Заболевания опорно-двигательного аппарата

Содержание

Введение

Здоровье дарит человеку счастье и возможность активно трудиться долгие годы. Болезнь же лишает жизнь радости, приносит много горя и страданий не только больным, но и их близким.

Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью широко используется при комплексном лечении не только в больницах, поликлиниках, санаториях, но и в индивидуальном порядке. Правильное применение лечебной физической культуры (ЛФК) ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению к нормальной жизнедеятельности.

Эффективность лечебной физкультуры проверена веками. Врачи Древней Греции Гиппократ, Акслепиад и др. считали физические упражнения обязательным важным компонентом любого лечения. Древнеримский врач Клавдий Гамен рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов, прогулки, массаж.

Врач и философ Средней Азии Абу Али Ибн-Сина (Авицена) в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физические упражнения как важный элемент лечебной и профилактической медицины.

Выдающиеся русские ученые-медики М.Я Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, П.Ф. Лафарг постоянно подчеркивали важное значение гимнастики, двигательного режима, массажа, закаливания и трудовой терапии.

С ХХ века лечебная физкультура получила дальнейшее развитие и стала наукой. На основе современных физиологических и клинических концепций разработаны теоретические основы и определены методические положения их использования. Обоснованы и применяются различные частные методики ЛФК при многочисленных заболеваниях и травмах, а также в качестве профилактических упражнений для предупреждения заболеваний и продления жизнедеятельности человека.

Нарушенная осанка, сколиоз и плоскостопие являются наибо-лее распространенными заболеваниями опорно-двигательного ап-парата у детей и подростков, и относятся к числу сложных и акту-альных проблем медицины и, в частности, лечебной физической культуры. На формирование неправильной осанки существенное влияние оказывает плохое физическое развитие, сниженная двига-тельная активность, порочное положение тела при стоянии, сиде-нии и лежа.

Сколиоз, или сколиотическая болезнь, – это боковые искрив-ления позвоночника с наличием скручивания (торсии) позвонков вокруг вертикальной оси. В настоящее время сколиоз рассматрива-ется как один из ведущих, ярко выраженных проявлений сколиоти-ческой болезни, причины которой, наряду с деформацией позво-ночника, оказывают влияние на работу всех систем организма, при-водя к функциональным и морфологическим изменениям не только в период роста позвоночника, но и в последующие годы.

Патологические структурные изменения позвоночника приво-дят к деформации грудной клетки и таза, а также к заболеваниям внутренних органов. Структурные изменения позвоночника прак-тически устранить невозможно, однако консервативное лечение с помощью метода лечебной физической культуры позволяет за-медлить прогрессирование заболевания.

Пособие разработано для студентов бакалавриата, обучаю-щихся по направлению 034300 «Физическая культура» и маги-странтов направления 020400 «Биология», магистерская программа «Физиология спорта», изучающих курс «Лечебная физическая культура» и спецкурс «Физическая реабилитация при заболевани-ях».

В настоящем пособии рассматриваются различные виды и формы дефектов осанки и сколиоза, формы и методы применения лечебной физкультуры.

Студенты факультета физической культуры и спорта (ФФКиС) должны не только иметь представление о данной патоло-6

гии опорно-двигательного аппарата, но и владеть методами и част-ными методиками лечебной физкультуры по осуществлению кор-рекции и стабилизации позвоночника в зависимости от дефектов осанки, а также вида, формы и течения сколиоза.

Учитывая, что патология опорно-двигательного аппарата у де-тей и подростков резко возрастает, учебно-методическое пособие восполняет недостаточный объем знаний, присутствующий в учеб-никах по лечебной физической культуре. В свою очередь, в виду малого количества часов, отведенных на изучение темы «Лечебная физкультура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата», студенты ФФКиС не успевают в полном объеме овладевать теоре-тическими знаниями и практическими умениями, так необходимы-ми при работе со специальными медицинскими группами и груп-пами лечебной физической культуры.

Структура пособия включает в себя краткое описание заболе-ваний опорно-двигательного аппарата и частные методики лечеб-ной физической культуры, массажа и плавания при различных де-фектах осанки, при сколиозах в зависимости от локализации, сте-пени и формы.

Работа с пособием предусматривает, что студент на основе полученных знаний сможет научиться самостоятельно составлять двигательный режим и комплексы лечебной гимнастики для боль-ных с конкретным заболеванием опорно-двигательного аппарата и при этом уметь проводить грамотный контроль за эффективно-стью занятий лечебной гимнастики.

Использование данного издания в учебном процессе позволит сформировать следующие компетенции бакалавров и магистров:

- умение выбирать средства и методы рекреационной двига-тельной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности психо-физиологического состояния на основе данных контроля физиче-ских способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17);

- способность формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления здоровья и работоспособности, обеспечение активного долголетия (ПК-18);

- умение реализовывать программы оздоровительной трени-ровки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления здоровьем, вопросы питания и регу-7

ляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с уста-новкой на восстановление (ПК-19).

Данное пособие можно использовать как при проведении тео-ретических и практических занятий со студентами, так и применять его в профессиональной деятельности специалистов физической культуры, методистов лечебной физической культуры и при само-стоятельных занятиях лечебной физкультурой.

Содержание

Введение

Здоровье дарит человеку счастье и возможность активно трудиться долгие годы. Болезнь же лишает жизнь радости, приносит много горя и страданий не только больным, но и их близким.

Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью широко используется при комплексном лечении не только в больницах, поликлиниках, санаториях, но и в индивидуальном порядке. Правильное применение лечебной физической культуры (ЛФК) ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению к нормальной жизнедеятельности.

Эффективность лечебной физкультуры проверена веками. Врачи Древней Греции Гиппократ, Акслепиад и др. считали физические упражнения обязательным важным компонентом любого лечения. Древнеримский врач Клавдий Гамен рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов, прогулки, массаж.

Врач и философ Средней Азии Абу Али Ибн-Сина (Авицена) в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физические упражнения как важный элемент лечебной и профилактической медицины.

Выдающиеся русские ученые-медики М.Я Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, П.Ф. Лафарг постоянно подчеркивали важное значение гимнастики, двигательного режима, массажа, закаливания и трудовой терапии.

С ХХ века лечебная физкультура получила дальнейшее развитие и стала наукой. На основе современных физиологических и клинических концепций разработаны теоретические основы и определены методические положения их использования. Обоснованы и применяются различные частные методики ЛФК при многочисленных заболеваниях и травмах, а также в качестве профилактических упражнений для предупреждения заболеваний и продления жизнедеятельности человека.

Нарушенная осанка, сколиоз и плоскостопие являются наибо-лее распространенными заболеваниями опорно-двигательного ап-парата у детей и подростков, и относятся к числу сложных и акту-альных проблем медицины и, в частности, лечебной физической культуры. На формирование неправильной осанки существенное влияние оказывает плохое физическое развитие, сниженная двига-тельная активность, порочное положение тела при стоянии, сиде-нии и лежа.

Сколиоз, или сколиотическая болезнь, – это боковые искрив-ления позвоночника с наличием скручивания (торсии) позвонков вокруг вертикальной оси. В настоящее время сколиоз рассматрива-ется как один из ведущих, ярко выраженных проявлений сколиоти-ческой болезни, причины которой, наряду с деформацией позво-ночника, оказывают влияние на работу всех систем организма, при-водя к функциональным и морфологическим изменениям не только в период роста позвоночника, но и в последующие годы.

Патологические структурные изменения позвоночника приво-дят к деформации грудной клетки и таза, а также к заболеваниям внутренних органов. Структурные изменения позвоночника прак-тически устранить невозможно, однако консервативное лечение с помощью метода лечебной физической культуры позволяет за-медлить прогрессирование заболевания.

Пособие разработано для студентов бакалавриата, обучаю-щихся по направлению 034300 «Физическая культура» и маги-странтов направления 020400 «Биология», магистерская программа «Физиология спорта», изучающих курс «Лечебная физическая культура» и спецкурс «Физическая реабилитация при заболевани-ях».

В настоящем пособии рассматриваются различные виды и формы дефектов осанки и сколиоза, формы и методы применения лечебной физкультуры.

Студенты факультета физической культуры и спорта (ФФКиС) должны не только иметь представление о данной патоло-6

гии опорно-двигательного аппарата, но и владеть методами и част-ными методиками лечебной физкультуры по осуществлению кор-рекции и стабилизации позвоночника в зависимости от дефектов осанки, а также вида, формы и течения сколиоза.

Учитывая, что патология опорно-двигательного аппарата у де-тей и подростков резко возрастает, учебно-методическое пособие восполняет недостаточный объем знаний, присутствующий в учеб-никах по лечебной физической культуре. В свою очередь, в виду малого количества часов, отведенных на изучение темы «Лечебная физкультура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата», студенты ФФКиС не успевают в полном объеме овладевать теоре-тическими знаниями и практическими умениями, так необходимы-ми при работе со специальными медицинскими группами и груп-пами лечебной физической культуры.

Структура пособия включает в себя краткое описание заболе-ваний опорно-двигательного аппарата и частные методики лечеб-ной физической культуры, массажа и плавания при различных де-фектах осанки, при сколиозах в зависимости от локализации, сте-пени и формы.

Работа с пособием предусматривает, что студент на основе полученных знаний сможет научиться самостоятельно составлять двигательный режим и комплексы лечебной гимнастики для боль-ных с конкретным заболеванием опорно-двигательного аппарата и при этом уметь проводить грамотный контроль за эффективно-стью занятий лечебной гимнастики.

Использование данного издания в учебном процессе позволит сформировать следующие компетенции бакалавров и магистров:

- умение выбирать средства и методы рекреационной двига-тельной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их возраста, пола, профессиональной деятельности психо-физиологического состояния на основе данных контроля физиче-ских способностей и функционального состояния занимающихся (ПК-17);

- способность формировать осознанное использование средств физической культуры как фактора восстановления здоровья и работоспособности, обеспечение активного долголетия (ПК-18);

- умение реализовывать программы оздоровительной трени-ровки для различных контингентов занимающихся, включающие в себя технологии управления здоровьем, вопросы питания и регу-7

ляции психического состояния, учитывая морфофункциональные, психологические и возрастные особенности занимающихся с уста-новкой на восстановление (ПК-19).

Данное пособие можно использовать как при проведении тео-ретических и практических занятий со студентами, так и применять его в профессиональной деятельности специалистов физической культуры, методистов лечебной физической культуры и при само-стоятельных занятиях лечебной физкультурой.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Наши рекомендации