Глава 1. Теоретический аспект изучения этнокультурных ценностей подростков
Содержание
Введение
Для России - с её многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.
Колоссальные миграционные потоки - а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, - уже называют новым «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. Миллионы людей в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода и хронических конфликтов, бедности и социальной неустроенности.
«Ценности межнационального согласия - это не подарок наших предков на все времена. Такие традиции необходимо постоянно поддерживать. Это требует от государства кропотливой ежедневной работы». Заседание Совета по межнациональным отношениям . - 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/16292 (дата обращения 27.03.2013). «Поддержание межнациональной гармонии, оперативное и грамотное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций и пропаганда толерантности должны стать приоритетными в работе всех уровней власти»- отрывок из речи В.В. Путина.
Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, что в условиях Российской Федерации данная проблема приобретает особую актуальность в связи с интенсивными миграционными перемещениями населения, связанными с распадом СССР и ухудшением социально-экономической обстановки на всем его пространстве.
Актуальность исследования.
В связи с этим приоритетом выступает творческое взаимодействие людей разных национальностей, ориентированное в будущее.. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным приобщать молодое поколение к культурным особенностям народов, научить взаимному пониманию.
Национальная культура, представляющая собой результат интеллектуальной творческой деятельности народа, придает самобытный колорит среде, в которой у подрастающего поколения формируется готовность к межкультурному диалогу, позволяющему выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей.
Правительство РФ акцентирует внимание на необходимости формирования и развития этнокультурной компетенции молодежи. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 г. от 4 октября 2000 г. № 751 стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, развитием у подрастающего поколения культуры межэтнического общения. В этом документе особое внимание уделено воспитанию граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы народов России.
В федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)», в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы (Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 702) подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. Для настоящего исследования особый интерес представляют Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (письмо Минобразования России от 20.03.2002 № 30-55-181/16).
Объектом исследования является этнокультурное воспитание молодежи в системе культурно-досугового учреждения.
Предметом исследования - процесс этнокультурного воспитания молодежи в системе культурного - досугового учреждения (на примере Тверской области)
Цель исследования - разработать модель этнокультурного воспитания молодежи в условиях культурно-досугового учреждения.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:
1) дать определение понятию «этнокультурные ценности»;
2) рассмотреть систему воспитания этнокультурных ценностей учащихся в образовательных учреждениях;
3) – выявить модели этнокультурного воспитании молодежи в образовательных учреждениях
4) провести эмпирическое исследование по сходству и различию этнокультурных ценностей двух этносов (русских и казахов
Методы исследования: В исследовании использован модифицированный тест «Ценностные ориентации» М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева, дополненный приемом В. Пантелеева (измерение степени реализованности ценности в реальной жизнедеятельности), а также опросник личностных ценностей Г. Кинга
Методологическую основу дипломной работы составляют системно-структурный, деятельный подход, с позиций которых рассматривается этнокультурное воспитание молодежи, как одно из важнейших направлений социально-культурной деятельности в культурно-досуговых учреждениях.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Содержание
Введение
Для России - с её многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.
Колоссальные миграционные потоки - а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, - уже называют новым «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. Миллионы людей в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода и хронических конфликтов, бедности и социальной неустроенности.
«Ценности межнационального согласия - это не подарок наших предков на все времена. Такие традиции необходимо постоянно поддерживать. Это требует от государства кропотливой ежедневной работы». Заседание Совета по межнациональным отношениям . - 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/16292 (дата обращения 27.03.2013). «Поддержание межнациональной гармонии, оперативное и грамотное урегулирование потенциально конфликтных ситуаций и пропаганда толерантности должны стать приоритетными в работе всех уровней власти»- отрывок из речи В.В. Путина.
Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, что в условиях Российской Федерации данная проблема приобретает особую актуальность в связи с интенсивными миграционными перемещениями населения, связанными с распадом СССР и ухудшением социально-экономической обстановки на всем его пространстве.
Актуальность исследования.
В связи с этим приоритетом выступает творческое взаимодействие людей разных национальностей, ориентированное в будущее.. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным приобщать молодое поколение к культурным особенностям народов, научить взаимному пониманию.
Национальная культура, представляющая собой результат интеллектуальной творческой деятельности народа, придает самобытный колорит среде, в которой у подрастающего поколения формируется готовность к межкультурному диалогу, позволяющему выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей.
Правительство РФ акцентирует внимание на необходимости формирования и развития этнокультурной компетенции молодежи. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 г. от 4 октября 2000 г. № 751 стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, развитием у подрастающего поколения культуры межэтнического общения. В этом документе особое внимание уделено воспитанию граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы народов России.
В федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)», в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы (Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 702) подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. Для настоящего исследования особый интерес представляют Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (письмо Минобразования России от 20.03.2002 № 30-55-181/16).
Объектом исследования является этнокультурное воспитание молодежи в системе культурно-досугового учреждения.
Предметом исследования - процесс этнокультурного воспитания молодежи в системе культурного - досугового учреждения (на примере Тверской области)
Цель исследования - разработать модель этнокультурного воспитания молодежи в условиях культурно-досугового учреждения.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:
1) дать определение понятию «этнокультурные ценности»;
2) рассмотреть систему воспитания этнокультурных ценностей учащихся в образовательных учреждениях;
3) – выявить модели этнокультурного воспитании молодежи в образовательных учреждениях
4) провести эмпирическое исследование по сходству и различию этнокультурных ценностей двух этносов (русских и казахов
Методы исследования: В исследовании использован модифицированный тест «Ценностные ориентации» М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева, дополненный приемом В. Пантелеева (измерение степени реализованности ценности в реальной жизнедеятельности), а также опросник личностных ценностей Г. Кинга
Методологическую основу дипломной работы составляют системно-структурный, деятельный подход, с позиций которых рассматривается этнокультурное воспитание молодежи, как одно из важнейших направлений социально-культурной деятельности в культурно-досуговых учреждениях.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретический аспект изучения этнокультурных ценностей подростков