Технологии противостояния наркотизму
ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА
Общественные технологии играют достаточно весомую роль в системе профилактики наркомании и алкоголизма. На территории России можно внедрить следующие ее способы:
1. Технология «выдавливания» наркоманов и пьяниц из определенного района. Приводит к временному оздоровлению ситуации, особенно в школах, но не является радикальной, потому что одновременно в другом районе число пьяниц и наркоманов увеличивается. Применима для районов с низким экономическим и социальным уровнем, являющихся, по сути «гетто». Движущая сила этой общественной технологии – родители алкоголиков и наркоманов, прекративших употреблять алкоголь и наркотики, и родители погибших наркоманов и алкоголиков.
П. Волонтерское движение. Достаточно специфическая и «интеллигентная» технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в двух словах: работа общественных социальных работников на добровольных началах. Эта технология имеет достаточно небольшую эффективность - из-за низкой степени воздействия на распространителей и потребителей психоактивных веществ. Применима в районах, преимущественно населенных представителями научно-технической интеллигенции. Движущая сила - благополучные родители и подростки, не имеющие проблем с алкоголем и другими наркотиками.
Ш. Технология «натравливания». Обладает очень высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где торгуют наркотиками. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности и публикуется в открытой печати или рассылается активистам. Движущая сила этой технологии - родители наркоманов. Применима на территориях с различным социальным составом населения.
IV. Группы поддержки, или группы созависимых - традиционная и эффективная форма работы в рамках третичной и, отчасти, - вторичной профилактики наркомании во всем мире. Жизненный опыт родственников наркозависимых в преодолении проблем аддиктивного поведения вносит большой вклад в формирование общественного мнения. А при реализации единой (территориальной и т. п.) антинаркотической политики очень важно направлять общественное мнение в конструктивное русло. Группы поддержки - это массовое движение. Если хотя бы 20% родственников наркозависимых, состоящих на учете в наркологических диспансерах, примут участие в работе по преодолению созависимости, страна получит тысячи граждан, поддерживающих антинаркотическую политику. Кроме того, психологическая работа с созависимыми (равно, как и поддержка созависимых друг другом) приводит к улучшению состояния психологического здоровья общества.
V. Создание антинаркотического альянса общественных организаций. Именно альянс станет общественной структурой, контролирующей выполнение различных решений, постановлений и указов.
VI. Технология местного запрета. Это самая эффективная технология активизации общественного мнения. Население той или иной территории на общем сходе (собрании) принимает решение о запрете производства, продажи и потребления табака, алкоголя, любых других наркотиков, создает условия для формирования здорового и трезвого образа жизни.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ НАРКОТИКОВ
Один из эффективных способов заполнения информационного вакуума - широкое использование образовательных и просветительских программ по проблемам химической зависимости. Классификация этих программ строится по принципу целевых аудиторий:
I. Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения.
II. Программы обучения родителей учащихся общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, ПТУ, техникумов. Основная цель обучения родителей научить их выстраивать свои отношения с детьми, избегая аддиктивных стереотипов (созависимости). Другие цели: освоение родителями навыков раннего выявления у детей химической зависимости и предрасположенности к ней; формирование волонтерского актива из числа родителей здоровых детей; создание трезвых семей.
Ш. Программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, работающих в образовательных учреждениях и центрах. Данный тип образовательных программ строится по принципу "тренинг тренеров", разрушение стереотипов. Здесь следует учитывать специфику профилактики химической зависимости и постоянно исходить из нее при проведении программ.
IV. Обучение руководителей предприятий тактике административных мер по профилактике потребления, табака, алкоголя и других наркотиков в трудовых и творческих коллективах.
V. Образовательные программы для учащихся школ, лицеев, ПТУ, техникумов, студентов вузов. Данные программы несут достаточно большой риск провокации нонконформистских поведенческих реакций подростков: в ответ на вульгарное информирование о химической зависимости подчас происходит ускоренное вовлечение подростков в потребление ПАВ. Поэтому программы профилактики наркомании и алкоголизма среди молодежи и подростков должны реализовываться только высокопрофессиональными специалистами, ведущими трезвый образ жизни.
