Человек как информационо - производительная сила.
Вполне очевидно, что процесс становления информационного общества связан с преобразованием «простого общества» (доиндустриальное) в «сложное общество» (постиндустриальное), движущей силой которого явились духовно-творческие силы людей.
В общественном производстве это потребовало перехода и на новые информационные силы труда. Это переход от простой человеческой силы к сложной (комбинированной, комплексной), а затем - и к социодуховной творческой силе человека. Дж. Нейсбит и П. Эбедин в книге "Перестройка корпорации" в разделе "Преобразование труда" характеризует суть происходящих изменений следующим образом. Это 10 творчески-производительных инноваций: 1) новый рабочий; 2)новые трудовые контракты; 3) новый идея самоуправления; 4) новая стратегия - планирование жизни и работы; 5) гибкие рабочие графики; 6) гибкие системы льгот; 7) компьютер превращает рабочих в управляющих; 8) пожилые возвращаются на работу; 9) десятилетие предприимчивости; 10) семейный бизнес.
В качестве примера нового отношения к труду приводятся данные исследования специализированной нью-йоркской фирмы по конъюнктуре труда: более 40% рабочих США считают, что труд должен приносить личное удовлетворение как ценность, а не быть простым средством для жизни. По их мнению в различных частях США управление до сих пор строится на базе ценностей индустриального века, а не информационного общества. Несмотря на это, люди интуитивно знают, что работа должна быть приятной и приносить чувство удовлетворения, даже тогда, когда она для них таковой не является. Существо изменений в том, что "в информационном обществе мы движемся от инфраструктуры к качеству жизни", прежде всего к качеству трудовой жизни. Именно отсюда идет новая этическая установка информационно-творческой культуры труда–«работа приносит радость». Т.Питерс и Р.Уотермен считают, что это радость человеческого общения, которая духовно обогащает людей, и оно целенаправленно стимулируется в «образцовых фирмах». Общение в них становится неформальным, и этот неформальный характер общения поддерживался как материальными средствами, так и применением методов, «усиливающих общение».
Общение в фирме становится информационно–интерактивным, коммуникативным общением. Подобное интенсивное неформальное общение само по себе действует как замечательно строгий контролер. Таким путем возникает "великая корпоративная семья". В фирме "Эппл компьютер" считают, что у них даже появилась "великая социалистическая семья», и наступил "капиталистический социализм". В ней коммуникативный стиль проявляется во всем: в обращении по именам рабочих и менеджеров, совместное питание за одним столом, ландшафтная планировка кабинетов (без перегородок), простая одежда, совместный бег, сауна (прямо на работе), медали за заслуги, одинаковые футболки с эмблемой фирмы, круглые сутки музыка в коридорах, игровые компьютеры в рекреациях, совместные бесплатные вечера и обеды, комплекс социальных услуг от бесплатного медобслуживания до выдачи кредитов для строительства или снятия жилья, забота о пожилых и инвалидах. Знаменательно то, что фирма утверждает подобные коммуникативные инновации вводятся не только для имиджа, но на системной основе, и оназанимается целенаправленным воспроизводством коммуникативной творческой силы работников во все более высоком производительном качестве.
Общение, коммуникация, лежащие в основе "третьего" и "четвертого", обслуживающего и информационного производств превращает общественное производство в «информационно–нематериальное». Количество работающих в таком производстве увеличилось с 50% всей работающей силы США до 73% к 90-м годам. С приходом информационно самоуправляемых работников культура труда существенно изменяется.
Ключевое значение приобретают скорость, темп и способ самоизменения информационного капитала человека. На место социально – экономического способа производства на его нижних уровнях приходит социокультурный способ самоизменения на верхних информационных уровнях, где действуют социальные и духовные производительные силы людей.
Наступление третьего этапа формирования информационного производственного базиса современного «постиндустриального» общества как раз непосредственно и связано с действием человека как информационной производительной силы. Начало этого этапа было означено «деменеджеризацией» производства и тем, что можно назвать «демускулизацией» труда. Разрушение канона постиндустриализма и технотронности началось с вопроса «а была ли революция менеджеров?».
