Духовный потенциал труда и культурогенная структура трудовой деятельности
Человечество переживает критический период своей истории. Смогут ли люди ответить на вызов, который они бросили сами себе? Сумеют ли обуздать в себе разрушительные силы и найти созидательные силы для выбора и реализации нового пути культурного развития? Смогут ли осуществить творческую миссию на земле, построить новую культуру жизни или канут в небытие? Это вызов самой природе человека.
Сейчас становится вполне очевидным, что характер использования человеческих производительных сил, применяемых способов общественного производства с неизбежностью рока ведут людей к экологической катастрофе, неизлечимым социальным болезням, духовной деградации. Вполне реально стал финальный вопрос: "Кто мы такие? Откуда пришли? Куда идем?" Человеческая витальность, по данным многих исследователей иссякает, а жизненный порыв подпитывается лишь надеждой, что красота спасет мир.
Между тем потенциал для жизни у человека есть, и он огромный. Заключен он в духовном потенциале труда. Именно в нем заложены культурные потенциалы самого человека, потенциал его новой культуры. Пока что использование духовного потенциала труда далее функционального обслуживания утилитарных потребностей общества как "царства необходимости" не идет. В общественном производстве человек пока что функционирует не более, чем средство, товарная рабочая сила для обмена /и эксплуатации/, не становится самоцелью и объектом для развития его творческой духовной сущности. Производительные возможности духовности и социальности человека при их творческой реализации остаются втуне, социальные и духовные силы как непосредственно производительные в движение не приводятся.
Духовный потенциал труда и представляет собой в общем плане синтез социокультурных и производительных возможностей человека для творческой деятельности. Сейчас общество переживает "революцию труда" в том смысле, что духовная и социальная сущность человека пробуждается и высвобождается для творческой производительной деятельности, обнаруживает себя в производительном творчестве, преобразуя духовный потенциал труда в деятельность по самореализации и последующему развитию сил и способностей человека.
Человек изначально целостное существо. Он не воспроизводит себя в какой-либо только одной определенности, а производит себя во всей своей целостности. Также человек строит и целостный процесс труда. Труд - это комплексный обменный процесс, в который органически включены социальные и духовные силы людей. Труд никогда не был одномерно-вещественным процессом обмена между человеком и природой.
Исторически целостность труда была нарушена его общественным разделением. Само по себе разделение труда естественно и природное как разделение функций в человеческом теле. Но когда "природное разделение" труда становится "социальным разделением", когда социальное отчуждается от природного, а духовное от социального и затем разделенные компоненты, функционализируясь, начинают вступать во взаимное противоборство как различные сущности в модусах умственно-физического, материально-духовного, вещественно-психического, объективного-субъективного, тогда происходит разрушение и человеческой целостности. "Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяются умственный и физический труд. Впоследствии они разъединяются и доходят до враждебной противоположности” [К.Маркс].
Общество не стало единым Социумом, общественное производство не стало "человеческим производством", первые "революции труда” были производственными, а не "человеческими революциями": промышленная революция XIX века, научно-техническая (технологическая) XX века. Возникает предчувствие, что приближающаяся "экологическая революция" может стать "антропогенной катастрофой". И эти опасения небезосновательны - ведь прогнозируемый на ближайшее будущее "экологический способ производства" мыслится как создаваемый в прежних парадигмах общественного развития: на основе "безотходных технологий", как "биотехнологическое производство", где природа по-прежнему остается лишь "объектом эксплуатации", но в более "мягких формах", а человеческие силы фигурируют как экспансионистские, агрессивно-потребительские, паразитирующие на богатстве природы. Это не более, чем "новый круг бытия" на базе "нового способа производства", в котором задействуются более "тонкие формы" движения материи, но которые также ведут в тупик, к экоспазму или геоколлапсу, хотя и не столь очевидно. "Новые пути" оказываются хорошо забытыми старыми про-изводственными принципами жизни человека на основе богатства природы, а не богатства человека.
