Строительство восходящих сетей рабочих omnotuvmm
Речь идет о действиях (в значительной мере носящих иефир мальный характер) руководителей, направленных на расти рение возможностей персонала путем:
• поддержки и поощрения работников;
• включения их в процесс выработки управленческих ре
шений;
• демонстрации доверия к ним;
• создания организационных мифов и ритуалов, ориенти
рующих на взаимодействие и развитие отношений;
• стимулирования коммуникации между компонентами
организационной системы, представленными множеством ра
бочих групп.
Появление «ярлыков» руководства. Термин «ярлык» заимствован авторами у известного исследователя профессионального поведения Д. Холланда [Holland, 1995]. В логике их рассуждений этот термин символизирует группу и призван отделять одну группу от других групп. «Это флаг, вокруг которого собираются люди; это философия, которая соединяет людей воедино» [Marion & Uhl-Bien, 2001. P. 405].
Именно в таком понимании руководитель может рассматриваться в качестве «ярлыка», олицетворяющего собой сложную организацию, подобно тому как многие выдающиеся менеджеры олицетворяют своей личностью возглавляемые ими организации (например, именно так можно рассматривать знаменитого У. Гейтса в отношении к компании «Майкрософт»). «Ярлыки» руководства выступают, по мнению авторов, средством объединения людей вокруг организационных идеалов. Они («ярлыки») порождают мифы, способствующие внедрению идеалов организационной системы в сознание работников и общественности.
472 Глава 10. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Содействие новизне. Имеется в виду, что в сложных организациях (т. е. в организациях, характеризующихся, напомню, «случайной неожиданностью и нелинейностью» протекания процессов) руководители в большей мере тяготеют к созданию предпосылок для проявления оригинальных, креативных действий, нежели стремятся к осуществлению жесткого контроля организационных форм поведения. «Сложные руководители скорее закладывают семена инноваций, нежели дают указания выполнять инновационные планы» [Marion & Uhl-Bien, 2001. P. 414].
Системность мышления. Эта черта сложного руководства предполагает способность руководителя за частными деталями и событиями организационной жизни видеть картину целостного организационного процесса, воспринимать себя в качестве элемента большой сети рабочих отношений, а возникающие при этом проблемы - лишь как часть общеорганизационных проблем.
Знакомство с характеристиками сложного руководства вполне естественно ставит вопрос об уровнях его функционирования. По мнению Р. Мэриона и М. Уль-Бьен, сложные руководители необходимы на тех уровнях, где принимаемые решения сопряжены с большой ответственностью, возникающие ситуации более сложны и приходится полностью отвечать за инновации, развитие и благополучие организации. Иными словами, речь фактически идет о высших уровнях организационного менеджмента.
Кроме того, полагают ученые, потребность в сложных руководителях варьирует в зависимости от типа организации и условий, в которых она функционирует. Так, в высокоиерар хичных организациях, характеризующихся большой степенью стабильности и зрелости, действующих в столь же стабиль ной среде и не испытывающих особого стремления к переме нам и обновлению, потребность в сложных руководителях будет крайне невелика. Иное дело организации, ориентированные mi обновление и перемены, функционирующие в высокодшт
10.1. Теоретический аспект руководства и организационный процесс 473
мичной, турбулентной среде. Именно в них требуются руководители обсуждаемого типа.
Прилагая идеи «теории сложности» к организационному процессу и, в частности, к феномену руководства, авторы обсуждаемого подхода не склонны, однако, к изолированному его рассмотрению. Они соотносят свой подход с современными разработками проблематики организационного лидерства, имея в виду такие его аспекты, как:
• социальный капитал и социальный обмен,
• наделение властью и самоменеджмент,
• роль подчиненных,
• трансформационное руководство,
• харизматическое поведение.
Рассмотрим несколько подробнее, как данные, полученные при изучении упомянутых аспектов организационного лидерства, соотносятся с ключевыми положениями теории сложности.
Социальный капитал и социальный обмен. Как и «теория сложности», концепции социального капитала и социального обмена делают акцент на развитии сети активных организационных взаимодействий людей. Однако, по мнению специалистов [Marion & Uhl-Bien, 2001], исследования, выполненные в контексте этих концепций, дают представление о разных уровнях подобных взаимодействий.
