулиганство | 1,4% | 12% | - | - |
13. Лечить нужно | - | 4% | - | - |
14. Любые меры не помогут | 1,4% | 32% | - | 22,7% |
15. Не знаю | - | 4% | - | - |
16. Другое | 7% | 28% | 6,2% | 9,1% |
А вот наиболее действенным в борьбе с пьянством респонденты считают:
Таблица № 7
меры | школы | школы-интернаты | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
1. Ввести немедленно "сухой закон" 2. Подготовить население к "сухому закону", а потом его ввести, через 5-10 лет 3. Максимально сократить доступность спиртного за счет сокращения производства и продажи спиртного 4. Усилить борьбу с самогоноварением 5. Расширить производство и продажу конкурентных и престижных безалкогольных напитков 6. Плавно и постепенно снижать крепость всех видов спиртных изделий (пиво, вино, водка и др.) 7. Усилить меры уголовного воздействия 8. Усилить меры административного воздействия 9. Целенаправленнее, последовательнее проводить пропаганду трезвости 10. Установить законом недопустимость работы людей - любителей выпить в системе просвещения, народного здравоохранения и повсеместно на руководящей работе | 10,1% - 21,5% 13,0% 8,6% 7,2% 1,3% 2,6% 2,6% 3,9% | 12% 16% 12% 4% 16% 12% 12% - - - | 3,4% 15,5% 5,2% 10,4% 10,4% 13,8% 3,4% 1,7% - 6,9% | 13,6% 9,1% 9,1% 9,1% 13,6% 36,4% 4,6% - 9,1% 4,6% |
меры | школы | школы-интернаты | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
11. В учебных заведениях всех видов (школы, ПТУ, техникумы, ВУЗ(ы) ввести преподавание основных сведений о вреде алкоголя 12. Выпускать больше (в 5-10 раз)литературы по борьбе с пьянством 13. Наладить массовый выпуск наглядной агитации о вреде потребления алкоголя и ввести пропаганду трезвого образа жизни (телевизор, радио, газеты) 14. Расширить сеть молодежных безалкогольных баров, кафе, дискотек, клубов 15. Использовать положительный опыт борьбы с пьянством в других странах (Швеция, исламские страны) 16. Создать единый Всероссийский государственный орган по координации антиалкогольной работы 17. Создать Всероссийский НИИ по изучению проблем пьянства и алкоголизма 18. Необходим личный трезвый пример руководителей 19. Повысить цены на алкоголь 20. Ничего не нужно делать | 1,3% - 1,3% 8,6% 2,6% 3,9% 1,3% 3,9% - - | 4% 4% 4% 20% 12% - - 13% 4% 4% | 1,7% 1,7% 5,2% 5,2% 3,4% 5,2% 1,7% 5,2% - - | 9,1% 9,1% 9,1% 13,6% 4,6% 4,6% 4,6% 4,6% - - |
При внимательном изучении двух последних таблиц А.Н.Маюров пришел к ряду выводов: постепенно среди школьников возрастают симпатии к "сухому закону"; учащиеся за снижение крепости алкогольных изделий; растет мнение за введение в учебных заведениях преподавания основных сведений о вреде алкоголя; респонденты активнее стали ратовать за безалкогольный досуг. Но упало внимание к борьбе за самогоноварение и к мерам воздействия на любителей выпить с помощью администрирования. Больше появилось пессимизма. От 22,7 до 32% учащихся сегодня считают, что любые меры воздействия на любителей выпить и пьяниц бесполезны, совершенно потерял авторитет товарищеский суд.
Как следствие роста алкогольного потребления и негативных сторон нашей жизни является снижение интереса к общественной работе у учащихся школ. Если в общеобразовательных школах раньше постоянные поручения имели 35% школьников, то сегодня буквально единицы. В школах-интернатах этот показатель сократился с 40% до 4,6%. Падает интерес к учебе.
Таблица № 8
показатель | школы | школы-интернаты | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
1 .Учеба - смысл всей моей жизни | 15% | 12% | 10% | 4,6% |
2. Учебой недоволен | 5% | - | 5% | 18,2% |
3. Учусь творчески, с увлечением | 35% | 12% | 5% | - |
4. Учусь без увлечения, но добросовестно | 20% | 36% | 25% | 27,3% |
5. Затрудняюсь ответить | 25% | 24% | 50% | 40,9% |
6. К учебе равнодушен | - | 16% | 5% | 9,1% |
Появились проблемы с интересами, увлечениями респондентов, особенно в посещении театров, концертов, музеев, выставок.
