Человек как производительная сила.

Человек, став творческой производительной силой, обладателем человеческого капитала, существенно меняет свой статус. Его дея­тельность оценивается уже не столько по производительности труда, сколько по производительности его способности. Во многих высоко­развитых странах пробуждение специфических для каждого человека способностей начинают осуществлять уже в детском саду (впервые эту практику реализовала Англия). Реализация творческой способ­ности к технической рационализации работников в японской корпорации "Мицубиси Дэнки" позволяет ей иметь ежегодную прибыль с каж­дого по 500 тыс. долларов. Производительность творческой способ­ности работников примерно 100 изобретений в год (у нас на лучших предприятиях было 8-12, сейчас их практически нет).

Структура человеческого капиталавполне определенна:

– высокоразвитая профессиональная способность + умение в ней совершенствоваться;

– творческие начала в деятельности, высокий уровень творческой самореализации; это стремление к творчеству с высоким коэффи­циентом полезного действия в творческой деятельности (сколько у нас "непризнанных гениев", которые имея творческие задатки не в состоянии их практически реализовать);

– - предпринимательский дух как склонность к новаторству и но­вовведениям, к созданию "своего дела"; мало быть, например, хоро­шим изобретателем, нужно иметь потребность и способность к внед­рению своих изобретений и стать фундатором новаторского предприятия.

– готовность идти на риск: реализация новшеств всегда связа­на с риском, а способностью рисковать и добиваться успеха обла­дает далеко не каждый - таких предпринимателей по разным оценкам не более 4-7%; это качество тесно связано с умением "оптимизации риска" в тех случаям, когда он высок - это способность к "нейтра­лизации" факторов риска, т.е. их прогнозирования и выработка спо­собов зашиты.

Человек как творческая производительная сила, человеческий капитал со стороны производственных отношений развивает их как "человеческие отношения". В них уже непосредственно представлено действие социальных производительных сил человека. Это:

1. Силы коллективной (корпоративной) самоорганизации. Проявляют себя как производственно-управленческие отношения, как способность добиваться баланса интересов сотрудничающих сторон. Трудовые коллективы в значительной степени владели этими силами, что позволило им в условиям приватизации достаточно твердо от­стаивать свои производственные права и социально-экономические интересы, трансформироваться в акционерные предприятия. Однако отсутствие постприватизационной поддержки, обложение приватизированных предприятий огромной "налоговой данью", отсутствие оборотных средств, прежде всего денежных, не позволило им наладить эффективную производственную деятельность на основе корпоративной самоорганизации.

2. Силы технологической саморационализации. Проявляют себя как организационно-технические отношения: это проведение прежде всего организационно-технических мероприятий по модернизации производства, являющихся основой его развития и эффективной работы. Сейчас их надо прово­дить "снизу", не надеясь на помощь "сверху": вся инвестиционная политика замыкается именно на развитие сил технологической само­рационализации, на способности предприятий осуществлять самомодернизацию на новой технологической основе (приобрести высокопроизводительное оборудование, а затем путем высоко- прибыльной работы компенсировать понесенные затраты и инвестиционные кредиты).

3. Силы профессионального саморазвития. Они проявляют себя как социально-профессиональные отношения: это способность сохра­нять и увеличивать свою профессиональную конкурентоспособность на рынке труда вплоть до формирования "профессиональных корпора­ций", имеющих подавляющее технологическое преимущество благодаря постоянному профессиональному самообновлению человеческого капи­тала. В лучших японских корпорациях срок амортизации и обновле­ния человеческого (интеллектуального) капитала составляет 2-3 го­да. Переобучение персонала идет непрерывно и с нарастающим итогом, что позволяет осуществить быструю профессиональную карьеру.

Очевидно, что человек как простая материальная сила есть "грубая" производительная сила. А как творческая производительная сила, человеческий капитал, человек действует как "тонкая" производи­тельная сила. Их совокупность и образует "мягкие составляющие" производства. Но производства не любого, а на уровне производства деятельностей и человеческих способностей.

