Социально–философские предпосылки становления информационного общества.
Характер становления общественной культуры западных народов исторически иной, чем на отечественной почве. Западный человек смысл общественного бытия понимал конкретно - как производительную самореализацию во благо создания обеспеченной жизни, личного благополучия. Внушенная протестантизмом этика труда как призвания давала человеку самостоятельность, благосостояние и даже богатство, а с ним – экономическую и социальную независимость.
Чтобы обеспечить себе социальную безопасность в обществе, нужно меньше зависеть от обстоятельств, а для этого не нужно «гоняться» за нереализуемыми возможностями, но требуется рационализм, а. А иногда склонен демонстрировать «иногда и «голый практицизм». Здесь можно увидеть практическую заземленность «западного духа», который в традициях западной культуры не чувствует своей стесненности, т.к. изначально самодисциплинирован, самоответственен, ценностно ориентирован на функциональное творчество и самореализацию в профессиональной деятельности.
«Славянский дух» иной. Это «мятущийся дух», который в своих воспарениях и откровениях доходит до анархической неуправляемостибогатырство духа» ради общественной славы, порождая глорических личностей и духовных подвижников.
«Славянский дух», в отличие от западного, требует обуздания, самопокорения и даже общественной «крепости духа», «крепостного права» путем государственного «принуждения духа». Что и делалось в общественной практике.
Японский философ Ф.Фукуяма считает, что мы сейчас становимся свидетелями «триумфа» западного духа. Он полагает, что для идей западного либерализма не осталось никаких альтернатив. Марксизм перестал быть, по его мнению, «живой идеологией» (хотя большинство развитых стран Западной Европы выстраивает свою жизнедеятельность в соответствии с социал-демократическим аспектом марксистской философии и политэкономии). Но сам же Фукуяма называет идею «панлиберализма» (утвердившейся взамен идеи «панкоммунизма») «постисторической эпохой» и «концом истории»1.
Какое же будущее ожидает идею панлиберализма в представлении Фукуямы. «Конец истории будет очень грустным временем. Борьба за признание, готовность рисковать ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо этого - экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории. Я ощущаю в самом себе и замечаю в окружающем ностальгию по тому времени, когда история существовала... Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?».
Действительно, сможет ли увлечь людей триумф такой «скучной идеи»? Фукуяма сам не верит в то, что провозглашает. Работая в "РЭНД корпорейшн", он, видимо, в своих выводах был идеологически сильно связан. Его родная Япония стала процветающей страной, благодаря «духу Ямато», а не западному либерализму, потому что она взрастила западную технологию на национальных корнях древней культуры, и, создав уникальную культуру труда, на глазах покоряет Запад.
Дело вовсе не в новом идеологическом мифе, а в той прозаической вещи, что Запад смог за 30 лет "интеллектуальной революции" наконец-то овладеть социальными и духовными силами
1 Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1980. - №3. – C. 148.
людей и превратить их в производительные. В перипетиях труднейшей борьбы объединившегося на социокультурной основе «среднего класса» к концу 80-х годов были сформированы предпосылки перехода западных обществ с традиционных социально-экономических оснований на культурно-информационные и коммуникативно-ценностные. Это, так называемая, "мягкая составляющая" общественного производства, как альтернатива "твердой составляющей" (сырье и материалы, машины и оборудование – средства производства) и, естественно, «твердой власти» капитала.
«Вещный капитал» в «твердой форме» превратился в «информационный капитал» в «мягкой форме», который нельзя присвоить как интеллектуальную собственность из-за принципиальной неотчуждаемости духовной собственности. В результате чего произошла "софтизация экономики", т.е. ее переориентация на социальные и духовные производительные силы.
Первой это сделала Япония, став буквально за 10-15 лет мировой экономической державой. Все работы в этом направлении засекречены больше, чем совершенствование технических средств. Соотношение обычных консультантов и тех, которые могут разрабатывать синергетические системы организации (самоорганизация, синергетические системы управления, самоуправление), формировать синергетические рабочие группы (саморегулирующиеся), создавать для них "треннинговые программы креативности" (самопрофессионализация) и налаживать их технологическое применение (саморационализация) в соотношении 1:100 по уровню квалификации и культуры.1
При всем желании США не в состоянии повторить японский опыт даже путем явочного использования японского менеджмента. "Не срабатывают" коммуникативно-ценностные механизмы в производственной среде американской промышленности, не в традициях которой духовный смысл труда и творчества. Это расценивается как "японский вызов" американскому менеджменту на пороге XXI века, который построен с принципиально иными "правилами игры" (вне частной собственности как таковой).
