Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН
Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.
Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются прекращение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения.
Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области.
Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как
– Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.),
– Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.)
– договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.
Базирующееся в Вене Международное агентство по атомной энергии, действуя на основе системы соглашений о гарантиях, отвечает за обеспечение того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для использования в мирных целях, не применялись в военных целях.
Находящаяся в Гааге Организация по запрещению химического оружия занимается сбором сведений о химических объектах всех стран мира и регулярно проводит инспекции в целях обеспечения контроля за соблюдением Конвенции по химическому оружию.
В рамках своей миротворческой деятельности Организация Объединенных Наций, используя дипломатические механизмы, помогает противоборствующим сторонам прийти к соглашению.
Совет Безопасности в рамках своих усилий по поддержанию международного мира и безопасности может рекомендовать пути предотвращения конфликта и восстановления или обеспечения мира, например, посредством переговоров или обращения в Международный Суд.
Важную роль в миротворческой деятельности играет и Генеральный секретарь. Он может доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, создают угрозу международному миру и безопасности.
Генеральный секретарь может использовать «добрые услуги», выполнять посреднические функции или заниматься «тихой дипломатией», действуя за кулисами самостоятельно или через специальных посланников. Генеральный секретарь также может использовать механизм «превентивной дипломатии» в целях урегулирования споров до обострения ситуации.
Операции по поддержанию мира могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Например, операция Организации Объединенных Наций, развернутая вдоль линии прекращения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир, существует с 1949 г., а на Кипре миротворцы Организации Объединенных Наций находятся с 1964 г.
С другой стороны, для проведения в 1994 г. операции в полосе Аозу между Ливией и Чадом Организации Объединенных Наций понадобилось чуть больше месяца.
С момента развертывания в 1948 г. самой первой миротворческой миссии Организации Объединенных Наций 118 стран добровольно предоставили в распоряжение Организации более 750 000 военнослужащих и гражданского полицейского персонала.
Вместе с тысячами гражданских специалистов они принимали участие в 49 операциях по поддержанию мира.
В настоящее время в 16 таких операциях задействовано около 14 500 военнослужащих и гражданских.
Принцип «Суверенного равенства государств» состоит в том, что страны – участницы ООН должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применение против других государств.
Принцип «мирного урегулирование международных споров», подразумевает использование силы, лишь в исключительных случаях.
Страны-члены ООН, в соответствии со следующим принципом, должны оказывать ООН всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержаться от оказание помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Следующие два принципа состоят в том, что:
ü во-первых, ООН обеспечивает процесс соблюдения государствами, не являющимися ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это необходимо для поддержания международного мира и безопасности.
ü во-вторых, Устав ни в коей мере не дает ООН права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
При осуществлении своей деятельности, она преследует следующие цели:
1. Поддерживать международный мир и безопасность.
2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.
3. Осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам.
4. Быть центром для согласований действий наций в достижении этих общих целей.
Следует отметить процедуру голосования в СБ ООН. Она изначально вызвала разногласия. Этот вопрос был решен на Ялтинской конференции. Каждый член СБ ООН имеет один голос, а решение СБ считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета (п.2 ст.27). Так же было принято соглашение о «принципе вето».
«Принцип вето» – представляет собой единогласие великих держав при решении в Совете Безопасности ООН вопросов, касающихся принятия принудительных мер. В соответствии с Уставом ООН при отсутствии такого единогласия, решение не может быть принято. Этот принцип является основой работы СБ ООН. Из вышеизложенного следует, что решение не может быть принято, если за него не проголосовали девять государств из 15, при условии что все постоянные члены Совета Безопасности, а именно: Китай, Франция, Российская Федерация, США, Великобритания проголосуют «за». Решения СБ ООН являются обязательными для государств-членов ООН.
В первые годы существования ООН между постоянными членами ООН возникали крупные разногласия, которые в последствии могли привести к прекращению деятельности этой организации. Из-за того что, СССР часто использовал право вето. В 1950 г. была принята резолюция «Единство в пользу мира».
Таким образом, ООН осуществляет комплексные операции, связанные с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи.
Ей также приходилось предотвращать назревающие конфликты. В постконфликтных ситуациях она все чаще предпринимает скоординированные усилия, направленные на устранение коренных причин насилия и создание основ для прочного мира.