Э. Кассирер: символическая концепция культуры
Язык, искусство, религия, наука – это различные стадии этого процесса.
По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков.
Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры.
Символика
Уаджет (также око Ра или глаз Гора) – древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом.
Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили египтяне.
В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян – символ созидательного единства противоположностей во Вселенной.
У разных европейских народов подкова – символ удачи.
Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но, дойдя до конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно.
Подкову вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т. д.).
По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной.
Части этой вселенной –
Язык
Миф
Искусство
Религия
Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным.
В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями.
Важной культурологической темой у Кассирера является тема мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры.
Философ особо останавливается на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного мира или примитивных и первобытных народов.
Кассирер приходит к выводу, что «символ – ключ к природе человека».
Теория пассионарности
Лев Николаевич Гумилев – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических наук; создатель учения об этносе как биосоциальной категории. Теория пассионарности изложена в книге «Этногенез и биосфера Земли» (1989).
Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»:
– подъем;
– акматическая фаза;
– надлом;
– инерционная фаза;
– обскурация.
Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.
В фазе подъемапассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала.
Происходит «перегрев системы» – борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).
В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями.
Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации.
Ярким примером здесь является западный мир XVIII-XX веков.
Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.
По Гумилеву, имеются три категории людей:
– пассионарии;
– гармоничные особи;
– субпассионарии.
У пассионариев энергетика избыточна.
Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.
В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).
У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга.
Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д.
При одном условии – если за это платят.
Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).
Субпассионарий же ни на что полезное не способен.
Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику.
Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки.
Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе.
Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.
Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов
(цивилизаций).
Вот как это выглядит относительно западного мира.
В IX веке нашей эры пассионарный
толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»).
После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа.
В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.
В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.
В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.
В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания.
Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира.
Эта фаза тянется до наших дней.
Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960-х гг. и величается загадочным словом «постмодерн», есть просто европейская форма вступления в обскурацию с ее хищничеством и паразитарностью.