«Деиндустриализация» повлекла за собой и "деменеджиризацию». Еще в 1975г. американский социолог Р. Корнуэлл сделал заключение, что успехи Америки были достигнуты вопреки управляющим, и что кампании управляются лучше всего, когда меньше всего управляются. А через десять лет П. Друкер в книге "Менеджер - исполнитель" разъясняет, что управляющий просто стал самоисполнителем собственных решений. Труд менеджера стал информационно-производительным. Например, в американской образцовой корпорации" "ЗМ" производительность творческого труда менеджера - интрапренера выросла на 18000%. 60-часовая неделя для менеджера-исполнителя сейчас является нормой, а многие трудятся по 70, 80 и 90 часов в неделю, не имея возможности даже завести семью. Сон длится не более 5-6 часов. Начало рабочего дня в 6.30. Вне дома проводят 70% времени. Внешняя цель - обогнать японский менеджмент, внутренняя - стать победителем или членом команды победителей с тем, чтобы добиться "гарантированной экономической безопасности". Происходит не "деменеджеризация", а социально-политическая "деиерархизация", "демократизация менеджмента", его превращения в производительно-управленческий труд, превращения управленцев в информационно-творческий работающий класс. Примечательно, что в творчески работающий, социокультурный класс трансформируется и значительная часть рабочих по мере преобразования характера их трудовой деятельности: из простого физически–мускульного труда в интеллектуально-умственный, творческий труд («рабочие-интеллигенты»). Доля профессиональных групп преимущественно умственного труда повысилась с 48% в 1970 г. до 55% в 90-х годах (США). Возникла новая классификация занятых:
1) лица, работающие с информацией;
2) лица, работающие с людьми;
3) лица, работающие с материально-вещественными предметами.
Автоматизация и компьютеризация производства до последнего времени вели часто к понижению требований квалифицированности рабочей силы, (что вело к понижению издержек на воспроизводство рабочей силы). Кампании урезывали гарантии занятости, вознаграждения и стажа, уменьшали заработную плату, оценивали труд не по интеллектуальным усилиям, вели жесткую политику увольнения рабочих старших возрастов и закрывали путь к карьере рабочим после 45 лет. По данным министерства торговли США 4,7 млн. рабочих, проработавших не менее 3-х лет были уволены (это 25% рабочей силы в сфере торговли при ее удельном весе 17% в общем количестве занятых). Из них почти 1/3 согласились при переходе на новое место работы на 20-процентное сокращение заработной платы. Это резко снижает экономическую активность населения и в 90-х годах ожидалось резкое снижение числа людей, включающихся в трудовую деятельность с 3 млн. чел. в год до 1,3 млн.чел. По данным американского социолога Д. Янкеловича 73% рабочих и служащих полагают, что их большие трудовые усилия не приводят к увеличению зарплаты. Аналогичная тенденция наблюдается и в Японии, но в меньшей степени - 39% опрошенных.
Тем самым важнейшей особенностью процесса "дерабочизации" информационного производства стало их «удержание творчеством»путем сознательной деятельности управленческого персонала по «конструированию рабочих мест» с высоким творческим содержанием. Делается это для того, чтобы прекратить деквалификацию и потерю интереса к работе. Упор делается на принципиально ином содержании квалификации и на развитии 2-х «опорньх» информационных умений:
а) способность использовать различные пакеты математического обеспечения;
б) способность вырабатывать представление о движении потоков информации в производственной системе.
Это в свою очередь определяет два новых информационных аспекта квалификации: а)умение читать показания приборов, регулирующих ход производственного процесса; б) умение обосновывать и принимать решения по регулированию производственного процесса и изменению его режима.
Т.е. из рабочих целенаправленно "конструируют" техников, операторов, наладчиков, аналитиков систем с развитой способностью информационно-математической и управленческо-технологической коммуникации. Цель - создать творческого работника, способного самостоятельно проектировать весь технологический процесс труда на информационной основе, причем комплексно, опираясь на саморазвитие своего мышления в качестве "информационного интеллекта".
