Этнические процессы в современном мире

Анализ исторического развития этнических процессов позво­ляет сделать вывод, что этническая история человечества харак­теризуется действием двух взаимосвязанных тенденций, одна из которых имеет интегрирующую, а другая - дифференцирующую направленность. При этом на каждом этапе этнической истории соотношение этих тенденций и формы их проявления изменяются в соответствии с различного рода детерминирующими факторами.

Действие дифференцирующей и интегрирующей тенденций прослеживается на протяжении всей этнической истории челове­чества, в том числе и в современном мире. Однако это действие во многом зависит от изменений в социально-экономическом базисе этнических общностей и поэтому далеко не одинаково в разных этнических средах. В современных условиях особое влияние на ход этнических процессов оказывает научно-технический про­гресс, в первую очередь развитие средств массовой коммуника­ции. Немалая роль принадлежит также политическому фактору, традиционному образу мышления и демографическим изменени­ям в структуре этносов.

Реальная оценка состояния современной этнической картины мира и определяющих факторов ее развития позволяет прийти к заключению, что отмеченные выше тенденции этнических процес­сов будут специфическим образом проявляться в различных ре­гионах нашей планеты. Вполне закономерно, что наиболее актив­но этнические процессы происходят в развивающихся странах, где процесс формирования этносов еще далек от своего завершения.

Этнические процессы в Латинской Америке. ВЛатинской Аме­рике в рамках каждой отдельной страны продолжается этническая консолидация основных наций, сопровождающаяся все большим выравниванием антропологического состава, снижением социаль­ной значимости различий в расовой принадлежности и этническом происхождении. В странах Карибского региона аборигенное насе­ление в ближайшие десятилетия утратит в значительной мере свою традиционную культуру, многие индейские языки уже сегодня ста­ли реликтовыми. Однако индейские этнические группировки еще довольно прочно сохраняют самосознание, чему способствует су­ществование индейских резерваций.

В Центральной Америке продолжается физическое смешение и социально-культурное сближение разнородных этнических групп. Несмотря на общую тенденцию к усилению аккультурационных процессов и ассимиляции части индейского населения, крупней­шие этнические общности Мексики и Гватемалы продолжают со­хранять свой этнокультурный облик. В других странах региона растворение негров и индейцев в испаноязычной этнической среде протекает более интенсивно.

В большинстве латиноамериканских стран в настоящее время формируются новые потоки миграций между странами, идет взаимопроникновение культур разных этнических групп, их сближение, уменьшение все еще очень существенных различий между ними. Все этнические группы интенсивно втягиваются в этот объединительный процесс как на уровне аккультурации, так и на уровне ассимиляции. То же самое происходит и с различны­ми обособленными иммигрантскими группами (японцами, нем­цами и др.). Вместе с тем в индейских и иммигрантских этниче­ских группах как реакция на общую ассимиляционную тенденцию наблюдается усиление этноцентризма, с культивацией своего язы­ка, своих особых культурных ценностей.

В целом для этнических процессов Латинской Америки харак­терно то, что все больше обостряется проблема сохранения этни­ческой самобытности. Ее актуальность в современных условиях выражается в нарастающем противостоянии североамериканской культуре, основывающемся на общности исторического прошло­го большинства латиноамериканских этносов и развитии общих латиноамериканских культурных черт. А с другой стороны, раз­нообразие аборигенных этнических групп, их культур и этнорасового состава остального населения содействует размежеванию, дифференциации этнических культур.

Этнические процессы в Африке.Состояние этнических процес­сов на африканском континенте сегодня можно характеризовать как противоречивое и запутанное. Это определяется исключи­тельной сложностью этнического состава, контрастами экономи­ческой обстановки отдельных стран, очень низким уровнем раз­вития этнообъединительных процессов. Этнологические наблю­дения последних десятилетий убеждают, что этнические процессы развиваются в Африке зачастую противоречиво и даже в проти­воположных направлениях: с одной стороны, в направлении кон­солидации родственных этнических групп в более крупные этни­ческие общности, с другой - в направлении межэтнической инте­грации в масштабах отдельных стран, а в некоторых случаях и ре­гионов, с третьей - в направлении дивергенции этнических терри­торий, разделенных государственными границами.