VI. Специальное обучение начальников управлений и департаментов образования, здравоохранения, социальной защиты, силовых структур по противодействию наркотизму и формированию оптимального образа жизни.
ПРЕВЕНТИВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА
Раннее выявление потребителей табака, алкоголя и других наркотиков – наиболее важный аспект профилактики химической зависимости. Для использования в организованных коллективах (школы, ПТУ, ВУЗы, трудовые коллективы и т. п.) предлагается алгоритм поступенчатой диагностики химической зависимости.
Й уровень.
Диагностика и дифференцирование аддиктивных поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе - на основании чего вычленяется группа риска. Такую диагностику проводит специально обученный педагог, собриолог или специалист по социальной работе.
II-й уровень.
Оценка социальных критериев формирования аддиктивных стереотипов поведения внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в неформальных группах). Эту оценку проводит социальный работник, валеолог или специалист по социальной работе. Данный уровень позволяет сузить группу риска и подготовить переход на следующий, более точный уровень диагностики.
III-й уровень.
Психологическая диагностика. Проводится опытным психологом, психоаналитиком или психотерапевтом. Цель - установить структуру проблем поведения у каждого члена группы риска, выявить степень его склонности к употреблению ПАВ.
IV-й уровень.
Клинко-диагностический уровень. На этом этапе возможны варианты:
а) "золотой стандарт" - скрининговые исследования мочи на наличие психоактивных веществ;
б) консультация врача-нарколога (при наличии явных признаков наркотического опьянения);
в) аппаратное психофизиологическое исследование. Этот уровень реализуется специалистами-наркологами. Именно на данном этапе можно достоверно разделить лиц, страдающих химической зависимостью и предрасположенных к зависимости.
V-й уровень.
Принятие решений по тактике проведения мероприятий с выявленными зависимыми лицами и лицами, предрасположенными к зависимости.
При осуществлении превентивной технологии в соответствии с данным алгоритмом следует придерживаться следующих постулатов:
- В любом коллективе не все люди страдают химической зависимостью.
- Любой факт приема ПАВ, равно как и участие в неформальных группах, следует относить к факторам, предрасполагающим к химической зависимости.
- Химическая зависимость всегда изменяет поведение и успеваемость, замедляет развитие подростка.
- Причины возникновения любого случая химической зависимости находятся в семье.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА
Для осуществления любых мер по профилактике потребления алкоголя и других наркотиков всегда требуются поддержка власти и финансирование. Административные технологии имеют два главных аспекта:
I. Создание условий для обеспечения заинтересованности органов власти проблемами химической зависимости. Здесь применимы три основных метода воздействия на власть: а) пресса; б) общественное мнение; в) административный ресурс.
II. Воздействие со стороны органов управления на учреждения и организации - с целью внедрения всех необходимых элементов борьбы системы с незаконным оборотом наркотиков, программ профилактики наркомании и алкоголизма, формирование здорового и трезвого образа жизни.
ТЕХНОЛОГИИ ЗАНЯТОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА
Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективные способы борьбы с наркоманией. Эта работа строится по следующим направлениям:
1. Клубная работа. Организация разнообразных клубов трезвости и профессиональное методическое обеспечение их деятельности могут не только структурировать свободное время подростков, развивать их творческую и деловую активность, но и значительно повышают коммуникативный и познавательный ресурс детей.
2. Дополнительное образование. Воскресные школы (как правило, религиозные), факультативы различного профиля также структурируют свободное время и увеличивают багаж знаний, причем усвоение этих знаний требует не только времени, но и занимает внимание подростка. Организация таких мероприятий в пределах одной школы или одной территории позволяет поднять позитивный потенциал детей и их родителей.
3. Временное или частичное трудоустройство подростков. Мера, наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Целесообразна для внедрения в небольших поселках, в районах, где проживает большое число неквалифицированных рабочих, где концентрируются социально дезадаптированные личности. Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования.
4. Основа – одухотворение, трезвенное окультуривание досуга, образования. В противном случае все эти варианты могут способствовать распространению негативных явлений.
СЕМЕЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА
Фактор наличия семьи и детей уменьшает возможность возникновения химической зависимости у молодых людей, даже из групп риска. Стимулирование рождаемости материальными, нематериальными и психологическими способами, особенно через средства массовой информации, конечно, не является прямым методом профилактики наркомании, но, несомненно, способствует улучшению психического здоровья нации.