1 Пярниц Ю. "Мягкая составляющая" хозяйственных организаций// Проблемы теории практики управления. - 1990. - № 2. - С. 105
Информационным капиталом становится творческий человек, способный обеспечить информационную культуру труда. Вся «ставка» делается на то, что именно информационная культура трудовой деятельности изменит "экономическую тектонику" общественного производства. Вот мнение специалиста в этой области У.Дюрана: "Важно... помнить, что "Америка" ничего не делает. Делают американцы. Организации ничего не делают. Делают конкретные работники, руководители. Правительство ничего не делает... Когда человек понимает, что ответственность несет он сам и что результат зависит непосредственно от него, он преображается... Мы должны изменить план Америки на игру.1
До этого правила были совершенно иные, их описал К.Воннегут в "Утопии-14". Творчески работают только 5% технократов, которые производят все необходимое.
Половина из оставшихся - это "армия труда", которая перекидывает землю "туда-назад". А другая половина - жандармы, которые их охраняют. "Футурологический расчет" Воннегута совпал с «психофизиологическим расчетом» нашего известного кардиолога Н. Амосова: развитие общества движут 5% «творческих эгоцентристов», которые являются носителями прогрессивных начал в обществе, хотя личное у них и превалирует.
Процесс овладения высокоразвитыми странами Запада социальными и духовными производительными силами разворачивается как «деиндустриализация» общественного производства и создание «нетехнологического» информационного уклада общества. Теоретические концепции индустриальности и технотронности, ведущие к "посткалитапизму" сводятся на нет. Изыскания в этом вопросе ведутся в превращенной форме: как переход от марксизма к «постмарксизму» и «посткоммунизму» с изменением механизма действия "технологического детерминизма" на "социальный детерминизма». А затем - на «исторический индетерминизм" случайного течения событий (концепция С.Стояновича «трансполитической философии контигенциализма»).
1 Американский менеджмент на пороге XXI века //Проблемы теории и практики управления. - 1990. - № 2. - С. III.
Процесс формирования информационных обществ происходит по такой схеме западных теоретиков. В начале происходит накопление первичного "информационного капитала". А затем образование "информационного богатства" в виде телекоммуникационных средств производства (концепция Т. Стоуньера). По мере преобразования информационного капитала в информационное богатство происходит и преобразование информационного общества в телекоммуникационный мир, в "телематическое общество" (концепция Дж. Мартина). Оно, сращиваясь с государственно-бюрократической Мегамашиной, в "симбиотической кооперации" становится "социокоммуникационным миром", представляющим собой "систему тотального контроля" (концепция Л. Мэмфорда). Процесс переплавливания духовных и социальных сил человека в новую общественно-политическую систему заканчивается созданием "программированного общества" всеобщей контролируемой коммуникации (концепция А. Турена)1.
В информационном обществе программируется весь процесс общественного труда в цикле "производство - потребление" со стороны его"мягкой составляющей", а именно – трудового общения, которое разворачивается как всеобщая общественная коммуникация, информационные общественные отношения.
Складывается система общественного производства и воспроизводства программированных общественных отношений. Программируется все: процесс труда, производства, обмена, распределения, техника и технология, потребление и человеческие потребности, спрос и предложение, все социальные действия и контакты, духовные ценности, интеллект, творчество. Характер общества определяется отныне не технологическим, а информационным базисом производства и способом его самоизменения, способом саморазвития производства.
В программированном обществе – это информационный способ самоизменения. В информационной общественной системе именно такой способ обеспечивает наиболее быстрое и эффективное освоение творчески-производительных инноваций, рожденных социальными и духовными силами людей. По сути
1 "Новая технократическая волна на Западе. - М., Прогресс, 1986. - С. 395. 371-391, 237, 410-430.
