Духовный потенциал труда и культурогенная структура трудовой деятельности

Человечество переживает критический период своей истории. Смогут ли люди ответить на вызов, который они бросили сами себе? Сумеют ли обуздать в себе разрушительные силы и найти созидательные силы для выбора и реализации нового пути культурного развития? Смогут ли осуществить творческую миссию на земле, построить новую культуру жизни или канут в небытие? Это вызов самой природе человека.

Сейчас становится вполне очевидным, что характер использования человеческих производительных сил, применяемых способов общест­венного производства с неизбежностью рока ведут людей к экологичес­кой катастрофе, неизлечимым социальным болезням, духовной деградации. Вполне реально стал финальный вопрос: "Кто мы такие? Откуда пришли? Куда идем?" Человеческая витальность, по данным многих исследова­телей иссякает, а жизненный порыв подпитывается лишь надеждой, что красота спасет мир.

Между тем потенциал для жизни у человека есть, и он огромный. Заключен он в духовном потенциале труда. Именно в нем заложены культурные потенциалы самого человека, потенциал его новой культуры. Пока что использование духовного потенциала труда далее функционального обслуживания утилитарных потребностей общества как "царства необхо­димости" не идет. В общественном производстве человек пока что функционирует не более, чем средство, товарная рабо­чая сила для обмена /и эксплуатации/, не становится самоцелью и объектом для развития его творческой духовной сущности. Производительные возможности духовности и социальности человека при их творческой реализации остаются втуне, социальные и духовные силы как не­посредственно производительные в движение не приводятся.

Духовный потенциал труда и представляет собой в общем плане синтез социокультурных и производительных возможностей человека для творческой деятельности. Сейчас общество переживает "революцию труда" в том смысле, что духовная и социальная сущность челове­ка пробуждается и высвобождается для творческой производительной деятельности, обнаруживает себя в производительном творчестве, преобразуя духовный потенциал труда в деятельность по самореализации и последующему развитию сил и способностей человека.

Человек изначально целостное существо. Он не воспроизводит себя в какой-либо только одной определенности, а производит себя во всей своей целостности. Также человек строит и целостный про­цесс труда. Труд - это комплексный обменный процесс, в который органически включены социальные и духовные силы людей. Труд ни­когда не был одномерно-вещественным процессом обмена между че­ловеком и природой.

Исторически целостность труда была нарушена его общественным разделением. Само по себе разделение труда естест­венно и природное как разделение функций в человеческом теле. Но когда "природное разделение" труда становится "социальным разделением", когда социальное отчуждается от природного, а духовное от социального и затем разделенные компоненты, функционализируясь, начинают вступать во взаимное противоборство как различные сущности в модусах умственно-физического, мате­риально-духовного, вещественно-психического, объективного-субъективного, тогда происходит разрушение и человеческой це­лостности. "Как в самой природе голова и руки принадлежат одно­му и тому же организму, так и в процессе труда соединяются ум­ственный и физический труд. Впоследствии они разъединяются и доходят до враждебной противоположности” [К.Маркс].

Общество не стало единым Социумом, общественное производ­ство не стало "человеческим производством", первые "революции труда” были производственными, а не "человеческими революция­ми": промышленная революция XIX века, научно-техническая (тех­нологическая) XX века. Возникает предчувствие, что приближаю­щаяся "экологическая революция" может стать "антропогенной катастрофой". И эти опасения небезосновательны - ведь прогно­зируемый на ближайшее будущее "экологический способ производ­ства" мыслится как создаваемый в прежних парадигмах обществен­ного развития: на основе "безотходных технологий", как "биотехнологическое производство", где природа по-прежнему остается лишь "объектом эксплуатации", но в более "мягких формах", а че­ловеческие силы фигурируют как экспансионистские, агрессивно-потребительские, паразитирующие на богатстве природы. Это не более, чем "но­вый круг бытия" на базе "нового способа производства", в кото­ром задействуются более "тонкие формы" движения материи, но которые также ведут в тупик, к экоспазму или геоколлапсу, хотя и не столь оче­видно. "Новые пути" оказываются хорошо забытыми старыми про-изводственными принципами жизни человека на основе богатст­ва природы, а не богатства человека.

