Тема 8. культура средних веков
А) Средневековье как культурная целостность.
1. Какая оценка Средневековья существовала с эпохи Просвещения? Назовите наиболее яркие проявления этой оценки.
2. Чему обязан своим появлением термин «средние века»? Как решен вопрос о периодизации Средневековья?
3. Применим ли термин «средние века» к неевропейским культурам? Какую черту/черты исследователи признают в качестве основополагающей для средневековой культуры?
4. Из каких элементов складывалось раннее европейское Средневековье?
5. Как решен вопрос о включении культуры Византии, арабо-мусульманской культуры, культуры Руси (России), Китая, Индии, Японии в период Средневековья?
6. Какие черты характерны европейскому средневековью как культурной целостности?
Б) Античные предпосылки средневековой культуры.
7. Охарактеризуйте ситуацию разрушения Римской империи. С каким событием связывают прекращение существования Римской империи?
8. Как принято оценивать период V–VШ вв. в культурологической литературе?
9. Что подразумевается под варваризацией культуры, в частности, в период V–VШ вв.? Что можно сказать по поводу традиционного деления на свое и чужое, космос и хаос применительно к этому периоду?
10. Каковы последствия варваризации культуры в период V–VШ вв.:
а) в демографической сфере;
б) в формах организации социальной жизни людей;
в) в политической сфере.
11. Как изменился статус и понимание образования в Средневековье по сравнению с Античностью? Что было заимствовано Средневековьем из античной системы образования?
12. Что являлось центром образования в период варваризации культуры? Каково было отношение к образованию светской власти (на примере Карла Великого) и высших слоев общества в этот период?
13. Расскажите о «семи свободных искусствах» Античности.
14. Какие дисциплины из «семи свободных искусств» Античности особенно почитались в V–VШ вв.? (Как изменились акценты в отношении тривиума в этот период?)
15. Сравните античное и раннесредневековое (на примере Рабана Мавра) отношение к математическому знанию?
16. Какую трансформацию прибрела геометрия в период варваризации культуры?
В) Христианский и германо-варварский элемент в средневековой культуре.
· Христианский элемент
17. Прокомментируйте связь христианства с Античностью, Средневековьем, Новым временем.
18. Какой вопрос будет наиболее продуктивным при попытке выявить связь христианства и Средневековья?
19. Охарактеризуйте мировоззренческий переворот при переходе от античного язычества к христианству. Как изменились мировоззренческие ориентиры человека, воспринявшего христианство (представление о человеке, о высшей реальности, отношение к жизни и смерти, к судьбе, природе, возможностях, высшем достоинстве человека)?
20. Соотнесите следующие индивидуальные типы:
а) христианина и героя;
б) христианина и раба;
в) христианина и человека «золотой середины».
21. Куда направлен путь христианина? Как в связи с этим преодолевается трагическое мироощущение, трагическое восприятие жизни и недоступность блаженства для человека, свойственные Античности?
22. Каковы особенности христианизации римлян и германцев? Как можно назвать феномен, возникший в результате христианизации германцев?
23. Какое свидетельство о христианизации германцев оставил историк VI в. Григорий Турский? Коротко расскажите эту историю. Какой комментарий необходимо дать этому описанию христианизации германцев, которое оставил Григорий Турский?
24. Сравните темпы христианизации на востоке бывшей Римской империи (в Византии) и на западе в VI-VШ вв. Какие вопросы, связанные с христианством, рассматривались в Византии и на Западе? (Пояснить на примере похорон святого Мартина Турского, как об этом свидетельствует Григорий Турский. Какой аналог этой истории есть у античных историков? Как можно объяснить эту аналогию?)
25. Какой подход явится корректным при решении вопроса о соотношении язычества и христианства у средневекового человека? Что представляло собой христианизированное язычество (поясните на примере понимания поединка из свода законов «Саксонское зеркало», составленного юристом XШ в. Эйном фон Реков).
26. Каковы были задачи Церкви в Раннем Средневековье в отношении христианизации язычников (привести в качестве доказательства свидетельство в этом вопросе римского папы Григория Великого)?
