Виды межкультурного взаимодействия
Разнообразие видов социального взаимодействия, социальных контекстов и намерений участников общения находит свое отражение в разнообразии речевых жанров – от повседневного общения до выступления в средствах массовой информации.
В зависимости от сочетания различных способов, приемов и стилей общения в коммуникативистике принято выделять два основных вида межкультурной коммуникации:
–вербальную,
–невербальную.
Коммуникативное взаимодействие людей на три четверти состоит из речевого (вербального) общения.
Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников.
Различного рода чувства, переживания и настроения, не поддающиеся словесному выражению, передаются средствами невербального общения.
Под невербальной коммуникацией в науке понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения.
Невербальные средства общения включают в себя:
– кинесику;
– просодику и экстралингвистику;
– такесику;
– проксемику.
Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения.
Элементами кинесики принято считать жесты, мимику, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (к примеру, зевота͵ потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак как знак победы и т.п.).
–Жесты представляют из себя различного рода движения тела, рук или кистей рук.
К примеру, выражая свое одобрение в общественных местах, немцы не аплодируют, как это принято в культурах других народов, а стучат костяшками пальцев по крышке стола, свистят или кричат. При счете они не загибают, а напротив, разгибают пальцы, сжатые в кулак.
В различных культурах по-разному принято привлекать к себе внимание официанта. В США это делается поднятым указательным пальцем, легким движением руки, словами «официант» или «извините».
В Европе для этого слегка постукивают ложкой или кольцом по стакану.
На Ближнем Востоке принято хлопать в ладоши.
В Японии приподнимают руку ладонью вниз, слегка шевеля пальцами, а в Испании и Латинской Америке – ладонью вверх, быстро сжимая и разжимая пальцы.
Используемые во всех культурах жесты можно условно разделить на произвольные и непроизвольные, культурно обусловленные и физиологические.
Так, почесывание или потирание рук, верчение карандаша в руках должна быть отнесено только к физиологическим жестам. Это так называемые жесты-адапторы.
Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорный характер.
Их можно классифицировать следующим образом˸
– иллюстраторы – описательно-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл.
– конвенциональные жесты, или эмблемы, они используются при приветствии или прощании, приглашении, запрещении, оскорблении и т.п.
– модальные жесты – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления.
– жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз и др.).
Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в межкультурной коммуникации.
Особенно разнообразным является жест приветствия, который в различных культурах может выражаться поклоном, поднятием бровей, кивком головы, ударом руки, поцелуем, объятием, слезами, биением черепа до крови и т.д.
К примеру, для нас привычно при приветствии помахать рукой из стороны в сторону.
На индонезийском острове Бали двое влюбленных могут приветствовать друг друга тяжелым дыханием в виде дружеского сопения.
Жители Бирмы, Монголии и Лапландии в качестве приветствия традиционно обнюхивают друг друга.
Эскимосы приветствуют незнакомцев ударом кулака по голове или плечу.
Жители Амазонии свое приветствие выражают взаимным похлопыванием по спине, а полинезийцы обнимают и потирают спину собеседника.
В районе островов Торреса для приветствия крайне важно изогнуть правую руку в форме крюка, затем почесывать ладони друг другу, повторяя это несколько раз.
Практически во всем мире стал весьма распространён жест, который в русской культуре принято называть «фига».
Учитывая зависимость от принадлежности к какой-либо культуре, он расценивается как шуточный жест, как жест-издевка, как защитительный знак (от «дурного глаза»), как символ плодородия, как непристойное приглашение к сексуальным отношениям, как жест понимания между влюбленными, как знак величайшего презрения и т.д.
Даже в настоящее время в Италии, Сербии, Англии, Шотландии верят в оберегающую силу фиги.
Приверженцы религиозного культа Макумба в Южной Америке (прежде всего, в Бразилии) носят по этой причине изображение фиги в качестве брелока на шее.
