О понятии «традиционная культура»
Традиционная культура этноса - один из основных объектов изучения этнографической науки. При этом понятие «культура» в этнографии имеет иной смысл, нежели в ряде других наук, где под культурой понимается высокий уровень, достигнутый в том или ином виде деятельности. В обыденном сознании это слово также имеет оценочный смысл («культурный» - «некультурный» человек). В этнографии культура - все, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. Поэтому культура в этнографии – и вербальное общение, и орудия труда, и организация хозяйственной деятельности, и предметы быта, и формы социальной организации, и обрядовая практика, и особенности бытового поведения и т.д. и т.п.
Термин «традиционная культура» - также требует уточнения. Под ним понимается совокупность культурных явлений, характерных для доиндустриального общества, когда господствует натуральное хозяйство, при котором производственная деятельность ориентирована на собственное потребление, а не на создание товарной, т. е. предназначенной для обмена продукции.
Традиционная культура была характерна для народов мира до начала промышленного переворота, произошедшего в развитых странах в XVIII в. Его результатом стало использование работающих на сырьевых энергоносителях (уголь, нефть, газ) механизмов при производстве продукции. Таким образом достигалась цель ее удешевления благодаря массовому производству, но этот фактор вместе с тем способствовал стандартизации производимых товаров. При своей дешевизне и практичности однотипные виды вещей стали распространяться сначала в промышленно развитых странах, а затем и по всему миру, теряя свою первоначальную этническую принадлежность и становясь общемировыми формами культуры.
Многоэтажки из кирпича и бетона с застекленными окнами и при необходимости с паровым отеплением, мужской костюм, состоящий из пиджака и брюк, женское платье, джинсы, сосиски и пиво - только капля в океане явлений, получивших название культуры индустриального, или развитого, или урбанизированного, общества, характерная черта которой - отсутствие этнической специфики. Вместе с предметами материальной культуры начали распространяться, хотя и в меньшей степени, формы общественных отношений, государственных институтов, духовной культуры и др., которые также приобретают общемировой характер – моногамная семья, парламентаризм, религиозная толерантность. Символика рукопожатия, кольца на безымянном пальце правой руки, украшенной елки, стоящей в доме, серьги в левом ухе становятся понятны, конечно, не во всем мире, но в значительной части его.
Однако процесс вытеснения традиционных форм культуры культурой индустриального общества происходит постепенно. Чем ниже уровень техногенного развития общества, тем в большей степени его культуре присущи традиционные черты. Наиболее полно традиционная культура сохраняется у так называемых «отсталых» народов, ведущих самые примитивные формы хозяйства – охотников, рыболовов и собирателей, примитивных земледельцев и скотоводов. В целом сохранность традиционной культуры характерна в большей степени для народных масс, нежели для верхушки общества, и для сельского населения, нежели городского. Основным носителем тех форм культуры, которые имеют этническую окрашенность, уже с феодальной эпохи становится крестьянство.
Русская традиционная культура начала сменяться общемировой в основном со второй половины XIX в., когда после отмены крепостного права начинается период бурного промышленного развития страны. Поэтому применительно к русскому этносу время бытования его традиционной культуры нужно датировать рубежом конца XIX-начала XX в., поскольку после этого она начинает быстро вытесняться культурой индустриального общества. Надо отметить, однако, что к этому хронологическому периоду многие элементы традиционной культуры уже не были характерны для дворянских верхов общества, также в значительной степени они оказались вытесненными и из жизни горожан. Поэтому характеристика русской традиционной культуры (и других народов) – это описание явлений культуры сельского населения, главным образом, крестьянского которое удерживает черты традиционности в наибольшей степени. Для русского этноса это положение тем более оправдано, что на рубеже XIX-XX вв. доля крестьянства в нем составляла более 90%.
К термину «традиционная культура» близок термин «народная культура», в котором слово «народ» употребляется в значении «трудящиеся массы», «люди физического труда». Но при наличии большого сходства между этими терминами есть определенные различия. К народной культуре относятся в с е компоненты ее, функционирующие в народной среде, при этом одни воспроизводятся в ней, другие вносятся в нее со стороны, хотя форма последних, несомненно, соответствовала в той или иной степени запросам народной среды. Например, православие, грамотность, лубок, шарманка и многое другое составляли неотъемлемую часть русской народной культуры, но были вносены в нее со стороны. Собственные формы народной культуры и можно отнести к культуре традиционной, а именно последняя является объектом изучения этнографической науки.