27. В чем заключается двойственность отношения Церкви к Античности?
28. Охарактеризуйте феномен монашества. В чем заключается парадоксальность данного феномена?
29. Какую ценность, нехарактерную для античного мира, утверждало монашество, устав его жизни?
30. Какую функцию выполняли монастыри в Раннем Средневековье? Как строилась монашеская жизнь?
· Германо-варварский элемент
31. Как можно оценить роль германцев в первые века после крушения Античности?
32. В чем заключается различие в основополагающих ценностях между греками времен Гомера (поздняя первобытность) и исландскими сагами с одной стороны и германским миром с другой?
33. Сравните греческое язычество и язычество германцев времен крушения Античности.
34. Сравните римские «Законы ХП таблиц», «Законы Урнамму», законы Хаммурапи и «Салическую правду» в аспекте наказания (виды и тяжесть наказания, вершитель наказания).
35. В чем заключается коренное своеобразие германцев? При ответе используйте оценку специфики германцев Гегеля и Тацита.
36. В чем состоит принцип свободы у греков и римлян?
37. Какие социальные группы характерны для германцев? Что такое тинг? В чем состоит принципиальное отличие организации тинга и его участников от организации внутренней жизни Рима и римских ценностей?
38. Какая ценность является верховной у германцев? Как этот принцип встраивался в систему римских ценностей?
39. Охарактеризуйте отношения царя или вождя и дружины соратников у германцев (пояснить на примере свидетельства Тацита).
40. В чем состоит различие между германским и римским героизмом? (Пояснить на примере беседы Харальда и Аудуна из «Саги об Аудуне с Западных Фьордов».)
41. Как соотносятся между собою героическое самоощущение и месть в мировоззрении германца на примере Торстейна из «Саги о Торстейне Битом»? Как изменилось понимание мести у германцев по сравнению с Античностью?
42. Сравните поединок Ахиллеса и Гектора из «Илиады» Гомера и поединок Торстейна и Бьярни из «Саги о Торстейне Битом и выявите смыслы каждого поединка.
43. Какие изменения произошли в понимании принципов верности, служения и героизма у германца под влиянием христианства?
Как проявился германский дух верности и служения в «Божественной комедии» Данте, которая считается синтезом всей средневековой культуры, и о чем свидетельствует данное влияние?
Г) Раннее Средневековье.
44. Что подразумевается под «Каролингским возрождением»?
45. Как происходило возрождение римской имперской идеи на Западе (восприятие Западом Античности, схема «Афины и Иерусалим)?
46. Как существовали в Каролингском возрождении Античность, христианство и варварский элемент (пояснить, в частности, на примере самого Карла Великого)?
47. С какими событиями принято связывать начало и конец Раннего Средневековья?
48. В чем заключается суть конфликта между Католической Церковью и имперской властью? Благодаря кому обострился данный конфликт?
49. Как папа Григорий VП (XI в.) обосновал папское первенство (супрематию) над властью императора?
50. Выявите сходство ситуации с супрематией с древневосточными представлениями о божественном царе.
51. Какие тенденции возникли в результате борьбы за инвеституру (возведение в сан)? Как имперская власть со своей стороны обосновывала нелогичность супрематии?
52. Каков итог конфликта между папской и имперской властью? Какие субкультуры образовались в связи с этим? Как обстояло дело с наличием субкультур в Античности? Как соотносились субкультуры и христианство в Средневековье?
Д) Высокое Средневековье. Рыцарская, бюргерская, крестьянская культура.
· Рыцарская культура
53. Когда в Западной Европе формируется рыцарское сословие? Наследниками кого являются рыцари? Охарактеризуйте источники и иерархическую структуру рыцарства.
54. В чем состоит аналогия рыцарства с античным полисом? В чем данная аналогия несостоятельна?
55. Как связать самоощущение рыцарства и отсутствие государств в античном и новоевропейском понимании в Западной Европе в Средневековье? Что составляет основу государства в Западной Европе в Средневековье?