При контактах с представителями других культур во многих ситуациях возникает впечатление, что люди ведут себя неестественно.
К примеру, в случае если мы говорим о себе и показываем при этом пальцем на свою грудь, то данный жест покажется японцам странным, так как в таких случаях они прикасаются пальцем к носу. Только в XX в. рукопожатие стало приемлемым во всем мире.
В прошлом такой прямой физический контакт считался неприличным во многих культурах. Китайцы и в настоящее время стараются избегать телесных контактов с незнакомцами.
Стоит сказать, что для них крепкое рукопожатие так же не принято, как для европейцев и американцев похлопывание по плечу (для «западника» это означает «будь здоров»).
– Поза – положение человеческого тела, которое принимает человек в процессе коммуникации.
Специалистам известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принимать человеческое тело.
В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз˸
– включение или исключение из ситуации общения (открытость или закрытость для контакта).
При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед. Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонением спины назад и др.;
– доминирование или зависимость.
Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке, лежащей на плече собеседника, зависимость – во взгляде снизу вверх, сутулости;
– противостояние или гармония.
Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.
Почти все западные люди сидят на стуле, положив ногу на ногу.
Но если европеец, находясь в Таиланде, сядет так и направит подошву ботинок на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным, а арабский партнер воспримет это как глубокое оскорбление потому, что тайцы и арабы считают ногу самым неприятной и «низкой» частью тела.
Североамериканский студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, принять расслабленную позу, одну ногу закинуть на другую, поскольку такая поза не является в США каким-то особым индикатором отношений. Но в европейских культурах такая поза предполагает социальное равенство партнеров по коммуникации.
В процессе коммуникации телодвижения могут также использоваться для выражения желания закончить или начать разговор.
К примеру, в американской культуре применяется несколько жестов, когда есть желание поменять тему разговора, высказаться самому или закончить беседу:
– наклониться вперед;
– перестать смотреть собеседнику в глаза;
– поменять позу;
– часто кивать головой;
– касаться обеими ногами пола.
Эти тонкие намеки имеют, как правило, практический эффект и меняют характер общения. Представьте себе человека, который стоит, скрестив руки, постоянно смотрит на часы, постукивает ногой по полу и не смотрит вам в глаза. Эти сигналы обычно говорят о том, что ему нужно уходить.
Ошибочное употребление жестов может привести к серьезным недоразумениям.
К примеру, широко известен случай, происшедший с одним американским политиком в одной из стран Латинской Америки.
В своих речах он постоянно подчеркивал, что США хотят оказать помощь этой стране, демонстрировал свое дружелюбие и расположение окружающим.
При этом его поездка не увенчалась успехом.
Самой большой ошибкой политика было то, что, сходя с трапа самолета͵ он продемонстрировал всем известный американский жест – ОК.
Но в Латинской Америке данный жест считается неприличным.
–Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения.
Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20 000 смыслов.
Типичная «улыбчивость» азиатов должна быть одновременно как выражением положительных эмоций (симпатии, радости и т.д.), так и способом скрыть негативные эмоции (недовольство, растерянность, удивление и т.д.).
В Японии смех является признаком смущения и неуверенности, в связи с этим иногда возникают ситуации непонимания, когда европеец сердится, а японский партнер, смущаясь, улыбается.
В случае если европеец не знает такой особенности японской культуры, то его гнев увеличивается, так как он может подумать, что над ним смеются.
Просодика – общее название ритмико-интонационных сторон речи: высоты, громкости голоса, тембра, силы ударения.
Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т. д.
Однажды к Сократу привели молодого человека, с просьбой оценить его личные качества и способности. Мудрец некоторое время рассматривал юношу, а затем произнес: «Говори, чтобы я мог тебя видеть!».
Этот остроумный парадокс особенно актуален в наше время, когда множество деловых вопросов приходится решать, не видя собеседника, например, в условиях телефонных переговоров.
