Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Обеспечение развития первичных представлений:
о том, что такое буква, предложение, гласный и согласный звуки, звуковой анализ слова.
Создание условий для приобретения опыта:
чистого произнесения всех звуков родного языка;
использования в речи средств интонационной выразительности (регулирование громкости голоса, темпа речи, интонации);
подбора слов и фраз, сходных по звучанию, ритмически и интонационно («Где ты, кошечка, была?»);
использования вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации, анализа простых трёхзвуковых слов, определения места звука в слове, гласных и согласных звуков;
использования в ситуации речевого общения понятий «буква», «предложение», «гласный и согласный звуки», «звуковой анализ слова»;
деления слов на слоги, выделения ударного гласного и конечного согласного звуков;
составления предложений;
определения последовательности слов в предложении.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Обеспечение развития первичных представлений:
о сложных художественных произведениях;
о таких литературных жанрах, как загадка, сказка, рассказ, небылица;
о писателях, поэтах, некоторых фактах их биографии;
о средствах языковой выразительности: эпитетах, сравнениях, метафорах, речевых оборотах и т. д.;
об эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений человека с другими людьми, об окружающем мире.
Создание условий для приобретения опыта:
проявления читательских предпочтений в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений;
понимания текстов с описаниями и элементами научно-популярного стиля (фрагменты детских энциклопедий);
активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др.;
адекватного реагирования на чтение произведений больших форм (чтение с продолжением).
Художественно-эстетическое развитие
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Искусство (словесное, музыкальное, изобразительное) выполняет этическую и эстетическую функции образования детей дошкольного возраста. Особенность восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства заключается в том, что с их помощью ребёнок открывает и мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, добро и зло, красоту окружающего мира, переживая и проживая содержание произведений искусства. Процесс общения с произведениями искусства (книгой, музыкой, картиной,
народной игрушкой и др.) является одним из определяющих в интеллектуальном, личностном (в том числе мировоззренческом) и эстетическом становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Создание условий для приобретения опыта:
восприятия красоты природы (совершенства её формы, фактуры, богатства естественных цветовых оттенков, пропорций объектов растительного и животного мира);
восприятия (рассматривания) подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства, выделения их средств выразительности; произведений изобразительного искусства;
слушания произведений музыки;
чтения (восприятия) художественной литературы и фольклора, в том числе больших форм (чтение с продолжением), способствующих осмыслению многообразия проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах (в книгах и в жизни); видения в содержании прочитанного коллизий и конфликтов персонажей, способов их разрешения; самостоятельного установления причинно-следственных связей событий, поступков героев, их эмоциональных состояний; использования книжных представлений (о человеке, его эмоциях, состояниях, поступках,
характере взаимоотношений с другими людьми, об окружающем мире)в других видах детской деятельности;
контекстуального восприятия книги, произведений музыкального и изобразительного искусства путём включения интересных сведений о писателе, композиторе, художнике, истории создания произведения;
проявления желания задавать вопросы, понимания смыслового содержания и сюжетов произведений искусства, литературы и фольклора, развития художественных образов;
проявления музыкальных, читательских и художественных предпочтений, некоторой эстетической избирательности, эстетических оценок и суждений;
эмоционального отклика на произведения разных видов искусства, в которых с помощью средств выразительности переданы разные эмоциональные состояния людей, животных и освещены проблемы, связанные с личным и социальным опытом детей, сопереживания и высказывания к ним своего отношения;
осмысления значимости искусства в жизни человека;
передачи своего настроения средствами выразительности изобразительного и музыкального искусства;
самостоятельного нахождения в окружающей жизни, художественной литературе и природе простых сюжетов для изображения.
Формирование элементарных представлений о видах искусства:
об истории народных промыслов (двух-трёх), достижениях народных мастеров; о разнообразии материалов (дерево, глина, металл, фарфор) и их отличии друг от друга, о красоте геометрических, растительных узоров, стилизации знакомых форм (трава, ягода, цветок, лист),особенностях изображения общих для всех видов декоративно-прикладного искусства образов (птица, конь и др.);
о декоративно-оформительском искусстве, книжной графике и плакате, живописи и скульптуре;
о жанрах и музыкальных направлениях, о жанрово-тематическом многообразии литературных произведений;
о семантической картине мира, выраженной в произведениях народного декоративно-прикладного, изобразительного и музыкального искусства.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Обеспечение развития первичных представлений:
о правильной позе и необходимости быть аккуратным при работе за столом, правилах хранения материалов для конструктивно-модельной и изобразительной деятельности;
о знакомых и новых изобразительных материалах (карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, гуашь, сангина, уголь и др.);
о способах и приёмах конструктивно-модельной и изобразительной деятельности (например, способах различного наложения цветового пятна, сочетаниях разных изобразительных материалов, приёмах украшения созданных продуктов и др.), в том числе и обобщённых;
об основных свойствах и характеристиках линии и основах декоративного рисования;
об эмоциональных состояниях и чувствах людей, способах их выражения средствами искусства;
о способах преобразования построек в соответствии с заданными условиями (машины для разных грузов; гаражи для разных машин и др.) в зависимости от структуры конструкции, от её практического использования;
о различных способах воплощения художественных образов.