Новая духовная парадигма труда- это переход от жизни за счет богат­ства природы к жизни за счет "богатства человека" - природы человека и культуры человека. Лишь при решении этого якобы “нового” вопроса философии о соотношении натуры и культуры человека, природной и культурной меры его ми­ротворчества и самотворчества можно выйти на новые горизонты и мерные уровни природной экзистенции, на духовные поля смыслов и значений человеческого бытия.

Речь идет не о новом овладении человеком природы, а о собственном самопреодолении и самовысвобождении, о выборе себя в качестве объекта духовного творчества и производительной самореализации. Самопреодоление понимается как овладе­ние своей судьбой и жизнетворчество, как победа над собой и творческое саморазвитие. Самовысвобождение как овладение своей духовной и социальной сущностью и отторжение “не своей сущно­сти", "внеположенных" сущностных сил, находящихся за предела­ми творческих целей и задач человека, вне социальных и духовных смыслов его творчества. Самореализация как полное преобразова­ние духовных потенциалов труда в силы производительного твор­чества и самотворчества, позволяющих человеку найти и превзой­ти себя .

"Человек творческий" - это человек способный к реали­зации духовных потенциалов труда и к саморазвитию в процес­се производительного творчества своих социальных и духовных сил. Став человеком духовной свободы, он становится способным к преобразованию бытия культуры (общественной) в культуру личного бытия. И наоборот, превращает свою жизнь в непосредственное бытие культуры путем труда самореализации. Это человек осознавший, что у него нет биониши, потому что перед ним вся природа. Что у него нет "социальной ниши” (классовой, кастовой или элитарной), ибо его социальная ниша - все общество, открытый социум. Что у него нет и "духовной ниши”, в которой он мог бы "спастись" в самоуглубленности и саморефлексии, ибо его "психический микрокосм" открыт для всех, и его ду­ховный опыт имеет общечеловеческую ценность и значение.

Проблема обнаружения и развития культурного потенциала тру­да имеет не только культурологический и человеческий аспекты, но и внутренне-деятельностный, функционально-содержательный. Внешнее общественное разделение труда разделило его и внутренне как процесс. Социальные и духовные обменные процессы труда ока­зались практически выведенными за пределы вещественного обмена и даже всего материального производства, образовав особого рода "духовное производство" и "социальное производство».

Последнее не институализировалось и фигурирует как "социаль­ная сфера" или "социальная инфраструктура". Производственные от­ношения труда, не являясь полным эквивалентом социальных и духов­ных процессов трудообмена, по­теряли даже свою изначальную сущность "производительных отноше­ний", превратившись в структуры управления и контроля за производством (министерства, ведомства, корпоративные объединения). В высокоразвитых индустриальных странах производственные отношения труда игнорируются вообще и до последнего времени ин­терпретировались как "технологические отношения" производства, а социальные взаимоотношения работников рассматривались на личност­ном уровне как человеческие отношения «социальных партнеров» труда. Полезность этих взаимоотношений оценивается по показателям "предельной производительности факторов производства" (Д.Белл, З.Бжезинский), среди которых человек часто оказывался в числе самых "малопроизводительных факторов" что и стимулировало попытки создания технотронного производства, других его моделей, суть которых "свобода от труда". И лишь А.Тоффлер, первый среди западных теоретиков, поставил проблем осуществления "свободы для тру­да", сформулировав ее, конечно, в традициях западной мысли.

Так, он объединяет технологические и социальные силы развития общества в "третьей волне" исторического движения человечества. Это уже "деиндустриальное общество", главной фигурой которого является не человек-потребитель ("консьюмер"), а человек-про­изводитель ("просьюмер"). Такой человек полностью отвергает потребитель­ский комфорт и стремится самостоятельно решать собственные проблемы вместо того, чтобы платить другим. У него воз­никла "причуда" утверждать свою ценность не в потреблении, а в производительном творческом труде. Впоследствии А.Тоффлер говорит уже о целой системе "новой идеологии" производства, развиваемого новыми работниками. Они созидают особую "вторую экономику", в которой труд не улавливаются показателями "денежной экономики». Работники начинают производить продукты и услуги для личного по­требления, а не для обмена. В связи с этим американский уче­ный предлагает уже сейчас различать в современном производстве два сектора: "А'' - производство для обмена, т.е. обычное товар­ное производство, и "Б" - производство для личного потребления. Т.е. "нетоварное", "социальное производство» для человека, его личного духовного творческого развития.