Новая духовная парадигма труда- это переход от жизни за счет богатства природы к жизни за счет "богатства человека" - природы человека и культуры человека. Лишь при решении этого якобы “нового” вопроса философии о соотношении натуры и культуры человека, природной и культурной меры его миротворчества и самотворчества можно выйти на новые горизонты и мерные уровни природной экзистенции, на духовные поля смыслов и значений человеческого бытия.
Речь идет не о новом овладении человеком природы, а о собственном самопреодолении и самовысвобождении, о выборе себя в качестве объекта духовного творчества и производительной самореализации. Самопреодоление понимается как овладение своей судьбой и жизнетворчество, как победа над собой и творческое саморазвитие. Самовысвобождение как овладение своей духовной и социальной сущностью и отторжение “не своей сущности", "внеположенных" сущностных сил, находящихся за пределами творческих целей и задач человека, вне социальных и духовных смыслов его творчества. Самореализация как полное преобразование духовных потенциалов труда в силы производительного творчества и самотворчества, позволяющих человеку найти и превзойти себя .
"Человек творческий" - это человек способный к реализации духовных потенциалов труда и к саморазвитию в процессе производительного творчества своих социальных и духовных сил. Став человеком духовной свободы, он становится способным к преобразованию бытия культуры (общественной) в культуру личного бытия. И наоборот, превращает свою жизнь в непосредственное бытие культуры путем труда самореализации. Это человек осознавший, что у него нет биониши, потому что перед ним вся природа. Что у него нет "социальной ниши” (классовой, кастовой или элитарной), ибо его социальная ниша - все общество, открытый социум. Что у него нет и "духовной ниши”, в которой он мог бы "спастись" в самоуглубленности и саморефлексии, ибо его "психический микрокосм" открыт для всех, и его духовный опыт имеет общечеловеческую ценность и значение.
Проблема обнаружения и развития культурного потенциала труда имеет не только культурологический и человеческий аспекты, но и внутренне-деятельностный, функционально-содержательный. Внешнее общественное разделение труда разделило его и внутренне как процесс. Социальные и духовные обменные процессы труда оказались практически выведенными за пределы вещественного обмена и даже всего материального производства, образовав особого рода "духовное производство" и "социальное производство».
Последнее не институализировалось и фигурирует как "социальная сфера" или "социальная инфраструктура". Производственные отношения труда, не являясь полным эквивалентом социальных и духовных процессов трудообмена, потеряли даже свою изначальную сущность "производительных отношений", превратившись в структуры управления и контроля за производством (министерства, ведомства, корпоративные объединения). В высокоразвитых индустриальных странах производственные отношения труда игнорируются вообще и до последнего времени интерпретировались как "технологические отношения" производства, а социальные взаимоотношения работников рассматривались на личностном уровне как человеческие отношения «социальных партнеров» труда. Полезность этих взаимоотношений оценивается по показателям "предельной производительности факторов производства" (Д.Белл, З.Бжезинский), среди которых человек часто оказывался в числе самых "малопроизводительных факторов" что и стимулировало попытки создания технотронного производства, других его моделей, суть которых "свобода от труда". И лишь А.Тоффлер, первый среди западных теоретиков, поставил проблем осуществления "свободы для труда", сформулировав ее, конечно, в традициях западной мысли.
Так, он объединяет технологические и социальные силы развития общества в "третьей волне" исторического движения человечества. Это уже "деиндустриальное общество", главной фигурой которого является не человек-потребитель ("консьюмер"), а человек-производитель ("просьюмер"). Такой человек полностью отвергает потребительский комфорт и стремится самостоятельно решать собственные проблемы вместо того, чтобы платить другим. У него возникла "причуда" утверждать свою ценность не в потреблении, а в производительном творческом труде. Впоследствии А.Тоффлер говорит уже о целой системе "новой идеологии" производства, развиваемого новыми работниками. Они созидают особую "вторую экономику", в которой труд не улавливаются показателями "денежной экономики». Работники начинают производить продукты и услуги для личного потребления, а не для обмена. В связи с этим американский ученый предлагает уже сейчас различать в современном производстве два сектора: "А'' - производство для обмена, т.е. обычное товарное производство, и "Б" - производство для личного потребления. Т.е. "нетоварное", "социальное производство» для человека, его личного духовного творческого развития.