Концепция социального капитала фокусируется прежде всего на самой сети, рассматривая ее влияния на организационную систему в целом и включенных в нее индивидов. «Теория сложности» использует данные этих разработок применительно к взаимодействию главным образом на макроуровне организационной системы. Она показывает, как взаимодействие в сети способствует организационному благополучию и инновациям, ведет к успехам и неудачам.
474 Глава 10. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Что касается концепции социального обмена, то она, как показано в гл. 8, объясняет отношения в диаде или в несколько больших по объему малых группах. Результаты подобного анализа используются «теорией сложности» для понимания взаимодействия и его последствий в виде, например, корреляции на микроуровне организационной системы.
Наделение властью и самоменеджмент. В концепциях наделения властью и самоменеджмента роль руководителя рассматривается скорее в терминах координации и коучинга, нежели директивности и контроля, и основное внимание уделяется передаче подчиненным части властных полномочий, их способности к самоменеджменту. Разработки, ведущиеся с позиций этих концепций, существенны для содержащейся в «теории сложности» идеи о том, что прочность и эффективность сетей рабочих отношений базируется на принципе «восхождения». Он предполагает широкое включение персонала в процесс выработки решений, децентрализацию организационных систем, развитие взаимодействия и координации усилий на самых разных уровнях организации, в том числе и на уровне рабочих групп. Иными словами, восхождение - это движение снизу, сутью которого является активное участие самих рядовых работников в созидании организационной жизни.
Роль подчиненных. Внимание к роли подчиненных в процессе руководства более всего характерно для моделей трансакци-онистского подхода (см. гл. 8). Именно с позиций этого подхода руководство рассматривается как двухсторонний обмен, в котором влияние подчиненных является существенным фактором взаимодействия с руководителем. Подобный взгляд на подчиненных созвучен принципу «восхождения», как он трактуется в «теории сложности». Этот принцип, в частности, означает, что поведение подчиненных может оказаться решающим в плане созидания и благополучия систем. По мнению Р. Мэриона и М. Уль-Бьен, поведение подчиненных нуждается в более полном освещении в литературе по руководству, и «теория сложности» может существенно помочь в этом вопросе.
10.1. Теоретический аспект руководства и организационный процесс 475
Трансформационное руководство. Главная идея данного подхода - идея изменения, преобразования наличных организационных структур - уже называлась в гл. 1 и 9. Она во многом созвучна ключевым положениям «теории сложности» в ее приложении к руководству (см., например, описанные выше отличительные черты сложного руководства). Кроме того, в концепции трансформационного руководства значительное внимание уделено разнообразным факторам, ведущим к тому состоянию организационной системы, которое авторы называют корреляцией. Среди этих факторов - язык, символы, взаимосвязанные цели, согласование личных устремлений людей. Наконец, в трансформационном руководстве подчеркивается доверие к возможностям людей, их активности, поощряется принятие ими на себя ответственности, что предполагает делегирование полномочий и наделение властью. А это, в свою очередь, перекликается с уже упоминавшимся принципом «восхождения».
Интересно, как трактуется трансформация в контексте «теории сложности». Согласно Р. Мэриону и М. Уль-Бьен, под трансформацией понимается процесс организационных изменений, разворачивающийся снизу вверх по принципу «восхождения». Противоположный трансформации процесс изменений, именуемый авторами созиданием, имеет, как утверждается, иное направление - сверху вниз. Подобное понимание находит отражение в следующей любопытной мысли ученых о возможных приложениях идей «теории сложности» к пониманию трансформационного руководства. «Мы смещаем фокус внимания трансформационной теории, - пишут они, - с анализа отношений между непосредственно поведением руководителя и организационными последствиями к анализу отношений между преобразованными организационными условиями и ролью руководства в катализации (в противоположность созиданию) таких условий. Мы называем это сложным руководством» [Marion & Uhl-Bien, 2001. P. 409].