Внутреннее разделение труда разрушает его как целостный процесс комплексного действия и взаимодействия материальных, социальных и духовных сил, делает его невозможным для "лично­стного потребления", самореализации и саморазвития творческой сущности человека. Это ведет к различной степени присвоения работниками социальных и духовных отношений труда, следователь­но, к их "личностной редукции" в "частичных работников" с раз­деленной сущностью и разделенными сущностными силами. Что приводит затем к практически неустранимой "сущностной дифференциации" людей на "творческих" и "нетворческих", "одномерных" и "многомерных", «духовных» и "бездуховных", "культурных" и "бескультурных" (принципиально неспособных к целостному восприятию действи­тельности и целостному, "сложному поведению"). Духовная и со­циальная сущностная сила человека в процессах труда оказалась практически отчужденной, присваиваемой другими.

Духовная сила человека - это его сужденная сущностная си­ла.Из-за внутреннего разделения труда она оказалась отчужден­ной в процессах труда как неявленная сила. Ибо сама духовность в качестве сущностного начала человека принципиально неотчужда­ема как "внутренняя сущностная собственность". "Внешнее разде­ление" труда позволяет технологически явить духовную силу чело­века в виде "духовного производства" в новой системе обществен­ного производства в виде "информационного производства" в индуст­риальных странах.

Социальная сила человека - это его призванная сущностная сила,которая явлена, чаще всего как общение, коммуникативное взаимодействие в процессах труда, но не как самостоятельно дей­ствующая производительная социальная сила. В сфере общественно­го разделения труда ("внешнее разделение") она даже не развернута в особое "социальное производство", хотя статус "социаль­ного работника" уже сформировался (хотя и не в том контексте).

Духовно-культурный потенциал трудасо стороны его внутренне-деятельностного содержания - это комплекс обменных процес­сов взаимодействия материальных, социальных и духовных сил че­ловека, открывающих ему возможность к творческой производитель­ной самореализации. Этот "путь самореализации» и позволяет че­ловеку выстраивать процесс труда в единую и целостную жизнедея­тельность, в которой он становится субъектом собственного раз­вития, объектом самотворчества.

Труд, обнаружив свой духовный потенциал и открыв человеку "путь самореализации», превращает всю его жизнедеятельность в труд самореализации- способностей, талантов, сужденной сущности по его рождению. Именно через механизм труда самореализации че­ловеческие социальные и духовные силы из "внутренней самоценно­сти" превращаются в общественную ценность. Это практическая дея­тельность человеческого духа и человеческой социальности вовне, в социум по предметному воплощению творческой сущности человека в универсальные ценности его культурного бытия.

В концепции духовного потенциала труда представлена "культурная парадигма труда». Это модель гуманизированного труда по линиям сущностных сил человека, результатом чего является рождение у него сил производительного творчества. Источник этой силы в - снятии противоречия между субъектом и объектом труда путем встречи-слияния труда и культуры, образование "духовного потенциала" напряжения труда на противоположных сторонах трудового процесса, как выбор в полярных оппозициях «самореализация–самоутрата», «самообретение-самоотречение».

Механизм дей­ствия –интеграция социальных и духовных сил челове­ка в качестве непосредственно производительных. Силы производительного творчества - это силы реализованного духовно-культурного потенциала труда, "триплет сил" – социальной, духовной и силы творческой самореализации. Реализуя духовный потенциал труда, человек трансформирует свою рабочую силу как простую утилитар­ную в творческую силу как сложную универсальную.

