Отличный водитель - это водитель, который, используя отличное мышление, избегает ситуаций, требующих отличного умения
Что принципиально новое содержится в этом определении? Принципиально новое заключается в том, что отличный водитель - это водитель, умеющий действовать так, чтобы предвидеть и предотвращать возникновение особой (нештатной) ситуации на дороге, а не попадать в нее и потом на пределе своих возможностей выходить из нее (точнее сказать, выкарабкиваться). Что, как показывает практика, даже великим автогонщикам, не всегда удается. И объясняется это одним: из ситуации, превосходящей психофизиологические возможности человека, никакие сенсомоторные навыки выйти не позволят!!! Запомните данное положение и никогда в такие ситуации не попадайте. Уберечься от этого вам помогут психологические правила, изложенные в брошюре.
Безопасный стиль вождения отличного водителя определяется, прежде всего, его высокой культурой, интеллектом и, конечно же, определенным уровнем водительской подготовки. Благодаря своим качествам, он заранее обнаруживает высокую вероятность возникновения в конкретных условиях той или иной особой ситуации, создаваемой другими водителями или условиями безопасного движения, и упреждающе принимает меры, чтобы в ней не участвовать. Другими словами, отличный водитель реализует принцип предусмотрительного вождения, суть которого заключается в том, что перед любым воздействием на органы управления ТС он тщательно анализирует складывающуюся дорожную обстановку, учитывает ее опасные факторы и только после этого определяет адекватное (соответствующее) ей действие. Понятно, что водитель, с честью выходящий из особых ситуаций, им лично создаваемых, или своевременно не предвиденных, отличным считаться не может. Это, как иногда шутят, - «хороший» водитель.
Из вышеизложенного следует первое (базовое) психологическое правило, определяющее потребность в безопасном вождении ТС:
Сесть за руль с психологией пешехода - самоубийство!
Чтобы этого не случилось, строго придерживайтесь следующего правила:
Безопасно водить - счастливо жить! или Кто водит безопасно - тот живет прекрасно!
Думается, что данное правило в особых пояснениях не нуждается. Всем понятно: лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. И каждый к этому стремится. Однако ДТП может стать первым шагом на пути падения в социальную пропасть, где ждут болезни, страдания, закат карьеры, нищета, а нередко и лишение свободы. Ведь безопасность выступает не только как категория нравственная, но и социально- экономическая, юридическая. Затраты на восстановление здоровья (к сожалению, не всегда полное) и ремонт ТС могут превосходить финансовые возможности человека (семьи) и, естественно, радикально изменить качество жизни. И уже вряд ли наступит тот прекрасный момент, о котором замечательно сказал поэт в стихах известной песни: «Счастье вдруг, в тишине, постучало в двери...» После ДТП двери для счастья часто оказываются закрытыми. И не надо думать, что трагедия на дороге может произойти с кем-то, но не с вами. К сожалению, срабатывание данного психического защитного механизма приводит к тому, что вы оказываетесь психологически неподготовленными к профилактическим действиям по предупреждению ДТП.
Да, уважаемый коллега, после приобретения «железного коня» необходимо, прежде всего, побеспокоиться об изменений своей психологии (присущей Вам как пешеходу) и формировании психологии водителя. К сожалению, используемые в автошколах программы обучения данный вопрос не затрагивают. Поэтому водители даже не догадываются, что уровень опасности их жизни с того момента, как они стали водителями, существенно возрос. Отсюда пренебрежительное отношение к скоростному режиму движения, игнорирование требований ПДД. необузданная агрессивность и т.п. Особенно это проявляется у молодых людей, у которых недоработки автошколы в части формирования у начинающих водителей транспортной культуры «удачно» сочетаются с неуемной энергией, а иногда и слабым интеллектом.
Чтобы обеспечить должный уровень собственной безопасности при вождении ТС, необходимо сразу же «включить» в регуляцию деятельности такое правило:
Никогда не передавайте заботу о сохранении собственной жизни в чужие руки
Это значит, что, впервые сев за руль для самостоятельного вождения, вы обязаны полагаться вобеспечении своей безопасности только на себя. Ни в коем случае не делегируйте это право другим участникам дорожного движения в расчете на то, что они всегда думают лишь о «вас любимом» или «о вас любимой». Часто именно расчет на то, что другой участник дорожного движения (водитель, пешеход и др.) создаст вам оптимальные условия для движения или предотвратит ДТП из-за допущенной вами ошибки, становится причиной аварии. Помните, что все люди способны ошибаться, особенно в самый неподходящий (с вашей точки зрения) момент. Поэтому дистанцию и скорость движения выдерживайте оптимальные для вас, обстановкой вокруг ТС владейте постоянно и в полном объеме, изучайте опасные факторы каждого участка дороги и избегайте встречи с ними и т.д.