Создание условий для приобретения опыта:
ежедневного свободного, творческого рисования, лепки, аппликации, конструирования, восприятия музыки и музыкального исполнительства, активного использования разнообразных изобразительных и конструктивных материалов для реализации собственных целей;
самостоятельного нахождения и выразительной передачи средствами музыкальной, изобразительной и конструктивно-модельной деятельности образов окружающего мира, явлений природы, простых сюжетов из окружающей жизни, художественной литературы и ярких событий общественной жизни; расширения тематики изобразительной и конструктивно-модельной деятельности; самостоятельного выбора сочетания цветов, композиции, украшения в зависимости от назначения узора, формы предмета, материала;
украшения созданных продуктов конструктивно-модельной и изобразительной деятельности, предметов (бумажных тарелок, стаканчиков и др.);
изготовления простых игрушек для игр с водой, ветром; участия в оформлении группового помещения к праздникам, играм-драматизациям, спортивным соревнованиям, театральным постановкам и т. д.;
использования цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому объекту или выделения в рисунке главного;
экспериментирования с красками, пластическими, природными и нетрадиционными материалами, музыкальными звуками для реализации своих замыслов;
целенаправленного следования своей цели, намеченному плану, преодоления препятствий (не отказываться от своего замысла до получения результата);
разворачивания игровых сюжетов по мотивам (образам) музыкальных, художественных и изобразительных произведений;
овладения средствами и компонентами музыкальной деятельности, в том числе пения (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), различения звуков по высоте (в пределах ре первой октавы — до второй октавы), игры на детских музыкальных инструментах; системного использования музыкально-развивающих пособий и игрушек и др.,
самостоятельного сольного исполнения; импровизирования; изменения окончаний музыкальных произведений; выполнения творческих заданий, участия в концертах-импровизациях (самостоятельной инсценировки детьми содержания песен, хороводов), музыкальных сюжетных играх;
овладения средствами рисования, в том числе работы со знакомыми и новыми изобразительными материалами; применения различных способов и приёмов рисования (учить проводить узкие и широкие полосы
краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки), смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых цветовых тонов, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую), использования разнообразных цветов и оттенков, способов различного наложения цветового пятна; использования цвета в качестве средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного; сочетания некоторых изобразительных материалов (гуашь и восковые мелки, уголь); рисования гуашью (по сырому и сухому); передачи формы, строения предмета и его частей, их расположения, основных пропорций; использования обобщённых способов, лежащих в основе изображения ряда образов, для достижения большей выразительности образа при изображении позы,
различных деталей, передаче характерных особенностей; расположении изображения на листе бумаги выше и ниже, чтобы передавать расположение предметов, находящихся дальше и ближе; составления узоров на основе двух-трёх видов народного декоративно-прикладного искусства на полосе, прямоугольнике, на бумаге разной формы; передачи колорита росписи, характера композиции (симметричные, асимметричные);
овладения средствами лепки, в том числе овладения способами и приёмами лепки (из целого куска, комбинированным и конструктивным, ленточным и путём вдавливания, моделирования вылепленных
форм кончиками пальцев, сглаживания мест соединения; соединения частей путём прижимания и примазывания, украшения вылепленных изделий с помощью стеки и налепов, установления фигуры на ногах или на подставке и др.); передачи общей формы предмета и его частей, основных пропорций, строения, несложных движений фигуры человека и животных, содержания событий путём размещения одной-двух фигур или предметов в одной сценке;
овладения средствами аппликации, в том числе вырезывания более сложных симметричных форм (ёлка, животные, люди) из бумаги, сложенной вдвое; овладения приёмами вырезывания предметов, имеющих
различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении и с передачей несложного движения; составления композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги); создания аппликационного образа
путём обрывания и составления его из частей с последовательным наклеиванием;
овладения средствами конструирования, в том числе различения новых деталей по форме и величине и их использования; овладения обобщёнными способами обследования конструируемого объекта (определять основные части, устанавливать их функциональное значение, пространственное расположение); создания предметных и сюжетных композиций по условиям, теме, рисунку, фотографии, замыслу, схеме; презентации одной темы несколькими постепенно усложняющимися конструкциями; планирования процесса возведения постройки и определения, какие детали более всего для неё подходят и как их целесообразнее скомбинировать; умения делать постройки прочными, связывая их между собой редко поставленными кирпичами, брусками или путём специально подготовленной основы для перекрытий; создания коллективных построек; сооружения различных конструкций одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта);
овладения средствами художественного труда, в том числе овладения способами и приёмами складывания квадратного листа бумаги (по диагонали и пополам с совмещением противоположных сторон и углов),закручивания прямоугольника в цилиндр, круга в тупой конус, переплетения полосок из различных материалов, а также техникой папье-маше.
Физическое развитие
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Содержание психолого-педагогической работы направлено на формирование физической культуры детей дошкольного возраста, культуры здоровья, первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.
Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
Создание условий для приобретения опыта:
совершенствования основных движений, двигательных умений и навыков (по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия), а также физических качеств во всех видах двигательной активности;
сохранения правильной осанки в процессе осуществления двигательной деятельности и жизнедеятельности;
красивого, грациозного и ритмичного выполнения упражнений, сочетания движения с музыкой, демонстрации культуры освоения основных движений.