Ростовский технологический институт сервиса и туризма (филиал)
Ростовский технологический институт сервиса и туризма (филиал)
ГБУ ВПО «ЮРГУЭС»
Р.Г.ТИКИДЖЬЯН
Народы Азово-Донского региона.
История и культура донского казачества.
Учебно-методическое пособие
по дисциплине «История донского казачества»
Ростов-на-Дону
Г.
ББК:63.3(2 РОФ – 4Рос) я7 С. 1- 99
УДК:94.930.85.397.908.353.2
Р.Г. Тикиджьян, к.и.н., доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» РТИСТ (филиал) ГБУ ВПО ЮРГУЭС
«Народы Азово - Донского региона. История и культура донского казачества»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «История донского казачества»
для студентов очной и заочной форм обучения РТИСТ ЮРГУЭС по направлениям подготовки: сервис, туризм, гостиничное дело, дизайн.
Рецензент: С.В. Черницин, к.и.н., доцент кафедры СГД РТИСТ
Учебно-методическое пособие к вариативному историко-культурологическому спецкурсу для студентов очной и заочной форм обучения включает современный УМКД с учётом рейтинговой системы оценки знаний и практических компетенций: рабочую программу, тематические план-конспекты лекционного курса, планы семинарских (практических) занятий, темы рефератов, творческих заданий и презентаций, широкий круг источников и литературы к ним, методические советы и рекомендации, контрольные проверочные тесты, вопросы для самоподготовке и к зачету. Пособие предназначено для преподавателей и студентов 1-2 курсов сервисных вузов, учащихся кадетских корпусов, специализированных колледжей и лицеев, всех интересующихся историей и культурой многонационального населения Азово-Донского региона и современной Ростовской области.
Утверждено и рекомендовано к публикации
на заседании кафедры Социально-гуманитарные дисциплины,
Протокол № 10 от 27 мая 2011г.
Р.Г.Тикиджьян, 2011
Содержание:
Введение в спецкурс.
Предмет, цели и задачи дисциплины, компетенции студентов.
1.2. Учебно-тематические планы дисциплины
1.3. Рабочая программа дисциплины, план -конспект
лекционных занятий. Основные источники и литература.
1.4. Тематические планы семинарских занятий.
1.5. Самостоятельная работа студентов и виды её контроля.
Перечень тем реферативных работ и творческих проектов.
Тесты для проверки итоговых знаний и компетенций.
Требования к зачету с учётом рейтинговой системы оценки знаний. Вопросы к ЗАЧЁТУ.
Введение спецкурс.
Предмет, цели и задачи, компетенции студентов.
Последние 15 лет в период становления новой российской государственности и переосмысления исторического прошлого, поиска культурно-исторической самоидентификации, остро актуальной для высшей школы остаётся проблема формирования национального самосознания молодых россиян, научного исторического мировоззрения и высокой культуры будущих специалистов.
Предметом изучения, является географическое, геополитическое, историко-культурное пространство, межэтнические и межконфессиональные отношения населения Азово-Донского региона, история и культура донского казачества в в контексте отечественной и мировой истории и современном состоянии.
Основные факторы определяющие значимость процесса регионализации образования, и формирования социо-культурной толерантности.
История Юга России, Азово-Донского региона определяет значение современной Ростовской области, образованной в 1937 г. как административной единицы, имеющей свои глубоко укоренённые, географические, геополитические, исторические, и культурные, социально-экономические особенности:
- как преемницы Земли Донских казаков и Области Войска Донского Российской империи;
- системообразующей ролью в экономике, транспортной системе, историческом развитии, культуре и фольклоре главной реки области – Дона и Азовского моря;
- месторасположеним области на пути важнейших коммуникаций древности и современности, границах Европы и Азии;
- роли казачества как титульного населения середины ХVI – начала ХХ вв., значимость и почетность традиций его воинской службы государству ;
- значительной динамики в истории, культуре и современности многонационального и поликонфессионального состава социума региона;
- роли области с ХIХ в. как одной из основных житниц страны, региона с высоким уровнем торговли и предпринимательства, почетности труда земледельцев, купеческо-промышленного сословия ;
- наличия этнического, культурного, экономического разнообразия субъектов федерации и государств, граничащих с Ростовской областью и имеющих устойчивые, исторически сложившиеся, социокультурные и экономические связи с регионом (Украина, республика Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская и Воронежская области);
- масштабность области, площадь которой составляет 100,8 тыс. кв. км, население 4, мл. 300 тыс.чел., наличия более 100 наций и этно-социальных групп.