С позиций «теории сложности» ученые называют ряд возможных направлений разработки проблематики сложного руководства, например:
476 Глава 10. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
• исследование динамики рабочих сетей, сопровождаю
щих процесс трансформации;
• рассмотрение влияний руководителей на эту динамику;
• выявление событий, которые, обрушиваясь одновремен
но, порождают трансформацию;
• изучение возникновения процесса трансформации;
• объединение элементов теории социального обмена и дан
ных исследования роли подчиненных (последователей) с эле
ментами сложности и трансформации, чтобы иметь возмож
ность более полного объяснения сущности трансформации.
Харизма. Авторы обсуждаемого подхода соотносят с харизмой, харизматическим руководством такое специфическое понятие «теории сложности», как «ярлык» (см. выше о «ярлыках» руководства). Подобно «ярлыкам», харизматические руководители своими действиями, активностью (см. гл. 9) объединяют и сплачивают вокруг себя людей, выступают фактором перемен.
По мнению ученых, «теория сложности» могла бы оказаться весьма полезной в расширении нашего понимания харизматической динамики. Так, она могла бы способствовать лучшему пониманию условий, благоприятствующих появлению хариз-матиков, стимулировать исследование взаимосвязи между динамикой развития рабочих сетей и эффективностью харизматического руководства, привлечь внимание к процессам, сопровождающим харизматическое поведение, типа инноваций, коммуникативных моделей, развертывающейся снизу («восходящей») активности людей.
Как же можно оценить предпринятую Р. Мэрионом и М. Уль-Бьен попытку рассмотрения организационного лидерства в контексте «теории сложности»? Однозначный ответ тут вряд ли возможен.
С одной стороны, изложенное учеными понимание руководства как действительно сложного организационного феноме-
10.2. Руководитель и команда
на, функционирующего в динамично меняющихся условиях с малопредсказуемым, часто неожиданным течением событий, можно только приветствовать. Подобный взгляд на руководство, принимая во внимание описанные выше отличительные характеристики феномена, подсказывает новые (сравнительно с традиционными) ракурсы его рассмотрения.
С другой же стороны, вопрос о том, как реально исследовать сложное руководство, остается во многом открытым. Авторы не предлагают гипотез, ориентирующих на изучение конкретных аспектов феномена, высказывая лишь общие соображения относительно возможных исследовательских стратегий (к таковым они относят математическое моделирование, эксперимент и полевые разработки).
Таким образом, в целом перед нами скорее абрис будущего подхода, нежели законченная теоретическая конструкция. Однако при всей своей очевидной незавершенности попытка анализа руководства, предпринятая Р. Мэрионом и М. Уль-Бьен, является, безусловно, продуктивным научным шагом. Высказанные учеными соображения приближают нас к адекватному пониманию существа сложных организационных систем и процессов, обозначая вектор будущих исследований.
Далее остановимся еще на одном важном аспекте руководства в организационном процессе.
Руководитель и команда
Управление командами - одна из интенсивно обсуждаемых в специальной литературе и разрабатываемых в научных и прикладных целях областей организационного лидерства. Однако изобилие научных фактов и практических разработок не должно, по мнению исследователей, рождать иллюзию благополучия:
«Несмотря на многообразие влияний руководителей на эффективность функционирования организацион-
478 Глава 10. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
ных команд и большое количество литературных дан» ных по проблематике руководства и командной/групповой динамике, мы удручающе мало знаем о том, как создаются и управляются эффективные команды» [Zaccaro et al., 2001. P. 452].
С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку традиционно управление командами изучается [Белбин, 2003; Бодди и Пэйтон, 1999; Жуков, 2004] преимущественно не в системе координат «руководитель - команда», а как процесс командообразования, либо организуемый и направляемый специалистами-тренерами, либо протекающий достаточно стихийно в связи с заданной извне целью. Тем не менее ниже на материале ряда теоретико-эмпирических разработок последних лет я постараюсь представить более оптимистичный взгляд на проблему управления командами, рассматривая ее в контексте взаимодействия руководителя и группы (команды). Но вначале, в виде небольшого отступления, несколько слов о самом понятии «команда».
