И педагогического коллектива

И педагогического коллектива

Формирование речевой культуры подрастающего поколения как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности призвана обеспечить, прежде всего, школа. Ведущую роль в овладении обучающимися культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит педагогам начальных классов и преподавателям русского языка и литературы, которые должны продолжить выполнение этой задачи. Однако родной язык в образовательной организации (учреждении)не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в образовательной организации (учреждении), при которой речевая культура обучающихся воспитывается в единстве, общими силами всех педагогов; требования, предъявляемые на уроках (занятиях) русского языка, должны поддерживаться педагогами всех предметов как на уроках (занятиях), так и во внеурочной деятельности.

Администрации образовательных организаций (учреждений) необходимо направлять, координировать и контролировать работу единого речевого режима. Следует включить вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля, организовывать обмен опытом педагогов-предметников, мастеров, преподавателей и проводить совместные заседания методических объединений, кафедр посвященные вопросам повышения культуры речи обучающихся. Необходимо привлекать обучающихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, использовать стенды: "Пиши правильно, "Люби и знай русский язык", "Правильно ли мы говорим" и др.

Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда обуучающихся зависит от деятельности всего педагогического коллектива образовательной организации (учреждения), от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи обучающихся всем коллективом образовательной организации (учреждения).

Требования к речи обучающихся

Любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление. Обчающиеся должны уметь:

· давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить;

· правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения, например: "Потому что существительное 3-го склонения");

· давать развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения с четкой структурой: тезис, аргумент(ы), вывод;

· говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;

· отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;

· излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

· правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;

· отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

· оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

1) правила произношения и постановка ударений;

2) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

3) правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее.

Требования к проверке письменных работ

1. При проверке тетрадей учитель подчеркивает и отмечает на полях ошибку, которую исправляет сам ученик в процессе работы над ошибками. В тетрадях по всем предметам, кроме русского (украинского) языка и литературы, учитель зачеркивает и исправляет грамматические и орфографические ошибки, не снижая за это оценку.

2. Учитель подчеркивает и исправляет ошибки только красной пастой.

3. При проверке диктантов, изложений и сочинений (как контрольных, так и обучающих), отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) орфографические (I), пунктуационные (V), грамматические ошибки (Г). Речевые (Р) ошибки и ошибки в содержании (С) подчеркиваются волнистой линией. На полях тетради учитель обозначает ошибки соответствующим знаком.

4. Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам. В диктантах указывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 2-1-2 "4". (Первая цифра указывает количество орфографических, вторая - пунктуационных, третья - грамматических ошибок).

В изложениях и сочинениях первая оценка ставится за содержание и речь. Перед нею записывается число ошибок в содержании и число речевых недочетов.

При выставлениивторой оценки за грамотность учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

После подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка за работу.

В целом запись будет выглядеть так:

0-2 4

3-3-1 3

5. Контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в классный журнал.

6. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок и выполнению упражнений, предупреждающих повторение подобных ошибок.

и педагогического коллектива

Формирование речевой культуры подрастающего поколения как необходимое условие подготовки молодежи к полноценной трудовой деятельности призвана обеспечить, прежде всего, школа. Ведущую роль в овладении обучающимися культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит педагогам начальных классов и преподавателям русского языка и литературы, которые должны продолжить выполнение этой задачи. Однако родной язык в образовательной организации (учреждении)не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в образовательной организации (учреждении), при которой речевая культура обучающихся воспитывается в единстве, общими силами всех педагогов; требования, предъявляемые на уроках (занятиях) русского языка, должны поддерживаться педагогами всех предметов как на уроках (занятиях), так и во внеурочной деятельности.

Администрации образовательных организаций (учреждений) необходимо направлять, координировать и контролировать работу единого речевого режима. Следует включить вопросы о единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся в работу педагогических советов, в систему внутришкольного контроля, организовывать обмен опытом педагогов-предметников, мастеров, преподавателей и проводить совместные заседания методических объединений, кафедр посвященные вопросам повышения культуры речи обучающихся. Необходимо привлекать обучающихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, использовать стенды: "Пиши правильно, "Люби и знай русский язык", "Правильно ли мы говорим" и др.

Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда обуучающихся зависит от деятельности всего педагогического коллектива образовательной организации (учреждения), от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи обучающихся всем коллективом образовательной организации (учреждения).

Требования к речи обучающихся

Любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление. Обчающиеся должны уметь:

· давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы необходимо исключить;

· правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы устные ответы, начинающиеся с придаточного предложения, например: "Потому что существительное 3-го склонения");

· давать развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения с четкой структурой: тезис, аргумент(ы), вывод;

· говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;

· отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;

· излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

· правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;

· отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

· оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

1) правила произношения и постановка ударений;

2) правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

3) правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и т.д.).

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и так далее.

Наши рекомендации