Доклассический период развития культурологии
Античные представления о культуре
Понимание культуры в Средние века
Классический период развития культурологии
Открытие человека» в эпоху Возрождения
Культурологическое учение Д. Вико
Просветительские и идеалистические концепции культуры
Гуманистическая концепция культуры И.Г. Гердера
Теория «географического детерминизма» Руссо
Концепция культуры немецких романтиков
Философия культуры Ф. Шиллера
Философия романтизма Ф. Шлегеля
Философия искусства Ф. Шеллинга
Представители немецкой классической философии о культуре
Внутренняя и внешняя культура И. Канта
Гегель о культуре как форме отчуждения абсолютного духа
Доклассический период развития культурологии
Само слово «культура» латинского происхождения, оно появилось в эпоху римской Античности.
Это слово произошло от глагола «colere», который означал «возделывание», «обработку», «уход».
В этом значении его использовал известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н. э.), написавший трактат «De agri cultura».
И в наши дни мы говорим о культивировании каких-то сортов растений, используем термины «культура картофеля» и другие, пользуемся сельскохозяйственными машинами, которые называются «культиваторы».
Уже в античности люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира.
Гомер и Гесиод – знаменитые историки и систематизаторы античных мифов, видели эту грань в нравственности.
Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных.
Позже это отличие назовут «культурой».
Воспитание и обучение древние греки определяли термином «пайдейя» (становление гражданина в античном полисе).
В основании пайдейи лежит аристократический тип культуры, с ним связана красота и физическое совершенство, честь, стремление к славе.
Добродетели, по античным представлениям, наследуются.
Этой же точки зрения придерживался и римлянин Лукреций Кар в работе «О природе вещей».
Римляне слово «культура» стали использовать как термин.
Марк Туллий Цицерон в работе «Тускуланские беседы» (45 г. до н. э.) под понятием «cultura animae» подразуемвал возделывание человеческой души.
Понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию – «натура» (природа).
Цицерон считал, что дух, разум человека необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает землю.
Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина, в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд – обработка земли.
Цицерон понимал культуру как идеальное единство личности и государства.
Историческим оправданием и смыслом культуры он считал воспитание в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осознающим свой долг по отношению к обществу и государству.
1.2. Понимание культуры в Средние века
Культура – это вера в единого Бога (монотеизм), духовность (душа – от Бога, тело – от дьявола), утверждение аскетизма (пренебрежение материальными благами).
Смысл мира заключается отныне только в Боге, а сам мир видится огромным хранилищем символов, все предметы и явления материального мира считаются лишь письменами в божественной книге природы. Так, Луна – это символ божественной Церкви, ветер – символ Святого Духа и т. д.
Знающий человек мог «прочесть» таким образом весь окружающий мир.
Так в Средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в XX в. до символических теорий культуры.
Культура превратилась в культ.
Культура любого народа также оценивалась с точки зрения соответствия ее христианским моральным ценностям, которые считались универсальными, что привело к рождению европоцентризма, который объявил Европу центром мировой цивилизации и проповедовал превосходство ее культуры над всеми остальными и необходимость распространения ее во все регионы земного шара.
Ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы жить по Богу и отказаться от всех человеческих благ. Блага делятся на те, которые следует любить (Бог), и те, которыми нужно только пользоваться (материальные вещи).