Интерьер традиционного русского жилища
Если по своему внешнему облику жилища разных групп русских резко отличались друг от друга, то в их интерьере различий было гораздо меньше. На рубеже XIX-XX в. обычным было т р е х ч а с т н о е жилище. С улицы через крыльцо вход вел в сени - холодное неотапливаемое помещение. Здесь хранился различный инвентарь, утварь, в летнюю жару, когда в избе, где топилась печь для приготовления пищи и было душно, в сенях спали. С двух сторон к сеням примыкало два помещения - собственно жилище (покой) с печью и клеть, или камора, в которой хранились продукты, утварь, она также могла служить летней спальней. К концу XIX в. все шире распространяется тенденция превращать клеть в дополнительное жилое помещение парадного назначения, иногда отапливаемое. Здесь устраивали праздничные трапезы, размещали гостей. Дверь, которая вела с улицы в сени, открывалась внутрь, чтобы в случае обильного снегопада ее можно было открыть, а из жилого помещения в сени – наружу, чтобы в случае пожара беспрепятственно покинуть дом.
Для бедных семей была характерна двухчастная постройка, состоящая из жилой части и сеней, а то и одночастная, причем зачастую вход с улицы не оформлялся крыльцом. Зато в домах зажиточных семей, а на севере и обычных, в пятистенках, крестовиках, избах-двойнях жилая часть состояла из нескольких помещений, ее могли расширять путем прируба дополнительного помещения.
Значительную часть жилого помещения занимала печь - до четверти, а то и до трети всей площади. На рубеже XIX-XX вв. преобладала духовая печь, глинобитная или кирпичная. Она имела форму куба, который стоял на опечке в виде сруба в три-четыре венца из бревен или плах, перекрытого бревенчатым накатом. В одном из углов, а иногда и по всем четырем углам печи ставили столбы. На высоте человеческого роста от печного столба под прямым углом друг к другу отходили два бруса, упиравшиеся в стены, они назывались воронцы. Один служил опорой для полатей, образуя своеобразный поребрик, благодаря чему вещи, которые клали сюда – шапки, рукавицы, кушаки - не падали на пол. На второй ставили посуду, укладывали свежеиспеченный хлеб. Этот воронец зрительно, а если делалась перегородка, реально отделял собственно кухонное пространство у печи от остальной избы.
Внутри печи было значительное сводчатое пространство с плоским дном – подом, на котором разжигался огонь, здесь готовили пищу. Сбоку делалась глухая ниша, которая называлась жараток, или загнеток, сюда после топки сгребали горящие угли, чтобы в следующий раз от них снова затопить печь, ставили с вечера посуду с пищей, чтобы она была теплой до утра. Снаружи в печь вел проем – устье, или чело, при необходимости он закрывался металлической заслонкой. Дым выходил либо через устье, либо через отверстие в своде. В нижней части печи был подпечек в виде значительного пространства, здесь хранили печные принадлежности, складывали дрова, в зимнее время держали кур и молодняк. В стенах печи снаружи делали ниши (печурки) для увеличения поверхности, что усиливало теплоотдачу, кроме того, в нишах сушили продукты, одежду и обувь. В стене делали отверстия, которые соединялись с трубой, через одни чистили дымоходы специальной метелкой – помелом, а одно предназначалось для вывода дыма из разожженного самовара.
Печь могла топиться по-черному, и тогда из помещения дым выводился либо через специальное волоковое оконце, либо через отверстие, которое делалось под потолком в стене, смежной с сенями. В сенях над этим отверстием устанавливался вертикально длинный узкий ящичек без дна – дымница, она возвышалась над крышей, имела в верхней части много отверстий и покрытие, чтобы в нее не попадал дождь и снег. Но отопление по-черному было малокомфортным – в начале топки было холодно, поскольку приходилось открывать дверь, дым выедал глаза, на стены, потолок и другие детали дома садилась копоть, почему брусы, шедшие от печного столба и назывались воронцами.