дела, можно говорить о происходящей на наших глазах «третьей промышленной революции», информационной революции на технологической основе новейшей микропроцессорной техники и микроэлектронной технологии. Формируется особый информационно-технологический способ производства, который непосредственно и рождает информационное общество.
С одной стороны, в новом способе производства представлены не только производственные силы и информационные производственные отношения, но и вся структура общественного производства. Прежде всего духовного производства, в виде его управленчески-организационных и экономико-технологических составляющих. Например, информационное управление, информационно-технологическая организация и т.д.
С другой стороны, в информационном обществе действует коммуникативный способ самоизменения человекана основе воспроизводства его творческой силы как непосредственно производительной. Этот способ характеризуется по разному: как "вложения в человека", как "нематериальные накопления" в качестве высококвалифицированной рабочей силы (ставшей таковой за счет услуг образования, культуры, рекреации); как формирование новой трудовой "этики самовыражения", создающей наибольшие возможности для максимального развития личности, и большей автономии человека в общественных отношениях. Другими словами, в условиях когда технические и организационные нововведения становятся движущей силой экономического развития, реализация духовно-творческого, информационно-созидательного потенциала человека приобретает решающее значение.
Интеграция социальных и духовных сил человека в информационное производство в качестве "мягких сил" происходит в несколько этапов. Каждый из них трансформирует духовно-творческую силу человека в новое производительное качество, вплоть до полной творческой самореализации. В исследованиях западных социологов и экономистов П.Друкера, Р.Лоуренса, Р.Фостера, Л.Турова, К.Филлипса, С. Фримена по инновационным преобразованиям в сфере труда отчетливо можно видеть, что внедрение информационных инноваций в западных обществах шло в два этапа (с выходом на третий, основной, по изначальной интенции становления информационных обществ).
2. Информационно-производственный базис
современного «постиндустриального общества»
Первый этапстановления информационно-производ-ственного базиса современного общества охватывает период с конца 40-х до начала 70-х годов. Он проявил тенденцию к расширению нематериальной сферы производства в пользу сферы обращения торговли и услуг, что породило иллюзию прихода общества "массового потребления", в котором главенствующее положение занимает "индустрия досуга и развлечений", "рекреационное производство". Однако по сути дела в этот период лишь изменились пропорции между материальным и нематериальной сферами производства в пользу последней с одновременной быстрой автоматизацией технологических процессов. Отсюда - изобилие товарной массы с синхронным снижением трудонапряженности физических усилий за счет массовой автоматизации производства и перехода от простого конвейерного к автоматизированному поточно-конвейерному производству. Это повлекло за собой структурно-отраслевые преобразования труда. Произошло заметное сокращение удельного веса традиционных базовых отраслей промышленности: металлургии и металлообработки, автомобилестроения, судостроения, сельскохозяйственного машиностроения, производства дорожных машин и оборудования, а ранее - текстильной, обувной и швейной промышленности. Одновременно быстро развивались наукоемкие отрасли производства: телесвязь, волоконная оптика, производство ЭВМ, микроэлектроника, лазерная техника, аэрокосмическая промышленность, которые образовали новый "обслуживающий сектор" в экономике. В нем происходит интенсивная замена живого труда на автоматизированный. С изменением социального характера труда меняется и его содержание: с материально-индустриального на нематериально-информационный. Материальная сфера производства сокращается в промышленности в 32,4% до 24,3%, в сельском хозяйстве с 4,3% до 2,7%, в целом всей материальной сферы с 71 до 56,1%. 1
1 Волков Н.В.О структурной перестройке американской экономики: особенности этапов // США: экономика, политика, идеология. - 1987. - №З. - С. 23, 29.
Информационные инновации связаны с резким возрастанием доли умственного труда в общественном производстве, следовательно, удельного веса духовно-функционального творчества, и, по мере роста его производительной отдачи, постепенным выведением человека из процессов производства как его непосредственного труд-агентами, установления над ним информационного контроля и управления.