Тот, с кем мы говорим по телефону, может составить благоприятное мнение о нас, исключительно по тому, что и как мы говорим.
В свою очередь, мы вынуждены делать свои выводы о партнере, его характере и настроении, полагаясь только на собственный слух.
Для того, чтобы лучше слышать, мы даже иногда закрываем глаза, когда требуется особое внимание к тому, что нам говорят.
Тогда голос собеседника как бы рисует нам его образ перед нашим мысленным взором.
Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы:
– профессиональные – они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача);
– ритуальные – рукопожатия, дипломатические поцелуи;
– дружеские;
– любовные.
Культуры можно разделить на контактные, в которых прикосновения очень распространены, и дистантные, где они совсем отсутствуют. К контактным принадлежат латиноамериканские, восточные, южноевропейские культуры.
Так, арабы, евреи, жители Восточной Европы и средиземноморских стран довольно активно используют прикосновения при общении.
В противоположность им североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы принадлежат к низкоконтактным культурам. Οʜᴎ предпочитают находиться на расстоянии от собеседника, причем азиаты используют большую дистанцию, нежели североамериканцы и североевропейцы.
Немцы, англичане и представители других англосаксонских народов редко пользуются прикосновениями при общении.
Исследования тактильного поведения немцев, итальянцев и североамериканцев подтвердили, что принадлежность к контактной или дистантной культуре зависит также от личности и пола.
К примеру, в Германии и США мужчины общаются на большем расстоянии и реже прикасаются друг к другу, чем в Италии.
Итальянские мужчины стоят ближе друг к другу и прикасаются друг к другу значительно чаще, чем итальянские женщины; при этом итальянские мужчины общаются со своими собеседниками при помощи тех невербальных средств, которые характерны только для немецких и американских женщин.
В азиатских культурах через прикосновение передаются, кроме прочего, чувства патронирования и превосходства. Так, прикосновение к плечу или спине означает дружбу.
В арабских и некоторых восточноевропейских странах выражение дружеских чувств происходит в форме крепких объятий.
У мусульман объятия являются выражением мусульманского братства.
В тактильной коммуникации есть и свои запреты.
К примеру, в азиатских культурах нельзя прикасаться к голове собеседника, что воспринимается как обида. По этой причине азиатские учителя зачастую бьют учеников по голове, и они воспринимают это как обидное наказание.
Объятия
При встрече символизируют эмоциональную связь между собеседниками.
Так здороваются близкие друзья, родственники, возлюбленные, родители и дети.
Характер «обнимашек» зависит от того, насколько близки друг другу эти люди.
При особо сердечных отношениях или после долгой разлуки объятия крепки до хруста в ребрах.
При дружеских встречах, носящих более солидный характер, объятия быстры, могут сопровождаться попутным рукопожатием или похлопыванием по плечу.
Существуют негласные гендерные правила объятий: мужчина обнимает женщину за талию, а женщина его – за плечи и шею.
Приобнять за плечо можно друга во время душевной беседы за рюмкой чая, поскольку это обозначает особое доверие и готовность поддержать.
Это подсознательная аллегория – вынося раненого приятеля с поля боя, друг закидывает его руку себе на плечо.
Поцелуи
Играют ту же роль, что и объятия, но носят более интимный, близкий характер.
Особенно это касается поцелуев в губы.
В нашей культуре целоваться в губы могут только пара или две подружки (сегодня это почему-то модно).
В остальных случаях такое проявление любви и дружбы считается неприемлемым.
Поцелуи в губы между мужчинами или родственниками приравниваются к гомосексуализму и инцесту, порицаются обществом и могут даже основательно испортить жизнь.
Интересно, что во многих странах (особенно это касается Ближнего Востока), поцелуи мужчин при встрече даже в губы – вполне нормальное явление.
У поцелуев в щеку более широкий спектр социальных связей – так здороваются супруги, возлюбленные, родственники, друзья и подруги.