Однако есть сферы традиционной культуры, изучаемой другими науками. В первую очередь это язык, воспроизводящийся в народной среде, но являющийся объектом исследования лингвистики. Самостоятельную сферу научного исследования составляет устное народное творчество – фольклор, первоначально, впрочем, как явствует из самого названия (устар.англ. «изучение народа»), отождествляемое с этнографией. Изучение таких форм традиционной культуры, как музыкальное искусство, танец, театр - прерогатива музыковедения, хореографии, театроведения.
Проблема разграничения сфер этнографии и других наук при изучении традиционной культуры этноса в отечественной науке решается традиционно. К компетенции этнографии принято относить такие явления традиционной культуры, как хозяйственная деятельность (и связанные в первую очередь с нею народные знания об окружающем мире), материальная культура (основные формы которой представлены жилищно-поселенческими комплексами, одеждой, пищей и утварью), социальные отношения (двумя основными институтами которых у русских были семья и община) и духовная культура (ее основные компоненты – обрядность жизненного цикла, календарная обрядность, архаические верования и представления).
Выделение этих аспектов в силу такого свойства культуры, как системность, конечно, имеет условный характер: совершение большинства обрядовых действий невозможно без использования материальных предметов, сами обряды могут быть направлены на успех в хозяйственной сфере, а организация ее во многом определяется социальными отношениями и т.д.
Наконец, в связи с проблемой определения объектной сферы этнографии можно констатировать отсутствие четких границ между ней и другими науками, что нашло выражение в появлении областей научного знания, находящихся на стыке разных сфер научного знания, о чем говорят их названия – этнолингвистика, этноэкология, этнопсихология, этносоциология и др.; в области изучения состояния религиозности появилось новое направление, его объект - явление, охватываемое понятием «народное православие».
Глава 1.
ХОЗЯЙСТВО
Земледелие
Экологические условия традиционного хозяйства русского этноса.Основой традиционного жизнеобеспечения русского этноса изначально было сельское хозяйство с преобладанием в нем пашенного земледелия. Особенности его во многом определялись географическими условиями - спецификой климата, характером почв и растительности, наличием водных источников, рельефом местности и др., разнообразие их было причиной некоторых различий в традиционной хозяйственной деятельности русских.
В Европейской России северные территории заняты тундрой и лесотундрой, здесь преобладают болотистые низменности и каменистые участки, а климат очень холодный, поэтому земледелие практически невозможно.
Южнее располагается лесная зона хвойных, смешанных и лиственных и лесов. Северная ее граница проходит на западе от р.Поной на Кольском п-ве до Северного Урала на востоке, южная протянулась от Новгорода Великого до Нижнего Новгорода. В лесной зоне, занимающей более половины европейской территории России, виды почв разнообразны, хотя далеко не все из них пригодны для земледелия. В северной части преобладают глино-подзолистые, подзолистые, аллювиально-гумусные и болотно-подзолистые почвы, а на юге - дерново-подзолистые и серые лесные. Пригодные для земледелия плодородные почвы врезаны небольшими «лоскутами». Для этой территории характерны сильная увлажненность и резкие перепады температур, что создает неблагоприятные условия для земледелия, так как длительный зимний период при непродолжительном лете требовали максимальной концентрации усилий в очень короткое время.
Далее к югу следует лесостепная зона до линии от Брянска-Калуги на западе до Самары-Уфы на востоке. Еще южнее до Приазовья - гор Северного Кавказа – Прикаспия простирается степная зона с участками полупустыни в Прикаспии, в Кумо-Терском районе и у Волго-Донской низменности. Именно здесь условия для земледелия наиболее благоприятны, здесь преобладают плодороднейшие черноземы, климат теплый. Только на южной оконечности этой территории есть участки с менее ценными темно-каштановыми и солеными почвами. Несколько ухудшают эти условия засухи и суховей, а также температурные скачки.
