Культурогенез и проблема межкультурного взаимодействия

Лекция № 2

Культурогенез и проблема межкультурного взаимодействия

План:

Культурогенез: динамика и статика культуры

Понятие межкультурного взаимодействия в контексте проблемы межкультурной коммуникации

Структура и средства межкультурного взаимодействия

Виды межкультурного взаимодействия

Аккультурация в межкультурных взаимодействиях

Культурогенез: динамика и статика культуры

Частное понятие культурогенеза

Культурогенез (от лат. cultura и греч. genesis – возникновение).

1) возникновение культуры как таковой;

Общее понятие культурогенеза

2) один из видов социальной и исторической динамики культуры заключается в порождении новых культурных форм и в интеграции новых культурных форм в существующие культурные системы.

Культурогенез не следует представлять как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы постоянной адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия.

Культурогенез напрямую связан с динамикой и статикой культуры.

Статика культуры – это состояние неизменности культуры.

Динамика культуры – это изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур.

Причинами динамики культуры являются:

– адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ;

– необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий;

– творческая инициатива отдельных личностей.

Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою – состоянию длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения; нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде.

Рассмотрим культурную динамику.В развитии культуры выделяются три скачка:

1) появление письменности;

2) изобретение книгопечатания;

3) современные достижения (появление телевидения, аудио- и видеозаписи, голографии).

Важнейшая характеристика культурной динамики – инновация.

Инновации, или культурное творчество, – это новые культурные явления, порожденные внутренними причинами социального саморазвития сообществ и инициативным творчеством отдельных авторов.

Разновидностями инноваций являются открытия и изобретения:

– открытие – получение новых знаний о мире, которые описывают то, что ранее не было известно;

– изобретение – создание новой комбинации на основе ранее сделанных открытий.

Примеры открытий

Примеры открытий: теория Ч. Дарвина, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Примеры изобретений

Паровой двигатель не был бы изобретен в начале XIX века, если бы не открытие Закона объемного расширения газов, сделанное Жозефом-Луи Гей-Люссаком в 1802 году.

Позже на основе парового двигателя появился локомотив,

пароход, автомобиль, что в свою очередь стало причиной промышленного переворота, повлекшего за собой изменение производительных сил и производственных отношений, соответственно, смену общественно-экономической формации и т.д.

К серьезным изменениям в каждой конкретной культуре приводит взаимодействие культур, которое выражается в виде:

– диффузии культурных ценностей,

взаимном проникновении культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку.

Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.

– культурного лага, возникающего между инновацией и ее усвоением. Это понятие ввел Уильям Огборн.

Одна из причин культурного лага – привычка и инерция.

Часто бывает трудно убедить людей в целесообразности нового, более разумного поведения.

Другим препятствием на пути к переменам является то обстоятельство, что современные общества состоят из групп, имеющих глубоко различные интересы.

Социальная новация (например, смягчение иммиграционных законов) может быть в значительной мере желательна для тех, кто стремится привезти в страну своих родных и вызвать решительный протест со стороны тех, кто боится потерять работу из-за нуждающихся в ней иммигрантов или необходимости обеспечивать их пособиями.

К примеру, изобретение пишущей машинки и автомобиля сулило обществу серию радикальных изменений, но, хотя пишущая машинка сулила качественное облегчение канцелярской работы, американские женщины не спешили идти работать в офис. Над ними тяготели традиционные ценности семейного уклада, согласно которым женщина должна сидеть дома и заниматься хозяйством. Понадобилось 50 лет на то, чтобы сломались привычные стереотипы, изменились культурные ценности и появилась новая социальная роль деловой секретарши.

Серьезные изменения в культурной жизни Америки вызвал автомобиль. Мужчины, особенно подростки, восприняли его как диван на колесах, на котором можно проводить свидания с возлюбленной. В обиход вошли новые образцы отношений между юношей и девушкой. В результате изменились нормы, регулирующие время вступления в брак, добрачные отношения и связанные с ними социальные отношения. Неправильно считать пишущую машинку и автомобиль прямой причиной этих изменений, но, несомненно, они стимулировали их.

– культурной трансмиссии, представляющей собой процесс преемственности и непрерывности культурного развития.

Преемственность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность. В 1917 году в России произошел полный разрыв с прошлой культурой, и она искусственно подавлялась в течение 75 лет.