Внутреннее разделение труда разрушает его как целостный процесс комплексного действия и взаимодействия материальных, социальных и духовных сил, делает его невозможным для "личностного потребления", самореализации и саморазвития творческой сущности человека. Это ведет к различной степени присвоения работниками социальных и духовных отношений труда, следовательно, к их "личностной редукции" в "частичных работников" с разделенной сущностью и разделенными сущностными силами. Что приводит затем к практически неустранимой "сущностной дифференциации" людей на "творческих" и "нетворческих", "одномерных" и "многомерных", «духовных» и "бездуховных", "культурных" и "бескультурных" (принципиально неспособных к целостному восприятию действительности и целостному, "сложному поведению"). Духовная и социальная сущностная сила человека в процессах труда оказалась практически отчужденной, присваиваемой другими.
Духовная сила человека - это его сужденная сущностная сила.Из-за внутреннего разделения труда она оказалась отчужденной в процессах труда как неявленная сила. Ибо сама духовность в качестве сущностного начала человека принципиально неотчуждаема как "внутренняя сущностная собственность". "Внешнее разделение" труда позволяет технологически явить духовную силу человека в виде "духовного производства" в новой системе общественного производства в виде "информационного производства" в индустриальных странах.
Социальная сила человека - это его призванная сущностная сила,которая явлена, чаще всего как общение, коммуникативное взаимодействие в процессах труда, но не как самостоятельно действующая производительная социальная сила. В сфере общественного разделения труда ("внешнее разделение") она даже не развернута в особое "социальное производство", хотя статус "социального работника" уже сформировался (хотя и не в том контексте).
Духовно-культурный потенциал трудасо стороны его внутренне-деятельностного содержания - это комплекс обменных процессов взаимодействия материальных, социальных и духовных сил человека, открывающих ему возможность к творческой производительной самореализации. Этот "путь самореализации» и позволяет человеку выстраивать процесс труда в единую и целостную жизнедеятельность, в которой он становится субъектом собственного развития, объектом самотворчества.
Труд, обнаружив свой духовный потенциал и открыв человеку "путь самореализации», превращает всю его жизнедеятельность в труд самореализации- способностей, талантов, сужденной сущности по его рождению. Именно через механизм труда самореализации человеческие социальные и духовные силы из "внутренней самоценности" превращаются в общественную ценность. Это практическая деятельность человеческого духа и человеческой социальности вовне, в социум по предметному воплощению творческой сущности человека в универсальные ценности его культурного бытия.
В концепции духовного потенциала труда представлена "культурная парадигма труда». Это модель гуманизированного труда по линиям сущностных сил человека, результатом чего является рождение у него сил производительного творчества. Источник этой силы в - снятии противоречия между субъектом и объектом труда путем встречи-слияния труда и культуры, образование "духовного потенциала" напряжения труда на противоположных сторонах трудового процесса, как выбор в полярных оппозициях «самореализация–самоутрата», «самообретение-самоотречение».
Механизм действия –интеграция социальных и духовных сил человека в качестве непосредственно производительных. Силы производительного творчества - это силы реализованного духовно-культурного потенциала труда, "триплет сил" – социальной, духовной и силы творческой самореализации. Реализуя духовный потенциал труда, человек трансформирует свою рабочую силу как простую утилитарную в творческую силу как сложную универсальную.
