Б. Механизм освоения культуры.

Он достаточно сложен, требует специального описания алгоритма действия и соотносителен с системой духовного производства (см. выше). Но схематично механизм освоения культуры можно представить из таких основных частей:

- коммуникативный механизм, позволяющий наладить «ценностную коммуникацию» социальных субъектов и через процесс интерактивного общения на вербальном уровне осуществить акт интероризации культуры;

- механизм ценностного самоопределения, позволяющий осуществить духовно–ценностный выбор;

- когнитивный механизм освоения социального знания;

- психологический (эмотивно-волютивный) механизм социокультурного совершенствования человека, «подъема» его сознания на более высокие «этажи» психики («инсайт-интеллект», способность к интеллектуально–духовному «озарению»);

- механизм творческой самореализации по установленной (выбранной) нормо–ценностной мере;

- механизм нормоценностной оценки и самооценки («эстимативный механизм»)

Способ действия подобного механизма синхронизирован так:

Б. Механизм освоения культуры. - student2.ru Б. Механизм освоения культуры. - student2.ru Б. Механизм освоения культуры. - student2.ru Общение ценностный выбор действие оценка

Взаимодействие составляющих механизма создания и освоения культуры предъявляют «на выходе» уже готовый «социокультурный продукт»: язык и символику данной культуры, новое знание, опыт, убеждения и готовность действовать в соответствии с ними, новые нормы и ценности и т.д. В целом – мировоззрение человека, но уже в виде его мировоззрения культуры.

Социальный результат – общественная интеграция на основе культуры. Или социальная дезинтеграция в следствие антикультуры или контркультуры. Другими словами – «культурный этноцентризм», «национальная культура», либо «культурный релятивизм» и космополитизм (отрыв от этнокультурных «корней»), утеря национальных истоков культуры.

Альтернативы «своей» и «чужой» культуры может и не существовать, если наблюдается продуктивное взаимодействие культур. Но только если оно осуществляется на социокультурной основе, духовном базисе обществ, культур и цивилизаций (а не псевдокультуры и геополитики).

Функции культуры:

Ценностно-ориентационная и регулятивная функции, определяющие социальное поведение людей в обществе.

Познавательная, знаково-символическая функция, позволяющая адаптировать человека в обществе, освоить ценности культуры.

Образовательно-воспитательная функция – обеспечивает преемственность поколений, передачу опыта, знаний, материальных и духовных ценностей от одного поколения к другому.

Эвристически-творческая функция - позволяет обеспечить культурный прогресс общества и социокультурного развития каждого отдельного человека.

Гуманистическая функция, связанная с развитием человеческих качеств, формообразования человека как живого бытия культуры, «живого знания» и развития культуры.

Наши рекомендации