Глава1. Причины, поставившие народ на грани вымирания
Когда-то сильный и многочисленный юкагирский народ к концу XX века оказался на грани вымирания. Динамику этого процесса мы можем проследить из таблицы №1 и рисунка №1 в приложениях. В 17 - 19 веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий. «Ни одна другая болезнь не вызывает такого ужаса у юкагиров, так как именно оспа – одна из главных причин вымирания народа»[3]. Русские принесли не только оспу, которую юкагиры называли шомодьэ-йоу («великая болезнь»)[4]. Среди юкагиров распространились другие заразные заболевания, к которым у северных народов не было иммунитета. Следовательно, при отсутствии медицины в то время численность народов сильно сократилась вследствие этих эпидемий.
Основным занятием таежных юкагиров была охота и рыболовство, соответственно, их жизни напрямую зависели от удачи в охоте. Если в лесах зверья становилось мало, а реках и озерах рыбы, то наступал голод. «Взрослые охотники разбрелись в поисках пищи, а оставшиеся в юртах старики, женщины и дети начали умирать от голода».[5]
В своих трудах В.И. Йохельсон также говорит об ущербе благосостоянию народа сбора налога-«ясака», который сыграл свою роль в процессе вымирания народа. В Якутском, Вилюйском и Олекминском уездах ясак не превышал 2 соболей с одного лица, в Верхоянье и Колыме доходил до 5-8 соболей.[6] Чтобы заполучить больше ясака, сборщики, вносили в списки давно умерших людей.
Обязательно надо отметить в причинах сокращения численности юкагиров военные столкновения и процесс ассимиляции другими народами.
Вячеслав Иванович Шадрин, уроженец села Нелемное, член совета старейшин юкагирского народа, в одной из своих исследовательских работ по теме «Проблемы функционирования языков малочисленных народов Севера (на примере лесных юкагиров)» раскрыл ряд причин, приведших к исчезновению культуры и языка одулов – таежных юкагиров.
Мы приводим в данной работе, воспоминания старожилов села Нелемное с данными из учебника по истории России, из описанных В.И. Шадриным, две причины.
Одной из причин, поставивших язык и культуру на грани исчезновения – это система образования Советского союза, которая не учитывала национальные особенности, традиционный уклад народов Севера. «С 1954 г. в связи с ликвидацией Дальстроя и передачей села Нелемное с частью своей территории в состав Якутской АССР дети стали обучаться в интернате п. Зырянка, в котором, несмотря на территориальную близость к с. Нелемное, не учитывались этнические особенности детей, более того им запрещалось общение на родном юкагирском языке».[7] Таким образом, дети юкагиров в советское время находились в отрыве от юкагирской языковой среды, не изучали свой родной язык, культуру и в школе. По отношению к ним проявлялась откровенная дискриминация.
Второй причиной является коллективизация и поселкование, которые проводились советской властью в 30 годы XX века. Традиционным занятием тундренных юкагиров является оленеводство. Таежные юкагиры издревле были охотниками и рыболовами. Соответственно занятиям первые вели кочевой образ жизни. Вторые весной вели бродячий образ жизни, летом перемещались по реке от одного рыбного места к другому. С приходом осени поселялись в постоянных зимних жилищах.
В итоге поселкования и коллективизации они вынуждены были перейти на оседлый образ жизни в смешанных селах, где общим разговорным языком являлся, конечно же, русский язык. Это способствовало активной ассимиляции юкагиров окружающим населением. Все больше становилось смешанных семей, где в быту употреблялся также русский язык и соответственно, потомство, воспроизведенное в таких семьях, вырастало в русской языковой среде. Язык стал умирать. На родном юкагирском разговаривало только старшее поколение, и только между собой, когда встречались. Их дети понимали, о чем разговаривают их родители, но сами из-за интернатского детства и юности были приучены выражать мысли на чужом русском языке.
Причинами сокращения численности юкагиров, который прослеживается с XVI века, являются болезни, голод, ассимиляция и войны. В XX веке внутренняя политика советской власти привела угрозе исчезновения языка и культуры малочисленного народа лесных юкагиров.