В результате возникают такое творчески-производительные инновации в профессиональной квалификации творческого работника:
- умение читать и анализировать зрительные символы на дисплеях и других приборах, характеризующие ход производственного процесса, процесса труда в целом: это инновационное воображение;
- умение анализировать статистическую информацию, делать соответствующие выводы и принимать решения, касающиеся характера производственных процессов и режимов труда; это есть декреторная интегративность мышления;
- понимание того, как функционируют технологические системы данного производства во взаимосвязи всех трудовых процессов; это - комплексность подхода;
- системно - технологическое мышление;
- способность к системно-абстрактному мышлению, т.е. способность к моделированию;
- способность профессионально общаться с коллегами, обсуждать с ними производственные вопросы, или коммуникативность;
- повышенная внимательность, или способность к концентрации;
- развитое чувство ответственности, это способность к самоуправлению и самоорганизации;
- знание ряда фундаментальных и технических дисциплин (математики, физики, программирования) в объеме, превышающем уровень средней школы, т.е. ''когнитивная обученность".
Сущность профессиональных инноваций в развитии качества рабочей силы и ее превращения в нормальную человеческую творческую силу, как видно, сводится к следующему. Это выведение человеческой творческой способности на уровень информационных профессионально-квалификационных требований. Эти требования вводятся в рамки необходимой квалификации таким образом, чтобы "информационное качество" работника постоянно возрастало. Оно должно соответствовать таким основным квалификационным критериям:
а) коммуникативная восприимчивость работника к любой информации от социально-психологической до математической, от обыденной до научной; это требование коммуникативного универсализма;
б) лингво-коммуникативное представление и передача информации, придание любому сигналу, процессу, сообщению четкого лингво-информативного выражения, которое может быть воспринято другими; это требование информационно-ценностной представимости коммуникации, коммуникативной трансмиссии (от понимания смысла научных значений информации в научных публикациях до самостоятельного составления простых инструкций поведения в сложной системе);
в) математическая формализация коммуникации, ценностного смысла информации в логических терминах и знаках - это требование коммуникативной формализации информации.
Интересно свидетельство крупного бизнесмена по поводу происходящих изменений в системе общественного производства. Идеолог его правого крыла И.Шапиро, возглавляющий крупнейшую корпорацию "Дюпон де Немур" и который был председателем "Круглого стола бизнеса" (объединяющий руководителей ведущих компаний и банков), провозгласил еще в 1984 году, что в США идет "третья американская революция". В ее ходе должна реализоваться "калифорнийская модель" трансмонополизма, пригодная для всего мира. Государственное и общественное регулирование экономики должно быть полностью свернуто и власть сосредоточена в руках транснационального бизнеса под руководством элитарных кланов типа американского "Клуба богемцев" (в который входит 400 самых крупных бизнесменов). По мысли И.Шапиро, транснациональный бизнес должен искать друзей везде, где может их найти вне идеологических клише, и они должны взять в свои руки всю полноту "социальной ответственности" за состояние дел в американском обществе и в мире. "Богемцы" должны составить костяк политического класса "социально ответственных, достойных служителей общества" и управлять всеми мировыми делами.
По существу речь идет о "белой революции" крупного бизнеса в планетарном масштабе для создания новой системы общественного производства на основе эксплуатации человеческого духа и человеческой социальности в латентных формах "функциональной самореализации". Это не фиксируется людьми как угнетение их сущностных сил, ибо снимается функциональное отчуждение труда в процессе деятельностного общения, творческой коммуникации.
Меняется не социально-экономическая парадигма капитализма, а его творчески-производительная доминанта с открытых материально-вещественных форм эксплуатации на латентные духовные формы. Это совершается благодаря возможности непосредственного информационного творчества в самом процессе труда, насыщению трудовой деятельности информационно-творческим содержанием с мощной производительной отдачей.
В результате создания информационного уклада современного общества с новым типом "информационного работника", способного к творческой социодуховной самореализации, формируются самые различные общественные "информационные уклады".