Любовь к Отечеству, к своей «малой Родине» - Донскому краю - Ростовской области, уникальной истории и культуре народов и этносоциальных групп здесь проживавших, тесно переплетающихся с историей Южной России и Кавказа, стран Восточной и Центральной Европы, Ближнего Востока и Азии воспитывает лучшие гражданские качества личности, чувства патриотизма и культурной толерантности и социальнй мобильности.
Данная дисциплина даёт возможность обогатиться новыми знаниями об исторических и культурных особенностях региона, традициях и обычаях народов здесь проживающих. Это актуализирует значимость изучения регионального компонента базовой общекультурной подготовки будущих специалистов сферы экономики и сервиса, туристического, гостиничного и ресторанного бизнеса, конструкторов и дизайнеров одежды, салонов красоты и ателье мод.
Предлагаемый курс, кроме реализации этих основных целей, решает задачи переосмысления истории Российского государства и его отдельных регионов, помогает осмыслить современную политическую и социально-экономическую ситуацию, глубоко познать межэтнические и межконфессиональные отношения в регионе, имеющиеся проблемы и перспективы развития в ближайшем будущем, учитывая недостаточность краеведческой подготовки в современной системе общего и средне-технического образования.
Основным методологическим подходом при составлении данного курса учебной дисциплины, стала попытка объективного соотношения в системно-синтетическом концепте региональной и краеведческой истории, цивилизационно-культурологических и формационно-социологических факторов, учета роли этносов и этно-социальных групп населения, выдающихся личностей в историческом и общекультурном процессе. Особое место в данном курсе заняли проблемы переосмысления 500 - летней истории донского казачества, характеристика его этнических, культурно-бытовых, хозяйственных и военно-сословных корпоративных черт. При этом более полно, объективно и пропорционально раскрыта полиэтническая, многоконфессиональная специфика не казачьего и иногороднего населения донского субрегиона, взаимоотношения с казаками, роль и значение представителей других этносов и народов края в прошлом и настоящем.
Основной целью и результатами работы должны стать полученные студентами(бакалаврами) соответствующие знания, умения и навыки, базовые компетенции определяющие:
- воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции донских казаков, армян и греков, татар и всех иных народов и этносоциальных групп Ростовской области, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
- формирование способности к самостоятельной коммуникации и самосовершенствованию, взаимодействию в условиях многонационального, мультикультурного и поликонфессионального своеобразия Ростовской области и современного Юга России.
Задачи и компетенции по реализации проекта должны на выходе :
- дать выпускникам целостное представление об историческом, этно-национальном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте казачества и других народов, населяющих Азово-Донской регион;
- сформировать позитивныеценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков бесконфликтного поведения;
- способствовать этнической идентификации и социально-политической консолидации населения Ростовской области;
- помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней;
- способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
- пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;
- создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей науки и культуры, представителей всех национальностей;
- формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
В результате изучения регионального компонента культуры народов Юга России и Азово-Донского края студент должен знать:
- название своего региона, родного города (села, станицы);
- символику Южноросийских регионов, Ростовской областии своего города, станицы,села;
- традиционные и новые праздники своей местности;
- имена и дела выдающихся земляков; место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие его истории;
- последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
- даты и содержание важнейших событий истории и культуры края, в том числе связанные с формированием многонационального состава населения края;
- гипотезы о происхождении донского казачества;
- казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона, первые казачьи городки и столицы, физический облик, социальный и этнический состав, основные занятия и быт донских казаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;
- участие донских казаков в основных социальных конфликтах XVII-XVIII вв. в России и на Дону; причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
- основные факты участия Войска Донского в войнах Российской империи XVIII-X1Х
- дату основания своего населенного пункта, памятники истории и культуры;
даты важнейших событий истории края в ХХ в.;
- факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;
- административно-территориальные изменения на Дону, происшедшие в Х1Х- ХХ вв.;
- основные проблемы и суть процессов возрождения казачества на Дону;
- особенности политики региональных органов власти, местного самоуправления и общественных движений в 1990-2000 гг.;
- символику Ростовской области: герб, флаг, гимн;
студент должен уметь:
- ориентироваться и показывать на карте территорию округа, области, местоположение своего родного города (села, станицы);
- рассказывать, как выглядели и чем занимались жители Донского края в различные периоды истории;
- составлять свое родословное древо;
- описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду своих земляков.
- использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в курсе всемирной, отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области;
- анализировать историческую карту, показывать на ней:
а) стоянки, поселения древнейших жителей края;
б) известные города и крепости древности и средневековья (Танаис, Саркел, Азак, Тана);
в) территорию Войска Донского, крупнейшие центры торговли, промыслов, промышленного производства;
г) территорию Ростовской области, Южного Федерального округа;
- описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик, обычаи;
- объяснять значение основных понятий;
- давать собственные оценки важнейших событий истории Донского края;
- давать характеристику социально-экономического развития края в XVIII-XIX вв.;
- выделять отличительные черты реформ 1860-1870-х гг. в Области Войска Донского;
- определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
- знать и описывать наиболее яркие памятники археологии, культуры и архитектуры края, высказывать собственные суждения о них;
- о событиях революций 1905-1907 гг., 1917 г. и Гражданской войны на Дону; характеризовать достижения и трудности развития края при проведении НЭПа, индустриализации, коллективизации, выделять особенности этих процессов на Дону; оценивать политику расказачивания и раскрестьянивания в 1920-1950-гг.
- прослеживать тенденции и противоречия развития края в послевоенный период (1945-1985 гг.);
- анализировать экономическую и политическую ситуацию в
1990-е гг.;
- чётко знать и описывать флаг и герб Ростовской области;
- выделять особенности донского региона как многонационального и поликонфессионального;
- оценивать вклад Ростовской области в экономику, культуру страны; характеризовать место Ростовской области в Южном Федеральном округе;
- использовать тексты исторических и иных источников при решении различных исследовательских и прикладных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края;
- соотносить историю своей семьи с региональной историей;
- использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными политическими, социальными и межэтническими проблемами;
- представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими и мировыми;
- выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;
- вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;
- самостоятельной работы с научно-справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствамикак формы самообразования и использования их в профессиональных, экспертных целях;
- самостоятельной интерпретации информации;
- объяснения уклада жизни своего города, поселка, местности, участия в решении проблем местного сообщества;
- анализа текущих событий, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событий и личностей;
- самоопределения, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.
В основу реализации 36(28) часовой (семестровой) программы курса положен модульный, проблемно-хронологический принцип изложения и освоения материала на лекционных занятиях и семинарах(практикумах). Важной составляющей является проведение коллоквиумов, «круглых столов» и дискуссий, ролевых и деловых игр, подготовка и защита реферативно-графических, творческих проектов и заданий, факультативно-экскурсионных занятий в Музеях, возможностей использования рейтинговой и тестовой системы контроля полученных студентами знаний для теоретического зачета.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ.
Проведение аудиторных (лекционных и практических) занятий и КСР по дисциплине «История донского казачества».
Для студентов по направлениям подготовки: сервис (100100), туризм (100400), гостиничное дело(101100), дизайн (072500):
Всего по плану - 90 часов
Аудиторных часов:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - 50ч.
В конце семестра по данной дисциплине установлена форма контроля - зачЁТ
Группа | ВИДЫ ЗАНЯТИЙ | Примечание | ||
Лекции | Практические занятия ( семинары) | Занятие в Музее краеведения. Защита Творческого задания –проекта ( часы КСР) | ||
СЕРВИС, ТУРИЗМ Гостиничное дело, Дизйн | 9(18ч) | 9(18ч.) | 2 ч. на часах КСР Музейном занятии | Контрольные работы, тесты-на часах лекций и сем. занятий |
6. Распределение программного материала дисциплины по темам, видам занятий и времени.