В славянской традиции есть особый смысл у приветственных целований, сегодня практически утерянный. Троекратный «перекрестный» поцелуй был древним пасхальным ритуалом, его также использовали при встрече мужчины, выражавшие таким образом друг другу почтение и дружеское расположение.
До того, как из Европы в Россию и другие славянские страны пришло рукопожатие, объятие и поцелуй были единственными способами выразить свою привязанность к родственнику и другу – особенно долгожданные встречи двух мужчин могли сопровождаться поцелуями в щеку или в губы.
У поцелуев длинная и запутанная история – в разное время они символизировали различные отношения. Изначальная демонстрация дружбы и уважения во многих культурах претерпела период иерархического символизма: знатные мужи целовались друг с другом в губы, с низшими подчиненными было положено целоваться в щечку.
Чем больший был социальный разрыв между двумя людьми, тем дальше от губ располагалось место, в которое нужно было целовать – в руку, колено, ступню, обувь. А самым бесправным (рабам) оставалось довольствоваться землей, по которой прошел повелитель. Отсюда и произошло выражение «целовать землю под ногами», обозначающее, что влюбленный человек обожествляет свою пассию и готов на любые унижения, лишь бы быть рядом.
И, хотя сегодня мы считаем поцелуй прерогативой влюбленных, в историческом контексте все происходило с точностью до наоборот: сначала поцелуй был символом дружбы и уважения, а потом уже стал элементом флирта.
Когда на европейских балах появилась мода оканчивать каждый танец поцелуем, он постепенно превратился в часть ритуала ухаживания.
Атрибутом встречи и общения является рукопожатие.
Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каждое из которых имеет свое символическое значение˸
– ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, означает готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается;
– ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль;
– ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксирует положение равенства собеседников;
– рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.
У немцев, как и у всех европейцев, рукопожатие является неотъемлемой частью приветствия.
Они пожимают руки не только во время первого приветствия, но и по окончании разговора.
У них предпочтительно крепкое рукопожатие.
Обычно человек, старший по возрасту либо занимающий более высокое положение в обществе, предлагает руку первым.
Женщина подает руку первой, в случае если только статус мужчины не выше, чем ее собственный.
Но в межкультурной коммуникации следует учитывать различия во взглядах на значение рукопожатия у иностранцев.
К примеру, при встрече с партнерами из Азии не следует сжимать им ладонь чересчур сильно и долго. А западноевропейцы и американцы терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку в этих культурах очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руки энергично и сильно; кроме того, там принято покачивать сцепленные руки от трех до семи раз.
Проксемика, или пространственная психология, – термин, введенный американским психологом Эдвардом Холлом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентации и дистанций между людьми на характер межличностного общения.
Э. Холл выделил четыре типа расстояния для общения, каждый из которых подразумевает определенные отношения близости или дистанцирования.
Интимное расстояние (от непосредственного физического контакта до 40-45 см) подразумевает общение тесное и близкое, хотя не обязательно позитивно окрашенное (к примеру, объятия, возня с ребенком или драка). Партнеры на этом расстоянии не только видят, но и чувствуют друг друга.
Личное пространствоможет достигать 120 см, здесь физический контакт не обязателен. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы. Вариации в этих пределах бывают бесконечно разнообразными – от вежливого пребывания в одном пространстве до теплого интереса к собеседнику, от раздражения до сочувствующего любопытства.
Социальные расстояниярасполагаются в промежутках от 120 до 260 см. Такая дистанция наиболее удобна для формального общения.
Публичное расстояниехарактерно для общения, в котором не так уж важно, кто именно перед нами – таково общение докладчика с аудиторией (Холл, 1995).
Межкультурные взаимодействия, осуществляемые в разных видах коммуникации с помощью разных средств, приводили к различным результатам в плане изменения культур, сохранения или частичной утраты их самобытности, духовного обогащения (за счет заимствований чужого опыта) и даже к появлению новых культур в результате непосредственных взаимовлияний.