Команда, как известно, - особая разновидность малой группы [Кричевский и Дубовская, 2001]. Термин «команда», заимствованный учеными и практиками менеджмента из области спорта, акцентирует такие моменты функционирования группы, как единство, активность, динамичность, успех. Несмотря на некоторые различия в дефинициях команды, имеется и немало общего во взглядах специалистов на ее специфику [Жуков, 2004; Кричевский и Дубовская, 2001; Katzenbach & Smith, 1993; Salas et al., 1992; Zaccaro et al., 2001]. Поэтому, если попытаться синтезировать представленные в литературе точки зрения и выразить результаты подобной работы одной фразой, возможно следующее определение команды.
Это небольшая группа людей (возможный объем - от 2 до 25, но обычно не более 10-12 человек), которые:
• взаимодействуют и взаимодополняют друг друга;
• преследуют значимые общие цели, разделяя от
ветственность за их достижение;
10.2. Руководитель и команда
• связаны единым замыслом и видением ситуаций;
• продуманно позиционируют себя для выполнения
специфических ролей или функций, демонстрируя спо
собность к быстрому и гибкому реагированию на изме
нения среды;
• отличаются зрелым профессионализмом и стре
мятся к высокому стандарту индивидуального и кол
лективного выполнения.
Приведенным определением перечень возможных признаков команды, замечу, не исчерпывается. Упомянутые выше авторы называют и такие, например, характеристики команды, как взаимозависимость и взаимозаменяемость ее членов, их владение четкими процедурами взаимодействия, ограниченная продолжительность группового членства, сменяемость лидеров в зависимости от специфики возникающих ситуаций и т.д. Ряд других характеристик команды мы рассмотрим ниже, в ходе последующего изложения, а сейчас вернемся к основной теме данного параграфа.
Первая из обсуждаемых далее разработок в области управления командами выполнена Ю.В. Синягиным [1997; 2001], изучавшим особенности формирования руководителем управленческой команды.
Анализ формирования руководителем управленческой команды.Под управленческой командой автором понимается «группа, ориентированная в первую очередь на решение организационно-управленческих задач руководителя, обеспечивающая усиление его влияния на организационную структуру и людей в этой структуре, как на явном, так и на латентном уровнях» [Синягин, 1997. С. 25.].
В обсуждаемой работе выделены четыре фактора формирования руководителями управленческих команд, а именно:
1) ориентация руководителя на реализацию собственных или поставленных извне задач;
482 Глава 10. РУКОВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Как видно из модели, она включает три компонента. Начнем с первого из них - процессов руководства.
Приступая к их описанию, авторы модели прежде всего излагают свое понимание руководства. Оно трактуется как процесс решения социальных проблем , в котором руководитель ответствен за действия по:
• диагностированию любых проблем, способных хотя бы
потенциально помешать достижению групповых и организа
ционных целей;
• генерированию и планированию требуемых решений;
• осуществлению выработанных решений в типично слож
ных социальных ситуациях.
Эти действия совершаются руководителем в ходе реализации ряда функций (отсюда, кстати, и характеристика модели руководства как функциональной), существенных в плане как выполнения группового задания, так и сохранения целостности группы. Для описания подобных функций авторы использовали таксономию измерений поведения руководителя, разработанную ранее группой исследователей [Fleishman et al, 1991].
Данная таксономия включает 4 первичных (или главных) измерения и 13 соподчиненных (или вторичных) измерений. Первичные измерения рассматриваются исследователями в качестве управленческих функций, а вторичные измерения относятся к их содержанию. Полностью таксономия измерений поведения руководителя представлена в табл. 10.1.
Небольшое дополнение к материалам табл. 10.1, касающееся основных измерений поведения руководителя, или его управленческих функций.
Первая из них (поиск и структурирование информации) включает систематические действия руководителя по поиску, получению, оценке и организации информации, необходимые
2. Замечу, что с подобным пониманием руководства читатель уже встречался в 1.2 и 5.3.
10.2. Руководитель и команда
Таблица 10.1. Таксономия измерений поведения руководителя (по Е. Флейшману)
1. Поиск и структурирование информации
(а) Получение информации
(б) Организация и оценка информации
(в) Предоставление обратной связи и контроль действий персонала