Отношение к изучению языка и культуры лесных юкагиров школьников других национальностей и потомков юкагиров
К изучению родного языка коренных малочисленных народов Севера из числа школьников, причисляющих себя к юкагирам, 36,8% выбрали ответ «мне все равно», такое же количество относятся положительно. Хотели бы выучить якутский язык 26,3% и 15,8% хотели бы выучить юкагирский язык. На этот же вопрос школьники неюкагиры ответили следующее: относятся положительно 27,3%, выбрало ответ «от этого только выиграю, если буду знать больше языков» 18,1%, хотели бы выучить якутский 27,3%, один человек относится равнодушно и один изъявил желание выучить в совершенстве юкагирский язык. Значит, к изучению юкагирского языка в школе положительно относятся 63,3% неюкагиров и 52,6% юкагиров.
На вопрос для чего нужно знание юкагирского языка, из школьников неюкагиров 27,3% считают его ненужным, 9,1% счел необходимым изучить юкагирский, потому что его предки были юкагирами. 18,2% сочли нужным изучать юкагирский, чтобы общаться на нем с сородичами. Два учащихся, необходимость изучения юкагирского подтвердили ответом, что это их родной язык. Хотя себя к юкагирам не причислили, в национальности написали русские и на вопрос, какой язык вы считаете своим родным, написали русский. И один интересный ответ старшеклассника, который желает учить юкагирский, чтобы на нем петь рэп. То есть, количество школьников неюкагиров, относящихся положительно к изучению юкагирского языка и культуры, увеличивается и составило 72,7% от общего их числа. На этот же вопрос школьники, причислившие себя к юкагирам, подтвердили необходимость изучения языка и культуры, выбрав несколько вариантов из предложенных ответов: «это язык культуры моих предков», «нравится процесс постижения родным языком», «пригодиться в общении с сородичами», «это мой родной язык». Это 94,7% из числа школьников юкагиров. Только один школьник юкагир счел ненужным изучение языка, написав в ответе «мне он не нужен».
На вопрос как вы оцениваете роль школы в сохранении языка и культуры юкагирского народа, половина школьников неюкагиров считают положительным, оставшаяся часть недостаточным. Такое же положение выявилось в ответах и школьников юкагиров.
На вопрос как вы оцениваете роль школы в сохранении языка и культуры юкагирского народа, половина школьников неюкагиров считают положительным, оставшаяся часть недостаточным. Такое положение выявилось в ответах и школьников юкагиров.
К изучению юкагирского языка в школе взрослое население юкагиров и других национальностей относятся положительно. Многие юкагиры, не владеющие своим родным языком, хотели бы выучить в школе. И что самое хорошее, юкагирский язык хотели бы выучить даже люди других национальностей.
На последний вопрос анкеты, что нужно для большего изучения языка большинство резидентов школьников не смогли дать адекватный ответ. Самыми интересными ответами были: «не пропускать уроки юкагирского языка», «учить и только учить», «побольше книг на юкагирском языке», «прививать интерес к школьников к родной культуре». Взрослое население в большинстве написало «общение между школьниками». Таким образом, выразило надежду на свое подрастающее поколение.
Лесные юкагиры не теряют надежды возродить свой язык, положительно относятся к изучению языка и культуры в школе. Их веру поддерживают представители других национальностей, живущих в селе Нелемное.
Заключение
Разные причины (междоусобицы, голод, эпидемии, ассимиляция) сократили численность юкагиров с нескольких тысяч до нескольких сотен. По переписи 1959 года по Якутии их стало всего 292 человека. Это была точка минимума в демографической динамике народа.
Несмотря на численное сокращение, в начале XX века язык и культура у народа были еще живы. Поколение юкагиров, выросших в советское время, свой родной язык и культуру не изучали в школе. В итоге, существование народа встало под угрозу исчезновения, хотя в последней трети XX века наблюдается рост числа юкагиров по всей Якутии.
Осознание вымирания пришло к лесным юкагирам в 80-х годах ХХ века, тогда же была создана база для сохранения языка и культуры. При директоре школы Ю. Т. Бушкове, в 1985-86 учебном году были открыты факультативы изучению языка и культуры лесных юкагиром (одулы). Первыми учителями стали Василий Константинович Спиридонов, Акулина Егоровна Шадрина и Акулина Васильевна Слепцова.
В 90-х годах на этой базе была основана РЭП (Республиканская Экспериментальная Площадка), главной целью которой была сохранение языка и культуры лесных юкагиров. Деятельность школы в режиме эксперимента охватывает все категории населения села Нелемного, организации.
В итоге, проведя опрос, мы узнали, что из 63,3% школьников, причисливших себя к юкагирам, 100% в том или ином уровне владеют юкагирским языком. Школьники других национальностей, кроме одного человека, так же владеют языком на разных уровнях.
Из опрошенных людей (взрослого населения) только один владеет языком, может разговаривать. Этот чел достаточно молодой 1992 г.р. и изучал язык и культуру в школе. Два чела 1953 и 57 гг. ответили, что язык понимают, но сами не говорят. Потому что их родители юкагиры разговаривали между собой на юкагирском языке. А их дети в результате интернатного детства находились в отрыве от языковой среды от семьи, они приучены выражатся на русском языке.
Хотя были в ответах анкет с отрицательным отношением к изучению языка и культуры, к деятельности школы в режиме эксперимента у юного поколения юкагиров, взрослого населения и у других национальностей в целом положительное. 94,7% юкагиров школьников, 72,7% неюкагиров школьников и 100% взрослых разных национальностей одобряют изучение языка и культуры лесных юкагиров (одулы).
На наш взгляд из всего исследования можно сделать вывод, что работа школы в режиме эксперимента в целом плодотворна.