Но через 75 лет в России вновь вернулись к ценностям прошлой, дореволюционной культуры.

Возврат стал возможным благодаря тому, что сохранились, хотя и в небольшом количестве, памятники материальной культуры (церкви, книги), живые носители культуры (старожилы и представители русского зарубежья), а также некоторые традиции, обычаи, трудовая этика, религия, историческая память народа.

– культурной ассимиляции, процесса усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства, т.е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой.

В результате культурной ассимиляции возникали целые страны, в частности Бразилия.

В конце XIX века она начала интенсивно заселяться выходцами из Германии, Италии, Восточной Европы, Японии и стран Средиземноморья.

Иммигранты постепенно ассимилировались в общую культуру, которая создавалась на пересечении португальской, африканской и латиноамериканской (индейской) культур. Бразилия представляет «плавильный котел» даже в большей степени, чем США и Канада, где этнические группы еще сохранили свою самобытность и самоидентификацию.

Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

Государство может поощрять терпимость к иной культуре, а может придерживаться политики этноцентризма – силового навязывания национальным меньшинствам норм и ценностей господствующей культуры. Подобная форма культурной политики присуща самым разным государствам, даже таким, которые принято считать оплотом демократии и цивилизованности.

Резервации индейцев и негритянские гетто в США – это пример культурной дискриминации, политики, которая отрицает равные права и возможности за разными группами населения. Она может включать вытеснение этнических групп в неудобные климатические зоны. В результате длительного проживания в неблагоприятных условиях уровень жизни и здоровье этнической группы резко ухудшаются.

Частью культурной политики может стать насильственная ассимиляция. В Болгарии, начиная с 1984 года, туркоговорящее меньшинство, составляющее 10% населения страны, стало подвергаться насильственной болгаризации: закрывались мечети, официально запрещалось говорить на турецком языке, носить традиционную одежду, распространять Коран. Власти даже потребовали турецкие имена и фамилии изменить на болгарские. Когда турецкое меньшинство начало сопротивляться, правительство Болгарии стало конфисковывать их земли и сажать за решетку лидеров.

Это политика насильственной ассимиляции.

Политика этнического изгнания ставит своей целью выселение этнических групп, которые отличаются от доминирующей культуры.

В 1972 году из Уганды были выселены 74 тыс. азиатов.

Неонацистские партии в Европе выступают за выселение турок из Германии, индусов из Англии, алжирцев из Франции.

Известны лагеря палестинцев в Египте и Иордании, созданные после арабо-израильской войны 1948 и 1967 гг.

Колониализм, еще одна форма притеснения, представляет собой политическое, социальное, экономическое и культурное господство над территорией и населяющими ее людьми со стороны иностранной державы на неопределенное время. Французская и британская колониальные империи – исторически наиболее известные примеры колониализма. В расширительном смысле этот термин применяется и к бывшей Советской империи.

Объятия

При встрече символизируют эмоциональную связь между собеседниками.

Так здороваются близкие друзья, родственники, возлюбленные, родители и дети.

Характер «обнимашек» зависит от того, насколько близки друг другу эти люди.

При особо сердечных отношениях или после долгой разлуки объятия крепки до хруста в ребрах.

При дружеских встречах, носящих более солидный характер, объятия быстры, могут сопровождаться попутным рукопожатием или похлопыванием по плечу.

Существуют негласные гендерные правила объятий: мужчина обнимает женщину за талию, а женщина его – за плечи и шею.

Приобнять за плечо можно друга во время душевной беседы за рюмкой чая, поскольку это обозначает особое доверие и готовность поддержать.

Это подсознательная аллегория – вынося раненого приятеля с поля боя, друг закидывает его руку себе на плечо.

Поцелуи

Играют ту же роль, что и объятия, но носят более интимный, близкий характер.

Особенно это касается поцелуев в губы.

В нашей культуре целоваться в губы могут только пара или две подружки (сегодня это почему-то модно).

В остальных случаях такое проявление любви и дружбы считается неприемлемым.

Поцелуи в губы между мужчинами или родственниками приравниваются к гомосексуализму и инцесту, порицаются обществом и могут даже основательно испортить жизнь.

Интересно, что во многих странах (особенно это касается Ближнего Востока), поцелуи мужчин при встрече даже в губы – вполне нормальное явление.

У поцелуев в щеку более широкий спектр социальных связей – так здороваются супруги, возлюбленные, родственники, друзья и подруги.

В славянской традиции есть особый смысл у приветственных целований, сегодня практически утерянный. Троекратный «перекрестный» поцелуй был древним пасхальным ритуалом, его также использовали при встрече мужчины, выражавшие таким образом друг другу почтение и дружеское расположение.

До того, как из Европы в Россию и другие славянские страны пришло рукопожатие, объятие и поцелуй были единственными способами выразить свою привязанность к родственнику и другу – особенно долгожданные встречи двух мужчин могли сопровождаться поцелуями в щеку или в губы.

У поцелуев длинная и запутанная история – в разное время они символизировали различные отношения. Изначальная демонстрация дружбы и уважения во многих культурах претерпела период иерархического символизма: знатные мужи целовались друг с другом в губы, с низшими подчиненными было положено целоваться в щечку.

Чем больший был социальный разрыв между двумя людьми, тем дальше от губ располагалось место, в которое нужно было целовать – в руку, колено, ступню, обувь. А самым бесправным (рабам) оставалось довольствоваться землей, по которой прошел повелитель. Отсюда и произошло выражение «целовать землю под ногами», обозначающее, что влюбленный человек обожествляет свою пассию и готов на любые унижения, лишь бы быть рядом.

И, хотя сегодня мы считаем поцелуй прерогативой влюбленных, в историческом контексте все происходило с точностью до наоборот: сначала поцелуй был символом дружбы и уважения, а потом уже стал элементом флирта.

Когда на европейских балах появилась мода оканчивать каждый танец поцелуем, он постепенно превратился в часть ритуала ухаживания.

Атрибутом встречи и общения является рукопожатие.

Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каждое из которых имеет свое символическое значение˸

– ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, означает готовность подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается;

– ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стремление к доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль;

– ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксирует положение равенства собеседников;

– рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну ладонь собеседника) подчеркивает стремление к искренности, дружелюбию, доверительности.

У немцев, как и у всех европейцев, рукопожатие является неотъемлемой частью приветствия.

Они пожимают руки не только во время первого приветствия, но и по окончании разговора.

У них предпочтительно крепкое рукопожатие.

Обычно человек, старший по возрасту либо занимающий более высокое положение в обществе, предлагает руку первым.

Женщина подает руку первой, в случае если только статус мужчины не выше, чем ее собственный.

Но в межкультурной коммуникации следует учитывать различия во взглядах на значение рукопожатия у иностранцев.

К примеру, при встрече с партнерами из Азии не следует сжимать им ладонь чересчур сильно и долго. А западноевропейцы и американцы терпеть не могут вялых рукопожатий, поскольку в этих культурах очень ценятся атлетизм и энергия. Им следует пожимать руки энергично и сильно; кроме того, там принято покачивать сцепленные руки от трех до семи раз.

Проксемика, или пространственная психология, – термин, введенный американским психологом Эдвардом Холлом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентации и дистанций между людьми на характер межличностного общения.

Э. Холл выделил четыре типа расстояния для общения, каждый из которых подразумевает определœенные отношения близости или дистанцирования.

Интимное расстояние (от непосредственного физического контакта до 40-45 см) подразумевает общение тесное и близкое, хотя не обязательно позитивно окрашенное (к примеру, объятия, возня с ребенком или драка). Партнеры на этом расстоянии не только видят, но и чувствуют друг друга.

Личное пространствоможет достигать 120 см, здесь физический контакт не обязателœен. Это оптимальное расстояние для разговора, беседы. Вариации в этих пределах бывают бесконечно разнообразными – от вежливого пребывания в одном пространстве до теплого интереса к собеседнику, от раздражения до сочувствующего любопытства.

Социальные расстояниярасполагаются в промежутках от 120 до 260 см. Такая дистанция наиболее удобна для формального общения.

Публичное расстояниехарактерно для общения, в котором не так уж важно, кто именно перед нами – таково общение докладчика с аудиторией (Холл, 1995).

Межкультурные взаимодействия, осуществляемые в разных видах коммуникации с помощью разных средств, приводили к различным результатам в плане изменения культур, сохранения или частичной утраты их самобытности, духовного обогащения (за счет заимствований чужого опыта) и даже к появлению новых культур в результате непосредственных взаимовлияний.

Лекция № 2

Культурогенез и проблема межкультурного взаимодействия

План:

Наши рекомендации