В трезвых семьях фактически нет наркотически зависимых подростков.
ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ СМИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
I. Необходимо создать постоянно действующий и стабильно финансируемый «конвейер» публикаций и рекламы в СМИ по формированию трезвого образа жизни и профилактике наркомании. Решение такой задачи невозможно «на общественных началах», с ней может справиться только специализированная пресс-служба. Работа такой пресс-службы должна строиться в рамках выполнения государственного заказа. Можно сформулировать основные принципы публикаций по профилактике наркомании. Первое: информация должна быть в целом позитивной и не нести оттенка безысходности. Второе: негативная информация должна содержать сведения о трагических последствиях употребления табака, алкоголя и других наркотиков. Третье: нельзя показывать в СМИ сцены употребления наркотиков и людей в состоянии эйфории, демонстрировать наркотические средства. Четвертое: резюме любой публикации должно содержать четкую, всем понятную рекомендацию по трезвенной ориентации. Пятое: любая публикация должна воздействовать на мотивационную сферу адресной аудитории. Шестое: в подготовке материалов обязательно должны участвовать специалисты (наркологи, психологи, собриологи, психоаналитики, валеологи, социальные педагоги, алкологи, сотрудники правоохранительных органов, превентологи).
II. Телефонное консультирование. Три варианта телефонных служб, работающих в единой методической увязке, послужат не только информационным мостом для населения, но и позволят динамично отслеживать социальные координаты наркотизма: а) телефон «горячей линии», задача которого - широкое информирование населения по всем вопросам, связанным с химической зависимостью; б) телефон поддержки для наркозависимых и членов их семей; эта служба работает в круглосуточном режиме; на телефоне работают сертифицированные консультанты по химической зависимости; в) телефон «доверия», отличающийся от телефона поддержки тем, что на нем работают профессиональные психологи.
III. Internet сегодня изобилует как антинаркотической, так и противоположной по содержанию информацией. По интенсивности воздействия Internet в настоящее время значительно превосходит все СМИ. Поэтому использование его информационного ресурса просто необходимо, без опоры на него сегодня не работает ни одна солидная организация по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни.
Проблема профилактики употребления ПАВ в условиях роста наркомании в России является наиболее актуальной в настоящее время. Исходя из био-психо-социо-энерго-духовной модели наркомании, профилактическое воздействие непременно должно носить разносторонний характер, затрагивать все сферы деятельности человека, его макро- и микросоциальное окружение, все социальные институты.
На законодательном уровне необходимо создание надлежащей законодательной базы в сфере антинаркотизации (а не только незаконного оборота наркотиков), правового регулирования, направленного на совершенствование применения мер медицинского, психологического, педагогического характера к конкретным типам проявления наркомании, избавления и реабилитации наркоманов в целом. Следует обобщить весь опыт нормотворческой работы на уровне законодательных органов всех видов в области борьбы с наркотизмом, ресоциализации наркоманов и улучшения условий их содержания в заключении.
К сожалению, в отличие от некоторых зарубежных государств, на сегодняшний день в России нет единой программы противодействия наркотизму, как явлению.
В рамках полномочий исполнительной власти общий уровень профилактики требует скоординированной работы большинства министерств, ведомств, комитетов и служб ГУВД МВД, Министерства здравоохранения и социальной защиты, Министерства образования, Министерства культуры и т. д. В данном случае их работа должна проявляться в виде управленческой (исполнительно-распорядительной) деятельности и реализации предписаний законодательных органов. Кроме того, в рамках установленной компетенции органы исполнительной власти должны активизировать функцию нормотворчества в целях решения тех же задач. Сочетание точного и единообразного применения закона с рациональной инициативой (в т. ч. - законодательной) должно способствовать их совместной работе.
Министерству образования необходимо совершенствовать школьную и постшкольную образовательную программу (методику и методологию) с обязательным включением предметов или спецкурсов, пропагандирующих здоровый, трезвый образ жизни (специальные трезвеннические курсы), социально-положительные молодежные ориентации. Вести пропагандистские занятия, привлекать к работе школьников, учащихся и студентов. Также необходимо создание специальных лечебно-образовательных учреждений совместно с Минздравом. Эти заведения могли бы сочетать медикаментозное и педагогическое воздействие, корректируя сознание тех, кто уже имеет наркотическую зависимость или принадлежит к группе риска.