№ | Тематика занятий | Вид занятий | Часы | Дата занятий | Примечание |
Введение в спецкурс. Понятие «регион и региональная история». Характеристика Азово-Донского историко-культурного субрегиона Народы Подонья, Приазовья и Северного Причерноморья в древности и средние века. | лекция | Просмотр отрывка кинофильмов «Атилла» «Русь изначальная» | |||
Предмет, основные цели и задачи изучения спецкурса. Историко-культурная характеристика народов Азово-Донского субрегиона . Феномен донской полифоничной культуры. | практ | ||||
Донское казачество в ХУ-ХУI в.в. Военно-политическое устройство , культура и быт казачества. | лекция | Просмотр отрывков кинофильмов «Дикое поле» и «Ермак» | |||
Особенности культуры, быт и одежда народов Дона в древности и средние века. Проблема происхождения и предшественники казачества. | практ. | ||||
Включение Донских земель в состав Российской империи. Характерные особенности уклада жизни и быта казачества и становление неказачьего населения края в XVIII- 1 пол. XIXв. | лекция | Просмотр отрывка кинофильма «Баязет», «Турецкий гамбит» | |||
Донское казачество на заре своей истории. Этносоциальные процессы в Войске Донском в ХУI – н.ХУ III вв.Культура и быт, одежда и костюм донских казаков. | практ | ||||
Российская модернизация и особенности развития Области Войска Донского в пореформенный период во 2- й пол. ХIХ – нач. ХХв. Городская культура на Дону. | лекция | ||||
Не казачье коренное и иногороднее население на Дону и в Приазовье в -.ХУIII ХIХ в.в. Культура и быт, одежда и костюм. | практ | ||||
Социально-экономическое и культурное развитие донского края в начале XX века. Реформы, революции и гражданская война на Дону (1905-1920 гг.). | лекция | Просмотр отрывка кинофильма «Тихий Дон.» | |||
Городская культура и её влияние на казачье и сельское населения в конце Х1Х – начале ХХ в.в. Проблемы взаимоотношений казачества и неказачьего населения края. | практ. | ||||
Дон - советский. Ростовская область в 20- 80-е гг. ХХ в.Политика Советской власти по отношению к казачеству, проблемы сохранения этнокультурных основ. | лекция | ||||
Революция и гражданская война на Дону 1917-1920 гг. Политика советской власти по отношению к казачеству и борьба за сохранение этнокультурных традиций. | практ | Документальный фильм «По страницам Тихого Дона | |||
Ростовская область в составе Российской федерации на рубеже ХХ1 века. Становление Южного федерального округа и процесс возрождения казачества. | лекция | ||||
Ростовская область в составе ЮФО: современное административное устройство, политическая и этн-осоциальная ситуация. | практ | ||||
Ростовская область на современном этапе преобразований. Перспективы развития туризма и модельного бизнеса на Юге России, роль ЮРГУЭС. | лекция | Документальные фильмы «Новочеркасску 200-лет», «Дар Екатерины | |||
Практикум-презентация. Защита творческих проектов и заданий по историко-культурному сервису и туризму, истории костюма казаков и народов Дона. | практ. | ||||
17. 18. | Аттестационная и зачётная неделя.Посещение Ростовского областного краеведческого музея Музея донского казачества в г. Новочеркасске, ст. Старочеркасской, Азова, Таганрога, Танаиса) Тема « История и культура народов Дона». Защита творческих проектов и заданий по истории костюма народов Дона. | Экс-курсия на часах КСР.. | По соглосованию в середине или конце семестра, ЗАЧЁТ. |
План самостоятельной работы студентов по дисциплине : «История донского казачества»
По плану часов - 50
Темы для самостоятельной работы | Кол-во часов | ВИД контроляДата контроля | Примечание |
Подонье и Приазовье в древности и в эпоху средневековья: территория, население: культура и быт, питание, традиционный костюм.( греки, меоты, скифы и сарматы, аланы, хазары, славяно-руссы, половцы., монголо – татары) | Проверка конспектов и материалов рисунков. | В виде конспектов и материалов к семинарским занятиям, рефератов Творческим заданий. | |
Проблемы происхождения донского казачества: мифы и факты. Протоказаки, культура и быт, костюм и вооружение | |||
