Э. Кассирер: символическая концепция культуры

Язык, искусство, религия, наука – это различные стадии этого процесса.

По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков.

Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры.

Символика

Уаджет (также око Ра или глаз Гора) – древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом.

Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили египтяне.

В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян – символ созидательного единства противоположностей во Вселенной.

У разных европейских народов подкова – символ удачи.

Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но, дойдя до конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно.

Подкову вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т. д.).

По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной.

Части этой вселенной –

Язык

Миф

Искусство

Религия

Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным.

В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями.

Важной культурологической темой у Кассирера является тема мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры.

Философ особо останавливается на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного мира или примитивных и первобытных народов.

Кассирер приходит к выводу, что «символ – ключ к природе человека».

Теория пассионарности

Лев Николаевич Гумилев – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических наук; создатель учения об этносе как биосоциальной категории. Теория пассионарности изложена в книге «Этногенез и биосфера Земли» (1989).

Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»:

– подъем;

– акматическая фаза;

– надлом;

– инерционная фаза;

– обскурация.

Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.

В фазе подъемапассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала.

Происходит «перегрев системы» – борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).

В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями.

Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации.

Ярким примером здесь является западный мир XVIII-XX веков.

Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.

По Гумилеву, имеются три категории людей:

– пассионарии;

– гармоничные особи;

– субпассионарии.

У пассионариев энергетика избыточна.

Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.

В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).

У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга.

Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д.

При одном условии – если за это платят.

Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).

Субпассионарий же ни на что полезное не способен.

Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику.

Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки.

Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе.

Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.

Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов

(цивилизаций).

Вот как это выглядит относительно западного мира.

В IX веке нашей эры пассионарный

толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»).

После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа.

В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.

В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.

В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.

В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания.

Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира.

Эта фаза тянется до наших дней.

Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960-х гг. и величается загадочным словом «постмодерн», есть просто европейская форма вступления в обскурацию с ее хищничеством и паразитарностью.


Наши рекомендации