На территории Европейской части России значительны водные ресурсы, что является благоприятным обстоятельством – это и пути сообщения, и источник получения продуктов питания путем рыболовства, возможности орошения в условиях нехватки влаги. Здесь протекают крупные реки, главная из которых Волга с ее притоком Окой, на севере – Онега, Северная Двина, Печора, Мезень, реки Балтийского моря на северо-западе – Нева и Западная Двина, на юге – Черное и Азовское моря, Днепр, Дон, Кубань, Терек. Густота речной сети постепенно уменьшается с севера юг. На северо-западе много озер: Ладожское, Онежское, Ильменское, Чудское и др.
В азиатской части России, куда входят Сибирь и Дальний Восток (при площади 10 млн кв.км этот регион составляет почти 40% территории страны), наблюдается большее разнообразие природных условий. Здесь находятся три физико-географические зоны: 1) арктическая с арктической пустыней и тундрой, 2) лесная таежная, 3) степная с подзоной лесостепи. На большей части территории Сибири и Дальнего Востока преобладает суровый климат, а плодородные почвы («сибирский чернозем» и каштановые) находятся только в южных районах.
На западе региона размещается Западно-Сибирская низменность с междуречьями трех крупных рек – Оби, Иртыша и Енисея. Более половины ее занимают болота и заболоченные леса, а север – это тундра и лесотундра с небогатой фауной. Возможности для земледелия есть только на юге, где более теплый климат, плодородные черноземные и каштановые почвы. Далее на восток находится Восточная Сибирь, занятая в основном плоскогорьем и горами, а также Таймырской и Центрально-Якутской низменностями. Здесь очень холодный климат с зоной вечной мерзлоты. Как и в Западной Сибири благоприятные для земледелия условия есть только в южных районах тайги, а также в лесостепи и степи.
Южная Сибирь представляет собой горный район, но в межгорных котловинах – Кузнецкой, Минусинской и др. - довольно благоприятные условия для земледелия. Земледелие издавна также практиковалось в Забайкалье, где холодный климат, но почвы плодородны. В Северо-Восточной Сибири с редкими лесами, тундрой и арктической пустыней земледелие невозможно. Зато довольно благоприятны условия земледелия на Дальнем Востоке, где очень влажный и теплый климат, позволяющий даже заниматься рисосеянием, здесь разнообразны почвы разной степени плодородности – бурые лесные и боро-таежные в лесах, на безлесных участках – луговые черноземовидные.
Особенности природно-климатических зон России (температура, влажность, специфика почв, характер ветров, континентальность или умеренность климата) обусловили наличие д в у х основных региональных типов традиционного хозяйства - с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о г о и п р о м ы с л о в о г о. В Европейской России основная часть территории пригодна для занятия сельским хозяйством, в первую очередь земледелием. Только на Крайнем Севере сложился промысловый тип хозяйства с преобладанием лесной охоты, а в приморской зоне - охоты на морского зверя, рыболовства, собирательства и лесных промыслов. Южная граница промысловой зоны проходила от Заонежья на западе до Северного Урала на востоке. За Уралом она шла от низовьев Оби у г. Березова к северному берегу Охотского моря, Камчатке и Приморью.
Итак, природно-климатические условия определяли сельское хозяйство как основу жизнеобеспечения русского этноса. В сельском хозяйстве доминировало земледелие, на втором месте по значимости шло животноводство. Земледелие русских по хозяйственно-культурной классификации относится к пашенному земледелию лесной и лесостепной зон умеренного пояса. В начальный период истории русского этноса территория его проживания ограничивалась в основном лесной зоной с резко континентальным климатом, длинной снежной морозной зимой, поздней весной с возвратом морозов, когда ночные заморозки случаются даже в июле. «В условиях суровой природы с коротким земледельческим сезоном работ весь быт, весь уклад жизни великорусского населения Европейской России носил четко выраженный «мобилизационно-кризисный характер» (Л.В.Милов), что во многом определяло специфику менталитета русского народа, выражавшуюся в способности не столько к размеренности трудового процесса, сколько к спорадическому максимальному напряжению. Лишь в относительно поздний период на более южных территориях условия русского земледелия улучшились, но это обстоятельство уже не могло изменить характера нации.