Второй этап (70-80-е годы). Это период структурного преобразования отраслевой сферы услуг в "экономику услуг", а ее - в самостоятельно функционирующее "обслуживающее производство" ("третье производство") после добывающего и обрабатывающего. Одновременно оно, по мере информатизации («компьютерная индустриализация») и с аналогичным процессом в традиционных производствах («компьютерная деиндустриализация»), постепенно превращается в четвертое "информационное производство". В основе последнего лежат уже не поточно-автоматизированные линии, но автоматизированные производственные системы-комплексы, не административные, а информационно-управленческие структуры хозяйственного механизма. Это позволило развить социально-хозяйственную инфраструктуру производства совершенно нового типа на основе самоуправляемых новаторских фирм, способных к организационной, технологической и профессиональной синергетике. Формы их коллективной самоорганизации их социальных сил самые различные. Среди них:
1. Фирмы кооперативного бизнеса. Они не относится ни к частному, ни к государственному сектору, а воплощает "новую стратегию" развития производства. Здесь ключевую роль играет не капитал и не менеджмент, а "фактор коллективного предпринимательства", «фактор человеческого ресурса», творчество (генерирование идей) и новаторство (внедрение идей) в развитии новейших технологий. Путем кооперативного бизнеса была обновлена вся социальная инфраструктура западных стран: оптовая и розничная торговля, транспорт, связь, коммунальное хозяйство, финансы, управление, образование, здравоохранение. "Кооперативные капиталы" целенаправлены на "капитализацию новых научных идей". Президент телекомпании Ти-Би-Эс. Т.Тернер считает свою компанию сродни кооперативу, в котором все совладельцы. Ему лично принадлежит 47% акций кооперативного бизнеса. Это много, но все же меньше половины. Его творческое кредо: «Никто на меня не работает, они работают со мной».
2. Новаторские корпорации. Это самоуправляемые корпорации, деятельность которых построена на творческом общении работников без менеджмента как такового. Для административного аппарата действует "правило 100" - в аппарате не более 100 управленцев. В "Эмерсон электрик" при 54 тыс. работающих штаб-квартира насчитывает менее ста сотрудников. Продуктовая корпорация "Шламбергер" с 6-миллиардным оборотом имеет всего 20 управляющих І. Главным производственным секретом подобных новаторских корпораций является мобильная структура творческих ролей, различное сочетание которых позволяет развить производительную коммуникацию. Подобная коммуникативная организация по Е.Робертсу включает комбинации таких творческих статусов сотрудников: генераторы идей - антрепренеры - управляющие проектами - контролеры качества - тренеры и наставники. Именно человеческое общение делает социальное и духовное творчество производительным. По исследованиям Т.Аллена без духовной коммуникации новые научные идеи не генерируются. Так, если число информационных сообщений, стимулирующих генерацию новых идей, принять за 100%, то лишь 11% таких сообщений получено из научной литературы, 28% - из личных контактов с коллегами и интересными для них людьми. Когда же разрабатываются проекты или ведутся НИОКР, удельный вес идейно-творческой коммуникации поднимается до 55%.
3. Рисковые (венчурные) фирмы. Это предприятия рисковой предпринимательской деятельности: производственной, инженерной и научной, в которых делается ставка на "технологический прорыв" в какой-то сфере инновационного производства. К ним относятся перестроившиеся ("переизобретенные") «образцовые корпорации» "Пипл компьютер", "Хьюлетт-Паккард", "ЗМ", "Пипл экспресс", "Камине эндуин", "Уилсон лэборэтриз", "Тандем компьютер", "РОЛМ корпорейшн" (США).
І Питерс Т., Уотермен Р. В поисках совершенства // США: ЭПИ. -1985. - № 10. - С.99.
Принципиально новое в производственном венчуре - это замена системы найма рабочей силы системой творческой контрактации, арендой творческих работников и даже всего их штата на выполнение определенной новаторской разработки за повышенную плату в сжатые сроки.
Инженерный венчур самоорганизуется в виде инженерных центров: центр робототехники, центр телесвязи, центр системных исследований, центр композитных материалов. Социально-технологический риск состоит в том, что конечным продуктом может стать, например, не промышленный робот, на разработку которого получен заказ, а техническая разработка искусственного зрения или осязания - все зависит от того, куда "заведет" инженерное творчество.