Военные традиции донских казаков: от походов «за зипунами» до служилого войска. Одежда донских казаков и соседних народов. | Проверка конспектов, творческих заданий | ||
Казачий Дон в XVI-XVII в.в. – вольная христианская республика или приграничная колония государства Российского? | |||
Основные этапы становления военно-политической организации «Всевеликое войско Донское и его интеграция в состав Российской империи. | |||
Участие донского казачества в войнах России XVI – X1Х в.в.Военная форма донских, кубанских и терских казаков. | |||
Культура и быт, кухня, одежда и особенности костюма Донского казачества. Одежда неказачьего, крестьянского населения. Казаки и народы Дона: армяне, греки, калмыки, татары, малороссы, немцы, евреи. | Проверка подготовки творческих заданий и проектов | ||
Российская модернизация. Реформы и контрреформы на казачьем Дону в 60-80-е г.г. XIX века. их экономические и социокультурные последствия. | |||
Городская культура на Дону и в Приазовье. Городской костюм и модная одежда, одежда сельского населения и национальных групп на Дону. | Проверка творческих заданий, рисунков. | ||
Проблемы взаимоотношений казачьего и неказачьего , городского и сельского, иногороднего населения Дона. в к. 19-начале 20 века. | |||
1-я Мировая война. Революция и гражданская война на Дону 1917 -1920г. | |||
2-я Мировая и ВОВ на Дону 1941-1945г.г. Военная форма казаков. | |||
Донская – Ростовская область в годы Советской власти (1920-1991г.г.) Особенности донского костюма в Советский период | |||
Политика расказачивания в годы Советской власти (1920-1991г.г.), причины и последствия расказачивания в кльтуре,быту и одежде. | |||
Ростовская область на рубеже ХХ1 в.Межнациональные отношения и культура толерантности. Возрождение основ, традиций казачьей культуры и донского народного костюма. | Защита ТВ проектов. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА. ПЛАН- КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
«Народы Азово-Донского региона. История и культура донского казачества»
Модуль №1.
МОДУЛЬ № 2.
МОДУЛЬ № 3.
Лекция №5. Тема: Модернизационные реформы и социокультурные процессы в Области Войска Донского и Приазовье во второй половине XIX в. - начале ХХ века.
Кризисные тенденции в Российской империи и их отражение в Приазовье и Земле Войска Донского. Обострение противоречий между Войсковым правительством и представителями высшей государственной бюрократии по вопросу о подготовке и проведении реформ на казачьем Дону.
Отмена крепостного права на Дону, условия освобождения донских крестьян 1861-1864г.г.
Создание земских выборных учреждений и причины их недолговечного существования в крае с 1876 по 1882г..
Введение новых судебных уставов и демократизация судопроизводства в 70-е годы. Соотношение норм общероссийского законодательства и традиционного войскового права.
Военная реформа 1874-1875г.г. и реорганизация армии по буржуазному типу. «Положение о военной службе казаков Войска Донского».
. Учреждение Ростово-Нахичеванского градоначальства. Деятельность А.М. Байкова по обустройству города Ростова-на-Дону. Проведение реформы городского самоуправления в крупнейших городах области, деятельность Городских Дум. Введение «Положения…» от 1868г., расширение прав неказачьего, иногороднего населения и предпринимателей, ломка сословных перегородок и замкнутости региона.
Изменение территориально-административного статуса, социально-экономического и этнокультурного облика населения донского субрегиона в пореформенный период.
Административно-территориальная реформа и её значение. Присоединение Ростовского уезда с г. Ростовом и Нахичеванью, посада Азов и Таганрогского градоначальства к Области Войска Донского в 1887-1888г.г Быстрый рост и изменение состава населения области в связи с активным процессом освоения Юга России в пореформенный период. Становление многосословного, «мозаичного» социально-классового и этнического состава населения, проблема сосуществования более 40 наций и этнических групп на Дону.
Дискуссия о сохранении донского казачества как военно-служилого сословия в 60-е годы XIX века. Рост этнического самосознания и влияние корпоративной психологии на становление идеи «казачьего» сепаратизма и национализма «Дон – для донцов!». Противоборство двух общественно-политических течений: донских патриотов «казакоманов-сепаратистов» и «прогрессистов-русофилов». Борьба за сохранение основных привилегий во владении землей, общинного землепользования при ликвидации сословной замкнутости. Предоставление права выхода из сословия и возможность вступления в него. Расширение льгот по службе и возможностей для получения высшего образования. Противоречивость и незавершенность реформ, их отражение на ходе капиталистической эволюции в аграрном секторе края.
Углубление социально-классовой дифференциации, начало процесса «расказачивания изнутри» казачьей общины в условиях втягивания казачьего хозяйства в рыночные отношения.
Появление социально-экономических групп: донское обуржуазившееся дворянство, казаки-предприниматели (торговые), «казаки-рантье», зажиточные кулаки, казаки-середняки, казачья беднота, казаки-промысловики и рабочие.
Сложность и острота аграрного вопроса на Дону, соотношение общинной и частной форм собственности на землю. Положение крестьян. Причины малоземелья коренного донского и иногороднего крестьянства. Активное развитие арендных отношений и зависимость иногородних от Войскового поземельного фонда и казачьей общины. Обострение межсословной неприязни.
Промышленность и торговля на Дону в пореформенный период. Становление и развитие основных отраслей донской промышленности: угледобыча, металлургия, переработка продуктов сельского хозяйства. Быстрое развитие железнодорожного и речного транспорта: Грушевско-Донская и Владикавказская железные дороги, Ростовский и Таганрогский порты. Становление банковского дела и кредитования. Значимость деятельности Азово-Донского банка на Юге России.
Ростов и Нахичевань-на-Дону – важнейший торгово-промышленный центр Юго-востока, Ростов - «русский Чикаго», «кабак-город». Рост населения крупных городов и развитие коммунального хозяйства. Александр-Грушевский углепромышленный район, значимость донского антрацита на российском и мировом рынке.
Становление донской буржуазии, видные предприниматели: И. Кошкин, Е. Парамонов, Д.А. Пастухов, Б.А. Гордон, В. Асмолов, И. Панченко.
Формирование пролетариата на Дону,его состав, условия труда(120 тыс. чел. к началу XX века).
Революционное движение на Дону в 60-90г.г. XIX века.
Народники на Дону, деятельность А.А. Емельянова, А.И. Баранникова, В.Д. Генералова и др.
Начало рабочего движения. Деятельность Н.Б. Наддачина и создание Ростовского отделения «Южно-Российского союза рабочих» в 1875г. Образование «Центрального рабочего кружка» главных железнодорожных мастерских. А. Карпенко. Ростовская стачка 1893-1894г.г.
Возникновение первых политических партийных организаций. Создание донского комитета РСДРП в 1898г.
Донские социал-демократы большевики и меньшевики.
Итоги социально-экономического развития и новые тенденции в политической жизни на рубеже веков.
Характерные черты и специфика этнокультурного развития Донского края к концу XIX - началу XX века.
Проблема этнической и социальной «пестроты», взаимоотношения между различными сословными и этническими группами области в период развития капиталистических отношений и приобщения к западным цивилизованным стандартам.
Рост национального самосознания казачества, проявление «сословно-этнического национализма» в условиях увеличения иногороднего населения. Начало сословного размывания и частичной унификации колорита этнических черт и традиций в связи с приобщением к достижениям индустриального, гражданского общества, ростом культурного, образовательного уровня казачьего населения. Появление казачьего чванства, заносчивость по отношению к иногородним («хохлам», «кацапам», евреям) на в конце 19-нач.20в..Переход к оседлому образу жизни большей части донских калмыков Сальского округа, их взаимоотношения с казаками и иногородними.
