Сущностное проявление Культуры и Цивилизации.
Проблемы современного общества, его истории и будущего, общественного прогресса в системе современной социальной философии чаще всего рассматривается на культурно–цивилизационном основании. Критерий цивилизованности и культуры общества является доминирующим для определения уровня общественного развития. С одной стороны, он носит более обобщающий характер, чем, например общественно–экономическая формация, а с другой – более тонко улавливает специфику и особенности развития различных общественных систем.
Предпочтение отдаваемое культурно–цивилизационному подходу, имеет и объективные причины. Это сама длительность человеческой истории, которая объективно требует своего нового осмысления и переосмысления. Человечество вступило в 21 век и третье тысячелетие своего существования. Какие пути в будущее будут избраны? И по какому из них пойдут различные народы, какой выбор будет сделан? Или будут использованы многовекторные направления и азимуты общественного развития и прогресса. Развитие общественных цивилизаций и культур подсказывает эти пути.
Существует много определений культуры и цивилизации. Все они многоаспектны и отображают самые различные подходы, фиксируют какие-то существенные стороны культуры и цивилизации. Эти определения по признакам и их перечислению, нормативные определения по каким-то исходным критериям и оценкам; генетические (по происхождению), структурные и функциональные определения (психологические, социальные, нравственные) и определения «качественные», обычно фиксирующие духовно-ценностные или идейно-символические содержание культуры и цивилизации.
И здесь вопрос не упирается в ту или иную концептуалику, понятийность или подход. Ведь в зависимости от того, какое методологическое основание используется, выделяются те или иные Культуры и Цивилизации, то или иное их количество, с разной качественной спецификой и исторической значимостью.
Наиболее верным представляются определения Культуры и Цивилизации на их собственном культурологическом и цивилизационном основании, в целостной системе социального знания и социальной философии, а не субсистеме «частичного знания» или «отраслевого знания»: этнологии этнографии или антропологии, эстетизма, модернизма или футуризма, либо «шоковых определений» постмодернизма.
Культура и Цивилизация не являются феноменами или эпифеноменами той или иной науки, социального течения или комплекса социальных явлений. Культура и Цивилизация сущностно целостны, самодостаточны и одновременно взаимодейственны, акциденциальны и в то же время экзистенциальны, они – сам способ жизни людей, их общественного бытия духовных взаимодействий, активности личного и общественного сознания.
Сущностное проявление Культуры – в её духовности, её главный продукт – социодуховные ценности, общественное сознание, мировоззрение человека. Культура есть исторически сложившийся уклад жизнедеятельности людей на основе доминирующих общественных ценностей, прежде всего духовных ценностей.
Сущностное проявление Цивилизации – в её социоорганизованности, её продукт – определенное и достаточно высокое гражданское состояние общества, даже в те периоды истории, когда понятия «гражданина» и «гражданского состояния » не существовало, но было твердое представление об общественных обязанностях и правах, о социальных функциях людей в обществе и роли каждого человека в государственном устройстве.
Как и Культура, Цивилизация также есть исторически сложившийся уклад общественной жизнедеятельности. Но если для Культуры характерна многоукладность и полицентризм общественной жизни, то для цивилизации более характерны моноукладность, моноцентризм, единая социальная организация для всего общества и единый общественный закон в системе управление – подчинение.
Культура есть определенное духовное качество общественной жизнедеятельности; она функционирует и развивается на основе духовного производства в качестве главного способа воспроизводства общественной жизнедеятельности со своим социокультурным механизмом, позволяющим передавать духовные ценности от одного поколения к другому.
Культура – это исторический опыт людей,оснований на непреходящих общечеловеческих ценностях, с такой социокультурной организацией общества, которая позволяет воспроизводить эти ценности, обеспечивать взаимодействие культур, межнациональное общение и понимание.
Человек есть живое бытие культуры и ценность человека может признаваться выше ценностей общественных и государственных.
Цивилизация – общественное состояние, в котором более сильно представлено социальное качество жизнедеятельности людей. Цивилизация более материальна, чем духовна, она более склонна к упорядоченности, чем к полиформизму и разнообразию. В способе производства общественной жизни доминируют материальные основания и главная общественная ценность – наличие “твердой ” государственности, “крепкого” государственного строя.
“Живое бытие” Цивилизации – государственное устройство, слаженно работающая государственная машина, обеспечивающая обществу стабильность и социальную безопасность от внешних и внутренних агрессий. В “государственный организм” люди “вписаны” как необходимые “гражданские элементы”, без которых Цивилизация не может существовать. Все они выполняют функцию воспроизводства цивилизации – и в этом социальная ценность людей. Они не являются “винтиками” в примитивной тоталитарной машине, а поставлены в условия роста и подъёма: каждая “пешка”, при надлежащем выполнении обязанностей, может стать “проходной” и продвинуться в “ферзи”. Такой закон существовал еще в Арабском Халифате, и в этом была заключена сила сталинского режима в СССР.
В этом заключена историческая сила всех существовавших цивилизаций. Все свободные граждане чувствуют и осознают себя функционально значимыми, ибо они служат “общественному делу” государственного строительства и сохранения цивилизации.
Сделаем более подробный и систематичный анализ Культуры и Цивилизации со стороны их основных признаков, ценностных оснований, типов социоисторических видов, функций и механизмов развития.