Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные,состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка – например:надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя восприниматькак орфографические.
Морфологические,связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок: ложит и т.д.
Ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображён мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.
Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки; пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
Ошибки в структуре предложения:
ü смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
ü отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе; нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны; нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
ü разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступает от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а ещё грузовик и комбайн.
Смешение прямой и косвенной речи
Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, её нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой приём чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений
Отметка | Основные критерии оценки | Грамотность |
Содержание и речь | ||
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочёт в содержании. | Допускается: • 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная + 0 грамматических. • 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная + 1 грамматическая ошибка. • 0 орфографических + 1 негрубая пунктуационная + 1 грамматическая ошибка. • 1 негрубая орфографическая + 0 пунктуационных + + 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов. | • 2 орфографические + 2 пунктуационные +3 грамматические ошибки; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. • В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трёх, а орфографических — двух. |
«3» | 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. 3. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 4. Допущено нарушение последовательности изложения. 5. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 6. Встречается неправильное употребление слов. 7. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 8. Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | • 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учётом повторяющихся и негрубых); • 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного тоста 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. | • 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; • 8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических. • Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических. |
«1» | Допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов. | Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. |
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла сочинения обучающегося, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении отметки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно, отметка за содержание не может быть выше отметки «2».
4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. «Оценка диктантов»).
При проверке изложений и сочинений в 5-9 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает недочёты в содержании – знаком С (фактические ошибки знаком Ф, логические — знаком Л), речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г; исправления – знаком И.
Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).
В изложениях и сочинениях указывается количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок; после подсчёта в установленном порядке выставляется оценка работы. Первая отметка ставится за содержание и речь. Перед нею записывается число ошибок в содержании и число речевых недочётов. Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. В целом запись будет выглядеть так:
0-2 4
3-3-1 3
После этого выводится общая отметка за работу, которая представляет собой среднее арифметическое оценок за содержание и грамотность.
Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. За диагностические и обучающие работы отметки «2» и «3» выставляются по усмотрению учителя.
Условные графические обозначения ошибок:
С – недочёты в содержании (Л – логические, Ф – фактические ошибки);
Г – грамматические ошибки и недочёты;
Р – речевые ошибки;
I– орфографические ошибки;
V – пунктуационные ошибки;
н/I – негрубая орфографическая ошибка;
н/V– негрубая пунктуационная ошибка;
I – повторяющиеся орфографические ошибки (подчёркиваются при вынесении на поля);
– однотипные орфографические ошибки (обводятся в кружок при вынесении на поля);
И – исправления.
Тестовые задания
Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Учителю дают возможность объективно оценить знания и умения обучающихся в баллах по единым для всех критериям.