В Африке в настоящее время сосуществуют все известные виды этнических общностей: от многомиллионных и крупных этносов до небольших (несколько сотен или десятков человек) племен бродячих собирателей и охотников, сохраняющих самые архаиче­ские формы социальных отношений. Многие народы находятся на разных ступенях культурного развития, на разных стадиях раз­вития этнических общностей. Это особенно заметно в Тропиче­ской Африке. Этносоциальные процессы последних десятилетий стимулировали там бурный процесс формирования этнического сознания. Его следствием стало развитие процессов этнической консолидации, появление крупных общностей на основе близких по языку и культуре групп населения, а также интеграции, т.е. сплочение различных по языку и культуре народов данной стра­ны, укрепление их самосознания.

В результате объединительных и разделительных процессов на этнической карте Африки оформляются и укрепляются новые этнические общности. Их утверждение усиливается развитием связей между отдельными этническими группами и формирова­нием нового языка на основе слияния языков взаимодействую­щих общностей. При этом возрастает культурная общность и распространяется общее название народа, под которым он из­вестен соседям.

Вместе с тем современные социальные и культурные процессы, миграция населения, урбанизация быстро меняют облик этниче­ских общностей и групп, сохраняя лишь некоторые внешние чер­ты, в частности этническое самосознание принадлежности к той или иной группе. Идет активный процесс этнического смешения в центрах межэтнической интеграции, где в районах со смешанным населением встречаются различные культуры и разные народы.

Как мы уже отмечали, процессы этнического развития проте­кают не изолированно. Они тесно переплетаются с языковыми, расовыми и религиозными отношениями, осложняет их также по­литическая борьба, построенная зачастую по этническому или племенному принципу. Все это определяет и, очевидно, еще долго будет определять ход этнических процессов на африканском кон­тиненте, зачастую обостряя межэтнические отношения.

Этнические процессы в Азии.Не меньшей сложностью и проти­воречивостью характеризуются этнические процессы в многона­циональных государствах Азии. Здесь сегодня продолжают ин­тенсивно развиваться процессы консолидации доминирующих этносов и ассимиляции с ними небольших этнических групп и меньшинств как коренного, так и пришлого (иммигрантского) происхождения. Однако отличительной чертой этнических про­цессов этого региона является устойчивое стремление крупных иммигрантских общностей сохранить свою этническую принад­лежность (китайцы, тамилы). Те же этнические меньшинства, ко­торые не являются иммигрантскими и сознательно не идут по пу­ти ассимиляции, сегодня консолидируются и добиваются соответ­ствующей их численности этнической автономии. В этом процессе принимают участие не только однородные этнические общности (белуджи Пакистана), но и объединенные общим межэтническим сознанием весьма разнородные и разноязычные группы.

Кроме того, вполне очевидно, что сегодня наметился процесс формирования этнического самосознания в среде тех этнических групп, где он практически отсутствовал (хиндоязычное население Индии). Все большее распространение языка пилипино и английского языка, интенсивные внутренние миграции создали благо-
приятные условия для консолидации большинства этнических групп Филиппин в один этнос. Однако этническая обособленность мусульманских народностей юга Филиппин при этом значительно усиливается.

Даже в такой высокоразвитой азиатской стране, как Япония, где японцы составляют 99% населения, можно наблюдать процесс этнической консолидации, который выражается в стирании этно-
культурных различий между собственно японцами и рюкюсцами, ослабление кастовой сегрегации «японских неприкасаемых». Однако коренное айнское и иммигрантское корейское население да-
же при переходе на японский язык сохраняет свою этническую принадлежность и усиливает свои этнозащитные действия.

