Коммуникативная грамотность как основа ключевой компетентности
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
· использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися; · инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику; · различать оценку действия и оценку личности; · договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы; строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога | · оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; · излагать ответ на вопрос с соблюдением норм оформления текста; · отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание; · начинать и заканчивать разговор в диалоге в соответствии с нормами; · отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога; · строить самостоятельно коммуникацию в группе на основе заданной процедуры группового обсуждения; · организовывать деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»; · понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления · уметь презентировать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других); | · осуществлять письменную коммуникацию: - оформлять свою мысль в форме текста и вспомогательной графики, заданных образцом; - определять жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации; · уметь публично представлять свои достижения и результаты: - готовить план выступления на основе заданной цели; - использовать паузы для выделения смысловых блоков своего выступления; - использовать вербальные и не вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления; · уметь вести устный диалог и полилог: - высказывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога, относится к мнению партнера, углублять аргументацию; · участвовать в продуктивной групповой коммуникации: - могут разъяснять свою идею, предлагать ее или аргументировать свое отношение к идеям других членов группы; - могут задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга | · осуществлять письменную коммуникацию: - создавать письменный текст, содержащий аргументацию за и против предъявленной для обсуждения позиции; - определять цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности; - общаться в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог); - фиксировать ход коллективной/личной коммуникации (аудио- видео и текстовая запись); · уметь публично представлять свои достижения и результаты: - выступать с аудио-видео-поддержкой; - применять в своей речи логические и риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией; - с помощью взрослых (в группе) готовить адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использует их; · участвовать в продуктивной групповой коммуникации: - учащиеся следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают (фиксируют) промежуточные результаты; - учащиеся могут называть области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, давать сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Образовательный процесс в окружающем мире организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:
· урок– место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
· урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
· урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
· урок-проектирование – место для решения проектных задач;
· учебное занятие- практики – место для индивидуальной работы учащихся над своими методическими проблемами;
· групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
· самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
- задания по коррекции знаний и умений после проведения диагностических и проверочных работ;
- задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующих навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);
- творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои естественнонаучные знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).
Система оценивания
Система оценивания по окружающему миру представлена следующими видами работ:
Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
Результаты стартовой работы фиксируются учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося с использованием программного комплекса ПК «КОД».
Тестовая диагностическая работа (на входе и выходе) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи. Результаты данной работы фиксируются также в электронном журнале и дневнике с пометкой «без уровня» отдельно по каждой конкретной операции.
Самостоятельная работа учащихся по теме начинается сразу с началом новой учебной темы и направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Учитель предоставляет учащимся набор учебного материала, учащийся из него выбирает те задания, которые сочтет для себя нужными. Самостоятельная работа учащихся рассчитана на продолжительное время выполнения (но не более одного месяца). Результаты этой работы учащийся оформляет в специальной тетради «Для самостоятельных работ», учитель осуществляет их проверку. По итогам выполнения самостоятельной работы учащихся проводится специальный урок-презентация. Результаты самостоятельной работы также фиксируются в ПК «КОД».
Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы учащимися проводится после демонстрации учащимися своей самостоятельной работы по теме и может служить механизмом управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Результаты проверочной работы заносятся учителем в электронный журнал, а для учащихся и их родителей в электронном дневнике.
Проверочная работа по установлению уровня освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Такая работа проводится после решения учебной задачи и представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий. По итогам работы определяется персональный «профиль» ученика.
Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает основные темы учебного периода. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов. Результаты проверки фиксируются в ПК «КОД»
Содержание учебного предмета по годам обучения
Первый год обучения (66 часов)
Основная цель: Первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук
Предметные задачи:
· Ввести учащихся в способы совместной работы;
· Организовать осмысление учащимися собственного опыта взаимодействия с природными объектами и способами получения ответов на вопросы о природе, которыми они в той или иной степени владеют (спрашивание, получение информации из книг, наблюдение и др.);
· Подготовить в игровой форме к творческим поисковым действиям в проблемной ситуации;
· Расширить чувственный опыт детей, развить способности образно-символического мышления и знаковой функции;
· Перестроить восприятие и внимание детей в наблюдении с объектов (статистика) на процессы (динамика).
