Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.
Практические работы
1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.
2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).
Культурные растения и условия, необходимые для их жизни
(7 ч)
Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.
Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.
Отношение культурных растений к различным температурным показателям.
Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений. Контролирование человеком условий окружающей среды: холодные парники, теплицы, навесы и тоннели.
Почва и её плодородие. Питательные вещества, получаемые растениями из почвы. Почвенные смеси.
Органические удобрения. Минеральные удобрения – простые и комплексные, различие между ними. Наиболее распространённые удобрения, используемые в сельском хозяйстве. Сроки и способы внесения удобрений в практике растениеводства. Микроудобрения. Значение удобрений.
Практические работы
Выгонка зеленого лука. Влияние основных элементов питания на его рост и развитие.
Занимательные опыты с растениями (6 ч)
Правила проведения опытов. Выбор и подготовка объектов для опытов.
Опыты
Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте.
Влияние раздражителей на рост и развитие растения.
Прорастание семян при различных температурах.
Содержание в семенах воды, минеральных и органических веществ.
Образование крахмала в листьях на свету.
Способы размножения культурных растений (6 ч)
Семенное размножение сельскохозяйственных растений. Сбор и хранение. Посевные качества семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Основные способы вегетативного размножения: видоизменёнными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Хозяйственное значение вегетативного размножения культурных растений.
Практические работы
Прививка копулировкой с язычком плодовых деревьев и кустарников.
Черенкование комнатных растений.
Опыты
Проращивание семян при различных температурах.
Общие приемы возделывания сельскохозяйственных культур (6 ч)
Обработка почвы под культуры. Инструменты для обработки почвы.
Предпосевная подготовка семян. Сроки посева. Способы посева и посадки, глубина заделки семян. Приёмы подготовки посадочного материала (клубни, луковицы, корневища, черенки, отводки). Агротехника посева семян.
Общие приёмы ухода за растениями: рыхление междурядий, полив, подкормка, окучивание, прореживание, уничтожение сорняков, обрезка побегов, борьба с вредителями и болезнями.
Практические работы
Подготовка почвы к посеву.
Влияние глубины заделки семян на их всхожесть.
Планетарная роль растений (1 ч)
Роль зеленых растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Культурные растения как основной источник продуктов питания и сырья для промышленности. Растения и чистота воздуха. Значение зеленых насаждений. Работа учащихся по охране растительности, озеленению своего города (села), территории учреждения образования, учебных кабинетов.
Круглый стол «С урожаем круглый год» (1 ч)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения содержания учебной программы факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления о (об):
– роли культурных растений в жизни человека;
– рациональном использовании растительных богатств и их воспроизводстве;
– разнообразии сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни;
– особенностях строения корневой системы, стеблей, листьев, плодов и семян культурных растений;
– использовании органов растений человеком;
– условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;
– способах размножения культурных растений;
– многообразии и уникальности растительного мира.
Учащиеся овладевают следующими способами деятельности:
– объяснять значение культурных растений в жизни человека;
– называть важнейшие сельскохозяйственные культуры;
– ставить биологические опыты по влиянию факторов среды на рост и развитие растений, анализировать полученные данные, делать выводы;
– обосновывать значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;
– проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке;
– проводить различные агротехнические приёмы: рыхление почвы, полив, посев, пикировку, окучивание, подкормку, прореживание, уничтожение сорняков, обрезку побегов, борьбу с вредителями и болезнями;
– применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности культурных растений для их выращивания;
– овладевать приёмами возделывания культурных растений;
– составлять рекомендации по выращиванию сельскохозяйственных культур;
– соблюдать правила бережного отношения к растениям.