Но в ходе анкетирования мы выяснили некоторые проблемы. Во-первых, полное отсутствие языковой среды вне школы. Хотя, проводятся факультативы для желающих изучать юкагирский язык, количество взрослых, посещающих эти занятия минимально. Из опрошенных 10% жителей села только один посещает факультативы для взрослых. Эта же проблема порождает другую проблему. Окончив школу учащиеся, не находя применения знаний по языку, постепенно его забывают. Если школа не возьмется строго за взрослое население, то в условиях, когда языковая среда вне школы отсутствует, ее деятельность будет неэффективна. Нужны действенные методы.
Мы можем предложить следующие варианты. Так как взрослое население работающее и основным жизненным приоритетом является уровень заработка, можно было разработать совместные с организациями села программы по заработной плате, которые стимулировали бы их желание выучить родной язык. Допустим: рабочие ТЭЦ, охотники, сотрудники почты и других организаций ходят в школу на факультативы для взрослых. Для них разрабатываются графики с учетом их загруженности, в конце каждого квартала (четверти) они выполняют контрольные, в ходе которого выясняется уровень их знаний по юкагирскому языку и культуре, ставятся оценки. Эти оценки приравниваются к баллам, смотря по которым выплачивается стимулирующая часть зарплаты. Положения программ учителя юкагирского языка и культуры могут разработать совместно с администрацией школы и организаций. Депутаты Суктула «Нелемнский наслег» могут утвердить их как нормативно – правовые акты, правомочные на территории села Нелемного, обязательные для всех работающих. Средства для стимулирования можно добиться, разработав программы, у всемирной организации ЮНЕСКО, посредством нее из бюджета страны или есть один вариант. Это разделить средства заработной платы на две части, как у учителей, на основную часть и стимулирующую.
Когда большая часть населения будет владеть юкагирским языком (понимать речь, писать и читать), сделать его официальным языком на территории села Нелемное, месте компактного проживания лесных юкагиров. Учителя юкагирского языка и культуры могли бы перевести на юкагирский язык бланки, документацию, выполняемую в ходе работы в организациях села: график работы, план работы и т.д. Эти документы служащими заполнялись бы на юкагирском языке. Администрация школы могла бы принимать письменные заявления на юкагирском языке, объявления выпускать также на юкагирском языке, вынуждая взрослое население к мотивации изучить юкагирский язык и культуру.
Стимулировать желание выучить на уровне родной юкагирский язык у взрослого населения можно также, разрабатывая семейные конкурсы и другие по знаниям юкагирского языка и культуры, победителям которого будут выдаваться премии в денежной сумме и в бесплатных путевках.
На территории села проводить ежедневное радиовещание на юкагирском языке. Рассказывать новости дня, погоду на юкагирском языке, активно использовать собранные в школьном Фонде 11 ч. аудио-, 6 ч. записей на CD уникальных образцов «живой» речи, фольклора и культуры юкагирского народа. Можно также создать местное телевидение с использованием из того же Фонда 13 ч. видеоматериалов.
Таким образом, создать языковую среду в селе Нелемное.
В ходе исследования выяснился еще один минус. Мало художественной литературы на юкагирском языке доходят до наслега. Надо выпускать больше художественной литературы на юкагирском языке. На уроках литературы народов Крайнего Севера ученики работают творчески, создавая мини-книжки. Можно было эти детские и юношеские работы отобрать, и выпустить книжки на юкагирском языке, чтобы учащиеся начальных классов могли их прочитать. Взрослое население на факультативах учились бы читать на юкагирском языке и переводить работы своих детей школьников, племянников и др.
Список использованной литературы:
1. Васильев Н.И. История Якутия. Якутск: Бичик, 2007.
2. Жирков И.И. География Якутии. Учебное пособие 9 кл. Якутск: Бичик, 2007.
3. Загладин Н.В. История России в контексте всемирной истории. Учебное пособие для 11 кл. – Москва: Русское слово, 2005.
4. Йохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. –Новосибирск: Наука, 2005.
Список использованных интернет сайтов:
1. http://glamyr-znaeteli.livejournal.com/39179.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Динамика демографических изменений юкагиров с XVII по XX век |
Таблица №1
648 ( по книге ясачного сбора) | Колымских – 1080 Индигирских – 1072 Анадырских – 1360 Всего:3452 |
Середина XVII в. (по В.А. Туголукову) | |
1665 (по .Б.О Долгих, В.И. Огородникову) | |
1680-е годы (В.А. Туголукову) | |
Конец XVII в. (В.А. Туголукову) | |
1761-1767 (по переписи ясачной комиссии, 3-я ревизия) | 306 «ясачных душ» * 2,5 = 766 |
1766 ( по И.Г.Георги) | 3856 «ясачных душ»* 3 = 11568 |
1769 (В.Ф. Иванов по А.П.Окладникову) | |
1897 (перепись населения Российской империи, по В.Б. Игнатьевой) | |
1917 (перепись, по М.П.Соколову) | |
1917 (перепись, по В.Б. Игнатьевой) | |
1926 (по У.А. Винокуровой) | |
1927 (по переписи) | |
1939 (перепись по В.Б. Игнатьевой) | 675 (с чукчами) |
1959 (по переписи) | |
1970 (по переписи) | |
1979 (по переписи) | |
1989 (по переписи) | |
Примечание: Здесь и в тексте использованы данные информационных источников Правительства, Министерств и Госкомитета по статистике Республики Саха (Якутия), которые нами найдены из учебника «География Якутии», И.И. Жирков и др., таблица №6, стр.264 – 269
Примечание: http://glamyr-znaeteli.livejournal.com/39179.html
Анкета для выявления влияния системы образования в сохранении