Тема 7. христианская культура
А) Развитие взглядов на проблему возникновения христианства.
1. Как принято рассматривать христианство в курсе культурологии?
2. Какие аспекты можно выделить при изучении проблемы возникновения христианства?
3. Какие теории относительно возникновения и сущности христианства появились в начальный период изучения данной проблемы? Поясните сущность каждой теории.
4. Когда возникла рационалистическая критика христианства, с чьим именем это связано? В чем заключается сущность рационалистической критики христианства, каков ее недостаток и каковы ее последствия?
5. Как относились к проблеме возникновения христианства представители немецкой классической философии?
6. Охарактеризуйте мифологическую школу в изучении христианства. Назовите представителей данной школы и изложите их взгляды на проблему возникновения и сущности христианства.
7. Что представляет собой исторический подход к христианству? Как соотносятся между собою мифологический и исторический подходы к христианству? Кто из исследователей христианства является наиболее ярким представителей исторического подхода?
8. Какой вывод по проблеме возникновению христианства сделал франко-немецкий мыслитель Альбер Швейцер?
9. Какие периоды и какие три линии можно выделить в изучении проблемы возникновения и сущности христианства?
10. Какой подход к христианству предлагает культуролог А.И. Пигалев в своем учебном пособии «Культурология»?
Б) Возникновение христианства: историко-культурный обзор.
11. Где и когда возникло христианство? Охарактеризуйте мировоззренческую ситуацию накануне возникновения христианства.
12. Охарактеризуйте социально-политическую и этническую ситуацию, сложившуюся в Палестине накануне возникновения христианства.
13. Из каких групп состояла еврейская общественность? Какие взглядов придерживались представители данных групп?
14. Докажите, что в Палестине в конце 1 в. до Р.Х. – начале 1 в. по Р.Х. усилились эсхатологические и мессианские настроения.
15. Кто такой Иоанн Креститель? Чем он занимался и каких взглядов придерживался? Что служило истоком взглядов Иоанна Крестителя? Как закончилась его жизнь и почему?
16. Каковы основные события, связанные с жизнью и смертью Иисуса?
17. Как воспринимались Иоанн Креститель и Иисус сторонниками античной культуры? В каких событиях это нашло отражение?
18. Как называются первые письменные свидетельства об Иисусе? Что они представляют собой? Как складывалась их дальнейшая судьба?
В) Идейная структура христианского учения.
19. Что представляет собой Новый завет? Что подразумевается под термином «новый завет»? Какова структура Нового завета? Охарактеризуйте коротко каждую часть Нового завета.
20. В чем заключается суть евангельского повествования?
21. Как стоит понимать Евангелия и их язык? Какова действительная цель Евангелий?
22. Поясните тезис: Христианство является авраамической религией, теизмом и монотеизмом, религией спасения. Какие другие религии, помимо христианства, обладают данными характеристиками? В чем заключается сущность подобной классификации?
23. Как понимается спасение в иудаизме? Какие новые элементы в понимании спасения привносит христианство?
24. Какие два догмата являются принципиальной особенностью христианства?
25. Поясните суть первого догмата. Что составляет внутреннюю сущность христианского Бога?
26. Что представляет собой христианская любовь? В какой новозаветной книге содержится настоящий гимн любви «самое совершенное определение любви»? Какому автору принадлежит это определение?
27. Какова главная заповедь жизни человеческой души и межличностных отношений, с точки зрения христианства?
28. Поясните суть второго догмата христианства.
29. Каково понимание сущности Церкви в Новом завете?
30. Поясните, какова функция духа в иудаизме и христианстве. Что значит Святой Дух?
31. В чем заключается принципиальное отличие жертвы Христа от жертвоприношений в дохристианских культурах?
Г) Замысел христианской культуры.
32. Какие положения могут служить предварительным условием для выявления замысла христианской культуры?
33. Каков механизм культуры (механизм установления мира внутри человеческой общности) характерен для родовой организации жизни (первобытной культуры)?
34. Охарактеризуйте механизм культуры в «территориальных царствах» (культуре Древнего Востока)?
35. В чем проявляется сходство в механизмах культуры в роду и «территориальных царствах»?
36. В чем заключается принципиальная новизна Израиля в создании механизма установления мира в человеческой общности? Каков неизменный закон Израиля? Какая общность была в итоге создана на основе этого закона?
37. Какое понятие о «мире» характерно для Древней Греции?
38. Каково главное достижение древнегреческой культуры в аспекте установления мира в человеческой общности?
39. Какой механизм объединения человеческой общности создал Древний Рим? В чем достоинство и недостаток этого механизма?
40. Почему именно в недрах римской империи появился импульс к подлинному объединению различных культур?
41. Как решает проблему создания единства человеческой общности Иисус?
42. Каково отношение Иисуса к предшествующим культурам?
43. Как в Иисусе проявляется Сыновство Бога?
44. Как дохристианские культуры относились к Иисусу?
45. Какое отношение к смерти характерно для дохристианских культур? Какое отношение к смерти утверждает Иисус? В чем смыл жертвенной смерти Иисуса?
46. Сравните понимание смерти язычников и христиан.
47. Что есть Pax Christi? В чем заключается замысел христианской культуры?