В зажиточных слоях русского населения довольно рано над печью стали делать кожух, или патрубок с отверстием, а над ним кирпичную трубу для вывода дыма, такая топка называлась по-белому. К концу XIX в. кирпич стал доступен и для рядовых крестьянских хозяйств, но печи, топимые по-черному, они назывались курными, или рудыми («рудый» – красный, красно-коричневый) не исчезли, они бытовали до Великой Отечественной войны и даже после нее. Одна из причин этого – бедность населения. Но была и другая причина, по которой даже зажиточная семья предпочитала жить в рудой избе. У русской печи очень толстые стены, нагретые, они долго отдают тепло. Но по этой же причине много времени проходит, прежде чем затопленная печь, если она топится по-белому, начнет обогревать дом. У печи, топимой по-черному, теплый воздух сразу поступает в помещение, кроме того, топка по-черному вентилирует и дезинфицирует помещение. И все-таки предпочтение отдавалось печам, топимым по-белому, как более гигиеничным.
Трудно перечислить все функции русской печи. Она обогревала жилище и частично освещала его, в ней пекли в хлеб и готовили пищу, ее использовали для сушки продуктов, намокшей одежды и обуви, она была лучшим спальным местом в холодное время, на ее горячих кирпичах лечились при простудных заболеваниях, в подпечке в сильные морозы держали домашнюю живность. В южнорусских и некоторых других районах, где не было бань, в печи парились. Ее вытапливали, убирали угли с пода, тщательно его выметали и выстилали соломой. Человек брал ковшик с водой, осторожно лез в устье ногами вперед, закрывал заслонку печи и брызгал на свод. Из печи он вылезал в саже, но распарившийся, а мылся в корыте, которое ставили рядом с печью. В зимнее время самовар ставили в доме (в другое время в сенях или на улице), дым же выводили через отверстие в печи. Она была химическим цехом – в вытопленной печи раскладывали навоз, в который помещали шкуры и кожи для их размягчения: в теплоте химическая реакция шла быстрее. Печь выполняла роль барометра, ибо предсказывала погоду: дрова горят с треском и красным огнем – к морозу, белым – к оттепели, дым из трубы без ветра пригибается к земле – к снегу зимой, к дождю летом, дым идет столбом – к ясной погоде. Наконец, печь выполняла сакральные функции – при трудных родах открывали заслонку; в печи «перепекали» младенца, родившегося с физическими недостатками; к ней прикладывали руки участники похорон, вернувшись с кладбища, для ритуального очищения.
При всех своих положительных качествах русская печь имела существенные недостатки. Она была малоэкономна, т. е. потребляла много топлива, что было особенно ощутимо в южных безлесных районах, топка по-черному значительно ухудшала гигиенические условия жилища, а при топке по-белому проходило слишком много времени, прежде чем в доме становилось тепло. Поэтому, по крайней мере, с XVIII в., когда усиливаются контакты со странами Западной Европы, появляется другой тип печи – с плитой, по месту своего происхождения получившей название голландка (так же называлась и сугубо обогревательная печь, облицованная декоративной керамической плиткой). А для традиционной духовой печи появляется название русская. Голландка была лишена недостатков духовой печи, но не имела и ее преимуществ, в частности, в ней нельзя было испечь хлеба - главного блюда русской кухни. Выход был найден сначала в сооружении печей обоего типа – и русской и голландки, затем появились комбинированные сооружения, в которых плита пристраивалась к русской печи. В больших домах ставились также печи, предназначенные только для обогрева помещения.
Печь располагалась в одном из углов дома, который, соответственно, назывался печным, имели названия и другие углы – дверной, малый. По диагонали от устья печи находился угол дома, главный в бытовом и сакральном значении, что отразилось в его названиях, различающихся в разных районах проживания русских – большой (передний, красный, святой). В этом углу размещалась «божница» с иконами и было главное место для молений, здесь стоял стол, который мог быть единственной передвижной мебелью в доме, во время трапезы здесь сидели хозяин и хозяйка, чем почетней был гость, тем ближе к главному углу дома его сажали. Три важнейших момента в жизни русского человека отмечалось пребыванием его в этом углу – когда его, новорожденным младенцем, обмыв, укладывали на вывороченный мехом вверх тулуп; здесь он сидел при вступлении в брак во время свадебного пира; наконец, тут ставился гроб с его бездыханным телом.
В зависимости от местоположения печи, ориентации ее устья и положения переднего угла выделяются четыре типа планировки русского жилища: 1)северно-среднерусская, 2)ападнорусская (она аналогична украинской и белорусской), 3)восточно-южнорусская, 4)западно-южнорусская.
1.Северно-среднерусская планировка была распространена на севере и в центре европейской России, а также в южнорусских районах поздней колонизации – курских, донских, терских землях. Для нее характерно расположение печи при входе слева или справа, ее устье обращено к узкой фасадной стене дома, по диагонали от него у дальней стены находился красный угол. Пространство от устья печи до передней стены, которое называлось упеч (середа, куть, чулан), считалось женской половиной, здесь готовили пищу, иногда оно отделялось от остального помещения занавеской или дощатой перегородкой.
2.Западнорусская планировка была характерна для Смоленской, Псковской и частично Новгородской, Петербургской, Курской, Воронежской губерний, для некоторых районов Кубани и Терека. Печь также располагалась слева или справа от входа, но устьем к длинной, боковой стороне. Угол, где происходило приготовление пищи, находился у двери. За боковой стеной печи до передней торцовой стены делался деревянный настил для спанья, он назывался пол, или примост, неподалеку от примоста ставился сундук. В торцовой стене прорубалось только одно окно, два окна делали в продольной стене, находящейся против устья печи.
3.Восточно-южнорусская планировка была распространена в Воронежской, Тамбовской, частично Пензенской, Рязанской, Тульской губерниях. Для нее характерно расположение печи в дальнем от входа углу. Устье печи было обращено к входной двери. По диагонали от него между дверью и длинной стеной, выходившей на улицу, находился передний угол. Пол и полати настилались между боковой стеной печи и длинной передней стеной.
4.Западно-южнорусская планировка отмечена в Калужской, Орловской, Курской, частично в Тульской и Рязанской губерниях. Печь размещалась в дальнем от входа углу, но устьем была обращена к длинной стене дома, выходившей на улицу, передний угол располагался в другом, дальнем от входа углу. «Пол», т. е. настил для спанья, делали между боковой стеной печи и стеной дома, где была дверь.
В Сибири внутренняя планировка домов различалась в соответствии с теми традициями, которые приносило сюда русское население из европейской России. Преобладали северно-среднерусская и западнорусская планировки.
Интерьер традиционного русского жилища определялся зажиточностью семьи и местными традициями, в целом он был довольно прост. Большей просторностью и чистотой отличались дома Русского Севера и старожилов Сибири, меньшей, до откровенной убогости, особенно в бедных семьях, - жилища центральных и южных районов Европейской России, иногда новоселов Сибирского региона. Но основные элементы традиционного интерьера были одинаковы. Преобладало однокамерное жилище, только на европейском севере и в Сибири жилое пространство могло делиться на отдельные помещения капитальными бревенчатыми стенами, иногда отдельные части жилища отгораживались дощатыми стенками.
Вдоль стен набивали стационарные лавки для сидения и спанья, они имели свое назначение и свои названия. Например, та, что шла поперек дома называлась свадебная, на нее сажали жениха и невесту, а идущая вдоль – смеретная, ибо на нее ставили гроб с покойником. На высоте человеческого роста или чуть выше крепили полки (полавочники), на которых хранили повседневную утварь, продукты на ближайшее время, сюда ставили остатки пищи.
От печи до боковой стены под потолком делали деревянный настил – полати. Между стеной, где была входная дверь, и боковой стеной устраивалась широкая лавка, забранная снизу досками, она называлась коник, или кутник. Ее вертикальная боковая доска нередко вырезалась в виде конской головы. На конике мужчины занимались хозяйственными работами, и эта лавка считалась мужской. Пространство при входе называлось куть, или подпорожье, оно считалось прихожей, в большие морозы здесь держали мелкий скот. На лавке между обеденным столом и полатями пряли и шили, здесь ставили ткацкий стан.
Интерьер жилища на Севере и в Сибири у старожильческого населения имел некоторые своеобразные черты. Здесь пятистенки и крестовики, а также дома с прирубом имели капитальные бревенчатые перегородки, в то время как в центральных и южных районах жилище было однокамерным. Кроме того, на европейском Севере роль перегородки играла заборка – длинный и высокий под потолок шкаф с дверцами, в нем хранили пряжу, холсты, одежду, продукты на ближайшее время и т.п., заборку расписывали изображениями цветов, животных, птиц. Пространство между стеной и печью, образующее небольшое помещение, имело дверь, здесь хранили продукты и утварь, оно называлось шолныш, или шомнуша. Сбоку печи приделывался ящик из досок в виде шкафа с дверцами – голбец (коценка, каржина), из него в подполье вела лестница. Для молодежи дощатой перегородкой мог быть выделен отдел в виде изолированного помещения. В некоторых районах Сибири было принято расписывать стены, печь, полати, голбец яркими полихромными растительными узорами, иногда деревянная поверхность дома расписывалась и снаружи.
Нередко единственным видом переносной мебели в крестьянском жилище был стол, стоявший в красном углу. Из других видов переносной мебели можно отметить кровать – на ней спали хозяин и хозяйка, коник – так называлась не только широкая стационарная скамья, о которой уже шла речь, но и небольшая скамеечка, иногда тоже с декоративным оформлением в виде головы животного. Если не хватало лавок, использовали переносные скамейки. Особо ценную посуду могли хранить в шкафах, так называемых блюдниках. Самые ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерей, наконец, деньги – хранили в сундуке, в зажиточных семьях сундуков было несколько. Сундук делали для прочности из дубовых досок, обязательно с замком, наружным, а в зажиточной семье с более сложным для взлома, но зато и более дорогим, внутренним. Вынести сундук из дома по причине тяжести было невозможно, а чтобы его не взломали топором, обивали железными полосами, иногда декоративно оформленными. То, что не скажет о своей зажиточности хозяин, говорил его сундук – размерами, замком, качеством отделки.
Освещением традиционного русского жилища служили лучина или жирник. Лучина представляла собой длинную щепу из сосны, которую вставляли в железный светец, он мог быть стационарным, вбитым наглухо в стену, или переносным. Под горящей лучиной обязательно была емкость с водой, чтобы падающие на пол угли не наделали пожара. Лучина горит недолго, поэтому часто надо вставлять новую. В этом отношении лучше был жирник, или каганец, – каменная, керамическая или чугунная плошка, в которую наливался жир и помещался фитиль из мха, пеньковой или льняной кудели, а то и просто тряпочки. Горел он долго, но при этом нещадно коптил, поэтому зачастую предпочтение отдавалось более гигиеничной лучине.
Разнообразны в русском жилище были спальные места. В холодное время, если семья была большая, спать на печи и на полатях было прерогативой стариков и детей. Хозяин и хозяйка спали на самом высокостатусном месте – кровати, если она была. Остальные члены семьи спали на «полу», на голбце, на лавках. Если лавки были узковаты, к ним приставлялись скамейки, при недостатке мест спали на полу, но если в избе было жарко, на полу укладывались все домочадцы. В летнее время, особенно после топки печи для приготовления пищи, предпочитали спать в сенях, чуланах, горницах, а младшие члены семьи на лето обычно переселялись в чердачные светелки и амбары. Постельные принадлежности были самые незатейливые – матрацы и подушки, набитые соломой, домотканые подстилки и одеяла, но в зажиточных семьях имелись пуховые подушки и перины, настилальники – простыни, нижняя часть кровати закрывалась подзором – декорированным куском полотна.
Зажиточность семьи определяла размеры жилых домов, их декор, интерьер, количество и состав хозяйственных помещений. Но при преобладании низкого уровня жизни большей части населения традиционное русское жилище было малокомфортно, особенно в центральных и южных районах – в небольшом однокамерном помещении ютилось и десять, и двадцать, а подчас и больше человек, нередко больные рядом со здоровыми, отдыхающие рядом с работающими, семейные рядом с холостыми. Особенно тяжело было в зимнее время, когда нельзя было спать в амбаре, сенях или на чердаке, когда приходилось содержать в том же помещении домашнюю живность, когда глаза выедал дым от печи, топившейся по-черному, от горящих лучин или коптящего жирника. Одолевали обитателей жилища паразиты-насекомые – тараканы, блохи, клопы, вши.
Только к концу XIX в. жилищные условия начали улучшаться – жилое пространство стали делить дощатыми перегородками и матерчатыми занавесками, в крестьянских домах появились городская мебель, керосиновые лампы, настенные зеркала, набор фотографий в деревянной раме, занавески на окнах, комнатные цветы. Конечно, в первую очередь эти изменения коснулись уклада зажиточных семей.