Б. Механизм освоения культуры.
Он достаточно сложен, требует специального описания алгоритма действия и соотносителен с системой духовного производства (см. выше). Но схематично механизм освоения культуры можно представить из таких основных частей:
- коммуникативный механизм, позволяющий наладить «ценностную коммуникацию» социальных субъектов и через процесс интерактивного общения на вербальном уровне осуществить акт интероризации культуры;
- механизм ценностного самоопределения, позволяющий осуществить духовно–ценностный выбор;
- когнитивный механизм освоения социального знания;
- психологический (эмотивно-волютивный) механизм социокультурного совершенствования человека, «подъема» его сознания на более высокие «этажи» психики («инсайт-интеллект», способность к интеллектуально–духовному «озарению»);
- механизм творческой самореализации по установленной (выбранной) нормо–ценностной мере;
- механизм нормоценностной оценки и самооценки («эстимативный механизм»)
Способ действия подобного механизма синхронизирован так:
Общение ценностный выбор действие оценка
Взаимодействие составляющих механизма создания и освоения культуры предъявляют «на выходе» уже готовый «социокультурный продукт»: язык и символику данной культуры, новое знание, опыт, убеждения и готовность действовать в соответствии с ними, новые нормы и ценности и т.д. В целом – мировоззрение человека, но уже в виде его мировоззрения культуры.
Социальный результат – общественная интеграция на основе культуры. Или социальная дезинтеграция в следствие антикультуры или контркультуры. Другими словами – «культурный этноцентризм», «национальная культура», либо «культурный релятивизм» и космополитизм (отрыв от этнокультурных «корней»), утеря национальных истоков культуры.
Альтернативы «своей» и «чужой» культуры может и не существовать, если наблюдается продуктивное взаимодействие культур. Но только если оно осуществляется на социокультурной основе, духовном базисе обществ, культур и цивилизаций (а не псевдокультуры и геополитики).
Функции культуры:
Ценностно-ориентационная и регулятивная функции, определяющие социальное поведение людей в обществе.
Познавательная, знаково-символическая функция, позволяющая адаптировать человека в обществе, освоить ценности культуры.
Образовательно-воспитательная функция – обеспечивает преемственность поколений, передачу опыта, знаний, материальных и духовных ценностей от одного поколения к другому.
Эвристически-творческая функция - позволяет обеспечить культурный прогресс общества и социокультурного развития каждого отдельного человека.
Гуманистическая функция, связанная с развитием человеческих качеств, формообразования человека как живого бытия культуры, «живого знания» и развития культуры.