И положительных моральных качеств
Воспитание дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирование культуры поведения постоянно в центре внимания педагогов. В старшем дошкольном возрасте важно также помочь детям осознать красоту нравственного поведения, сформировать первоначальные этические представления. Поэтому в перспективном плане помимо разделов «Культура поведения» и «Положительные моральные качества» выделен раздел «Этические представления».
Среди методических приемов в настоящем пособии не указаны каждодневные, постоянно используемые педагогами: прямое обучение, напоминание, указание и т.д. Включены только специфические приемы, применимые в каждом конкретном случае, с определенным содержанием: беседы, дидактические игры и упражнения, словесные поручения, чтение произведений художественной литературы, содержание которых может служить основой для проведения этических бесед.
Темы | Содержание | Методические приемы | |||||
Сентябрь | |||||||
«Культура поведения» | Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.) | Беседы: «Будь всегда вежлив», «Вспомним правила вежливости», «Ласковое слово и кошке приятно». Чтение: С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Михалков «Ежели вы вежливы...», В. Осеева «Волшебное слово». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Ты пришел утром в детский сад», «Тебе поручили узнать о музыкальном занятии», «Разные формы приветствия и прощания». Игровые упражнения для воспитания выразительности речи (приветствие, прощание), произнесенные с разной интонацией | |||||
«Положительные моральные качества» | Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, умение вместе играть, делиться игрушками | Беседа «Как надо играть с товарищами». Чтение: Н. Кузнецова «Мы поссорились с подружкой», Г. Циферов «Когда не хватает игрушек» | |||||
«Этические представления» | Формировать представление о доброте как положительном качестве человека | Беседы: «Что такое доброта», «Что значит быть добрым». Чтение: русская народная сказка «Хаврошечка», А. Барто «Вовка - добрая душа» | |||||
Октябрь | |||||||
«Культура поведения» | Закреплять знания о сотрудниках детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними | Беседа «Кто работает в детском саду». Словесные поручения сотрудникам детского сада. Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Вы пришли в детский сад», «С кем вы прощаетесь, уходя домой?» | |||||
«Положительные моральные качества» | Продолжать формировать уважение к окружающим, умение считаться с их желаниями и просьбами | Беседа «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» | |||||
«Этические представления» | Познакомить с понятием «отзывчивость», формировать привычку откликаться на просьбы родных, друзей и знакомых | Беседы: «Что значит быть отзывчивым», «Как относиться к просьбам незнакомых людей» | |||||
Ноябрь | |||||||
«Культура поведения» | Закреплять навыки поведения в разных помещениях детского сада (в спальне, физкультурном зале) и в разные отрезки времени (во время еды, занятия и т.д.) | Беседа «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было приятно и хорошо» | |||||
«Положительные моральные качества» | Продолжать учить заботиться о малышах, защищать слабых, выражать сочувствие, формировать отзывчивость | Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай». Чтение: А. Барто «Вовка - добрая душа». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие», «Как утешить, пожалеть обиженного» | |||||
«Этические представления» | Формировать понимание необходимости выполнять свои обещания | Беседы: «Обещал - значит, выполни», «Дал слово - держи» | |||||
Декабрь | |||||||
«Культура поведения» | Закреплять словесные формы выражения благодарности | Беседа «Как и за что мы благодарим окружающих». Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения " | |||||
«Положительные моральные качества» | Продолжать формировать чувства заботы и любви к близким людям, стремление помогать им, радовать их, не огорчать | Беседы: «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких». Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья» | |||||
«Этические представления» | Формировать представление о чутком, заботливом отношении к окружающим | Беседа «Как мы заботимся об окружающих». Чтение: В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Кошевая «Мой сын», А. Митта «Шарик в окошке», В. Осеева «Навестила» | |||||
Январь | |||||||
«Культура поведения» | Продолжать закреплять правила и навыки поведения в общественных местах | Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте». Чтение: С. Михалков «Одна рифма». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, поликлинику)», «Ты вошел в автобус» | |||||
«Положительные моральные качества» | Воспитывать скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью принимать помощь и знаки внимания | Беседы: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным». Чтение: русская народная сказка «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Просмотр мультфильма «Какой чудесный день» | |||||
«Этические представления» | Формировать представление о скромности как положительной черте характера | ||||||
Февраль | |||||||
«Культура поведения» | Познакомить с правилами телефонного этикета | Беседа «Как разговаривать по телефону». Чтение: К. Чуковский «Телефон». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как позвонить другу», «Тревожные звонки - 01, 02, 03» | |||||
«Положительные моральные качества» | Закреплять умение правильно оценивать свои поступки | Беседы: «Посмотрим на себя со стороны»,«Послушаем, что скажут о тебе другие» | |||||
«Этические представления» | Объяснить понятие «смелость», учить различать лихачество и смелость | Беседа «Когда и в чем нужна смелость». Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Л. Толстой «Котенок» | |||||
Март | |||||||
«Культура поведения» | Познакомить, с правилами культуры поведения мужчин по отношению к женщинам: вставать при появлении их в помещении, уступать место, оказывать помощь и т.д. | Беседы: «Почему нужно помогать девочкам и защищать их», «Сила - не право». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Кто уступит», «Если девочке трудно, кто поможет». Развлечение «Рыцарский турнир» | |||||
«Положительные моральные качества» | Продолжать воспитывать внимательное, заботливое отношение к девочкам | ||||||
«Этические представления» | Формировать представление о том, что мальчики - это будущие мужчины, защитники слабых | ||||||
Апрель | |||||||
«Культура поведейия» | Познакомить с правилами гостевого этикета: «Я принимаю гостей» | Беседа «Если к вам пришли гости». Чтение: китайская сказка «Каждый свое получил», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». Сюжетно-ролевая игра «Семья» | |||||
«Положительные моральные качества» | Учить замечать настроение окружающих, проявлять внимание и заботу | Беседа «Будем внимательными к настроению других». Психогимнастика: «Угадай, какое у меня настроение», «Такие разные лица» | |||||
«Этические представления» | Объяснить понятие «честность» | Беседа «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Чтение: Н. Носов «Леденец», В. Осеева «Что легче» | |||||
Май | |||||||
«Культура поведения» | Познакомить с правилами гостевого этикета: «Ты пришел в гости» | Беседы: «Как вести себя в гостях», «Как дарить подарки», «Как Винни-Пух ходил в гости к Кролику», «Карлсон в гостях у Малыша». Чтение: А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все». Сюжетно-ролевая игра «Семья» | |||||
«Положительные моральные качества» | Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, стремление защищать ее | Наблюдения в природе. Рассматривание иллюстраций, картин. Беседы: «Красная книга природы», «Животное, которое я люблю». Чтение: М. Бартенев «Лучший подарок», С. Михалков «Дельный совет», Л. Толстой «Котенок» | |||||
«Этические представления» | Формировать представление о трудолюбии как положительной черте характера человека | Беседа «Труд человека кормит, а лень портит». Чтение: В. Одоевский «Мороз Иванович», Е. Пермяк «Как Маша стала большой» | |||||
Июнь - август | |||||||
«Культура поведения» | Совершенствовать навыки культуры поведения и речевого общения | Беседа «Не одежда красит человека, а поведение». Повторение знакомых произведений художественной литературы | |||||
«Положительные моральные качества» | Способствовать проявлению положительных моральных качеств в отношениях со сверстниками и взрослыми | Организация разнообразной и интересной деятельности дошкольников | |||||
«Этические представления» | Обобщить представления о положительных качествах человека, закреплять соответствующие понятия, ввести понятие «интеллигентный человек» | Беседа «Что значит быть хорошим человеком» | |||||