Великий отечественный философ Н.А.Бердяев к концу жизни пришел к выводу, что в современную «техническую эпоху» для восстановления человеческой духовности и преодоления «господства машин», нужно «царство машин» сменить на «царство» духовного труда. Потенциал энергии для нового труда человек почерпнет в духовном творчестве. Это новый вид духовно–творческой энергии. Она энергия не перераспределяющая или обменная, а «энергия прирастающая», которая возникает в ходе духовно-творческого процесса. В этом смысле и понимается деятельностное творчество человека, как «оправдание человека» через духовное творчество.

Это означает, что человек выходит за пределы своей жизни как "движения по плоскости" и перехо­дит к "вертикальному движению" духовной жизни, как бы переходя в "иное из­мерение". «Творческое движение, духовная жизнь не есть движе­ние по плоскости, это движение вертикальное ввысь и вглубь... Сознание глубинное видит движение вертикальное» (Н.А. Бердяев). Великий ученый-антрополог Тейяр де Шарден уже в наше время увидел «вертикальное» духовное движение в «творческой эволюции» человека, связанное с переходом от "радиальной энер­гии" к «тангенциальной энергии», от движения в пределах одного витка эволюции к многовитковому движению, совершаемого вокруг космической оси развития. "Дух земли" получает развитие в космическом ноогенезе.

Человек осуществляет "бегство от труда" как от проклятия, пытаясь обрести "свободу от труда», неизбежно возвращался к тру­ду как искуплению, и в обретенной свободе обращался к труду для катарсиса, самоочищения в свободном труде, чтобы найти в себе новые силы для жизни и саморазвития.

Приводя в действие духовный потенциал труда, человек призывает свои социодуховные силы, и с ними он обретает свободу саморазвития. Свобода саморазвития как новое качество человека осознается им в процессах творческого труда как принцип дополнительности.

Дополнительная степень свободы в социальном плане - это выбор. Он охватывает не только многовариантные возможности для самореализации человека и многовариантные способы для самораз­вития. Это выбор между функциональными силами (отчужденными), которые призваны для жизнеобеспечения человека и общества, и силами сущностными (творческими), которые неявлены, и являются как сужденные для жизнетворчества человека.

Дополнительная степень свободы в духовном плане - это куль­тура. Онa позволяет осуществить "универсальный выбор". Это не "вариантный выбор", а "интегральный выбор". Выбор «культуры человека» и замена совершенно иной культурой жизни. Это «выбор духа», а не бездуховно­сти и технотронности. В конце концов - это «выбор выбора» (С.Кьеркегор).

Когда свобода выступает атрибутом духа, а дух - атрибутом культуры, тогда он становится универсальной силой. Она может проявлять себя по разному, формируя различные «культурные ре­альности". Исторически наиболее мощно проявил себя "великоханьский дух" в Китае, "буддийский дух" в Индии, "античный дух" в Древней Греции и Риме, «арийский дух» в Германии, «славянский дух» в нашей стране, "американский дух" в США, "дух ямато" в Японии.

Универсальная сила духа может быть проявлена и реализова­на не обязательно в сфере труда, но и в других сферах жизни че­ловека. В т.ч. и непосредственно в самой духовной сфере. Но в сфере труда потенциал духовной силы является наибольшим, но только когда он принимает характер производительного творчест­ва. Духовное напряжение становится максимальным на полюсах ин­тегрального выбора в процессах производительного творчества. Реализация или антиреализация? Синтез или дезинтеграция? Со­вершенствование или деградация? Просветление или озверение? Катарсис или проклятие?

Поэтому механизм реализации социодуховных сущностных сил человека в тру­довой деятельности "от культуры» в общем виде может быть представлен в следующем виде: «культура - духовный потенциал труда - производительное творчество человека – свободный труд». Духовный потенциал труда в этом механизме - источ­ник самодвижения процессов труда, источник саморазвития сил че­ловека в трудовых процессах. Культура как дополнительная сте­пень свободы, дающая возможность интегрального выбора, непосред­ственно приводит в действие процессы труда, осуществляя в них свободное движение человеческих способностей.

Наши рекомендации