Великий отечественный философ Н.А.Бердяев к концу жизни пришел к выводу, что в современную «техническую эпоху» для восстановления человеческой духовности и преодоления «господства машин», нужно «царство машин» сменить на «царство» духовного труда. Потенциал энергии для нового труда человек почерпнет в духовном творчестве. Это новый вид духовно–творческой энергии. Она энергия не перераспределяющая или обменная, а «энергия прирастающая», которая возникает в ходе духовно-творческого процесса. В этом смысле и понимается деятельностное творчество человека, как «оправдание человека» через духовное творчество.
Это означает, что человек выходит за пределы своей жизни как "движения по плоскости" и переходит к "вертикальному движению" духовной жизни, как бы переходя в "иное измерение". «Творческое движение, духовная жизнь не есть движение по плоскости, это движение вертикальное ввысь и вглубь... Сознание глубинное видит движение вертикальное» (Н.А. Бердяев). Великий ученый-антрополог Тейяр де Шарден уже в наше время увидел «вертикальное» духовное движение в «творческой эволюции» человека, связанное с переходом от "радиальной энергии" к «тангенциальной энергии», от движения в пределах одного витка эволюции к многовитковому движению, совершаемого вокруг космической оси развития. "Дух земли" получает развитие в космическом ноогенезе.
Человек осуществляет "бегство от труда" как от проклятия, пытаясь обрести "свободу от труда», неизбежно возвращался к труду как искуплению, и в обретенной свободе обращался к труду для катарсиса, самоочищения в свободном труде, чтобы найти в себе новые силы для жизни и саморазвития.
Приводя в действие духовный потенциал труда, человек призывает свои социодуховные силы, и с ними он обретает свободу саморазвития. Свобода саморазвития как новое качество человека осознается им в процессах творческого труда как принцип дополнительности.
Дополнительная степень свободы в социальном плане - это выбор. Он охватывает не только многовариантные возможности для самореализации человека и многовариантные способы для саморазвития. Это выбор между функциональными силами (отчужденными), которые призваны для жизнеобеспечения человека и общества, и силами сущностными (творческими), которые неявлены, и являются как сужденные для жизнетворчества человека.
Дополнительная степень свободы в духовном плане - это культура. Онa позволяет осуществить "универсальный выбор". Это не "вариантный выбор", а "интегральный выбор". Выбор «культуры человека» и замена совершенно иной культурой жизни. Это «выбор духа», а не бездуховности и технотронности. В конце концов - это «выбор выбора» (С.Кьеркегор).
Когда свобода выступает атрибутом духа, а дух - атрибутом культуры, тогда он становится универсальной силой. Она может проявлять себя по разному, формируя различные «культурные реальности". Исторически наиболее мощно проявил себя "великоханьский дух" в Китае, "буддийский дух" в Индии, "античный дух" в Древней Греции и Риме, «арийский дух» в Германии, «славянский дух» в нашей стране, "американский дух" в США, "дух ямато" в Японии.
Универсальная сила духа может быть проявлена и реализована не обязательно в сфере труда, но и в других сферах жизни человека. В т.ч. и непосредственно в самой духовной сфере. Но в сфере труда потенциал духовной силы является наибольшим, но только когда он принимает характер производительного творчества. Духовное напряжение становится максимальным на полюсах интегрального выбора в процессах производительного творчества. Реализация или антиреализация? Синтез или дезинтеграция? Совершенствование или деградация? Просветление или озверение? Катарсис или проклятие?
Поэтому механизм реализации социодуховных сущностных сил человека в трудовой деятельности "от культуры» в общем виде может быть представлен в следующем виде: «культура - духовный потенциал труда - производительное творчество человека – свободный труд». Духовный потенциал труда в этом механизме - источник самодвижения процессов труда, источник саморазвития сил человека в трудовых процессах. Культура как дополнительная степень свободы, дающая возможность интегрального выбора, непосредственно приводит в действие процессы труда, осуществляя в них свободное движение человеческих способностей.