Таблица № 9
показатель | школы | школы-интернаты | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
1. Люблю слушать музыку | 15,7% | 56% | 21,7% | 54,6% |
2. Играю на музыкальных инструментах | 7,3% | 12% | 1,7% | - |
3. Занимаюсь спортом | 4,8% | 12% | 6,6% | 22,7% |
4. Читаю книги | 19,3% | 36% | 15% | 27.3% |
5. Занимаюсь художественной самодеятельностью | 1,2% | 4% | - | 9,1% |
6. Посещаю кружки по интересам | 3,6% | 8% | 6,6% | 27,3% |
7. Увлекаюсь техникой | - | 12% | 1,7% | 9,1% |
8. Люблю ходить в кино | 15,7% | - | 25% | 45,5% |
9. Посещаю театр, концерты | 12,0% | 8% | - | - |
10. Посещаю концерты, выставки | 9,6% | 4% | 3,3% | - |
11. Гуляю с друзьями на улице | 6,0% | 20% | 13,3% | 45,5% |
12. Нравится гулять в ресторанах | - | - | - | 4,6% |
13. Занимаюсь филателией, нумизматикой | 2,4% | 8% | 1,7% | - |
14. Другие увлечения и интересы | 2,4% | 40% | 1,7% | 4,6% |
15. Увлечений практически нет | - | - | 1,7% | 18,2% |
В то же время, резко возрос интерес к прослушиванию музыки и чтению книг. Резко у всех категорий школьников возросло гуляние с друзьями на улицах.
Анализируя полученный в процессе настоящего исследования материал и опыт общения с несовершеннолетними в процессе анкетирования, мы убедились в том, что и условия для отдыха по месту жительства желают быть лучше.
Таблица № 10
показатель | школы | школы-интернаты | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
1. Имеется спортивный клуб или спортсекция 2. Различные технические кружки, технические секции 3. Организован молодежный ансамбль 4. Часто проводятся интересные вечера, встречи 5. Организована дискотека, дискоклуб 6. Есть детский клуб при ЖЭКе 7. Условий практически нет 8. Другое | 30,4% 8,7% - 4,4% 8,7% 47,8% - - | 24% 28% - - 8% 52% - - | 8% 8% 8% 8% 38% 12% 24% 4% | 18,2% 9,1% - - 22,7% 13,6% 59,1% - |
Очень часто потребление алкоголя сказывается на взаимоотношениях с родителями. Вот как это выглядит у опрошенных нами респондентов:
Таблица № 11
Характеристика | школы | школы-интернаты | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
1. Мы понимаем друг друга | 26,9% | 36% | 21,4% | 45,5% |
2. Родители интересуются моей учебой | 30,9% | 36% | 28,6% | 45,5% |
3. Разрешают приглашать к себе друзей и подруг | 19% | 12% | 17,8% | 13,6% |
4. Поощряют мои увлечения | 9,5% | 24% | - | 13,6% |
5. Предпочитают свободное время проводить со мной | 5,7% | 16% | 14,3% | - |
6. Родители дают деньги на посещение ресторанов и кафе или не возражают против их посещения | - | 4% | - | - |
Характеристика | школы | школы-интернаты | ||
Год | 1983/84 | 1993/94 | 1983/84 | 1993/94 |
7. Родители не возражают против моих алкогольных застолий | - | - | - | 9,1% |
8. Родители возражают против моих алкогольных застолий | 3,8% | 12% | 7,1% | 22,7% |
9. С родителями часто спорим | 1,9% | 32% | 7,1% | 13,6% |
10. Никаких отношений практически нет | 1,9% | - | 3,1% | 13,6% |
11. Другое | - | 4% | - | - |
Кратко резюмируя приведенный исследовательский материал и сделанные по тексту некоторые выводы и умозаключения, следует отметить следующее.
Проблема алкоголизации школьников слишком многоаспектна, чтобы можно было предложить готовые рецепты ее профилактики и преодоления. Мы не претендуем на универсальность, но в то же время ряд конкретных предложений по изучаемой проблеме хотелось бы предложить. Заслуживает внимания концепция пересмотра государственной политики в отношении алкоголя. Необходимо предусмотреть разработку и реализацию действенных общегосударственных подходов, комплекса мер, в которых отразить социально-экономические, демографические, правовые и другие аспекты проблемы с учетом мировой практики, в частности, участие в реализации Европейского плана действий по борьбе с потреблением алкоголя. Пора определить функции государственных и общественных организаций, источники финансирования, реально восстановить государственную монополию на производство и реализацию алкогольных изделий. Для успеха дела необходимо тесное взаимодействие трезвеннических организаций с местными органами власти, общественностью, специалистами с целью выработки наиболее эффективных средств с учетом местной специфики, которые составили бы достойные альтернативы спиртному в наше смутное время.
Хотелось бы назвать ряд мер, которые могли бы в какой-то мере снять остроту проблемы.
1. Создать в России чрезвычайный совет из нового корпуса депутатов, представителей правительства, администрации президента, известных ученых, представителей заинтересованных ведомств и общественных формирований. Основная цель совета - профилактика социально значимых явлений: алкоголепотребление, пьянство, наркомания, токсикомания, табакокурение и т. п.
2. Издать Указ президента о полном запрете на пропаганду и рекламу алкоголя, табака и других наркотиков в средствах массовой информации.
3. Президенту издать Указ о создании Фонда отрезвления народов, за счет поступления туда доли от административных штрафов, но ни в коем случае не от реализации табака и алкогольных изделий.
4. Силами национальных и международных академий наук, вместе с заинтересованными ведомствами и общественными организациями создать и утвердить в парламенте комплексную межведомственную программу преодоления пьянства и алкоголизма, становления трезвеннического воспитания молодежи.
5. Учредить издательство "Наука и здоровье", где ведущей темой сделать выпуск литературы, периодики и рекламной продукции по вопросам воспитания трезвости среди молодежи.
6. Сформировать межведомственный, межобщественный, международный совет по трезвенническому воспитанию учащихся и студентов, силами СБНТ, "Оптималиста",МАФР, МЛТиЗ, МАТр, МСА, РАО, IVES, IOGT и др. организаций.
7. Министерству народного образования страны разработать комплексную программу трезвеннического воспитания подрастающего поколения, ввести преподавание собриологии (науки трезвости) в школах, ПТУ, техникумах, колледжах, лицеях, вузах.
8. Министерству печати и информации России учредить общероссийскую еженедельную газету "Здоровье и трезвость", а также журнал "Трезвые миры".
9. Редколлегии журнала "Воспитание школьников" (Москва) ввести постоянную рубрику "Воспитание трезвости".
10. Наладить широкие творческие международные связи с зарубежными организациями, занимающимися воспитанием трезвости среди школьников и, в частности, с Интернациональным союзом безнаркотического воспитания (IVES). Рассмотреть вопрос вступления в эту старейшую международную организацию в качестве коллективного члена педагогического общества России.
Главное внимание, нам кажется, хорошо бы сосредоточить на Homo bibens (человеке пьющем); тех учащихся, которые, являясь авторитетом в классе, школе, дворе, улице, группе ребят, в то же время являются носителями алкогольного стиля в жизни, "знают толк в вине", "могут поднять и ни в одном глазу", восхваляют алкоголь... Особое внимание тем юношам и девушкам, в семьях которых родители "могут пить". Нужны трезвые учителя, воспитатели, родители. И здесь не обойтись без системной работы областных и республиканских институтов усовершенствования учителей, методических кабинетов, научных лабораторий... Давно пора в народном образовании применить "систему пресса", где гармонично работало бы воспитание трезвости вместе с усилением законодательства и ответственности за алкогольные выпивки среди детей и подростков.
С учетом того, что в школах России прекратили свою деятельность организации ВДОБТ-ВОТиЗ было бы целесообразным изучить опыт работы Интернационального союза безнаркотического воспитания (IVES) и лучший его опыт внедрить в наших школах и других учебных заведениях. Эта организация действует с 1954 г. во многих школах мира, кроме стран СНГ.
Трезвенническое воспитание школьников оказывается тем эффективнее, чем более тесно связано оно с проблемами, волнующими их в текущий период жизни. Среди них находятся вопросы выбора профессии и жизненного пути, создание семьи после окончания школы, вопросы популярности среди сверстников и привлекательности для лиц противоположного пола, взаимоотношения с окружающими взрослыми и родителями. Эпизодичность трезвеннических воздействий особенно недопустима в среде подростков, где любое послабление антиалкогольных мер ведет к активизации алкогольных влияний. Нам думается, что следует постоянно помнить, речь идет о сложнейшей идеологической борьбе, не допускающей расслаблении, успокоения на достигнутом, чем грешат, к сожалению, многие наши школы.
Настойчивое, терпеливое, постоянное трезвенническое воспитание не должно подменяться кампаниями или антиалкогольными беседами по определенным дням недели. Необходимо и знание объекта действия. Всякое незнание или полузнание объекта, всякий шаблон усиливает проалкогольную оппозицию, затягивает и затрудняет проведение в жизнь идей трезвости. Негативное отношение к спиртному следует вырабатывать через позитивное отношение к трезвой жизни, к тому, что приносит радость, душевное равновесие без употребления алкоголя.
Сегодня необходимо преодолеть заблуждение, что искоренение пьянства может стать механическим, естественным результатом совершенствования объективных условий жизни и повышения общей воспитанности и культуры. Исторический и современный опыт показывают, что без специальных мер против алкоголепотребления, без специальных мер поддержки трезвости как единой альтернативы пьянства и алкоголизма их искоренение недостижимо.
Сегодняшнее развитие России ставит перед педагогикой множество проблем. На их фоне алкогольная проблема на первый взгляд кажется понятной и третьестепенной. Однако подход к данной проблеме осложнен множеством стереотипов, которые не позволяют выработать эффективную политику по этому вопросу. Игнорирование же алкогольной проблемы, в том числе трезвеннического воспитания учащихся, может привести в самые ближайшие годы к необратимым последствиям.<