Министерству здравоохранения и социального развития необходимо проводить научные исследования по разработке наиболее эффективных средств избавления от наркотической зависимости, совершенствовать ныне существующие методики избавления, давать советы и практические рекомендации через СМИ о предупреждении наркомании и ее симптомов, вести просветительскую работу. Необходима разработка терапевтических средств избавляющих не только от физиологической зависимости (именно на это главным образом ориентирована современная мировая медицина), но и снимающих психологическую зависимость от наркотических средств и психотропных веществ. Как свидетельствуют экспертные оценки специалистов, занимающихся лечением наркомании, труднее преодолевается психологическая зависимость, являющаяся доказательством того, что вся нормативно-ценностная система больного наркоманией - искажена.
Действующая система реабилитации больных наркоманией и ресоциализации осужденных-наркоманов носит ущербный характер: медицинские наркологические диспансеры, кабинеты анонимного лечения и иные не обеспечивают анонимности и надлежащего избавления (повсеместно применяются устаревшие методики). Существующие инструкции Минздрава России с ограниченным грифом доступности нередко прямо обязывают уведомлять органы милиции об отдельных категориях зависимых этой группы; система принудительной реабилитации в условиях изоляции существенно устарела; система ресоциализации преступников-наркоманов практически не действует. Кроме того, 65% из числа наркоманов не считают себя таковыми. Более половины из них не собираются лечиться. Что делать обществу в такой ситуации? Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что наркоманов надо избавлять. И при этом содержать изолировано от здоровых и больных в психическом отношении людей. Лечение наркоманов должно складываться из двух этапов:
1. Освобождение организма от биохимических последствий приема наркотиков, укрепление воли наркомана, подготовка человека к пониманию причин его обращения к наркотикам.
2. а) Ликвидация психологических предпосылок приема наркотиков.
б) Замещение интереса к наркотикам социально положительными, основой которых является не принудительный труд.
в) Создание комфортных условий в референтной группе, способствующих социальной адаптации личности, воспитания воли, самостоятельности и самодисциплины. Наиболее полно эта программа может реализовываться в так называемых терапевтических сообществах, специализированных врачебно-педагогических комплексах по реабилитации наркоманов.
Министерство образования и Министерство культуры как факторы, определяющие мировоззрение личности, в своих полномочиях должны проводить соответствующую работу в ключе предупреждения наркотизма, создание и реализация программ военно-патриотического воспитания, открытие трезвенных подростковых клубов, сети молодежных кружков. В направлении своей работы посильный вклад в профилактику наркомании может быть внесен Федеральным агенством туризма и спорта, различными комитетами и службами.
На уровне общей профилактики преступлений и наркомании, государство уместно рассматривать как единый целостный субъект профилактики, в основе формирования которого лежат процессы интеграции, объединения совместных усилий. Борьба и предупреждение этих явлений «социального зла» должны рассматриваться как наиболее актуальные из ведущих проблем, решение которых требует консолидации политических сил в различных направлениях внутренней политики: организационно-правовом, материально-техническом, финансовом, идеолого-просветительском, информационном и т. д.
Ведущее место в профилактике наркотизма должно занимать образование, медицина, право, культура. Как показывает практика работы служб и подразделений, уголовно-правовая, т. е. репрессивно-карательная модель воздействия малоэффективна, в особенности при решении проблемы наркотизма несовершеннолетних. Необходимо осуществлять криминологическую профилактику, проводимую МВД как на уровне общем, совместно с другими структурами власти, так и на индивидуальном уровне.
Кроме того, в профилактике наркомании должны принимать участие общественные организации и физические лица. На профессиональной и добровольной основе, с поддержкой органов местного самоуправления или без таковой, необходимо создание молодежных антинаркотических движений, обществ, клубов, ассоциаций и т. д. местного, локального значения. Работа в этом направлении перспективна для студенческой общественности и учащихся школ. Безусловно, все это должно проходить и действовать под патронажем органов власти и управления.