В то же время рыночная экономика и индустриализация большинства стран Азии существенно меняют этническую карту азиатских стран. Она становится более однообразной в тех областях, где бурно развиваются процессы модернизации, и сохраняет свое разнообразие на окраинах, в труднодоступных и экономически малоперспективных территориях, где и сегодня проживают этнические группы, еще не достигшие в своем развитии уровня народностей.

Этнические процессы в США.Этнические процессы в США развиваются в современной истории по пути консолидации и ассимиляции ускоренными темпами. Это обусловлено неуклонно растущей мобильностью всего американского общества, солидной имущественной и профессиональной базой новых иммигрантов, обеспечивающей им более быстрое включение в американскую культуру. Наблюдения и исследования свидетельствуют, что в общей демографической структуре США опережающими темпами растут этнокультурная роль испаноязычного населения и удельный вес выходцев из Юго-Восточной Азии и их потомков. В этих процессах можно наблюдать противоположные тенденции: 1)повышается престиж этнических ценностей каждой группы; 2) отчетливо наблюдается культурное своеобразие социально-ассимилированных групп (китайцев, японцев, армян); 3) при относительно большом количестве межэтнических браков, профессиональном успехе, язы­ковой ассимиляции остается стабильным этническое самосознание. В целом же у иммигрантов наблюдается высокая степень социальной адаптации при устойчивости основных элементов их этниче­ских культур. Как правило, сохранение их этнической принадлеж­ности происходит без утраты общеамериканского сознания.

Этнические процессы в Западной Европе.Этнические процессы в странах Западной Европы отличаются большей простотой, чем в других частях нашей планеты. В этих странах продолжаются процессы внутриэтнической консолидации, выражающиеся в даль­нейшем стирании локальных диалектов и этнографических вариан­тов. Вместе с тем интенсивно развиваются процессы интернациона­лизации каждой этнической культуры, распространяется англий­ский язык как средство международного общения. В странах, где имеются коренные этнические меньшинства, эти процессы допол­няются процессом ассимиляции таких меньшинств. При этом этни­ческая ассимиляция в каждой стране идет своим путем, определяясь преимущественно историческим опытом и традициями.

Влияние иммиграционных потоков на этнические процессы в западноевропейских странах также неоднозначно. Иммигранты из европейских стран, как правило, довольно активно ассимили­руются с основной этнической средой через принятие гражданст­ва и смешанные браки. Внеевропейские иммигранты, отличаю­щиеся от местного населения по расовой принадлежности, языко­вым, культурным и религиозным признакам, ассимилируются сбольшим трудом. Однако, несмотря на эти трудности, числен­ность внеевропейских иммигрантских этнических групп растет довольно быстрыми темпами и перекрывает по этому показателю прирост населения титульных этносов. Тем самым иммигрантские этнические группы становятся устойчивыми этническими мень­шинствами соответствующих стран.

Таким образом, этническая картина мира сохраняет свое мно­гообразие, несмотря на всю сложность, противоречивость и неод­нозначность этнических взаимоотношений. Сохранение челове­ком своей этнической принадлежности является его родовой по­требностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в окружающем мире.

План семинарского занятия

1. Формы и результаты этнических контактов.

2. Основные концепции этнокультурного взаимодействия.

3. Основные типы этнических процессов.

4. Настоящее и будущее этносов.

Темы докладов и рефератов

1. Культурный шок и его особенности.

2. Этническая парциация и этническая сепарация в межэтнической комму­никации.

Литература

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М., 1990.

Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989.

Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история современность.-М., 1987.

Кочетов В. В. Психология межкультурных различий. - Саратов, 1998.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.,1994.

Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отношений. - СПб., 1999.

Скоринов С. Н. Основы этнологии. - Хабаровск, 1998.

Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1997.

Этнические процессы в современном мире. - М., 1987.

Этносы и этнические процессы. - М., 1993.

Наши рекомендации