Особенности развития культуры в постсоветский период .

Задание 3.

Напишите эссе «Культурное Развитие народов Советского союза и русская культура»

ТЕМА 1.4

Внешняя политика СССР к началу 80-х гг. XX века

План:

1. Основные направления внешней политики СССРво второй половине 60-х – начале 80-х гг. XX века.

2. Политика «разрядки».

3. СССР и социалистические страны.

Основные направления внешней политики СССР во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. XX века

Приоритетными во внешней политике СССР оставались следующие направления:

· укрепление социалистического лагеря;

· поддержка международного коммунистического движения, народно-демократических режимов в странах «третьего мира»;

· стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами.

В середине 1960-х гг. ситуация в мире вновь осложнилась. Начавшаяся война США во Вьетнаме надолго охладила отношения между СССР и США. Начавшиеся ранее идеологические споры с Китаем получили продолжение в выдвижении территориальных претензий с его стороны. И если критика сталинизма способствовала охлаждению отношений КПСС с компартиями Китая и Кореи, то начавшаяся реабилитация сталинизма оттолкнула от нее крупнейшие компартии Европы (Франция, Италия).

Политика «разрядки»

Вместе с тем в условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. К концу 1960-х гг. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам.

Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами. В ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях.

Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности.

Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

Историки-материалисты рассматривают Хельсинское совещание 1975 г. и подписание заключительного акта о безопасности и сотрудничестве в Европе как апогей разрядки международной напряженности, достигнутый благодаря последовательной позиции СССР, направленной на реализацию принципов мирного сосуществования государств различных социально-политических систем.

В либеральном направлении всемирно-историческойтеории Хельсинское совещание 1975 г. и подписание заключительного акта о безопасности и сотрудничестве в Европе рассматривается как победа Западной демократии, позволившая требовать от СССР соблюдения прав человека и способствовавшая развитию диссидентского движения, эрозии тоталитарного режима.

Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Запад стал обвинять СССР в нарушении прав человека и преследовании инакомыслящих. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира. Попытки договориться оказались безуспешными. Новый договор ОСВ-2 (1979 г.) не был ратифицирован из-за ввода советских воск в Афганистан.Эпоха разрядки на этом закончилась – начался период жесткого противостояния Запада и Востока. Но в условиях военно-стратегического паритета прямое военное столкновение США и СССР было невозможным. Поэтому оно было перенесено на региональный уровень. С середины 1960-х гг. СССР оказывал широкомасштабную помощь Вьетнаму в борьбе с США. Когда в 1967 г. Израиль напал на Египте и Сирию, СССР начал активную их поддержку.

Особые надежды СССР возлагало на Афганистан, где в 1978 г. к власти в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство же, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира». Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Обострение международной обстановки и падение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно-командной системы.

Наши рекомендации