На уровне индивидуальной профилактики, в качестве субъектов можно отметить юридические (организации) и физических лиц. В настоящее время существуют некоторые малочисленные организации (т. н. «союзы спасения»), работающие в сфере реабилитации наркоманов, помогающие естественному процессу социальной адаптации. В данном случае при оказании помощи работниками таких организаций, во внимание принимаются индивидуальные свойства и качества личности, психологический портрет несовершеннолетнего. Знание этих характерологических черт позволяет выработать индивидуальный подход, учитывающий потребности, интересы и мировоззренческие ориентации несовершеннолетних.
На наш взгляд, следует разработать и принять закон РФ "О профилактике наркомании несовершеннолетних в Российской Федерации». Данный закон должен содержать правовые основы политики в сфере предупреждения вовлечения несовершеннолетних в наркоманию, профилактики дальнейшего потребления наркотиков и систему действующих превентивных мер. Среди последних должно найти свое отражение создание дошкольных, школьных и послешкольных образовательных программ (занятий, лекций, семинаров, спецкурсов), специальное решение комитетами и службами занятости вопроса о трудоустройстве несовершеннолетних, организация молодежных политических и неполитических движений, союзов, ассоциаций и т. д. Ведущее место в такой работе может принадлежать организациям, решающим вопрос досуга несовершеннолетних (спортивные игры, туризм, художественная деятельность).
Необходимо решение вопроса также и в случае появления болезни. Представляется нужным разработать закон РФ «О мерах реабилитации и ресоциализации больных наркоманией в Российской Федерации». Данный закон предусматривал бы разработанную систему медицинских, правовых, педагогических и социальных мероприятий, проводимых с целью оказания медицинской и иной помощи больным. Полезным шагом было бы создание, среди прочих, специальных клиник и стационаров для лечения несовершеннолетних.
В качестве физических лиц выступают представители власти, сотрудники милиции. Так, например, в этом отношении достаточно значима роль участкового инспектора милиции, умеющего не только надлежащим образом организовать работу на своем участке, но и непосредственно принимающего участие в профилактике наркотизма несовершеннолетних. В решении этой проблемы роль участкового инспектора милиции зачастую недооценивается. Вместе с тем именно им может проводиться работа по организации досуга несовершеннолетних, внесению соответствующих предложений в органы жилищно-коммунального хозяйства, местного самоуправления. Под патронажем участкового инспектора милиции с целью профилактики наркотизма и оздоровления микросоциальной среды могут создаваться молодежные некоммерческие объединения и т. д.
В качестве содержания непосредственной индивидуальной профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков можно выделить следующие направления:
1. Выявление несовершеннолетних, от которых можно реально ожидать совершения преступлений.
2. Всестороннее и глубокое изучение профилактируемых и условий их жизнедеятельности. Результатом изучения в этом случае должны стать сведения:
- о предшествующем противоправном, в том числе и преступном поведении того или иного подростка, наркотизации и ее хронологии;
- об обстоятельствах (причинах, условиях, фактора «фоновых» явлениях), обуславливающих преступное или иное противоправное поведение, мотивы и причины наркотизации конкретного несовершеннолетнего;
- о социально-демографических и личностных характеристиках объекта;
- об индивидуально-психологических особенностях того или иного несовершеннолетнего.
3. Установление психологического контакта между субъектом и объектом (профилактируемым) индивидуальной профилактики.
Несмотря на эффективность индивидуальной профилактики, проводимой МВД, образованием и здравоохранением, они реально могут осуществлять лишь непосредственную превенцию, как часть правоохранительной функции. Но что же делать с причиной этих преступлений - с наркоманией? Ведь бороться со следствием бессмысленно, пока свое действие осуществляет причина. В этом случае, для подведения итога необходимо дать характеристику сказанному о профилактике.
Общая профилактика таких преступлений не нейтрализует их причин, так как наркотизировавшийся несовершеннолетний не в состоянии воспринимать и адекватно реагировать на превентивную информацию. Необходимо предупреждать именно наркотизацию, т. к. она с внутренней необходимостью и неизбежностью вызывает криминальное поведение.
