В доолимпийских культурах важнейшим культурным кодом выступала система имен.

Для первобытного человека связь между именем и обозначаемыми им вещью или лицом является не произвольной и идеальной ассоциацией, а реальной, материально ощутимой.

Весьма распространено было явление, когда каждый мужчина, женщина, ребенок племени, кроме имени, которое употреблялось в житейском обиходе, имели еще и тайные имена, известные старейшинам и посвященным.

Тот же обычай сохранился и в более поздние времена, например в Древнем Египте.

У египтян было два имени: истинное и доброе.

Первое хранилось в глубочайшей тайне, второе было известно всем.

Ту же самую ситуацию можно было наблюдать и в Индии, когда ребенок из касты брахманов получал при рождении два имени.

В доолимпийских культурах система имен представляла собой механизм кодирования и обновления культуры, когда имя – это сама информация, а не этикетка.

Его произнесение является тем запускающим, энергетическим механизмом, посредством которого возможно осуществить реальные манипуляции с предметом.

Коды письменных культур формируются с конца 4-го – начала 3-го тыс. до н.э. (Древний Египет и Месопотамия) и существуют до настоящего времени.

Новый культурный код, в отличие от мифологического кода, который воспроизводился только в ритуальных действиях, имеет ясную форму выражения, содержание которой заключено в Священных книгах:

Книге мертвых – древних египтян,

Ветхом Завете – древних иудеев,

Авесте – древних иранцев-зороострийцев,

Ведах – древних индийцев-брахманистов

и т.д.

В них собраны не только законы и правила, предписывающие людям, как себя вести в отношении к миру и к своему Богу или Богам, но и сообщаются и осмысливаются события прошлого каждого народа.

Таким образом, в культурный код включается история.

В письменном тексте место магии-ритуала занимает магия слов.

Эти слова в устах жрецов и священников являются символами недоступных другим смыслов, в которых хранятся тайны всего сущего.

Изменение и перестройка данного культурного кода начинается в христианской Европе во второй половине XV века и связано с изобретением книгопечатания.

Печатный книжный тираж открывал новые возможности для освоения в коде культурной памяти происходящих социальных перемен.

Одной из таких значимых перемен явилась десакрализация Священного текста Библии, которая произошла в результате перевода ее с сакрального латинского на немецкий и другие языки, превращение в доступный всем грамотным людям текст.

24 августа 1455 года Гутенберг отпечатал Библию на латинском языке в двух томах. Заглавные буквы в книге по традиции дорисовывались от руки. Это было первое напечатанное типографским способом издание.

Значительное влияние на формирование нового культурного кода оказала наука.

Ее результат – достоверное, проверяемое экспериментально, рациональное знание внедрялось в механизм культурной памяти, перестраивало ее.

В XVII-XIX вв. научная теория, способ практического преобразования природы, в том числе и человеческой, ложатся в основание культурного кода Западной Европы.

Пример научной теории

Дэвид Бушнелл (1740-1824) – американский изобретатель.

Считается создателем первой в мире подводной лодки, когда-либо использованной в военных целях. Лодка под названием «Черепаха» была создана в 1775 году во время обучения конструктора в Йельском университете. Предложенный Бушнеллом принцип заполнения балластных цистерн забортной водой для погружения лодки и винтовой движитель до сих пор используются в конструкциях современных субмарин.

В XX веке начинают формироваться коды экранной культуры, по-новому организуя взаимодействие основных компонентов культурного кода.

Предметность, которая в прошлых культурных типах была направлена на освоение природы, практически полностью замыкается на «вторичную предметность» – компьютеры, информационные системы связи, информационные банки и т.д.

Знаковость также существенно расширяет область своего действия: слово, модель, символ на экране реализуются по-новому, давая простор творческой деятельности в поисках знака-изображения.

Идеальность,формируемая экранной культурой, также существенно обновляется.

Для нового мышления характерно «сращение» логического и образного, синтез понятийного и наглядного, формирование «интеллектуальной образности» и чувственного моделирования.

Наши рекомендации