Что означает в политэкономическом аспекте производство допол­нительной стоимости за счет челловеческих способностей? В нашем обществе это сейчас один из самых "больных вопросов" - ведь налог на добавленную стоимость (НДС) буквально "душит" производство. А в западных странах он почти не ощутим, более того, утверждается, что вся созданная прибавочная стоимость (за вычетом вполне приемлемых налогов) отдается в руки тех, кто ее создает - рабочим и инженерам, другим наемным работникам. Это означает, что если у нас (в период существования СССР) на зарплату шло не более 10% полученной прибыли (или пре­доставленной дотации), то в западных странах - до 70%. Откуда же берется капитал, инвестиционные средства и "сверхприбыль" в индустриальных обществах - не за счет же "сверхэксплуатации", как ранее утверждалось официальной идеологией?

Причины здесь самые различные. От приемлемой "нормы эксплуатации" наемных работников или их "самоэксплуатации" (как частичных собственни­ков производства), до скрытой "сверхэксплуатации" населения "третьих" стран (Азии, Африки и Латинской Америки), где приемлемая социальная норма по заработной плате не превышает 300-500 долларов в месяц (в США - в среднем 15 тыс. долл.). Украина в пределах 100 долл, а Россия чуть больше – 120-150 долл.

Но подлинная сущность социального феномена в другом. В высо­коразвитых странах Запада и Востока запущен механизм действия со­циальных и духовных сил человека в качестве основных производительных сил общества. Политэкономически это выглядит так.

1. "Простое" производство. В его рамках функционирует прос­той труд и простой капитал по формуле:

необходимый труд + прибавочный труд, например, в соотношении: 70% + 30%.

При простом производстве (ранняя фаза капитализма) весь при­бавочный продукт изымался собственником производства, и лишь нез­начительная часть шла на воспроизводство рабочей силы и производства.

2. "Сложное" производство. Здесь уже представлен "сложный труд" и «сложный капитал», что позволяет развиться вначале промышленному, а затем - индустриальному производству (60-80-е годы ХХ века). "Секрет" накопления общественного богатства в час­тных руках заключен в формуле:

необходимый труд + прибавочный труд + добавленный труд.

Добавленный труд - это знания, уровень образования и информированности работника, его общий культурно-технический уровень и способность его самореализовать. Процентные соотношения существенно меняются, и, например, выглядят так: 3О% + 20% + 50%. По методике расчета от "простого производства" наемному работнику отдается как бы 70% прибавочной стоимости. А по методике расчета "от сложного производства" – только 20%. А 50% присваивается собственником предприятия. Но это присвоение уже "не улавливается" людьми, потому что в действие пошли "тонкие" составляющие производства. Наемные работники свои знания, интеллект, способность ксамоорганизации и саморационализации отдают бесплатно. Вполне достаточная компенсация - моральные поощрения. Типичный пример из жизни нашего общества - зарплата не платится, а трудовые коллек­тивы работают, их производственная организация не разваливается, а удерживается без сложного механизма государственного регулирования.

3. Инновационное производство ("постиндустриальное", информа­ционное). Человек в нем функционирует как творческая производительная сила, человеческий капитал, который чаще всего представлен в виде социальных производительных сил, "человеческих отношений" на производстве. Механизм действия подобного производства ( в исто­рическом плане - это "социетальный способ производства") пос­троен уже по новой формуле:

необх. труд + прибав. труд + добавл. труд + надбавленный труд

Надбавленный труд - это интеллект, способный к творчеству, нова­торству, преумножению способностей, к аккумуляции и расширенной репродукции информации, способность к изобретательству и откры­тиям, эффективной творческой самореализации. Процентное соотноше­ние между компонентными составляющими труда вновь существенно ме­няется и может быть, например, таким: 5%. + 15% + 30% + 50%. Уровень неопла­ченного и присвоенного продукта в виде "добавленной" и "надбавленной" стоимости поднимается до 80%! В системе международного разделения общественного труда распределение труда выгля­дит таким образом:

- издержки необходимого труда погашают слаборазвитые страны: производство сырья, материалов, полуфабрикатов;

- издержки прибавочного труда принимает на себя "черное производство" (добывающее и перерабатывающее): добывающее производство в высоко­развитых странах не превышает 2-5%, перерабатывающее - 10-20%;

- добавленную и надбавленную стоимости в индустриальных и "постиндустриальных" странах создает "белое производство" (обслуживающее и информационное).

