Самоидентификация (баллов:12, стенов:6)
Наличие проблем в одном или нескольких нормативных личностных статусах при удовлетворительной общей социальной адаптации свидетельствует о диффузии эгоидентификации – неполноценной самоидентификации. Ниже перечислены те нормативные личностные статусы и возможные проблемы, которые могут быть индикаторами «рисков» эго-диффузии – неполноценной самоидентификации для данной возрастной группы. Необходимо понимать, что необязательно должны присутствовать все нижеперечисленные индикаторы. Могут присутствовать один или несколько индикаторов.
Личностный статус «Я-телесное».
Основной чертой полноценной идентификации личностного статуса «Я-телесное», является знание своих телесных потребностей, способность узнавать их актуализированное состояние и своевременно их удовлетворять в социально-приемлемой форме. Окончательная идентификация данного нормативного статуса должна сформироваться к 18-19 годам. Возможными признаками нарушения идентификации НС «Я-телесное» для лиц данного возраста, могут являться следующие формы поведения. Для таких лиц может быть характерной неадекватная (чаще заниженная) самооценка своего тела и своей внешности. Это, пожалуй, наиболее важный признак для данного возраста, т.к. данные дети находятся в периоде пубертата, и у некоторых из них может появляться недовольство своей телесной внешностью (дисморфофобия). Такие дети могут считать, что они некрасивые, им в целом может не нравиться их тело и их внешность, и они будут переживать по этому поводу. Они уже могут знать о своих сексуальных потребностях и иметь адекватные представления о сексуальной жизни. Хотя знания на эту тему у них могут быть недостаточными. У них может присутствовать запрет на исследование и удовлетворение собственной сексуальности. Или, напротив, у них может быть чрезмерно повышено проявление сексуальности, вплоть до демонстративного поведения. Для них может быть не столь важен вопрос или актуален гигиены и эстетики. Они иногда могут позволить себе быть неопрятными или чрезмерно и безвкусно использовать косметику.
Личностный статус «Я-ребенок».
Основной чертой полноценной идентификации НС «Я-ребенок», является эмоциональная независимость от родителей и других значимых, авторитетных лиц. Такие люди при принятии решения или решении важных жизненных вопросов, как правило, ориентируются на собственные представления, мнения, решения, а не на решения родителей или других влиятельных взрослых людей. Полная идентичность данного статуса должна сформироваться к 18-19 годам. В этом возрасте эмоциональная зависимость от родителей и других взрослых лиц является нормой. Если такие дети сталкиваются с настойчивым мнением родителя или влиятельного взрослого, которое противоречит их собственному мнению, они будут принимать это мнение. Возможными признаками нарушения идентификации личностного статуса «Я-ребенок» для этого возрастного периода может являться повышенная привязанность к родителю, повышенная зависимость от мнения родителя, либо потребность дистанцироваться от общения с родителями и протестно-агрессивные формы выражения своего несогласия. Конфликты с родителями могут носить затяжной или хронический характер. И поиски компромисса в ситуации конфликта с такими детьми будет достаточно тяжелым занятием.
Личностный статус «Я-гендерное».
Основной чертой полноценной идентификации себя в гендерном аспекте является адекватное восприятие себя и других людей по половой принадлежности и адекватная сексуально-социальная роль. Такие люди с одинаковым уважением, равноценно относятся к лицам, как своего, так и противоположного пола. Полная идентичность данного статуса должна сформироваться к 18-19 годам. Возможными признаками нарушения идентификации НС «Я-гендерное» для данной возрастной группы может являться нарушение в восприятии сверстников противоположного пола при адекватном восприятии себя в гендерном аспекте. Такие дети хорошо общаются со сверстниками своего пола, но испытывают затруднения в общении со сверстниками противоположного пола. Это может проявляться в неприятии сверстников противоположного пола от избегания и игнорирования до протестных форм общения и конфронтации. Важным признаком нормы является принятие и уважительное отношение к субъектам противоположного пола, как к объектам социальной жизни, так и к объектам сексуальной принадлежности. В этом случае может отмечаться фрагментарность в толерантном и уважительном отношении к представителям противоположного пола. Признаками неадекватной идентификации данного нормативного статуса (его диффузии) может являться тот факт, что мальчики-юноши еще не окончательно утверждаются в мужском варианте самореализации и времяпровождения (мужская одежда и аксессуары, мужские игры), а девочки, соответственно, не окончательно утверждаются в женских вариантах самореализации. Для этого возраста характерно поведение, свидетельствующее о зарождающемся интересе и появлении первых симпатий к объектам противоположного пола. В целом, подростки могут открыто проговаривать этот интерес. Нормой также будет являться сокрытие от сверстников и родителей данного интереса и симпатии, особенно, если этно-культуральные нормы табуируют проявление открытых симпатий к объектам противоположного пола. Но если эти дети испытывают симпатии или интерес в общении со сверстником противоположного пола, и сильно стесняться этого, а также активно скрывают или отрицают этот факт, при общении с друзьями – это скорее будет свидетельствовать о нарушении идентификации данного личностного статуса. Девочки в этом возрасте в большей степени начинают интересоваться косметикой, украшениями и модными вещами. У них может отмечаться повышенный интерес к косметике, украшениям, взрослым и/или модным вещам. Но если девочки чрезмерно внешне проявляют сексуальную сторону своей женственности – чрезмерно пользуются косметикой, носят соответствующую одежду, то это скорее также будет свидетельствовать о нарушении идентификации данного личностного статуса, как, в том числе, и заниженный интерес к своей внешности. У мальчиков признаком нарушения идентификации данного личностного статуса может являться запрет на проявление эмоций и заинтересованности к сверстникам противоположного пола. Они считают зазорным, недостойным или постыдным заплакать, общаться с девочкой и т.п.