Педагогические задачи:
- разработать «правила игры» во время урока;
- сформировать особый вид контрольных действий («контроль-внимание») через организацию работы учащихся с образцом правильных действий и результатов;
- ввести критерии и способы оценивания учащимися своих действий и результатов. Развести два вида оценки: оценку действий и оценку личности школьника
- освоить разные «пространства» действий ребёнка в классе ("место сомнений", "место на оценку", "черновик-чистовик");
- ввести способы работы с тетрадью «Мои открытия»;
- координировать действия с предметом «окружающий мир»;
- организовать работу по формированию пооперационного контроля за своими действиями («волшебные линеечки»).
- организовать проведение учащимися контроля своих действий по образцу.
- освоить первые шаги самостоятельной работы учащихся;
освоить различные формы работы на уроке, в том числе взаимодействия между учащимися (парная, групповая работы).
Педагогические действия:
- подбор заданий, позволяющих выявить начальный уровень естественнонаучных знаний при переходе из дошкольных учреждений в школу;
- разработка «правил игры» во время урока;
- определение разных «пространств» действий ребёнка в классе;
- работа с ПК «КОД» разделом учащихся «Достижения и трудности учащихся»;
- отслеживание хода освоения материала по окружающему миру с целью выявления динамики продвижения каждого учащегося (работа со страницей ПК «КОД» «Индивидуальный прогресс»);
- координация действий с предметом «Математика» при решении учебно-предметных задач;
- проведение работы по формированию пооперационного контроля за своими действиями («волшебные линеечки»).
- организация проведения учащимися контроля своих действий по образцу;
- подбор заданий на работу с моделями, их конструирование, а также осуществление различных переходов между ними.
- организация домашней самостоятельной работы учащихся;
- подбор разноуровневых заданий для коррекции выявленных недостатков по результатам текущих работ, а также для продвижения «сильных» учащихся.
2.1. Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств
1. Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком. Естественное (природные объекты) и искусственное, сделанное руками человека (изделия). Изготовление стекла из песка, бумаги из древесины, продуктов питания из растений и животных продуктов (мяса, яиц, молока), резины из каучука, одежды из шерсти животных и растительных волокон.
Дикорастущие и культурные растения. Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами). Роль растений в природе и жизни людей.
Дикие и одомашненные животные. Роль животных в жизни людей.
2. Признаки рассматриваемых объектов (цвет, форма, сравнительные размеры, запах, вкус, пр.). Органы чувств и их работа: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание).
Органы чувств человека и животных. Животные – «чемпионы» по зрению, слуху, осязанию, обонянию, вкусу.
Слабовидящие и слабослышащие люди, их трудности, помощь им других людей.
3. Объект как совокупность признаков. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты.
Деревья в городе (селе).
Птицы и насекомые, которых можно встретить рядом с домом, домашние животные.
Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта).
Окружающие люди – работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т.д. Признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества.
Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города (села).
Общественный транспорт в городе и селе. Наземный, воздушный и водный транспорт.
4. Объект как совокупность признаков. Новые объекты для наблюдения и описания.
Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы.
Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора грибов.
Разнообразие зверей и птиц.
Свойства материалов (веществ).
5. Вещество (материал) – то, из чего состоят природные объекты и изделия. Разнообразие материалов. Свойства материалов (твёрдость, прозрачность, упругость, хрупкость и др.), применяемых для изготовления изделий с разными функциями. Примеры веществ и материалов: пищевая соль, сахар, вода, природный газ, пластмасса, металл, дерево, гипс.
6. Свойства материалов (веществ).
Воздух – смесь газов (водяного пара и других, пока неизвестных газов). Свойства воздуха (весомость, упругость, прозрачность, отсутствие цвета и запаха, движение потоков воздуха вверх при нагревании и вниз при охлаждении, проведение звука, плохое проведение тепла – на основе наблюдений). Ветер – движение воздуха.
Вода – водяной пар, жидкость, снег и лёд. Осадки, их виды. Дождь, снег, град – вертикальные осадки. Роса, иней – горизонтальные осадки. Свойства чистой воды (прозрачность, отсутствие вкуса, запаха, хорошее проведение звука, способность быть растворителем – на основе наблюдений).
7. Измерение выраженности признака (свойства). Измерительные приборы (линейка, весы, осадкомер, измерительная шкала Бофорта, палетка для измерения облачности, гигрометр, термометр, пергелиометр, простейший барометр). Меры нестандартные и стандартные.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, влажность, облачность, осадки, ветер). Погода в регионе. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
8.Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно. Численность группы.
Классный, школьный коллектив. Интересы и общие дела непохожих друг на друга людей.