Традиционная агротехника.Именно земледелие определяло распорядок народной жизни, ее круговорот. Земледельческий год начинался обычно 1/14 марта – в день св.Евдокии: «Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить». Традиция предписывала в этот день начинать готовить инвентарь к земледельческим работам. Через некоторое время приступали к пахоте. Однако долгое время ей предшествовала другая, не менее трудная процедура – подсека. Основная территория русского этноса значительный период времени располагалась в северной лесной зоне, на открытые пространства благодатного юга с его плодородными землями русские люди стали выходить довольно поздно. В более северных районах подсечно-огневое (или лесопольное) земледелие практиковалось довольно долго, а в таежной зоне - до послевоенного времени.
О значимости подсеки в прошлом свидетельствуют древнерусские названия месяцев: сечень (февраль), потому что в этом месяце вырубали растительность под пашню, сухой (март) – месяц сырой, поскольку начинается таянье снегов, но сохнут срубленные деревья и кустарники, березозол (апрель) – время сжигания растительности, превращение ее в золу (хотя есть и другие этимологии этого слова), впрочем, пожог мог производиться на следующий год после вырубки растительности.
Сжигание растительности – тяжелый труд, поскольку надо было, собрав стволы и сучья на одном конце поля, поджечь их и прокатить огненным валом по всей будущей пашне, чтобы выжечь пни и корни на большую глубину, иначе пахать землю будет крайне трудно. Недаром первый подвиг Ильи Муромца – не одоление супостата, а очистка поля под пашню.
Большое значение имел выбор места подсеки. Крестьяне знали, что чем старше лес, тем больше урожаи: 50-летний лес в первые два года давал урожай ржи сам-20, а 200-летний – сам 40-50. Однако многолетние деревья вырубать было крайне трудно, поэтому под пашню обычно выбирали участок не с вековым лесом, а с мелким, но густым и смешанным. По характеру растительности – видам деревьев и кустарников, трав, поведению животных и птиц, определяли виды почв. Если растут ива, береза, сосна, подорожник, то почва песчаная, пырей, тимофеева трава – глинистая, ясень, можжевельник, шалфей, клевер – известковая. Если хорошо растет осока, но криво растут береза и ольха, значит, земля в этой местности заболочена. Лучшими считались почвы, где сосняк соседствует с белой ольхой, чуть хуже – где растут береза и ель, участок с одной елью был не пригоден вовсе из-за избытка влаги. Было известно также, что если жаворонки и воробьи любят садиться на землю, кроты нарыли ям – земля плодородная.
Русского крестьянина отличало прекрасное знание агротехнических свойств различных почв: песчаные прогреваются быстрее и на них можно сеять раньше, зато болотные дают возможность более плотного высева, на песке и супеси хорошо родится рожь, на глине – пшеница, а если в глинистой почве есть примесь извести – ячмень и овес. Смотрели, куда на выбранном участке направлен уклон местности (он должен был быть на юг), нет ли с северной стороны болот – такие места называли «зяблыми», здесь хорошего урожая ождидать не приходилось. Хорошим считалось поле, если с юга от него находились озеро или река, поскольку это место «незяблое». После сжигания растительности корчевали пни, убирали камни. Расчищенный участок использовался три-шесть лет, после чего урожайность его резко падала, поле забрасывали, и оно снова зарастало лесом.
С XIV в. на Руси начинают практиковать паровую систему, при которой поле делится на несколько участков, каждый год поочередно один из них не засеивается для восстановления плодородия, остается «под паром». Наиболее распространено было трехполье, когда пахотную землю делили на три части – яровое поле, озимое и пар. Яровое поле пахали, засевали и собирали с него урожай в один год, озимое поле пахали и засевали во второй половине лета-начале осени, взошедшие растения защищал от мороза снег, урожай убирали на следующий год. На паровое поле вывозили навоз, здесь выпасали скот. Через год меняли назначение каждого из участков.
Трехполье давало ряд преимуществ - уже не надо было периодически тратить огромные усилия на подсеку, растягивались сроки земледельческих работ, что было важно при коротком периоде теплого времени, озимые культуры обычно более урожайны, чем яровые, но, правда, и более рискованные. Сильные, ударившие до выпадения снега, холода вымораживали всходы озимых, заставляя на следующий год перепахивать и засевать поле под яровые.