Становится очевидным, что уже перед первой посадкой за руль следует побеспокоиться о том, чтобы как можно скорее стать отличным водителем, надежность которого определяется следующим психологическим правилом:
Культура + интеллект + навыки = формула безопасного вождения TС
Из этого правила вытекает, что только тот водитель, который обладает высокой профессиональной культурой, интеллектом и имеет хорошие навыки, способен быть безопасным при вождении ТС. Причем, навыки стоят на последнем месте не случайно. Известно, что водитель, обладающий высокой профессиональной культурой и интеллектом, но не овладевший мастерством вождения, может управлять ТС без происшествий. Другими словами, культура и интеллект обеспечивают компенсацию несовершенства навыков. А вот обратной компенсации добиться не удается. Следовательно, страхует от ДТП мышление, а не навыки. Последние могут помочь вам выйти из сложной ситуации и то только в том случае, если она, как отмечалось выше, не превышает ваших психофизиологических возможностей. Более того, известно, что водители, прошедшие дополнительную подготовку по отработке навыков вождения, но сохранившие низкий уровень культуры, становятся на дороге еще опаснее. Поэтому приоритет культуры и интеллекта в обеспечении безопасности на дороге очевиден и ни одним здравомыслящим специалистом не подвергается сомнению. К сожалению, программы обучения в автошколах этого не учитывают и такого понимания не формируют.
Особую опасность представляет водитель, у которого низкий уровень обученности навыкам вождения сопровождается низкой культурой, да еще и в сочетании со слабым интеллектом. Его потенциал как аварийщика очень высок. И, чем выраженнее у него недостатки, тем ниже его надежность. Если он этого своевременно не осознает, то станет «виновником» тяжелого ДТП. Такого водителя легко «вычислить» на дороге по его скоростным маневрам, неадекватным дорожной ситуации и не предваряемым включением соответствующей световой сигнализации, и практически всегда сопровождающимся нарушением ПДД. При обнаружении его среди других водителей (впереди, сзади, сбоку) следует быть осторожнее и сделать все возможное, чтобы с ним расстаться.
Понятно, что водительская среда абсолютно разнородна и диапазон ее (разнородности) очень широк: от водителя-«аса» до водителя-«камикадзе». Об этом не следует забывать, находясь за рулем ТС. Не надо думать, что только вы один неопытный водитель, а все остальные профессионалы с большой буквы, или, что все профессионалы как вы. Поверьте, что если вы, даже не имея большого опыта вождения, осознали роль культуры в обеспечении безопасности на дороге, то вы уже стали более надежными, чем многие другие, кто сидит за рулем не один год, но так этого и не понял!
Итак, профессиональная культура - важное слагаемое безаварийной езды. Отсюда вытекает следующее правило:
Культура на дороге – удел сильных личностей
или по-другому:
Если ты личность – ты культурный водитель
Производное от этого правила:
Дисциплина на дороге – это культура в действии
Важно подчеркнуть, что по сравнению с обычными, в опасных видах деятельности, к коим относится и вождение ТС, значение высокой профессиональной культуры возрастает, образно говоря, на порядок. Дело в том, что низкая культура сопровождается искажением механизмов психической регуляции деятельности, что ведет к агрессивному поведению, а также к неадекватным действиям и поступкам при вождении ТС, снижающим безопасность дорожного движения. Чаще всего это проявляется в несоблюдении требований дорожных знаков, разметки, нарушении очередности проезда перекрестков, неуступчивости, перестроении с «подрезом» и т. д. Поэтому «личность - культура - дисциплина» есть неразрывная триада, лежащая в основе безопасного вождения.
Отличие культурного водителя состоит в том, что он никогда не выполнит запрещенных действий, даже если этого никто не видит. Именно в отношении к дилемме «хочу - нельзя» раскрывается культура водителя. Водители с высокой профессиональной культурой действуют в соответствии с правилом:
Хочу, но нельзя–значит не сделаю
Такое их поведение объясняется одним: у них постоянно начеку внутренний «контролёр», который строго определяет, что делать можно, а что - нельзя. «Имя» этого контролёра - совесть. Поэтому водители с высокой культурой всегда действуют строго по закону, т.е. соблюдают ПДД постоянно. Они не нуждаются в дополнительном внешнем контроле правильности своих поступков. Кому-то из молодых современников такой подход к обеспечению безопасности на дорогах может показаться устаревшим, тогда рекомендую этому человеку посмотреть хотя бы один раз репортаж с места тяжелого ДТП, связанного с попыткой погибшего водителя при отсутствии сотрудников ГИБДД нарушить ПДД. Нет сомнения, что, если бы у этого водителя был внутренний «контролер», то он избежал бы трагедии и продолжал жить. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Назад возврата нет! Поэтому на дороге следует действовать так, чтобы никогда не возникала ситуация, порождающая мысль о возврате «на исходную позицию» и вызывающая глубокое сожаление от выполненного действия!