Научный венчур предполагает прямые вложения в развитие культуры труда на основе инновационной активности, связанной с опережающим освоением наукоемкой продукции высшего качества. Производительное творчество развивается на расширенной основе: разрабатываются и внедряются не отдельные разработки, а целые научные проекты, комплексные нововведения по такой общей схеме: инновационное исследование - матричная организация исполнения лучших проектов - венчурное управление - акционерные предприятия по прибыльным проектам - совместные предприятия расширенного производства. В фирме "Кардинэл кэпитэл" из 1100 научных проектов был принят к исполнению 1% и только 2 из 20 реализованных принесли крупные прибыли, которые покрыли все издержки. 1
4. Внутрифирменные изобретательские предприятия. Это предприятия внутрифирменного предпринимательства ("интрапренерство"). Такого рода деятельность основана на личном творческом труде изобретателей-предпринимателей, которые сами и реализуют свои открытия на базе внутрифирменных производственных мощностей. Кроме права на риск интрапренеру предоставляется право на выбор единомышленников и формирования команды, распоряжения ресурсами, право самостоятельного выхода на рынок. Чтобы инновационный процесс поставить на индустриальную почву "внутренним предпринимателям" создают специальные "инкубаторные программы",
1 Беневоленский З.В. Современные тенденции интенсификации производства // США: ЭПИ. - 1988. - № II. - С. 70.
которые максимально способствуют началу нового дела, давая льготный доступ к оборудованию, капиталу, услугам, помещениям, консультациям персонала. Пионером создания инкубаторов для изобретателей была корпорация "Контрол дейта". С 1979 по 1987 г. ею отработано 18 инкубаторных программ для 6 тыс. изобретателей-предпринимателей, которые объединились в 735 интрапренерских инновационных предприятий. Инкубаторы с количеством 1-2 изобретателя составляют 42%, 3-10 чел. - 38%, 11-30 чел. - 13%, более 31 чел. - 7%. По сути это "мелкие предприятия" с выходом на крупный бизнес. Одномесячные инкубаторы – 14%, 2-6 мес. – 27%, 7-12 мес. - 27%, 13-18 мес. - 20%, 19-24 мес. - 8%, более 25 мес. – 4%.1Из инкубаторов "выращиваются" инновационные предприятия, которые уже в общественном масштабе занимаются "инновационным бизнесом" и тем самым освоение творчески-производительных инноваций ставится в обществе "на поток".
5. Рабочие акционерные фирмы. Они основаны на трудовом предпринимательстве рабочих, приобретших на акционерных паях капиталистическое предприятие. В социально-культурном плане - это рабочее производительное творчество в формах коллективной акционерной собственности, что в западных обществах расценивается как "демократизация частной собственности" (аналог нашей акционерной приватизации государственной собственности. Пока что доля рабочих акционерных фирм незначительна и 50% акционерного капитала принадлежит 2% владельцев, но в соответствии с "Программой передачи акционерной собственности рабочим и служащим" планировалось к 2000 г. передать им 25% акционерного капитала. Рабочим и служащим предоставляется полное право самостоятельного распоряжения своей социальной производительной силой. Коллективная форма "организации собственности" снимало у них социальное чувство «наёмности», и они сами переходили к найму менеджеров. Право голоса распределяется пропорционально пакету акций владельца. Предприятие приобретается чаще всего в обмен на возможность сохранить работу и добиться ее рентабельности: в счет 20%-ного сокращения заработной платы, в
1 Иванов М.М. Инкубаторные программы//США: ЭПИ. - 1989. - № 9. - С.74-76.
счет кредита под залог активов приобретаемого предприятия, а также за счет страховых средств пенсионного фонда, и иногда на паях с банками, финансирующих сделку. "Неисчерпаемым" считается пенсионный фонд, который превышает 1,4 трлн. долл. и который пускается рабочими в оборот акционерного предприятия. Рабочие гораздо лучше трудятся, прибыль резко возрастает, иногда 10-кратно, что позволяет при выходе на пенсию иметь пакет акций стоимостью по 10 тыс. долл. каждая. Картина не всегда идиллическая, так как рабочие нередко бастуют, чтобы выразить несогласие с решениями своих наемных менеджеров, у которых в такого рода предприятиях сразу возникает свой корпоративный интерес, стремление ограничить «акционерные голоса» рабочих в свою пользу.