На юге в лесостепной и степной зонах Европейской и в ряде регионов Азиатской частей России практиковалась залежная или переложная система, при которой земля использовалась долгое время постоянно, пока урожаи не становились совсем низкими. Потом ее забрасывали на длительный срок, иногда на десятки, а то более сотни лет для восстановления плодородия, после чего она снова вводилась в сельскохозяйственный оборот.
Подготовка почвы к посеву.Подготовка к очередному земледельческому году начиналась задолго до начала полевых работ, она включала как практические действия, так и магические обряды. Магическое обеспечение успеха в полевых работах представляло собой имитацию их основных видов. Магические обряды производились в период, предшествующий работам или в их начале - на Святки, Масленицу или на Чистый четверг (накануне Пасхи), и имели разные варианты. Например, в Чистый Четверг мужчины (иногда и женщины) до рассвета выходили на улицу и изображали пахоту, боронование, косьбу, молотьбу и т.д. Сцены полевых работ могли разыгрывать и дома.
Сроки сельскохозяйственных работ определяются климатическими условиями, различия их на севере и на юге европейской России составляли примерно месяц. Примечательно, что предписываемые традицией сроки явно ориентированы на северные условия, что указывает на северные районы как территорию формирования русской земледельческой культуры. Так, считалось, что начало пахоты должно быть приурочено ко дню Георгия Победоносца (23 апреля/6 мая): «На Егория и ленивая соха выезжает», хотя на юге Европейской части России она к этому времени уже подходила к концу. Естественно, что на сроки полевых работ оказывали влияние и годовые особенности погоды, поскольку, как справедливо утверждала пословица, «Год на год не приходится».
Начиная пахоту, определяли состояние почвы: она должна была к этому времени просохнуть, чтобы не резаться пластами, но и не затвердеть, иначе ее не «возьмет» пахотное орудие. Готова ли земля к пахоте определяли просто: сжимали ее в горсти, и если она, выпущенная из руки, рассыпалась, а не падала комком, значит, можно приступать к работе. Запретен был для пахоты день Симона Зилота (10/23 мая), поскольку земля в этот день считалась именинницей.
Основными пахотными орудиями были соха на севере и плуг на юге.
Соха – орудие с высоким креплением тягловой силы, оно только рыхлит почву, не переворачивая ее, причем на небольшую глубину. Это очень важно, поскольку плодородный слой северных почв тонок, зато они легкие, не плотные и хорошо рыхлятся. Правда, пахать землю сохой приходилось два-четыре раза. Соха была почти целиком деревянной, из металла делался только сошник (лемех, ральник, омеш), он был либо коловым (длинным и узким), либо перовым (широким). Более усовершенствованный вид сохи имел полицу в виде лопатки, узкой или широкой, в передней части, полица рыхлила землю и отваливала ее на сторону.
Конструкция сохи, проверенная веками, мало подвергалась модификации и модернизации, в ней максимально воплотился критерий целесообразности. Простая по форме и дешевая, она часто делалась в собственном хозяйстве, только сошники приобретались у кузнеца. Во время работы пахарь, давлением на соху сам регулировал глубину вспашки, приподнимая ее без труда благодаря легкости, и переосил через не выжженные пни и корни, крупные камни, а мелкие камешки проходили между ее сошниками. Если соха натыкалась препятствие, то не ломалась благодаря пружинистой конструкции. Легкое орудие под силу было тянуть ослабевшей за зиму лошади. Сошники сохи проделывали борозды, которые дренировала землю, что было важно в условиях северной заболоченности.
В зависимости от почв и хозяйственных традиций населения использовались разные типы сох: коловая, односторонка, курашимка, были сохи с колесным передком. Самой архаичной была черкуша с одним зубом, в то время как ярославская (костромская) косуля по конструкции приближалась к плугу.
