Тип, типологизация, типология

Лекция № 9

Типология культур

План:

Тип, типологизация, типология

Историческая типология культур

Формационная типология культур

Цивилизационная типология культур

Линейная типология культур К. Ясперса

Современные концепции типологии культур

Тип, типологизация, типология

Типология культур – одна из актуальных и дискуссионных проблем в современной отечественной культурологии.

В качестве критериев типологии культур ими были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др.

С этим и связано понятие типа культуры.

Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от других.

Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур называется типологизацией.

В результате были созданы формационная, цивилизационная, культурно-историческая, регионально-территориальная, этнонациональная, демографическая и другие типологии культуры.

Цивилизационная типология культур

С несколько иных позиций эволюционная теория отвергалась представите­лями теории культурно-исторических типов – Николаем Яковлевичем Данилевским, Освальдом Шпенглером, Арнольдом Тойнби.

Для них существовали не абстрактные, а множество реально существующих типов культур.

Объектом изучения выступали крупные социальные и культурные феномены, существующие в виде целостностей.


Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1825) – известный социолог и общественный деятель.

Данилевский был последователем «органической теории», суть которой – в перенесении законов развития природы на социальную действительность.

В книге «Россия и Европа» Данилевский утверждает, что цивилизация проходит несколько периодов: рождение, расцвет и упадок.

Главная идея культурологической концепции Данилевского – эта идея о локальных культурно-исторических типах, соответствующих типам цивилизаций.

Н.Я. Данилевский полагал, что история каждого народа представляет собой самостоятельный культурно-исторический тип.

Всю совокупность прошлых и ныне существующих культур он сводит к десяти типам:

1. Египетский

2. Китайский

3. Ассирийско-вавилоно-финикийский, или древнесемитский

4. Индийский

5. Иранский

6. Еврейский

7. Греческий

8. Римский

9. Новосемитский, или аравийский

10. Германо-романский, или европейский

К этим типам, по мнению ученого, можно добавить еще два, исчезнувших в результате колонизации Южной Америки – мексиканский и перуанский.

Перечисленные цивилизации выступают у Данилевского как «положительные деятели в истории человечества» (не народ – субъект истории, а созданная им развитая культура). Однако есть и «отрицательные деятели», оказывающие разрушительное воздействие на цивилизации: «…есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество».

Наряду с ними существуют племена, которые «потому ли, что самобытность их прекращается в чрезвычайно ранний период их развития или по другим причинам» являются только этнографическим материалом, входящим в культурно-исторические типы.

Концепция культуры и цивилизации О. Шпенглера

Близки к идеям Данилевского философские построения немецкого математика Освальда Шпенглера (1880-1936), которые нашли отражение в его книге «Закат Европы» (1914).

Им также отрицается идея единства человеческой истории.

А. Тойнби утверждает, что специфика развития общества и культуры определяется совокупностью Вызовов и Ответов.

Бог (природа) бросает людям вызов. Своим ответом на вызов цивилизация/общество решает ставшую перед ним задачу и приводит себя в более совершенное состояние.

Чем сильнее вызов, тем оригинальнее и созидательнее ответ.

Западную, 2 православных (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, 2 дальневосточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя, египетскую.

А. Тойнби о культурах, остановившихся в развитии

Вводит ученый также понятие остановившихся в своем развитии цивилизаций (эскимосская, оттоманская) и мертворожденных (5) – скандинавская, ирландская и др.

В основе развития культуры, по мнению философа, находится развитие религии.


3. Типологическая модель культуры К. Ясперса

Немецкий философ-экзистенциалист Карл Теодор Ясперс (1883-1969) ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры.

Типология Г. Маклюэна

Из современных подходов к данному вопросу интерес представляет типология культур, предложенная канадским социологом и культурологом Гербертом Маршаллом Маклюэном (1911–1980).

Его взгляды основываются на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни.

Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности.

С этой точки зрения им выделяются дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.

В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека».

Поэтому восприятие мира и все формы общения здесь оказываются основанными на слухе и других органах чувств.

Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира – синкретическое.

В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам.

Они построены на обычаях и коллективном опыте, которые выступают как форма социальной памяти.

Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжают существовать в наше время.

Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры.

Письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.

Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы».

С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к любым знаниям; окончательно закрепляется доминирующее положение науки в европейской культуре, следствием чего является развитие техники и промышленной революции.

Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения.

Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы.

Информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи, получать любые знания, не выходя из собственного дома.

Она намного облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.

Лекция № 9

Типология культур

План:

Тип, типологизация, типология

Наши рекомендации