Здоровый и безопасный образ жизни. Чистота воздуха в школьных кабинетах и дома, чистота помещений. Личная гигиена, закаливание и профилактика заболеваний.
Общие праздничные мероприятия. Поведение во время праздников. Обеспечение безопасности во время общественных мероприятий.
9. Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.
Живые существа нашей планеты: животные, растения, грибы, бактерии. Животные: насекомые, птицы, звери, их отличия. Другие, неизвестные пока животные.Живые существа, обитающие в морях и океанах. Их разнообразие.
10.Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.
Горные породы (магматические, метаморфические и осадочные). Примеры горных пород и минералов. Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, нефть, природный газ, известняк, мрамор, каменная соль). Полезные ископаемые своего региона (2-3 примера).
11. Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.
Небесные (космические) тела: звёзды, планеты, спутники планет, кометы, метеоры, галактики и др. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла на Земле.
12. Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.
Природное сообщество – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ, взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные). Забота зверей о потомстве.
Лес, луг и водоём родного края (названия водоёмов). Растения родного края (не менее 5 примеров с названиями и краткой характеристикой). Животные родного края (не менее 5 примеров с названиями и краткой характеристикой).
Правила поведения в природе.
Профилактика и первая помощь при перегреве.
Профилактика и первая помощь при укусах насекомых и клещей.
13. Объект как совокупность признаков, выраженных качественно и количественно.
Тело человека. Названия частей тела (голова: глаза, нос, рот, уши, веки, брови, темя, затылок, висок; рука: плечо, предплечье, локоть, кисть; нога: бедро, колено, голень, стопа; живот, спина, грудь; пальцы руки: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
Интересные числа, описывающие возможности человеческого тела (пульс, частота вдоха и выдоха, рост, скорость роста в разные периоды жизни, вес, площадь кожи, число зубов, скорость передвижения и пр.). Ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, мышечные, болевые) и чувства человека. Общее представление о внутренних органах человека и их работе ( носоглотка, трахея, бронхи, лёгкие – отвечают за дыхание, рот с зубами, желудок, печень, кишечник – за пищеварение, почки за выделение). Места расположения этих органов в теле человека. Гигиена кожи и внутренних органов. Правила здорового питания.
2.2. Человек в пространстве
1. Знакомые маршруты. Дорога в школу и домой, прогулки по району: дороги в магазин, библиотеку, на почту. Безопасность в пути. Светофор, дорожные знаки, правила дорожного движения. Поведение на улице, перекрестках, площадях, игровых площадках.
2. Направления движения. Стороны горизонта. Солнце и Полярная звезда, как ориентиры при определении направления движения. Местные признаки для определения направления движения (расположение мхов, лишайников и водорослей на стволах деревьев, рост веток у одиноко стоящего дерева, расположение муравейников и др.) Компас.
3. Географическая картосхема, условные обозначения. Карта и план. Масштаб. План класса.
План квартиры. Опасные места в квартире. Основные правила профилактики пожара, правила обращения с газом, электроприборами, водой.
4. Туристическая картосхема. Родной край – частица России. Название своего региона. Важнейшие природные объекты и достопримечательности: музеи, театры, спортивные комплексы и др.
Правила поведения на экскурсии.
5. Наша Родина – Россия. Достопримечательности России. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы, их история: Красная площадь, Кремль, Большой театр и др. Герб Москвы, расположение на карте.
Крупные города России (Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Достопримечательности Санкт-Петербурга (Зимний дворец, памятник Петру 1 – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).
6. Физическая карта России. Граница России. Моря и океаны, омывающие берега России, крупные реки (Волга, Обь, Енисей, Лена), горы (Урал, Кавказ, Алтай), озера (Байкал, Ладога, Онега).
7.Россия на политической карте. Страны и народы мира (общая характеристика) Страны-соседи России (3-4), их столицы, народы, национальные символы, традиции, главные достопримечательности.
8. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Их национальная одежда, еда, традиции (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Дружба детей нашего класса – дружба представителей разных народов России.
9. Карта мира. Древние мореплаватели. Кругосветные путешествия. Материки и океаны, их названия, расположение на карте мира. Многообразие жизни на планете. Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах. Животные и растения материков и океанов.
10. Изолинии на карте. Обозначение высот и глубин на карте. Водоёмы: озеро, пруд, река, ручей. Их обитатели. Передвижение по рекам. Безопасность при купании.Поведение на воде.
11. Синоптические карты. Прогнозирование погоды.
Климатические карты. Особенности распространения животных и растений в природе. Ареал. Охраняемые животные и растения. Красная книга. Заповедники и национальные парки России, их роль в охране природы. Охраняемые растения и животные родного края.
12. Формы земной поверхности (горы, холмы, равнины, овраги), их обозначение на картосхемах. Водоемы, их разнообразие и обозначение на картосхемах (озеро, пруд, река – русло, устье, притоки, моря, океаны). Профиль местности.
Особенности форм рельефа родного края. Влияние человека на рельеф местности (в том числе, на примере окружающей местности).
13. Внутреннее строение объекта. Часто встречаемые и хорошо знакомые объекты: плоды и другие части растений, предметы быта, постройки людей и животных.
14. Внутреннее строение объекта. Слои земной коры. Горные породы (магматические, метаморфические и осадочные).
Почва, ее состав. Значение почвы для живой природы и хозяйственной деятельности человека. Охрана почв.
15. Человек на планете. Наша планета среди других небесных тел.
Небесные (космические) тела: звёзды, планеты, кометы, метеоры, галактики и др. Солнце – ближайшая к нам звезда. Взаимное движение Земли, Солнца, Луны. Наблюдатель на Земле: явления смены дня и ночи, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений, смены времен года.
Представление о Всемирном тяготении: проявления земного тяготения, взаимное притяжение Солнца, Земли, Луны. Системы Птолемея и Коперника.
Планеты Солнечной системы. Их масса, размеры, скорость движения и др. свойства. Устройство Солнечной системы. Земля – планета, на которой есть жизнь. Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода, живые существа, почва.
Луна - спутник Земли и ее влияние на Землю.
Искусственные спутники Земли и их значение для решения хозяйственных задач. Представление о слоях земной атмосферы.
16. Человек на планете. Земля – планета Солнечной системы. Общее представление о форме и размерах Земли. Наблюдаемые явления, подтверждающие шарообразность Земли (затмения, движение за горизонт).
Глобус – модель Земли. Северное и южное полушария. Линия экватора. Полюса. Расположение материков и океанов на глобусе.
Наклон земной оси как причина зональности. Карта природных зон. Растения и животные зоны Арктики, тундры, лесной зоны, степей, пустынь России. Климат. Взаимосвязь живых существ с неживой природой и между собой. Приспособленность растений и животных к условиям своего существования. Влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы, примеры труда и быта людей. Природная(ые) зона(ы) родного края.
2.3. Человек во времени
1. Состояния объектов.
Разные состояния вещей (изделий человека). Учебник – книга, которую нужно беречь.
Разные состояния природы: погода и ее перемены. Разные физические и эмоциональные состояния человека: усталость и бодрость, грусть и веселье, спокойствие и активность.
2. Процесс как смена состояний объекта.
Процессы, происходящие в природе: горение; превращения воды; процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе; сезонные изменения, процессы развития в живой природе (рост и развитие растений, животных, человека); примеры процессов, происходящие в теле человека: дыхание, заживание синяков и царапин, биение сердца, напряжение и расслабление мышц, рост, развитие; смена эмоций и чувств. Примеры явлений природы: снегопад, листопад, ветер, дождь, гроза, рассвет, закат, перелеты птиц и др.
3. Условия процессов. Трудовые процессы в быту.
Приготовление пищи. Условия получения разных блюд из одинаковых исходных продуктов (например, вареный и жареный картофель, блинчики и бисквит). Необходимые этапы процессов (например, последовательность приготовления пельменей, чистки и жарения рыбы). Рецепт как способ описания последовательности действий с данными продуктами. Процесс и условия горения. Газовая плита – источник опасности. Меры предотвращения пожара. Телефоны вызова пожарных, спасателей, газовой службы. Изготовление изделий из глины. Условия затвердевания глиняных изделий (воздух, обжиг).
Другие примеры технологических процессов и их условий.
4. Условия процессов. Состояния воды и других веществ: твёрдое тело, жидкость, газ. Изменение состояния воды в зависимости от нагревания и охлаждения. Круговорот воды в природе. Растворение веществ. Нагревание как условие лучшего растворения.
5. Условия процессов.
Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Условия, необходимые для жизни животных (тепло, воздух, вода, пища). Растения, как создающие пищу и делающие воздух пригодным для дыхания животных и людей. Бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для правильного роста и развития человека (тепло, воздух, вода, пища, забота близких людей, общение). Гигиена, физическая культура и закаливание, как условия сохранения и укрепления здоровья.
6. Условия процессов.
Условия эффективного совместного труда: правила поведения в школе, на уроке, правила работы в группе, правила техники безопасности при проведении практических работ.
7. Эксперимент как способ выявления существенного условия, определяющего ход процесса. Контрольный и экспериментальный объекты. Условия проведения опыта в соответствии с гипотезой: условия, которые нужно уравнять, и условия, которые нужно противопоставить (на примерах опытов с шишками, сезонной линькой зверей и др.)
8. Время как совокупность процессов вокруг нас. Измерение времени. Разные виды часов. Стандартные меры времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.
9. Шкалы времени.
Время жизни человека. События жизни ученика и события жизни класса. Режим дня: чередование труда и отдыха в жизни школьника.
10. Шкалы времени.
Время жизни семьи. Семья – самое близкое окружение человека. Родственные отношения. События жизни семьи. Взаимопомощь и взаимное уважение в семье. Забота о детях, старых и больных людях – долг каждого человека. Имена, фамилии, отчества членов семьи. Родословная.
11. Шкалы времени.
Время жизни родного города (села). История родного города (села): важные события. Памятники истории и культуры родного края. Труд людей разных профессий и их след в истории. История моей семьи – часть истории родного края.
12. Происхождение крупных мер времени (сутки).
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи.
13. Происхождение крупных мер времени (год, месяц, неделя).
Времена года, их особенности. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае (особенности погодных явлений, сезонные явления в жизни растений и животных, труд людей).
14. Счет времени по Луне и по Солнцу. Эра календаря. Многообразие календарей. Летосчисление. Лента времени.
Календарь, которым мы пользуемся. Праздники: Государственные (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День России, День Государственного флага России, День народного единства, День конституции), религиозные, профессиональные, семейные.
15. Способы получения знаний о прошлом.
Следы прошлой жизни. Ископаемые остатки древней жизни. Культурный слой. Способы определения датировки находок.
16. Наше прошлое. Находки стоянок древнего человека. Жизнь древних людей.
Возникновение общества – группы людей, которых объединяет общая культура и которые связаны совместной деятельностью.
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Права и обязанности человека перед обществом. Конституция – основной закон государства. Права ребенка.
17. Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Древней Руси.
Князья и дружинники, крестьяне и ремесленники, их труд. Древние профессии. Сражения князей друг с другом. Борьба с монголо-татарами. Страна городов. Города Золотого кольца России: Ярославль и др. (по выбору).
18. Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху Московского государства.
Присоединение Сибири, коренные народы Сибири.
Петр 1 Великий. Жизнь Государя как пример служения Отечеству.
Оборона Севастополя – пример героической борьбы народа России с иноземными захватчиками. Великие люди России: Н.И.Пирогов – изобретатель гипсовой повязки, наркоза и первой помощи пострадавшим. Правила первой помощи, предложенные Пироговым. Оказание первой помощи в наше время (при лёгких травмах - ушиб, порез, ожог, - и обморожении). Действия при появлении болезненных ощущений. Телефон скорой помощи.
19. Наше прошлое. История Отечества. Примеры важных и ярких событий общественной и культурной жизни страны в эпоху СССР.
Великие люди России: Н.И.Вавилов – учёный-путешественник. Коллекция семян, собраннная Вавиловым. Подвиг ленинградцев в Великой Отечественной войне. Сохранение драгоценной коллекции для потомков.
Поднятая целина. Подвиг народа по освоению целинных земель и совершенная ошибка.
Первый полёт человека в космос. Великие люди России: Ю.А.Гагарин – первый российский космонавт. Дальнейшее развитие космонавтики.
20. Наше прошлое. История Отечества. Образование Российской Федерации. Россия сегодня. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна. История российского герба и флага. Президент Российской Федерации – глава государства.
21. История России – часть мировой истории.
Деятельность человека на Земле. Рост численности людей на планете. Развитие цивилизации – важные открытия и изобретения человечества. Потребности человечества в энергии, энергоресурсы Земли.
Энергетические и экологические проблемы современности. Значение атмосферного воздуха для живых существ Земли, проблема загрязнения и очистки воздуха. Проблема уничтожения отходов. Загрязнение воды и ее очистка. Распространение воды на Земле, значение для живых существ и для хозяйственной деятельности человека. Использование и охрана водоемов человеком. Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе, на пример окружающей местности). Хозяйство семьи – часть мирового хозяйства. Посильное участие каждого человека в охране природных богатств: экономия энергии и чистой воды, раздельный сбор мусора, забота о животных и растениях.
Содержание учебного курса «Окружающий мир», 1 класс.
№ | Тема | часы | Цель | Краткое содержание |
1. | Определение задач учебного года | 2 часа | определить возможные «дефициты» учащихся в знаниях и умениях и постановка задач текущего учебного года | Стартовая диагностика. Определение задач учебного года через анализ заданий стартовой работы. |
Вопросы о природе. Способы получения ответов. | 10 часов | Организовать анализ детьми природных и искусственных объектов с целью формулирования отличия между искусственным и естественным (природным). | Искусственное и естественное (природное). Что из чего делается? Дикорастущие и культурные растения. Луг и огород. Дикие и домашние животные. Лес и ферма. Способы получения ответов. | |
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы о природе. Как мы наблюдаем? | 5 часов | Освоить наблюдение как способ получения ответов на вопросы | Анализ ощущений. Органы чувств и их функции. Органы чувств животных. Органы чувств человека. | |
Наблюдение. Выделение свойств объекта наблюдения. | 14 часов | Подвести учащихся к мысли, что они недостаточно хорошо умеют описывать свойства наблюдаемого объекта. Научиться выделять свойства наблюдаемых объектов | Упражнения в наблюдении. Необходимость планирования наблюдения. Работа с конструктором. Упражнения в наблюдении. Воздух и вода. Планирование наблюдения: Насекомые. Птицы. Домашние животные. | |
Построение шкалы по выделенному свойству объектов наблюдения. Классификация объектов по выделенному свойству. Наблюдение | 6 часов | Освоить способы «наведения порядка» в наблюдениях: построение рядов, классификация объектов. | Коллекция и ряд. Построение шкал: птичьи яйца. Построение шкал: птичьи клювы. Классификация. Построение шкал, классификация: хвосты зверей. Построение шкал, классификация: бабочки. | |
Наблюдение. Выделение разных состояний объекта. | 4 часов | Сформировать у учащихся представление о разных состояниях объекта, по изменению свойств которого он может судить об изменении его состояния. | Состояние человека. Кухня. Бытовые наблюдения. Погодные явления. | |
7. | Наблюдение процессов. Рассмотрение перехода из одного состояния в другое. | 19 часов | Подвести учащихся к понятию процесса как смены состояний объекта | Переход из одного состояния в другое. Сгорание спички. Вода и ее превращения. Падение капли. Вдох и выдох. Сгибание и разгибание руки. Дыхание и пульс при физической нагрузке. Эмоции человека и животных. Мимика и жесты. Сезонные изменения в природе. Что мы знаем о сезонах. Процессы в неживой природе: рост кристаллов, разрушение гор и др. Процессы в живой природе: развитие курицы, рыбы, лягушки. Развитие одуванчика. Прошлое. Восстановление процессов по их следам. Следопыты. Будущее. Предсказание хода процессов. Прорастание лука. Заживление царапин и синяков. Что мы знаем о растениях, насекомых, птицах. Что мы знаем о человеке. Что мы знаем о природе. |
8. | Рефлексия. Подведение итогов учебного года | 6 часов | содержательно подвести итоги учебного года, продемонстрировать всем участникам образовательного процесса учебные и внеучебные достижения школьников. | Определение количественного и качественного "прироста" в знаниях и в развитии способностей учащихся по отношению к началу учебного года. Экспертная оценка учебного сотрудничества, умения действовать в нестандартных ситуациях при разновозрастном сотрудничестве при решении проектной задачи. Восстановление и понимание собственного пути движения в учебном материале года (описание маршрута движения по "карте" знаний, определение достижений и проблемных "точек" для каждого ученика класса). Предъявление личных достижений и достижений класса как общности. |
Планируемые предметные результаты на конец первого учебного года:
· представление об объектах окружающего мира как о системах наблюдаемых признаков и выявляемых свойств; представление о смене состояний объектов во времени (процессе);
· умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам;
· умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков (построение и чтение ряда);
· умение делить объекты на две-три группы по выбранному критерию (классифицировать на искусственные и естественные, живые и неживые, старинные и современные и т.д.);
· знание классификации растений на культурные и дикорастущие; на деревья, кустарники и травы;
· умение характеризовать состояние объекта (изменение состояния);
· умение описывать ход процесса, выделяя начальное и конечное состояние объекта, а так