На тяжелых и плотных почвах юга издавна использовался плуг. Для него характерно низкое крепление тягловой силы, он переворачивает пласты земли, особенности конструкции плуга позволяли регулировать глубину вспашки, недаром название этого орудия восходит к слову «плыть». Для облегчения работы впереди могли поставить колесный передок. На изготовление плуга шло много металла, стоил он довольно дорого, запрягать его надо было в пару, а то и в несколько пар животных, обычно быков или волов. Поэтому даже там, где использование плуга было предпочтительным, крестьяне из-за бедности пахали землю все-таки сохой. Известны были разные типы плугов: крестьянские, плужницы, бункеры, колонистские (красные), в том числе и сабан (с колесным передком), название которого говорит о заимствовании его у тюркских народов.
Следующей процедурой после вспашки было боронование. Борона выравнивает поле, вычесывает сорные травы, а главное, разбивает крупные куски почвы, чтобы зерно укрылось в земле, его не иссушило солнце, не склевали птицы. Боронить могли несколько раз, в том числе до и после посева для заделки семян. Используемые на рубеже XIX-XX вв. в русском земледелии бороны иллюстрировали их эволюцию от исходных форм, возникших, видимо, на заре земледелия. Самым простым типом была суковатка – ствол ели или березы с коротко обрубленными сучьями, который за вершину тянули по полю.
Следующий этап представлял смык – несколько половинок жердей с оставленными сучьями соединяли двумя перекладинами. Такая борона захватывала большую площадь. Плетенка (кольцеватка) делалась из гибких прутьев в виде решетки, в переплетения вставлялись зубья из твердых пород дерева (дуба, клена, рябины и т.п.). Затем стали делать решетки из деревянных брусьев, а зубья вставлять в специально вырубленные в брусьях пазы. Со временем по возможности начали использовать металлические зубья, наконец в помещичьих и в зажиточных крестьянских хозяйствах появились бороны, целиком металлические фабричного производства.
Еще одна процедура в начале земледельческих работ – вывоз навоза: «Навоз клади густо, чтобы в амбаре не было пусто». Навоз был чуть ли не единственным удобрением, которое использовалось в русском земледелии. Дополняли его только зола, остававшаяся при пожоге во время подсеки, да иногда на севере использовавшиеся для улучшения качества полей мох и торф («тундра»).
Навоз – пища хлеба, кроме того, разлагаясь, его ингредиенты нагревают почву, что спасает урожай весной в случае поздних заморозков. Лучшими видами навоза считались овечий, коровий и козий, конский навоз, как «горячий», использовался на холодных глинистых почвах, в других случаях его сочетали с коровьим. Свиным навозом удобряли хмельники и огороды, куриный разводили водой и вносили под овощи и под просо.
Заготовление навоза под удобрение – специфическая процедура. Рачительные хозяева подсыпали в него солому, листья, хвою, не давали залеживаться в хлеву, иначе он начинал гнить и терять свои качества. Удаленный из хлева навоз прикрывали, чтобы он не вымерзал, чтобы не выжигало питательные вещества солнце, не вымывал их дождь или тающий снег. Заплесневевший навоз обливали навозной жижей, чтобы не перегорел. Оптимальным сроком выдержки навоза был год. Однако во многих хозяйствах за недостатком времени этих правил не придерживались, поэтому навоз, вывозимый на крестьянские поля, имел плохое качество.
Вносить навоз в почву могли как до пахоты, так и после, иногда и после сева. Везли его на поле в специальных телегах, они назывались навозницы, или наземницы – с покатостью назад и дверцами в эту же сторону или со специально опрокидывающимся кузовом. Была традиция делать эту работу (а она называлась навозница и воспринималась как праздничная) всем селением, после чего устраивалась совместная трапеза. Лучшим сроком внесения навоза считалась предтроицкая родительская суббота. Поскольку этот день не имеет определенной привязки к календарю, данное предписание имело безусловно ритуальный, а не практический смысл: как наши предки легли в землю, дав начало новой, более обильной жизни, так будет положен навоз, чтобы дать начало новому урожаю. Старались запахать землю после вывоза навоза, чтобы он не потерял своих качеств.
Есть несколько синонимов слову «крестьянин», один их них – «земледелец». И, как можно видеть, действительно, русский мужик буквальной «делал» землю пригодной для использования: очищал от растительности, которую сжигал, превращая в удобрение, корчевал пни, убирал камни, пахал почву, боронил ее, вносил навоз.