В ближайшей перспективе произойдет развитие производства деятельностей и человеческих способностей. "Первые ласточки" - это технополисы будущего, в которых работают "творческие гении": в США - это Кремниевая долина, которая производит подавляющее количество разработок по микроэлектронике, в Японии планируется создание в ближай­шем будущем 19 подобных технополисов. Но уже сейчас в обычной структуре "белого производства" чрезвычайно эффективно и успешно работают новаторские предприятия, в которых затратность на внедрение новов­ведений снижается в 20 раз.

Это изобретательские предприя­тия, например, в виде инженерно-технических центров по производ­ству "ноу-хау"; интрапренерские внутрифирменные предприятия, ра­ботающие по "инкубаторным программам" быстрейшего развития инно­вационным технологий; венчурные фирмы рискового предпринима­тельства, работающие по принципу "отрицательный результат — тоже результат", степень риска в них определяется соотношением 2000:20:2. Т.е. из двух тысяч предложенных к реализации проектов отбирается не более двадцати, а практически реализуется только два, но они должны компенсировать все понесенные расходы и дать прибыль.

Таким образом, прогресс общественного производства и научно-технический прогресс общества в целом в значительной степени оказы­вается "человеческим прогрессом", прогрессом человеческие произ­водительных сил. И в этом контексте становятся понятной концеп­ция "деиндустриализаиии" общества, развития "нетехнологического уклада". Для развития общества в обозримой перспективе будут все больше будут задействоваться биосоциальные механизмы. На первом этапе - это биотехнологии, включая технологии, в которых обеспечивается синтез искусственного и человеческого интеллектов. А на втором - собственно "человеческие техно­логии". Они подразумевают использование духовных сил человека в качестве непосредственно производительных. Среди них:

- коммуникативные силы человека: это его способность к «продуктивному общению», к функциональному взаимодействию с целью произ­водства новой информации посредством творческого общения;

- силы функционально-ценностного самоопределения, прежде всего в своей творческой способности: вначале она может быть и слабовыраженной и малопрестижной, неконкурентоспособной и денежно не обеспеченной, - но в этом и заключен смысл духовно-творческого выбора человека, за которым следует неуклонное стремление к цели в условиях, когда "ставки сделаны";

- силы новаторского предпринимательства : это силы познава­тельно-технологического действия - мало сделать жизнедеятельностный выбор и определиться в своих способностях, необходимо его предметное осуществление как убедительное доказательство для се­бя и для других, т.е. речь идет о переходе от ценностного самоопределения к творческому самовоплощению;

- волютивно - эмотивные силы; это силы "психогенного подкрепления", побуждающие к эффективным действиям; т.е. выбранная цель и способы ее реализации должны соответствовать психофизическим потенциалам че­ловека, где обычно наблюдается "зазор" - силы переоцениваются (амбиции), а трудности недооцениваются, или по другому - претензии не отвечают способностям;

- силы нормоценностной реализации: это силы "внутреннего контроля", когда «критическое сознание» соизмеряет соответствие средств и целей, когда требуется постоянное "отслеживание" и коррекция ценностных норм с удержанием "планки дости­жений" на уровне целеполагания, т.е. чтобы был приемле­мым уровень достижений при достаточной мотивации; иногда эти силы определяют как "интенциональные сипы", т.е. как сипы намерения в достижении поставленной целей.

Тем самым общественное производство располагает достаточными "че­ловеческими ресурсами" для своего развития – открытыми, но пока что достаточно не проявленными. Вопрос весь в том, каким будет общественное производство, которое призвано обеспечить жизнедеятельность общества как развивающейся системы. И каким должен быть потенциал жизнеспособности природы для развития общества. В этом отношении общественное производство должно стать "социоприродным производством" - поддерживающим, ук­репляющим и развивающим силы природы и общества в их органичном единстве. А этому критерию отвечает только духовно-практическая деятельность человека, духовное производство.

В следующей теме и раскрывается, что представляет собой духовное производство и каковы его духовно-деятельностные основания.

Тема 6.

ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ

Вопросы:

1. Понятие духовного производства.

2. Духовный потенциал труда и культурогенная структура трудовой деятельности.

3. Духовно–практическая деятельность человека.

4. Феноменологические основы духовно – психической деятельности интеллигенции (как субъекта духовного производства).

Наши рекомендации