Основные теории происхождения культуры
Лекция № 3
Основные теории происхождения культуры
План:
Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры
Психоаналитическое объяснение происхождения культуры
Концепция культуры З. Фрейда
Аналитическая теория культуры К.Г. Юнга
Игровая концепция культуры
Э. Кассирер: символическая концепция культуры
Теория пассионарности Л.Н. Гумилева
Структуралистская концепция культуры К. Леви-Стросса
Одной из наиболее сложных проблем, связанных с культурогенезом, есть проблема происхождения культуры.
Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры
Представители и их труды:
Фридрих Энгельс (1820-1895), статья «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1873-1876), явившаяся одной из глав его работы «Диалектика природы».
Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель.
К. Маркс считал, что в основе развития культуры лежит совершенствование материальной стороны жизни.
К. Маркс утверждал, что культура связана с трудом человека, с производством материальных благ.
Согласно орудийно-трудовой концепции, человек выделился из животного мира.
Ф. Энгельсу принадлежит классическая формула:«Труд создал человека».
Под трудом Ф. Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.
По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда.
В процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу.
Так возникла речь как средство общения в совместной трудовой деятельности.
Последствия этих предпосылок – возникновения процесса труда и речи – огромны.
Деятельность человека стала огромным импульсом, который привел к культурогенезу.
Психоаналитическое объяснение происхождения культуры
Карл Густав Юнг считал источниками культуры являются сознательное и бессознательное начала.
Во многом следуя в психотерапевтической практике за З. Фрейдом, К. Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры.
Отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры:
1) неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры,
2) модифицированная структура личности и понятие «коллективного бессознательного» наряду с «индивидуальным бессознательным»;
3) у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К.Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга.
Более того, оба они есть источник культуры.
Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:
1) сознание – ЭГО – Я;
2) личное бессознательное – «ОНО»;
3) «коллективное бессознательное».
Личное бессознательное содержит в себе комплексы, это скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.
Эти комплексы могут оказывать сильное влияние на поведение индивидуума.
Всем известно, что Наполеон был маленького роста и вообще был неказист.
Он крайне не любил высоких стройных гвардейцев, и если только такой солдат не отличался уж совсем безумной храбростью, повышения он получить не мог.
В штабе Наполеона тоже все были маленькие и не слишком худые.
Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти.
То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов.
Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.
Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества.
В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.
Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
Архетипы
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»).
Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально и поведенчески на конкретные ситуации – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Архетипы и реклама
Архетип «Самости» в варианте рекламы – это та внешность, которую адресат хотел бы иметь.
Это красивые волосы, ресницы…(«Все без ума от тебя…А ты от Maybelline»).
Правда, если судить по фразам из рекламы, косметический препарат – способ стать другим человеком.
Архетип «Самости» использует и телереклама соков «Я» (во-первых, само название сока, во-вторых, слоганы
«Жизнь в твоем вкусе», «Где наслаждение, там Я»).
В действительности, здесь используется скорее архетип «Маски», того, каким человека видят окружающие.
Архетип «Тень» – это оставшаяся за порогом сознания бессознательная часть личности, которая может выглядеть и как демонический двойник.
В рекламе к архетипу Тени относится образ бактерий, вызывающих неприятный запах, из телерекламы нового поколения дезодорантов «Rexona».
Архетип «Мать» выражает вечную и бессмертную бессознательную стихию.
Вариант использования архетипа матери – реклама кофе «Ruscafe» («Сделано с любовью»), в которой сын радуется приходу матери и они вместе пьют кофе.
3. Игровая концепция культуры
Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры.
Представители игровой концепции
Различные версии такой концепции находим в творчестве Ханса Георга Гадамера (1900-2002),Эйгена Финка (1905-1975),Йохана Хёйзинги (1872-1945).
Концепция Й. Хёйзинги
Особое значение игре в развитии мировой культуры придает Й. Хейзинга.
Он считает, что игра старше культуры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных.
«Игра – содержательная функция со многими гранями смысла».
Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой.
Игра – это прежде всего свободная деятельность. Она необходима индивиду как биологическая функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразительной ценности.
Культура возникает в форме игры. Культура первоначально разыгрывается.
Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму.
В играх, по мнению Й. Хёйзинги, общество выражает свое понимание жизни и мира.
Во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт может вновь, как полагает голландский историк, проявиться в полную силу, вовлекая отдельную личность или массу людей в вихрь исполинской игры.
Символика
Уаджет (также око Ра или глаз Гора) – древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом.
Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили египтяне.
В древнекитайской мифологии и натурфилософии инь-ян – символ созидательного единства противоположностей во Вселенной.
У разных европейских народов подкова – символ удачи.
Бытовало поверие, что дьявол всегда ходит кругами, но, дойдя до конца подковы (разорванного круга), он вынужден повернуть обратно.
Подкову вешали не только над дверьми или на дверях, но и везде, где злая сила могла попасть в дом (окна, камин, печь и т. д.).
По сравнению с другими живыми существами человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной.
Части этой вселенной –
Язык
Миф
Искусство
Религия
Исходя из этого, Кассирер предлагает называть человека не мыслящим животным, как это уже стало традиционным, а символическим животным.
В ответ на полную загадок и опасностей реальность человек как бы уходит в себя, в свою внутреннюю вселенную и живет там своими мыслями и идеями.
Важной культурологической темой у Кассирера является тема мифа как одного из важнейших объединительных и одновременно иллюзорных элементов любой культуры.
Философ особо останавливается на идеологических мифах современности, со строго антропологической точки зрения ничем не отличающихся от мифов античного мира или примитивных и первобытных народов.
Кассирер приходит к выводу, что «символ – ключ к природе человека».
Теория пассионарности
Лев Николаевич Гумилев – российский ученый-этнолог, историк, доктор исторических и географических наук; создатель учения об этносе как биосоциальной категории. Теория пассионарности изложена в книге «Этногенез и биосфера Земли» (1989).
Согласно Гумилеву (и в этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским), народ есть органическое явление, которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»:
– подъем;
– акматическая фаза;
– надлом;
– инерционная фаза;
– обскурация.
Причем эти фазы (как и само возникновение этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности (уровнем энергетики) его членов.
В фазе подъемапассионарность растет, в фазе акматики она достигает высшего накала.
Происходит «перегрев системы» – борьба честолюбий, и этнос вступает в состояние надлома (резкого снижения энергетики).
В инерционной фазе (если посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию) снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями.
Этот период особенно благоприятен для «собирания плодов земных» – золотая осень цивилизации.
Ярким примером здесь является западный мир XVIII-XX веков.
Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности, мучительное падение этноса.
По Гумилеву, имеются три категории людей:
– пассионарии;
– гармоничные особи;
– субпассионарии.
У пассионариев энергетика избыточна.
Причем это не имеет отношения к морали, идеологии, даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.
В любом случае пассионарий совершает поступки, выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином, политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как герои Шукшина – «чудики»).
У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга.
Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д.
При одном условии – если за это платят.
Если нет, он займется каким-либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным (посокрушавшись, конечно).
Субпассионарий же ни на что полезное не способен.
Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного превосходят энергетику.
Типичные субпассионарии – бродяги, наемники, проститутки.
Современную эпоху, кстати, характеризует накопление таких типов в верхах общества как в России, так и на Западе.
Видимо, вызревает переход к новой фазе развития.
Гумилев приводит массу примеров истории этносов и суперэтносов
(цивилизаций).
Вот как это выглядит относительно западного мира.
В IX веке нашей эры пассионарный
толчок затронул территорию Франции и Германии («феодальная революция»).
После веков безвременья и варварских королевств родилась новая, рыцарская Европа.
В эпоху подъема пассионарности она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми походами.
В акматической фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.
В фазе надлома происходят Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война XVII века c разгулом субпассионарного бандитизма.
В фазе инерции ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные завоевания.
Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира.
Эта фаза тянется до наших дней.
Хотя, возможно, то явление, что возникло в конце 1960-х гг. и величается загадочным словом «постмодерн», есть просто европейская форма вступления в обскурацию с ее хищничеством и паразитарностью.
Лекция № 3
Основные теории происхождения культуры
План: