Символ города липа – сердцевидная
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт[1] активизирует переосмысление культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой.
Ломоносов М. В. говорил, что «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения подчеркивается в работах авторов: Лихачёва Д.С.[5], Коломийченко Л.В.[4], Вороновой О.А.[3], Зориной Н.А.[4]. На сегодняшний день в Пермском крае активно выстраивается система непрерывного духовно-нравственного воспитания, начиная со ступени дошкольного образования.[2]
Национально-региональный компонент в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать принадлежность к своей «малой родине», к своему дому, краю, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности.
Для определения уровня осведомлённости детей старшего дошкольного возраста и их родителей об истории малой Родины, края был проведен опрос, по результатам которого были получены следующие данные:
· у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес;
· у 65 % детей отмечается низкий уровень осведомлённости;
· 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города по причине высокой занятости;
· 40 % родителей затрудняются ответить на вопросы относительно истории города, края.
С целью повышения познавательного интереса дошкольников к истории своей малой родины, края и компетентности родителей в данном вопросе, возникла необходимость в создании специальных условий:
- интеграция краеведческой[3] работы в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми, осуществляемую в разных видах детской деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей;
- сотрудничество с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников;
- социальное партнерство с городскими учреждениями культуры.
Проблема:Отсутствие соответствующей программы по краеведению в нашем районе, а также дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников, вызвало необходимость создания авторских игр и методических материалов краеведческой направленности.
Краеведческие игры - мощный педагогический инструмент, благодаря которому, дети глубже познают свой город, край, культуру, традиции, достопримечательности.
Цель:Повышение познавательного интереса дошкольников к истории своей малой родины, края и компетентности родителей в данном вопросе.
Задачи:
-создать системувоспитательно-образовательной деятельности с детьми;
- сотрудничать с родителями в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
- вовлечь социальных партнёров
Возраст:6-7 лет
Продолжительность:долгосрочный
Вид:социально-образовательный
Участники проекта:педагоги, родители, дети, социальные партнёры: ГК БУК «Филиал Пермский краеведческий музей» и ЦКиД «Нефтянник»
Результат: В результате создания специальных условий у детей повысился познавательный интерес и бережное отношение к истории и культурному наследию города, края; родители стали проявлять интерес к краеведению, как воспитательно-образовательному источнику.
Перспектива:В перспективе планируется разработка программы по краеведению для старших дошкольников.
Разработанные материалы могут быть интересы педагогам дошкольных образовательных учреждений и начальной школы района и города.
Календарно-тематическое планирование по реализации проекта «Моя родина – Оса»
Месяц | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа социумом ГК БУК «Филиал Пермский краеведческий музей» | Работа с родителями |
Оса экологическая | ||||
Сентябрь | Символ города – липа сердцевидная Приложение 1 | Раскрашивание иллюстраций. Аппликация способом обрывания. Конструирование липы из разных конструкторов. | «Сказка о липе»: презентация, беседа, посещение диорамы «Времена года» | Посадка деревьев для экологической тропы на территории прогулочного участка ДОУ |
Октябрь | Игра – путешествие «Кама – Камушка, родная матушка» Приложение 2 | Составление коллажа «Кама-труженица». Приложение 9 | «Красная книга Осинской природы»: слайд-фильм, игровые моменты, посещение диорамы «Времена года» Игровая программа «Осенины» | Совместный поход на пароме за Каму |
Ноябрь | Экологический форум. Приложение 3 Акция «Чистый город» | Создание листовок для акции «Кормушка для пичужки» | «В.В.Бианки: удивительный мир природы»: слайд-фильм, игровые моменты, беседа. Игровая программа «Сказка про лён», посещение выставки «Русская изба» | Экологическая акция «Кормушка для пичужки», наблюдение за птицами. Посещение зоопарка город Ижевск |
Оса историческая | ||||
Декабрь | Игра – путешествие «История возникновения города». Приложение 4 | Конструирование, рисование, штриховка Осинской крепости, игры с песочными столами, кинетическим песком Словесная игра «Осинские чистоговорки» | Посещение музея «Моя малая Родина»: слайд-фильм, игровые моменты, посещение диорамы, экспозиций музея | Оформление альбома «Фотографии Осы исторической |
Январь | Познавательно – театрализованная деятельность «Почему Оса?» Приложение 5 | Изготовление символа города из подручного материала Игра «Загадочное слово» | «Здравствуй, музей» посещение экспозиции В.Беринг в Осе. Игровая программа «Колядки» | Подготовка костюмов и участие в познавательно – театрализованной деятельности |
Февраль | Познавательно – игровая деятельность «Оса – купеческая» Приложение 6 | Дидактическая игра «Разрезные картинки» | «Здравствуй, музей» посещение экспозиции «Оса купеческая» | Мини-музей «Предметы старины» |
Оса современная | ||||
Март | Исследовательская деятельность «Герб моего города». Приложение 7 | Раскрашивание герба, дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди элемент» | Комплексная игра- обобщение на территории музейного комплекса «Город мой - Оса» совместно с родителями | Выставка «Оса в объективе и на холсте» |
Апрель | Познавательно - исследовательская деятельность «Есть улицы центральные…» Приложение 8 | Рисование улиц города, лото «Где можно увидеть» Игра-ассоциация «Улицы города» | Посещение музея для сбора информации об улице Степана Разина. Игровая программа «Пасхальные посиделки» | Прогулка по улицам города, фотоальбом «Моя улица» |
Оса игровая(Приложение 10) | ||||
Май | Игра «Кубики путешественника» | Пазл «Мой город» | ||
Графический диктант | Лабиринт | |||
Игры малой подвижности | Игра «Кубики путешественника» | |||
Кроссворд | ||||
Олимпиада «Моя родина – Оса» (диагностика: приложение 11) | Олимпиада «Моя родина – Оса» | |||
Оса методическая | ||||
Мастер-класс в рамках Дня открытых дверей ДОУ | РМО воспитателей старшего дошкольного возраста | Край | Россия | |
«Весело играем – город изучаем» Учитель-логопед Шачкова Ольга Сергеевна (буклет: Приложение 12) | Мастер – класс в рамках РМО воспитателей старшего дошкольного возраста «Зелёный символ города Оса» | Публикация в сетевом издании ГАУ ДПО «ИРО ПК» «Вестник образования Пермского края» выпуск № 3 за 2017 год «Краеведение, как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников» Обобщение опыта в форме мастер – класса «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через игры по краеведению» (Приложение 12 видеофайл) | Обобщение опыта работы на VI Всероссийских Русановских чтениях Речь с движением «Прогулка по Осе» https://infourok.ru/rech-s-dvizheniem-progulka-po-ose-1650036.html «Развитие лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников через игры по краеведению». https://infourok.ru/tekst-razvitie-leksikogrammaticheskih-sredstv-yazika-u-starshih-doshkolnikov-cherez-igri-po-kraevedeniyu-1649976.html | |
Буклет «Весело играем—город изучаем» Речевые игры и упражнения по краеведению https://infourok.ru/buklet-veselo-igraemgorod-izuchaem-rechevie-igri-i-uprazhneniya-po-kraevedeniyu-1649898.html Статья «Краеведение как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников»https://infourok.ru/statya-kraevedenie-kak-osnova-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov-1945988.html Совместная деятельность «Прогулка по Осе» https://infourok.ru/sovmestnaya-deyatelnost-progulka-po-ose-1935646.html | ||||
Игра – путешествие «Кама-Камушка, родная матушка» https://infourok.ru/igraputeshestvie-kamakamushka-rodnaya-matushka-1935600.html Игра путешествие «История возникновения города Оса» https://infourok.ru/igraputeshestvie-istoriya-vozniknoveniya-goroda-osa-1935594.html Исследовательская деятельность «Герб моего города» https://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-gerb-goroda-osa-1935604.html Познавательно-театрализованная деятельность «Почему Оса» https://infourok.ru/poznavatelnoteatralizovannaya-deyatelnost-pochemu-osa-1935611.html |
Итоги реализации проекта:
Специфика деятельности по реализации проекта «Моя родина – Оса» заключается в том, что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке, на выставке и т.п.
Работа по проекту включает обязательное участие родителей. В нашей группе родители стали активными участниками и инициаторами экскурсий «Кама – Камушка», «Путешествие по улицам города», совместных походов и поездок по родному краю: в Кунгурскую ледяную пещеру, Ижевский зоопарк, Камскую ГЭС.
Совместно с родителями были реализованы проекты: социальный «Ты поклонись фронтовику»; семейные: «Улицы города в картинках», «Моё любимое дерево»; информационные: «Сказка о липе», «В.В. Бианки: удивительный мир природы», «Синичкин календарь», «Красная книга» и акции «Открытка ветерану», «Голубь мира».
Результаты совместной детско-родительской деятельности представлены на конкурсах «Я - исследователь» муниципального (Диплом II степени) и краевого (сертификат участника) уровня: «Есть улицы центральные…», «Полезные ископаемые нашего края».
Без непосредственного «проникновения» в историю представления детей о городе и крае были бы неполными, поэтому осуществлялось тесное сотрудничество с Осинским филиалом Пермского краеведческого музея,музеем «Природа Осинского Прикамья»,Осинской Межпоселенческой Центральной библиотекой и Осинским дворцом культуры и досуга.
Данный опыт транслировался на РМО, на VI Всероссийских Русановских чтениях, краевом семинаре «Инновационная деятельность в образовательных организациях по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста», публиковался на педагогических сайтах.
В результате создания специальных условий у 62 % детей повысился познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края; 55% родителей стали проявлять интерес к краеведению, как воспитательно-образовательному источнику.
Литература
1. Казакова И.А. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И.Казакова. – Обруч. – 2003. №6.8-9 с.
2. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005.
3. Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности воспитания детей 3-7 лет: Методическое пособие./Л. В. Коломийченко, О. А. Воронова. – Москва: Сфера, 2013.
4. Коломийченко Л.В., Зорина Н.А. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты. – Пермь: ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет».- 2011.
5. Лихачёв Д.С. Русская культура/ Д. С. Лихачев. – М.: Искусство, 2000.
6. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Маханёва – М.:АРКТИ, 2004.
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
8. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности/ Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – 2-е изд.- М.: АРКТИ, 2003.
Приложение
Приложение 1
Конструирование корабля.
- Предлагаю вам отправиться в путешествие по Каме. На каком транспорте поплывём? (лодка, катер, теплоход)
Рассказ воспитателя о Каме.
- Начнём наше путешествие с географической карты. Наша Кама берёт своё начало в Удмуртии, близ села с ласковым название Карпушата, из небольшого ручейка. (показ на карте)
У берёз из-под корней льётся крохотный ручей.
Светлый, бойкий родничок.
А из крошки - родничка Кама выросла река.
Б.Ширшов
- Так из небольшого ручейка Кама превращается в многоводную, глубокую и широкую красавицу – реку, реку – труженицу, реку – кормилицу.
- Как вы думаете, что старше по возрасту: город или река? (ответы детей)
-Конечно же, река! Когда – то давно древние люди решили жить здесь – у реки. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
-Жить у воды удобно, она кормит и поит, по ней можно перевозить пассажиров и грузы.
- Наш теплоход по реке идёт, с лёгкостью разрезая своим носом волны. Посмотрите, по Каме ещё ходят другие пассажирские и грузовые суда: баржи, паромы, катера, лодки (показ иллюстраций)
Физкультминутка
По реке по Каме теплоход плывёт, Дети бегут по кругу
Возле нашей пристани голос подаёт. Дети гудят: ту-ту-ту
У реки у Камы рощи и поля, Волнообразные движения руками
У реки у Камы Родина моя. Руки скрестить «обнимание»
Г.Ходырев.
Конструирование корабля.
- Предлагаю вам отправиться в путешествие по Каме. На каком транспорте поплывём? (лодка, катер, теплоход)
Рассказ воспитателя о Каме.
- Начнём наше путешествие с географической карты. Наша Кама берёт своё начало в Удмуртии, близ села с ласковым название Карпушата, из небольшого ручейка. (показ на карте)
У берёз из-под корней льётся крохотный ручей.
Светлый, бойкий родничок.
А из крошки - родничка Кама выросла река.
Б.Ширшов
- Так из небольшого ручейка Кама превращается в многоводную, глубокую и широкую красавицу – реку, реку – труженицу, реку – кормилицу.
- Как вы думаете, что старше по возрасту: город или река? (ответы детей)
-Конечно же, река! Когда – то давно древние люди решили жить здесь – у реки. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
-Жить у воды удобно, она кормит и поит, по ней можно перевозить пассажиров и грузы.
- Наш теплоход по реке идёт, с лёгкостью разрезая своим носом волны. Посмотрите, по Каме ещё ходят другие пассажирские и грузовые суда: баржи, паромы, катера, лодки (показ иллюстраций)
Физкультминутка
По реке по Каме теплоход плывёт, Дети бегут по кругу
Возле нашей пристани голос подаёт. Дети гудят: ту-ту-ту
У реки у Камы рощи и поля, Волнообразные движения руками
У реки у Камы Родина моя. Руки скрестить «обнимание»
Г.Ходырев.
Экологический форум
Цель:закрепление представлений дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о роли человека в жизни птиц.
Задачи:
-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
-обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц;
-формировать певческие навыки: соблюдать точность интонирования мелодии и ритмические особенности песни;
-закреплять умение выразительно исполнять песню в хороводе, эмоционально передавать содержание в движениях;
-совершенствовать координацию речи с музыкой и движениями;
- воспитывать самостоятельность, активности, произвольности, навыков сотрудничества;
-обеспечение преемственности в воспитании ребенка в семье и детском саду;
-закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа.
Ведущий 1:Этот год в нашей стране объявлен годом экологии. И мы решили не оставаться в стороне, поэтому пригласили вас на экологический форум «Пернатые соседи»
Ведущая 2:Всегда ли птицы нуждаются в нашей помощи? (да, но особенно, зимой.)
Назовите птиц, которые гостят у нас в зимнее время (Синицы, снегири) (на экране появляются изображения птиц)
Зиму любят снегири,
Зиму любят дети.
А что нам нравится зимой,
Про то сейчас споём с тобой!
Сценка «Дожить до весны»
Синица:
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки!
И во рту с утра не крошки.
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
(Появляется сорока.)
Сорока:
Добрый день, синичка, здравствуй!
Чик – Чирикин как дела?
Я сегодня принесла
Сногшибательную весть:
Рассказала мне подружка
Про какие – то кормушки.
Воробей(недовольно):
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Не поверю никогда
Будто где – то ждет еда!
Синичка(задумчиво):
А вот я бы полетала.
Что – то кушать захотела.
Я еще два дня назад.
Кто со мною в детский сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу -
Я всю зиму есть хочу.
(Все улетают на кормушки.Через некоторое время появляются не спеша синичка и воробей.)
Синица:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
Ведь на сытый – то желудок
Нам, пернатым, ерунда.
И любое время суток,
И снега и холода!»
(Обращается к синичке)
Ты со мной согласна?
Синица:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
(Птицы улетают.)
Игра «Накорми птиц»
Ведущий 2:
Вот пичужки на опушке
Ждут обеда у кормушки.
Ложки поскорей берите.
Корм для птиц туда несите.
(дети кладут в ложку корм, соответственно выбранной птицы (снегирю – ягоды, воробью – семечки, синице - кусочки поролона в виде сала, голубю – крупу)
Ведущий 1:
Полны кормушки, посмотри,
прилетайте, снегири.
Песня «Мои птицы»
Слова и музыка Е. Шаламоновой
Ведущий 1:
Сегодня у нас в гостях мастер по изготовлению кормушек для птиц. Она проведет для вас мастер-класс по изготовлению необычных кормушек.
(Проводится мастер-класс для родителей и детей)
Ведущий 2: А сейчас вас ожидает сюрприз, мы хотели бы вручить сертификаты за активное участие в акции «Кормушки для пичужки (вручение сертификатов родителям и детям).
Ведущий 1:
Хочется закончить наш форум такими словами:
Приучите птиц зимой,
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
нам встречать весну.
Приложение 4
Дети раскрашивают крепость.
Игра «Защитники слободы»
Дети берутся за руки и делают круг. Выбирается «враг», который пытается проникнуть внутрь крепости, дети его не пускают. (правила игры аналогичные игре «Кот и мыши»
Примечание: «Врагов» может быть несколько или один.
Дети проходят к экрану
Появляется оса.
Оса:Здравствуйте, ребята, я насекомое оса, очень похожа на пчелу. Если меня потревожить, я тоже могу ужалить. В нашем крае было очень много диких ос, поэтому город назвали в честь меня – Оса. Теперь вы знаете, почему город так называется. Мне так будет приятно, если вы повторите мою версию.
Появляется речка.
Речка:Здравствуйте, ребята! Вы не верьте им. Я реченька-река, меня зовут Осинка. Город построили около меня, поэтому и назвали в честь меня – речки Осинки – город Оса. Мне так будет приятно, если вы повторите мою версию.
Приложение 6
Зарождение купечества
Мореплаватель Витус Беринг открыл короткую дорогу в Сибирь – «Великий Сибирский тракт». По этой дороге из Китая в Москву (показать на карте)везли разный товар: чай, шёлк, ковры. Из России везли в Китай лес, соль и пушнину.
- Дорога эта проходила через наш город. В город стали поступать различные товары, стали развиваться торговля и ремесло – город стал купеческим. Кто такой купец? (предположения детей). Купец, это человек, который продаёт товар.
Осинские купцы и их товар
- Оса стала небольшим купеческим городком. В городе насчитывалось 20 купцов. У них были магазины, склады.(показ иллюстраций)
- чтобы купцам было удобнее продавать товар, на площади, где сейчас находится памятник Ленину, построили торговые ряды (показ иллюстрации).Три раза в год: весной, осенью, зимой устраивали там задорные ярмарки.
Дети исполняют песню «Ярмарка»
На площади и сейчас много магазинов, они располагаются в красивых купеческих особняках.
Магазин «Ларец» - это бывший магазин купца Осипова (иллюстрация магазин «Ларец»,карточка –символ «разные товары»)
Хотите что-нибудь починить или построить, вам надо в скобяной магазин. Там разных железных деталей полно: гвозди, гайки, скобы (иллюстрация столовая «Чайка», карточка –символ «гайки, скобы»)
В книжном магазине купца Кузнецова всегда в большом выборе канцелярские и учебные принадлежности, открытки, книги, картины (иллюстрация дома купца – типография, карточка-символ «книга».)
В бакалейную лавку приглашает купец Кулаев. На ваш выбор свежий хлеб, булки, пряники, баранки.(иллюстрация, карточка-символ «баранки»)
Благотворительность
- Но не только продажей товара занимались купцы в нашем городе, но и благотворительностью, помощью. Некоторые купцы вкладывали деньги в строительство и благоустройство города. Вдова Чердынцева сделала дар городу – деньги на хирургическую лечебницу (иллюстрация старого хирургического отделения).
По инициативе купца Осипова и на часть его пожертвований построена церковь
Казанской Божьей Матери (показ иллюстрации).
Эти купцы жили в красивых особняках, которыми мы восхищаемся по сей день (показ иллюстраций)
Игра «Собери герб города»
Дети заходят в группу, на полу лежат части герба. Воспитатель предлагает детям собрать целое.
Игра «Найди отличия»
- Предлагаю поиграть. Перед вами герб нашего города, но в нём что-то неправильно. Вы должны исправить ошибку.
Дети накладывают необходимые детали на герб.
Задание на дом
- Предлагаю вам вместе с родителями нарисовать герб своей семьи
Приложение 8
Презентация семейной исследовательской деятельности «Есть улицы центральные…»
Приложение 9
Коллаж «Кама-труженица»
Приложение 10
Игры
Задачи:
- актуализировать знания детей о достопримечательностях города;
- развивать конструктивные способности. Умение ориентироваться в пространстве;
- развивать умение составлять рассказ из 3-4 предложений.
- развивать зрительную память;
- формировать умение работать в паре.
Оборудование: правила игры, образцы картинок, кубики с фрагментами картинок, символы
Возраст:5 – 7 лет
Вариант 1
Ребёнок собирает картинку по образцу, рассказывает, что изображено.
Вариант 2
Ребёнок собирает картинку без образца, рассказывает, что изображено.
Вариант 3
Ведущий показывает картинку (образец), ребёнок собирает её по памяти.
Вариант 4
Ребёнок собирает картинку (выбрать вариант из ранее перечисленного), накладывает символ, что здесь находится или чем знаменита постройка.
Задачи:
- актуализировать знания об архитектуре города Оса;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- формировать умение работать в паре.
Оборудование:пазлы с изображениями города Оса
Возраст: 5-7 лет
Вариант 1
Ребёнку предлагается собрать картинку, обозначенную общим знаком (цифрой)
Вариант 2
Игра-соревнование: на скорость собрать пазлы
Вариант 3
Дети собирают картинки (несколько деталей находятся у ведущего). Ведущий показывает фрагмент, дети определяют какому изображению он пренадлежит.
Задачи:
- актуализировать знания о городе Оса;
- формировать умение называть и узнавать объекты, относящиеся к тому или иному месту города;
- развивать соревновательные способности.
Оборудование:картини-лото
Возраст: 5-7 лет
Вариант 1
Ребёнок подбирает картинки для основной карточки, рассказывает, что изображено
Вариант 2
У детей основная карточка, у ведущего картинки. Ведущий показывает картинку, дети определяют, кому она принадлежит.
Вариант 3
Игра-соревнование: кто быстрее соберёт лото.
Задачи:
- развивать ассоциативное мышление;
- способствовать запоминанию названий улиц города, домашнего адреса.
Оборудование: картинки-ассоциации
Возраст: 6-7 лет
Вариант 1
Дети с педагогом рассматривают картинки-ассоциации, дают название улицам, выясняют кто из детей живёт на данной улице.
Вариант 2
Ведущий показывает картинку – ассоциацию, дети называют улицу
Вариант 3
Ведущий называет улицу, дети находят и показывают картинку – ассоциацию. Выигрывает тот, кто больше назовёт улиц (больше картинок)
Ответы:
1. Мира
2. Пугачёва
3. Труда
4. Маяковского
5. Садовая
6. Спорта
7. Ленина
8. Луговая
9. Карла Маркса
10. Полевая
11. Пушкина
12. Степана Разина
13. Зелёная
14. Бианки
15. Чапаева
16. Гагарина
17. Камская
18. Строителей
Задачи:
- актуализировать знания об истории города Оса;
- развивать пространственные представления.
Оборудование: карточки, фишки или фломастеры
Возраст: 5-7 лет
Вариант 1
Ребёнок самостоятельно «прокладывает» путь с помощью фишки (фломастера), проговаривая его.
Вариант 2
Ребёнок «прокладывает» путь по словесной инструкции педагога (ведущего)
Помоги Емельяну Пугачёву добраться до Осинской крепости
Задачи:
- актуализировать знания о городе Оса;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- закрепить графическое обозначение букв.
Оборудование: карточки, разрезные буквы.
Возраст: 5-7 лет
Вариант 1
Ребёнок составляет слово по первым звукам названий картинок и графически оформляет его с помощью фломастера или разрезных букв.
Вариант 2
Ребёнок составляет слово по первым звукам названий картинок и называет слово.
Задачи:
- формировать умение употреблять слова в правильной грамматической форме, подбирать слова – рифмовки, чётко поговаривать звуки
Возраст: 5-7 лет
Вариант 1
Дети за воспитателем проговаривают слова чистоговорки.
Вариант2
Воспитатель начинает чистоговорку, проговаривая слога, дети подбирают рифму.
«Осинские чистоговорки» Се – се – се – я живу в Осе; Са – са – са – древний город наш Оса; Ас – ас – ас – памятники есть у нас; Ор – ор – ор – в Осе есть Троицкий собор; Ал – ал – ал – Витус Беринг здесь бывал; Ов – ов – ов – крепость брал здесь Пугачёв; Ей – ей – ей – нужно всем сходить в музей; Ке – ке – ке – древний город на реке; Ка – ка – ка - Кама – крупная река; Ов – ов – ов – славим мы нефтяников; Су – су – су – приезжайте к нам в Осу | «Доскажи словечко» Наш город называется… Жителей нашего города называют… Наш город расположен на реке… Больше всего я люблю в нашем городе… Я живу на улице… В нашем городе есть музеи… В нашем городе есть учебные заведения… В нашем городе есть храмы… В Каме водится… В лесах Осинского района обитают… Зеленым символом города Оса является… Город Оса с трех сторон омывается реками … Основателей Осинской слободы звали… \ |
Задачи:
- формировать умение согласовывать речь с движениями;
- актуализировать знания детей о городе
Возраст: 5-7 лет
Вариант1
Ведущий проговаривает слова по строчкам, показывая движения, дети за ним повторяют.
Вариант 2
Дети вместе с ведущим проговаривают слова, сопровождая движениями.
«Считалка по-осински»
Раз, два, три, четыре, пять,
Что про город рассказать?
Раз – зовется он Оса.
Два – старинный он друзья.
Три – стоит на Каме он.
В четвёртых, все мы здесь живем!
Ну, а пять – ты вышел вон!
«Территориальный круг»
Приглашаю в круг большой – это будет шар земной | Дети встают в большой круг |
Шаг вперёд -поменьше круг. | Делают шаг вперёд. |
Как страну нашу зовут? | Отвечают: Россия |
Потесней ещё вставай Хором скажем …. Пермский край | Дети делают круг меньше |
Встанем ближе и теперь назовём мы город …. | Отвечают: Пермский край |
В этот круг я не встаю, догадайтесь, почему?! | Дети делают маленький круг, педагог выходит из круга |
«Я шагаю по Осе»
Я шагаю по Осе - Весело тебе и мне. Это Кама протекает, Собор куполом сверкает. Площадь, где фонтан живет. Сердце всех влюбленных ждет! | Идти по кругу, высоко поднимая колени. Идти на месте. Вытянуть руки вперед, ладонями вверх, как бы указывая на собеседника, затем на себя. Руки в замке – волнистые движения руками. Руки над головой соединить в виде купола. Присесть, соединив ладони. Поднимаясь, развести ладони верх, изображая струю фонтана. Изобразить пальцами обеих рук сердце. |
Задачи: - формировать умение детей ориентироваться на листе бумаги в клетку; - учить детей отсчитывать количество клеточек по условию; - актуализировать знания детей о достопримечательностях города Оса Оборудование: карты с изображением достопримечательностей города, фломастеры или фишки. Возраст: 5 – 6 лет Вариант 1 Ведущий проговаривает путь, дети с помощью фишки или фломастера прокладывают его. Рассказывают о достопримечательностях, изображённых на карте. Вариант 2 Дети самостоятельно прокладывают путь. Рассказывают о достопримечательностях, изображённых на карте. Вариант 3 Ведущий называет достопримечательность, дети прокладывают путь самостоятельно ( у каждого ребёнка может быть свой маршрут) |
Задачи:
- формировать усидчивость, умение дослушивать задание до конца;
- актуализировать знания об истории города Оса;
- учить записывать слова-отгадки в ребус
Оборудование: карта с ребусом
Возраст: 6-7 лет
Ход
Воспитатель зачитывает задание кроссворда, дети говорят ответ, записывают слово в кроссворд
Задачи:
- развивать мелкую моторику
Оборудование: карточки с упражнениями, карандаши, световой стол
Возраст: 5-7 лет
Вариант 1
Дети выполняют штриховку по условию
Вариант 2
Дети накладывают чистый лист на образец, который расположен на световом столе, обводят по контуру, выполняют штриховку