56. В чем состоит особенность отношения к законам рыцарского сословия? Что при этом подразумевается под исполнением закона, и как соотносятся необходимость и свобода в менталитете рыцарей? Как меняется статус слуги-вассала и почему?
57. В каких двух аспектах проявляется беспочвенность рыцарства? (Пояснить второй аспект, в частности, на примере Дон Кихота.)
58. Кем сознавал себя рыцарь? Как проявлялось в нем христианское и героическое начало? По какому фундаментальному для самоощущения рыцаря принципу рыцарство несовместимо с христианством? Что в рыцарском понимании героизма от языческого понимания героизма?
59. Какова причина сопряжения героизма и святости рыцарей? (Пояснить на примере подвигов рыцаря Галахада ради обретения Святого Грааля из средневекового романа Т. Мэлори «Смерть Артура» и крестовых походов ради обретения Гроба Господня.)
60. Почему крестовые походы были привлекательными для рыцарства? Каковы две характеристики рыцарского героизма?
61. Какую потребность душевного мира рыцаря призвано исполнить приключение? Почему приключения рыцаря должны многократно возобновляться? В связи с какими тремя обстоятельствами приключения рыцаря обесцениваются?
62. Каковы истоки рыцарского служения даме? Как осмысливается любовь рыцаря к даме? Каков аналог отношения рыцаря к даме?
63. В чем отличие рыцарской любви от любви античного человека?
64. Какую цель преследует рыцарь в любви к даме? Как рыцарь воспринимает свою даму и любовь к ней? Какой результат в любви к даме является максимально желанным для рыцаря?
· Бюргерская культура
65. Почему бюргерство в Средневековье не стало ведущей культурной силой?
66. Что представляет собой город – полис в Античности? Соотнесите земледельческие, военные занятия и управление полисом при характеристике горожанина-гражданина Античности. Какими отношениями определяется жизнь города? Докажите, что полис создает предпосылки для внутренней и внешней мобилизации индивида.
67. Каковы о особенности возникновения средневекового города?
68. В чем состоит различие между средневековым и античным городом? Какой социальной группе более всего соответствует средневековый город и почему?
69. Что представляли собой цехи и цеховой строй жизни в средневековом городе? Как ремесленник воспринимал свой труд?
70. Что можно сказать о явных самобытных проявлениях бюргерской культуры (сравните с рыцарской культурой в этом отношении)? В какой сфере можно найти сведения о самобытности бюргера? Ответ пояснить.
71. Как бюргерство относилось к двум другим ведущим силам Средневековья? Какую роль играло бюргерство в Средневековье, в связи с чем послесредневековая культура пришла из среды горожан?
· Крестьянская (низовая) культура
72. С чем, как правило, ассоциируется «крестьянин» и «крестьянство»? Почему вывод о существовании крестьянства многие тысячелетия не является корректным? Кто такой собственно «крестьянин»?
73. Как меняется ситуация соотношения занятия земледелием и несением воинской службы в послеантичной Европе и в период Высокого Средневековья?
74. Охарактеризуйте положение и самоощущение средневекового крестьянина, отношение к нему рыцаря. В чем состоит особенность крестьянской культуры Средневековья?
75. Прокомментируйте ситуацию с почитанием «святого Гинефора» с целью выявить характер крестьянского сознания.
76. В чем состоит противоречие средневековой культуры? В каких отношениях между собою находились «верх» и «низ» средневековой культуры?
77. В каких двух планах можно рассматривать устойчивость крестьянской культуры (например, во Франции вплоть до буржуазной революции 1789-1793 гг.)? Что стоит понимать под «низовой» культурой?
78. Поясните, насколько соответствовало христианское вероучение действительным религиозным представлениям крестьян, и что служит тому причиной?
79. Какую задачу выполнял священник и как можно определить его статус в крестьянской среде?
80. К каким представлениям могут прийти священники в деле христианизации крестьянства?
81. Приведите примеры проникновения низовой культуры в христианскую религиозность и церковную жизнь. Ответ пояснить.