Формула безопасного маневрирования
Стало быть, оценка через зеркала обстановки сзади вашего ТС должна всегда упреждать воздействие на педаль тормоза или руль. Еще лучше продублировать это "живым" взглядом. Следовательно, прежде чем затормозить или выполнить пространственный маневр, обязательно бросьте взгляд в зеркало, а во втором случае еще включите указатель поворота. Пользуйтесь и таким правилом:
Зеркало и тормоз, зеркало и руль - "сладкие" парочки,
указатель поворота - их верный друг
Практически все водители, имеющие даже небольшой опыт вождения, не один раз испытали на себе справедливость данного правила. Только полное владение ситуацией вокруг вашего ТС делает ваши действия безопасными. Не позволяйте ни на миг ситуации «овладеть» вами. Не становитесь ее заложником. В этот момент вы оказываетесь ненадежными и любое ваше действие, даже, казалось бы, самое правильное, может привести к аварии. Ни при каких обстоятельствах не полагайтесь на то, что "пронесет". И помните, что взаимодействие с любым источником информации (т. е. восприятие информации) должно осуществляться очень короткими (0,30,7с) зрительными фиксациями. В противном случае, увлекшись одним источником информации, вы упустите контроль над другими, а это - первый шаг на пути к ДТП.
Одной из причин трагедий на дорогах нередко становится отвлечение водителя на выполнение действий, не связанных с вождением. Поэтому есть такое правило:
Отвлечение от вождения - самая дорогостоящая пауза
Понятно, что если эта пауза привела к аварии. А восстановление здоровья и ТС, как отмечалось выше, стоит немалых денег. Практика показывает, что даже кратковременное отвлечение от вождения на 1-2 сек в определенных ситуациях может привести к ДТП. Особенно опасно отвлечение для начинающих водителей, у которых велика роль сознания при управлении ТС. Нельзя забывать, что чем слабее подготовка водителя или чем сложнее условия, тем загрузка его внимания при вождением выше. Поэтому выполнение любого действия, не связанного с вождением и отвлекающего от него внимание, - серьезный опасный фактор. Такими действиями могут быть: любование интерьером своего ТС, попытки устранить в кабине (салоне) какое-то неудобство (убрать или поднять упавший предмет, отмахнуться от мухи, осы, отрегулировать кресло и т. д.), поворот лица к говорящему пассажиру, разговор по мобильному телефону, обдумывание какой-то проблемы («зацикливание» на ней) и др.
Большое значение в обеспечении безопасности дорожного движения имеет световая сигнализация, которая позволяет организовать оптимальное взаимодействие с водителями и пешеходами. Смысл ее применения заключается не только и не столько в том, чтобы оповестить (как учат в автошколе!) других участников дорожного движения о предстоящем выполнении вами маневра, а в том, чтобы привлечь их к совместному обеспечению безопасности на дороге и прежде всего вашей. Поэтому пользуйтесь правилом:
Включить световую сигнализацию - значит привлечь других водителей к обеспечению вашей безопасности
Важно подчеркнуть, что включая сигнализацию, вы не перекладываете ответственность за обеспечение безопасности на других участников дорожного движения, а лишь приглашаете их к сотрудничеству в решении этого архиважного вопроса. Например, если вы включили сигнал правого поворота, то водитель сзади движущегося ТС понимает, что вы намерены перестроиться или выполнить (при нахождении в правом ряду) правый поворот. Поэтому он учтет ваше желание и в зависимости от обстановки предпримет скоростной или пространственный маневр. Водитель, следующий по полосе на которую вы собираетесь перестроиться, сигналом оповестит вас если ваше намерение не безопасно. Ведь не исключено, что, замышляя маневр, вы могли не увидеть ТС этого водителя. И только правильное использование световой сигнализации как важнейшего элемента организации взаимодействия с участниками дорожного движения не сделало вас виновником ДТП. Из такого подхода вытекает самостоятельное правило:
Приняли решение о маневре - привлеките всех для обеспечения собственной безопасности
Это правило гарантирует оптимальное взаимодействие с другими водителями и способствует снижению напряженности на дороге. К сожалению, очень часто из-за низкой культуры водителей оно не выполняется. Любые перестроения без оповещения не только нервируют окружающих вас водителей, но и создают опасность. И здесь видится большая "вина" программ обучения и самих автошкол, которые не способны даже заложить основы правильного обращения с сигнализацией ТС.
Еще раз подчеркнем положительную роль оповещения для самого исполнителя маневра. Как отмечалось выше, при недостаточной осмотрительности вы можете не заметить ТС и начать, например, перестраиваться. Если вы не подадите сигнал о предстоящем маневре, то столкновение предотвратить сложно, если же вы включите указатель поворота, то водитель, которого вы не заметили и на ТС которого собираетесь начать движение, тут же вас предупредит сигналом, что этого делать нельзя. Поэтому оповещение всех водителей о вашем маневре не только создаст безопасные условия для других, но и защищает вас от ошибочных действий!
Культура взаимодействия на дороге проявляется и в использовании дальнего света фар. Придерживайтесь правила:
Переключение с дальнего света на ближний - индикатор вашей транспортной культуры
Обращение с дальним светом на ТС, как и с огнем в повседневной жизни, должно быть очень осторожным. Эта осторожность определяется одним - не нарушить работоспособность водителей на встречных ТС путем их ослепления. Несоблюдение вышеизложенного правила нередко имеет самые серьезные последствия, в том числе и для самого нарушителя. Именно с ним может столкнуться ослепленный водитель, если не примет рекомендуемых для данной ситуации мер.
Вновь обратимся к начинающим водителям. При формировании навыков они иногда забывают выполнять отдельные действия, а то и сознательно их пропускают, успокаивая себя тем, что никто не видит или рядом нет других ТС. Кстати, и некоторые инструктора по вождению убеждены, что если нет рядом других участников дорожного движения, то указателями поворота можно не пользоваться. В этом случае следует помнить такое правило:
Если игнорируете выполнение действия при отсутствии контроля, не выполните его, когда потребуется
В данном правиле заложен следующий физиологический смысл: отсутствие регулярного выполнения какогото действия в определенной обстановке нарушает формирование соответствующего рефлекса, поэтому, когда возникает острая необходимость в выполнении действия, водитель, в силу несформированности навыка, его пропустит. А это может быть чревато серьезными последствиями.
К числу таких важных действий относятся:
• включение указателей поворота;
• использование ремней безопасности;
• постановка ТС на ручной тормоз или скорость после выключения двигателя и т.д.
Становится очевидным, насколько важно не игнорировать выполнение отдельных действий водителя, а формировать у себя жесткие рефлексы, даже в ситуациях, когда за вами нет контроля, нет и других участников дорожного движения. И еще одно правило как для начинающих, так и опытных водителей:
Светозащитные очки:
всегда рядом и всегда вместе, когда нужно