Водители, лишенные профессиональной культуры, опираются на другое правило, которое удачно сформулировал один из сатириков: «Если очень хочется, но нельзя, то можно». Понятно, что применительно к деятельности водителя в этом правиле больше трагедии, чем юмора. Поскольку выполнение запрещенных действий на дороге - это в подавляющем большинстве случаев трагедия. Опираться на российское «авось» при вождении ТС недопустимо. Следует помнить, что ПДД - это свод законов безопасного вождения, которые написаны кровью многомиллионных жертв и в прямом и переносном смысле. Венки и кресты вдоль дорог - тому яркое доказательство .
И если кому-то удавалось один, десять или сто раз нарушать ПДД без последствий, то при очередном нарушении закон «сработает» против нерадивого водителя и наступит неизбежная расплата. К сожалению, многократные без последствий нарушения ПДД формируют у водителя не только иллюзию безнаказанности, но и, что самое главное, ложную уверенность в благополучном исходе. А это уже первый шаг к трагедии.
Воздержитесь, не делайте его. Ведь жизнь прекрасна!!!
Становится очевидным, что о повышении профессиональной культуры следует проявлять особую заботу. Вот несколько правил поведения (заимствованных из авиации) культурного водителя. Запомните их!
Шесть наиболее важных слов:
ПРИЗНАЮ, Я САМ ДОПУСТИЛ ЭТУ ОШИБКУ!
Пять наиболее важных слов:
У ВАС ЭТО ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!
Четыре наиболее важных слова;
А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Три наиболее важных слова:
БУДЬТЕ ДОБРЫ, ПОЖАЛУЙСТА!
Два наиболее важных слова:
БЛАГОДАРЮ ВАС
Самое вредное слово:
Я
Конечно, водитель не сидит в одном ТС с другими водителями как члены экипажа воздушного судна, и, тем не менее, этими правилами целесообразно пользоваться, хотя бы мысленно, но лучше и во внешних действиях. Главное, они формируют культуру взаимодействия на дороге. Не пренебрегайте ими, и вы незамедлительно увидите положительный результат. Кстати, разумно прибегать к использованию вышеперечисленных правил и в любой другой социальной среде (семье, учебном или трудовом коллективе и т.д.).
Высокая культура водителя проявляется в его благородных поступках. Поэтому следующее правило такое:
Благородство – основа безопасности на дорогах
Благородный поступок - это такие действия водителя, которые создают оптимальные условия для передвижения других участников дорожного движения и гарантируют им безопасность. Поэтому благородный поступок не только вызывает справедливое чувство блаженства, но и является основой предотвращения ДТП. В связи со сказанным пользуйтесь и такими правилами:
Высшее удовольствие при вождении - совершение благородного поступка
и
блаженство от собственного благородного поступка - знак предотвращенного ДТП
Стремитесь получать удовольствие от благородных поступков при вождении. Поверьте, что благородное поведение на дороге не менее важное слагаемое профессиональной подготовки и профессиональной надежности, чем умение управлять ТС. Без благородства как высшего проявления духовных качеств водителя безопасного вождения не обеспечить! Вы не раз за свою водительскую карьеру убедитесь (или уже убеждались), как, благодаря благородству одного из водителей, предотвращается (или предотвращалась) трагедия на дороге. Именно это качество водителей европейских государств, особенно скандинавских, позволяет, по-нашему глубокому убеждению, максимально сократить аварийность и смертность на дорогах своих стран. Как ни горько признавать, но благородства у западных водителей значительно больше, чем у нас с вами, мои дорогие соотечественники. И в этом легко убедиться - достаточно хоть раз побывать за границей. Устранить существующую «несправедливость» - наша общероссийская задача! И сделать это не сложно - всего лишь каждому из нас следует стать благородным. Начните с простого: посчитайте, сколько раз в поездке на работу вы совершили благородных поступков в отношении других участников дорожного движения.
Благородство водителя - это, как отмечалось выше, проявление заботы о своих коллегах, пешеходах, создание им оптимальных и безопасных условий для движения. Благородство выражается в следующих действиях:
• уступить дорогу,
• своевременно подать сигнал о маневре,
• затормозить плавно,
• обогнать без «подреза»,
• поставить ТС, не мешая другим;
• отъехать от дома ночью, не нарушая покоя жильцов;
• проехать вдоль тротуара в сильный дождь, не обрызгав пешеходов;
• не клеить на ТС рисунки и надписи, неприятные для других и т.п.
Поэтому одна из характеристик благородного водителя отражена в следующем правиле: