Этап - Презентационно - завершающий
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко–культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых. Отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование мира и межличностных отношений и т.д.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполненить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и края, и их влияния на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом и краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Кукла и игра с ней позволяет «внедриться» в традицию, в особое «пространство-время», выступающие знаковым символом некоего единого временного и пространственного континуума культуры. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Куклы неотделимы от игры, т.к. игра помогает создавать ситуации, в которых ребёнок отражает реальные отношения с людьми. Поэтому мы решили использовать в реализации проекта цикл занятий «К нам едут гости из разных стран». Эти гости – куклы, рассказывающие о своих странах и обычаях и требующие рассказов от детей о своей стране, своём крае.
Гипотеза.
Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. Интернет - ресурсы.
9. Программа «Развитие». Венгер Л. А.
10. Е.Ю.Морозова. Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании. Москва: Школьная пресса. 2011.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений русского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
4. подготовка разного вида бросового материала,
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры,
7. выставки книг, рисунков, поделок,
8. создание условий для проведения экскурсии по родному Пермскому краю (оформление групповой комнаты).
Необходимые условия реализации проекта:
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки,
3. интеграция со специалистами детского сада.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
- Обогащать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Пермский край и город Чусовой.
- Пробуждать в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
- Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада.
- Воспитывать умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей.
- Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках.
Расширять знания детей о флоре и фауне Пермского края.
Предполагаемый результат:
Возникновение интереса у участников проекта к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
Появление чувства национального достоинства, ответственности.
Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Проявления эмоционально – целостного отношения детей, родителей и педагогов к родному краю.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Организационно - подготовительный:
· Изучение методической литературы
· Составление перспективного плана
· Создание развивающей среды
· Подбор игр и оборудования
· Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности
2 этап – организационно-практический:
· Составление тематического плана работы по ознакомлению детей
· Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
План мероприятий к проекту
день | мероприятие | цель | результат | ответственные |
Цикл занятий «К нам едут гости из разных стран». Занятие № 1. Гости из Японии, Египта, Тайланда, Турции. | Повышение интереса детей к куклам, ознакомление с традициями и бытом стран, наиболее популярных для отдыха Россиян. | Оформление выставки кукол и журналов о странах. | Учитель-логопед | |
Знакомство детей с городами Пермского края. | Расширение и углубление знаний детей о родном крае, опираясь на непосредственный опыт. | Создание альбома «Пермский край» | Воспитатель | |
Цикл занятий «К нам едут гости из разных стран». Занятие № 2. Гости из Китая, Черногории, Испании, Аляски. «Кто живёт? Что растёт?» Знакомство с природой Пермского края. Экскурсия в краеведческий музей. | Повышение интереса детей к куклам, ознакомление с традициями и бытом стран, наиболее популярных для отдыха Россиян. Воспитание познавательного интереса к природе края, углубление представлений о флоре и фауне Пермского края. | Пополнение выставки кукол и журналов о странах. Макеты, иллюстрации, дидактические игры. Коллаж «Наш Пермский край» | Учитель-логопед Учитель-логопед, воспитатель, родители | |
«Герб Пермского края». Рассматривание иллюстраций, совместное обсуждение. | Закрепление знаний детей о символике родного края | Рисование и раскрашивание герба. | Учитель-логопед, воспитатель | |
Цикл занятий «К нам едут гости из разных стран». Занятие № 3. Гости из Шотландии, Гавайи, Таити. «Полноводны и быстры реки Пермские мои» Рассказы детей о реках Пермского края. | Повышение интереса детей к куклам, ознакомление с традициями и бытом стран, наиболее популярных для отдыха Россиян. Побуждение желания у детей ещё больше узнать об об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Пополнение выставки кукол и журналов о странах. Создание альбома о Пермском крае | Учитель-логопед Родители, воспитатель | |
«Как хорошо уметь читать..» Ознакомительная беседа о писателях Пермского края: В.Астафьев, В.Кузьмин, А.Лесков. | Расширение знаний о писателях пермского края, поиск необходимой информации совместно с родителями. | Выставка книг, чтение произведений. | Воспитатель | |
Цикл занятий «К нам едут гости из разных стран». Занятие № 4. Гости из Хорватии, Финляндии, Сенегала. «Наш богатый Пермский край». Исследовательская деятельность по изучению полезных ископаемых. | Повышение интереса детей к куклам, ознакомление с традициями и бытом стран, наиболее популярных для отдыха Россиян. Активизация знаний детей и родителей о полезных ископаемых родного края. | Пополнение выставки кукол и журналов о странах. Мини-доклады с использованием иллюстраций и образцами полезных ископаемых. | Учитель-логопед Воспитатель, родители | |
«Делу время, потехе – час». Экскурсия в краеведческий музей. | Закрепление знаний русского фольклора ( загадки, игры), знакомство детей с рукотворными шедеврами жителей нашего города. Повышение эмоционального тонуса детей. | Русские народные игры Вышивание салфеток | Учитель-логопед, воспитатель | |
«Дом, в котором я живу». Конструирование: проектирование и строительство домов из деталей конструктора. | Закрепление знаний об особенностях архитектуры родного города. | Строительная композиция. | Воспитатель | |
«Вижу чудное раздолье…». Экскурсия по организованному в групповом помещении музею Пермского края для детей и педагогов параллельной группы. | Активизация словаря: край, малая родина, род, родословная, родня, полезные ископаемые, герб, названия городов, рек, растений и животных Пермского края. | Дети в роли экскурсоводов | Учитель-логопед, воспитатель | |
«Я люблю свой Пермский край». Фотоотчёт о реализации проекта | Воспитание любви к родным местам и чувства гордости за людей, живущих в Пермском крае. | Фотовыставка | Учитель-логопед, воспитатель |
Игровая деятельность
- Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто где живёт?», и т. д.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Оформление дидактических игр по краеведению:
«Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие
- Экскурсии в краеведческий музей.
- Экскурсия в библиотеку.
- Игры, песни и костюмы народов разных стран.
- Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на тему: «Моя Родина – Пермский край!».
Продуктивная деятельность
· Коллаж: природа Пермского края.
· Народное творчество Пермского края.
· Создание альбома о Пермском крае.
· Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Город мой в будущем».
· Оформление мини-музея в групповом помещении.
· Фотовыставка.
Развитие речи
- Составление творческих рассказов «Мой любимый Пермский край».
- Презентация страниц альбома (индивидуально)
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко–культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых. Отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование мира и межличностных отношений и т.д.
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполненить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и края, и их влияния на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом и краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Кукла и игра с ней позволяет «внедриться» в традицию, в особое «пространство-время», выступающие знаковым символом некоего единого временного и пространственного континуума культуры. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Куклы неотделимы от игры, т.к. игра помогает создавать ситуации, в которых ребёнок отражает реальные отношения с людьми. Поэтому мы решили использовать в реализации проекта цикл занятий «К нам едут гости из разных стран». Эти гости – куклы, рассказывающие о своих странах и обычаях и требующие рассказов от детей о своей стране, своём крае.
Гипотеза.
Если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и родном крае, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
1. Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. Интернет - ресурсы.
9. Программа «Развитие». Венгер Л. А.
10. Е.Ю.Морозова. Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании. Москва: Школьная пресса. 2011.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений русского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
4. подготовка разного вида бросового материала,
5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
6. дидактические игры,
7. выставки книг, рисунков, поделок,
8. создание условий для проведения экскурсии по родному Пермскому краю (оформление групповой комнаты).
Необходимые условия реализации проекта:
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки,
3. интеграция со специалистами детского сада.
Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
- Обогащать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Пермский край и город Чусовой.
- Пробуждать в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
- Закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада.
- Воспитывать умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей.
- Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках.
Расширять знания детей о флоре и фауне Пермского края.
Предполагаемый результат:
Возникновение интереса у участников проекта к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
Появление чувства национального достоинства, ответственности.
Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Проявления эмоционально – целостного отношения детей, родителей и педагогов к родному краю.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Организационно - подготовительный:
· Изучение методической литературы
· Составление перспективного плана
· Создание развивающей среды
· Подбор игр и оборудования
· Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности
2 этап – организационно-практический:
· Составление тематического плана работы по ознакомлению детей
· Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
План мероприятий к проекту
день | мероприятие | цель | результат | ответственные |
Цикл занятий «К нам едут гости из разных стран». Занятие № 1. Гости из Японии, Египта, Тайланда, Турции. | Повышение интереса детей к куклам, ознакомление с традициями и бытом стран, наиболее популярных для отдыха Россиян. | Оформление выставки кукол и журналов о странах. | Учитель-логопед | |
Знакомство детей с городами Пермского края. | Расширение и углубление знаний детей о родном крае, опираясь на непосредственный опыт. | Создание альбома «Пермский край» | Воспитатель | |
Цикл занятий «К нам едут гости из разных стран». Занятие № 2. Гости из Китая, Черногории, Испании, Аляски. «Кто живёт? Что растёт?» Знакомство с природой Пермского края. Экскурсия в краеведческий музей. | Повышение интереса детей к куклам, ознакомление с традициями и бытом стран, наиболее популярных для отдыха Россиян. Воспитание познавательного интереса к природе края, углубление представлений о флоре и фауне Пермского края. | Пополнение выставки кукол и журналов о странах. Макеты, иллюстрации, дидактические игры. Коллаж «Наш Пермский край» | Учитель-логопед Учитель-логопед, воспитатель, родители | |
«Герб Пермского края». Рассматривание иллюстраций, совместное обсуждение. | Закрепление знаний детей о символике родного края | Рисование и раскрашивание герба. | Учитель-логопед, воспитатель | |
Цикл занятий «К нам едут гости из разных стран». Занятие № 3. Гости из Шотландии, Гавайи, Таити. «Полноводны и быстры реки Пермские мои» Рассказы детей о реках Пермского края. | Повышение интереса детей к куклам, ознакомление с традициями и бытом стран, наиболее популярных для отдыха Россиян. Побуждение желания у детей ещё больше узнать об об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Пополнение выставки кукол и журналов о странах. Создание альбома о Пермском крае | Учитель-логопед Родители, воспитатель | |
«Как хорошо уметь читать..» Ознакомительная беседа о писателях Пермского края: В.Астафьев, В.Кузьмин, А.Лесков. | Расширение знаний о писателях пермского края, поиск необходимой информации совместно с родителями. | Выставка книг, чтение произведений. | Воспитатель | |
Цикл занятий «К нам едут гости из разных стран». Занятие № 4. Гости из Хорватии, Финляндии, Сенегала. «Наш богатый Пермский край». Исследовательская деятельность по изучению полезных ископаемых. | Повышение интереса детей к куклам, ознакомление с традициями и бытом стран, наиболее популярных для отдыха Россиян. Активизация знаний детей и родителей о полезных ископаемых родного края. | Пополнение выставки кукол и журналов о странах. Мини-доклады с использованием иллюстраций и образцами полезных ископаемых. | Учитель-логопед Воспитатель, родители | |
«Делу время, потехе – час». Экскурсия в краеведческий музей. | Закрепление знаний русского фольклора ( загадки, игры), знакомство детей с рукотворными шедеврами жителей нашего города. Повышение эмоционального тонуса детей. | Русские народные игры Вышивание салфеток | Учитель-логопед, воспитатель | |
«Дом, в котором я живу». Конструирование: проектирование и строительство домов из деталей конструктора. | Закрепление знаний об особенностях архитектуры родного города. | Строительная композиция. | Воспитатель | |
«Вижу чудное раздолье…». Экскурсия по организованному в групповом помещении музею Пермского края для детей и педагогов параллельной группы. | Активизация словаря: край, малая родина, род, родословная, родня, полезные ископаемые, герб, названия городов, рек, растений и животных Пермского края. | Дети в роли экскурсоводов | Учитель-логопед, воспитатель | |
«Я люблю свой Пермский край». Фотоотчёт о реализации проекта | Воспитание любви к родным местам и чувства гордости за людей, живущих в Пермском крае. | Фотовыставка | Учитель-логопед, воспитатель |
этап - Презентационно - завершающий
Л.Н. Толстой: «Только тот может быть патриотом своей Родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».
Методы проекта:
1. Наблюдение,
2. совместные игры,
3. исследовательская деятельность,
4. познавательные игровые занятия,
5. беседы,
6. экскурсии,
7. рассказы,
Формы и методы работы с педагогами:
1. Консультация о поэтах, писателях, художниках (библиотека)
2. Консультации «Красная книга Пермского края», «Символика Пермского края», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат», «История освоения».
Формы и методы работы с детьми:
Игровая деятельность
- Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто где живёт?», и т. д.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Оформление дидактических игр по краеведению:
«Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие
- Экскурсии в краеведческий музей.
- Экскурсия в библиотеку.
- Игры, песни и костюмы народов разных стран.
- Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на тему: «Моя Родина – Пермский край!».
Продуктивная деятельность
· Коллаж: природа Пермского края.
· Народное творчество Пермского края.
· Создание альбома о Пермском крае.
· Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Город мой в будущем».
· Оформление мини-музея в групповом помещении.
· Фотовыставка.
Развитие речи
- Составление творческих рассказов «Мой любимый Пермский край».
- Презентация страниц альбома (индивидуально)