Личностный статус «Я-партнер».
Основной чертой полноценной идентификации НС «Я-партнер» является адекватная мотивация иметь семью. Период окончательной идентификации данного личностного статуса приходится на возраст 18-19 лет. У лиц данного возраста этот статус должен проявлять себя, как адекватную осведомленность и принятие в личностной перспективе факта создания семьи. Осознанного желания создать семью, в этом возрасте еще нет. Очень ранние браки (15-17 лет), скорее свидетельствуют о деформации или дефиците нормативных личностных статусов «Я-ребенок» и «Я-телесное» нежели о зрелости статуса «Я-партнер». Признаками нарушения идентификации личностного статуса «Я-партнер» может являться тот факт, что эти лица еще не задумывались о том, что в будущем они будут иметь семью. Эта тема для них запретна или неактуальна.
Личностный статус «Я-родитель».
Основной чертой полноценной идентификации НС «Я-родитель» является осознанное желание родить ребенка, любить его, заботиться о нем и воспитывать его. Период окончательной идентификации данного личностного статуса приходится на возраст 18-19 лет. У лиц данного возраста этот статус должен проявлять себя, как адекватную осведомленность и принятие в личностной перспективе факта создания семьи, рождение и воспитание ребенка. Осознанное желание родить ребенка в этом возрасте еще не является нормативно-актуальным. Признаками нарушения идентификации личностного статуса «Я-родитель» может являться тот факт, что эти лица еще не задумывались о том, что в будущем они будут иметь семью и детей. Эта тема для них запретна или неактуальна.
Личностный статус «Я-профессионал».
Основной чертой полноценной идентификации личностного статуса «Я-профессионал» является определение в профессии, регулярная трудовая деятельность и ответственное отношение к работе. Окончательная идентификация данного нормативного статуса должна сформироваться к 18-19 годам. Возможными признаками нарушения идентификации личностного «Я-профессионал» для лиц данной возрастной группы могут являться проблемы с обучением в школе/колледже, а также неопределенность в выборе профессии. У них в недостаточной степени может проявляться интерес и ответственность к учебе, что сказывается на школьной успеваемости. Снижение школьной успеваемости, в принципе, может быть связано не с дефицитом развития/идентификации личностного статуса «Я-профессионал», как такового, а с пубертатом и, связанным с этим онтогенетическим периодом психофизиологическим стрессом. Дефицит данного личностного статуса в большей степени будет характеризовать неопределенность в будущей профессии. Эти лица еще не окончательно определились в профессии.
Личностный статус «Я-другой/Я-член группы».
Основной чертой полноценной идентификации НС «Я-другой/Я-член группы» является восприятие себя, как представителя какой-либо культуры или социальной группы и других людей, представляющим эту же или другую культуру или социальную референтную группу по принципу «равный-равному». Для таких людей характерно толерантное и уважительное отношение к людям, отличающихся от них самих по своей культуральной принадлежности (этно-национальной, религиозной, идейной и пр.) и культуральной приверженности. Для них совсем нехарактерна межэтническая, межнациональная, межрелигиозная напряженность и дискриминация. Они принимают и придерживаются принципа: «Плохих культур не бывает, культуры бывают разные». Окончательная идентификация данного нормативного статуса должна сформироваться к 18-19 годам. Возможными признаками нарушения идентификации нормативного личностного статуса «Я-другой» в этом возрасте может являться наличие комплекса неполноценности в отношении собственной этнической, национальной, религиозной или социальной принадлежности. Такие дети могут переживать, по поводу того, что родители не занимают какого-либо положения в обществе, стесняться социального положения или других особенностей своих родителей, а также «комплексовать» по поводу того, что они также не относятся к «золотой молодежи». Следующим признаком деформации или депривации развития данного личностного статуса будет являться проявление недоверия или признаки предвзятого отношения к отдельным людям и сверстникам, имеющим другие этнические, национальные, религиозные, физические или социальные особенности. Например, ребенок может дружить с ребенком инвалидом, или ребенком из другого социального уровня, но стесняться этой дружбы в некоторых ситуациях.