Общая профилактика наркомании, в основе которой должны лежать процессы интеграции усилий субъектов предупреждения должна способствовать заполнению той «идеологической ниши», которая существует ныне среди молодежи. Однако, на этом уровне (общей профилактики) будет устранено лишь условие, но не причина наркотизации, которую мы отождествляем с субъективными предпосылками, т. е. мотивами. Чтобы нейтрализовать причину наркомании, нужна действительно эффективная в этой сфере, ранняя индивидуальная профилактики наркотизации, т. е., собственно говоря, наркомании методами воспитания и педагогики, формирование здорового, трезвого образа жизни.
Такая функция, несмотря на ее продуктивность и результативность, не может осуществляться только государственными структурами. Лишь частично она может реализовываться учителями и педагогами, а также общественными организациями и движениями. Ведущую роль в ранней индивидуальной профилактике занимает семья, непосредственно участвующая в социализации личности несовершеннолетнего. Стиль воспитания детей, цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Традиционные институты и методы воспитания были высокоэффективны в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм, прежде всего потому, что были тесно связаны с относительно неизменным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и социальной структурой. Сколько-нибудь серьезное изменение социальной среды и рода занятий ставило систему традиционного воспитания в тупик, вызывало напряжение и неустойчивость. Соответственно меняются практические задачи и критерии эффективности обучения – воспитания.
В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы главным образом по тому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки и ценности. Детей готовили к жизни в обществе, которое в главных своих чертах будет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Нынешние социальные изменения - научно-технические, культурные, бытовые - настолько быстры и значительны, что никто уже не сомневается, что сегодняшним детям и юношам предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. Поэтому и свои воспитательные успехи они должны оценивать не столько по тому, как им удалось передать молодым свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения.
Специалисты выделяют два ряда качеств, которыми, по их мнению, должен обладать индивид наших дней, в особенности несовершеннолетний:
Во-первых, он должен обладать устойчивым, твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями. Иначе на каждом крутом вираже истории - а их в его жизни будет предостаточно – он будет, образно говоря, распадаться на составные части или будет реагировать неадекватно на любой исторический вызов.
Во-вторых, он должен обладать высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в зрелом возрасте, когда старшие поколения привыкли обходиться старым багажом. Без этого личность неизбежно отстанет от хода истории и станет тормозом общественного прогресса.
В этой связи, основную роль в профилактике наркотизма играет семья. Как бы банально и упрощенно это не звучало, ни у одного государства, министерства или организации никогда не будет такой возможности влияния на личность, как у семьи, тогда как «... антинаркотическая политика наиболее эффективна, когда основные усилия направлены в область воспитания, и особенно - самовоспитания, то есть сознательного целенаправленного воздействия на самого себя». Это влияние должно брать свое начало с самых ранних этапов социализации, а не с момента обнаружения привыкания к наркотикам. И вот здесь зерно всей проблемы. Главное - это создание настоящей здоровой и трезвой семьи. Без этого проблему не решить.
Таким образом, чтобы подойти к решению проблемы наркотизма, следует применять так называемую «систему пресса», когда гармонично взаимодействует влияние как на спрос, так и на предложение наркотиков, когда система срабатывает в комплексе «запрет плюс отказ».
ЛИТЕРАТУРА
Маюров А. Н. и др. Программа "Н. Новгород - духовное и физическое возрождение". – Н. Новгород: Гор. Дума, 1995 - 79 с.
Маюров А. Н. и др. Концепция "Н. Новгород - духовное и физическое возрождение" – Н. Новгород: Гор. Дума, 1996 – с. 80.
Маюров А. Н. и др. Программа "Автозавод - духовное и физическое развитие" – H. Новгород, 1996 - 105 с.
Маюров А. Н. и др. Профилактика молодежного наркотизма: Кр. словарь-справочник – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996 - 68 с.
Шихирев П. Н. Жить без алкоголя? - М.: Наука, 1988. - 160 с.
Шичко Г. А. Основная трезвенная терминология. - Л.: Оптималист, 1988.
Энтин Г. М. Трезвость - норма жизни советского человека. – М., 1987. - 15 с.
Юзефович Г. Л., Соколова В. Н. Пленники Вакха. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1985. -208 с.
Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана. – М.: Просвещение. 1989. - 96 с.
Глава III