Устойчивость малороссийских культурных традиций в среде донского крестьянства. Этнокультурные особенности иногороднего населения.
Немецкие поселения на Дону, особенности хозяйства и быта. Рост городов и расцвет городской культуры. Армянский город Нахичевань-на-Дону и его уникальные культурные традиции. Сосуществование различных конфессий на Дону. Организация Донской епархии, открытие духовной семинарии. Ламаистские храмы калмыков и мусульманские мечети.
Развитие народного образования и его успехи к концу XIX в. Открытие первой Новочеркасской гимназии в 1875г. Образование кадетского корпуса, учительской семинарии и других учебных заведений. Первые публичные библиотеки. Создание краевых периодических изданий, газет и журналов: «Донские Войсковые ведомости», «Приазовский край», «Дон» и др.
Значение деятельности Донского статистического комитета. Во II половине XIX в. Начало изучения географии, экономики и истории края.
Становление интеллигенции. Казачья военная и гражданская интеллигенция, её вклад в российскую науку и культуру.
Известные историки и литераторы: В.Д. Сухоруков, И.И. Краснов, М.В. Попов, В. Броневский и другие.
Геолог И.В. Мушкетов, ботаник А.Н. Краснов, металлург М.А. Павлов. Известные донские художники: Н.Н. Дубовский, И.И. Крылов, К.А. Савицкий.
Поэты и писатели края: А.Г. Оридовский, Н.Ф. Щербина, А.А. Леонов, Н.В. Чесноков, И.В. Турчанин и др.
А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов о Доне и донских казаках.
Открытие первых театров в г. Таганроге в 1827г., казачьего театра в г. Новочеркасске в 1858г., в г. Нахичеване и Ростове-на-Дону 1863г. расцвет театрального искусства на рубеже веков.
Глоссарий: модернизация и инновация , традиция, консерватизм, сепаратизм, казакоманство, казакофильство, социально-классовая структура, городская и сельская субкультура, иногороднее население, урбанизация,
МОДУЛЬ № 4.
Лекция № 8. Тема: Ростовская область в политико-правовом и социокультурном поле современной России и Южного Федерального Округа. Межнациональные отношения и проблемы становления «неоказачества»
( с 1991г. - по наст. время).
Причины застойных явлений в экономике и обществе к середине 80-х годов, их отражение в жизни края. Необходимость перестройки. Социально-политический сдвиг в России и на Дону в конце 80-х - начале 90-х г.г. Проведение первых экономических экспериментов, развитие кооперации, её типы, арендный подряд и становление самостоятельности предприятий.
Развитие гласности и демократизация общества, политические реформы в СССР. Выборы народных депутатов СССР и РСФСР на Дону, начало становления политического плюрализма.
Спектр основных политических партий и движений на Дону: деятельность «Донского народного фронта», «Демократической России», «Партии народной свободы», РКПБ, РПР, социал-демократов и др.
Основные этапы становления современного «неоказачества» как этнокультурной и социально - политической корпорации.1988-2008г.г.
Противостояние и борьба между коммунистами и демократами. «Казачья карта» в политических играх. Активизация фактора национального этнокультурного самосознания в России и на Дону. Причины возникновения общественно-патриотического движения за возрождение российского и донского казачества. Созыв I Большого казачьего круга в Москве в июле 1990г. и организация «Союза казаков России».
Организация казачьих съездов на Дону. Создание и деятельность «Союза казаков области Войска Донского» в 1990-1993г.г. Программа и Устав «Союза», цели и задачи возрождения Донского края и казачества, его этнокультурных, хозяйственных и военных традиций.
Восстановление демократических политических традиций: Войскового круга, выборной атаманской власти, станичного самоуправления. Новые донские атаманы: М.М. Шолохов, С.А. Каледин, С.А. Мещеряков, их деятельность. Становление казачества, как серьезной общественно-политической и военной организованной силы в период обострения кризиса в августе 1991г. и распада СССР.
Отношения казачества и новых федеральных Российских и областных органов власти. Взаимодействие с различными политическими партиями и движениями («Память», «Русский национальный Собо