Традиционные культуры русского земледелия.Еще один синоним слова «крестьянин» - «хлебопашец», потому что основными культурами, которые он выращивал, были зерновые, дававшие хлеб – основу жизни. Не случайно название главных хлебных злаков было однокорневыми со словом «жизнь» – жито. Житом часто называли любое необмолоченное хлебное зерно, на севере так называли ячмень, в некоторых местах – рожь, в Заволжье – всякое яровое зерно.
Основных хлебных зерновых культур в русском земледелии было три: рожь, ячмень и пшеница. Как выразился один из знатоков русской народной жизни, на Руси было «три хлебных царства – пшеничное, ржаное и яшное» (С.В.Максимов). Самой северной из этих культур был ячмень, который, благодаря короткому сроку вегетации (обычно 10 недель), вызревал в очень суровых условиях Русского Севера. Однако и двух с небольшим месяцев тепла часто не давала природа местному земледельцу. И если погодные приметы указывали на близкие заморозки, ячмень убирали недозревшим, потом его для дозревания днем размещали на вешалах, сделанных из жердей. Дальше к югу ячмень постепенно заменяла рожь. Она тоже неприхотлива к суровым климатическим условиям и довольно урожайна: «Год хорош, коль уродится рожь». Пшеница выращивалась главным образом на юге. Это самый питательный хлебный злак, но и самый прихотливый, для ее выращивания требуются не менее четырех месяцев тепла и плодородная почва, пшеница неустойчива к разного рода погодным неурядицам, требует очень тщательной обработки почвы. К тому же этот злак «убожит» землю, т. е. истощает ее.
Важной зерновой культурой был овес, он имел прежде всего фуражное значение. Им кормили главного помощника русского крестьянина – лошадь: «Не спеши кнутом, а спеши овсом». Шел он и в пищу людям в виде толокна, каши, из овсяной муки пекли блины, варили кисель. Возделывали овес преимущественно в северо-восточных губерниях. Южными зерновыми культурами были просо и гречиха. Просо выращивали в степных и черноземных областях, из его мелких круглых зерен обычно варили кашу, известную под названием пшенной, просом подкармливали домашнюю птицу. Очень ценилась гречиха. Она восстанавливает структуру почвы, забивает сорную траву, после нее другие зерновые давали хорошие урожаи, около гречишных полей старались разместить пасеки пчеловоды, из зерен ее варили самую любимую в русском народе кашу: «Гречневая каша – горе наше, есть не хочется, а отстать не можется», из гречневой муки пекли блины. Шелухой гречихи, которая называлась лузга, топили печи при нехватке дров.
Кроме зерна злаки давали солому, которая находила самое широкое применение как в хозяйстве, так и в обрядовой практике. Ржаной, практически нетленной, соломой крыли крыши; соломой топили печи в южных безлесных районах; резанной и запаренной, ею подкармливали скот; из нее делали соломницы – маты, на которых спали, ими также занавешивали в морозы окна и двери; соломой набивали постельные принадлежности; использовалась она и в обрядовой жизни. На соломе русский человек родился (женщина во время родов лежала на соломенном тюфяке), на ней женился (в церкви во время венчания ее подкладывали под ноги жениху и невесте), на ней лежал в смертный час, а кое-где и после смерти (на соломе обмывали покойника).
Важную роль среди полевых культур играли технические – лен и конопля, они давали материалы для изготовления одежды и предметов быта из тканей. Лен в основном выращивался на севере, известны были две его разновидности: долгунец, имевший длинные стебли, и более короткий и ветвистый кудряш, дававший много семян, из которых выжимали масло. Коноплю разводили преимущественно на севере черноземной полосы, она очень требовательна к почве, и ее выращивали на специальных хорошо удобренных участках – конопляниках. Из семян конопли тоже получали масло, оно шло в пищу, а оставшиеся после выжимки масла жмыхи – на корм скоту.
Полевыми культурами были также горох и репа. Горох выращивали в большом количестве, потому что он содержит много белка. В постные дни, а их могло быть более 200 в году, потребление гороха компенсировало отсутствие на столе мясных и молочных продуктов. Репа долгое время была самой важной овощной культурой, под нее выделяли особые участки – репища, благодаря высокой урожайности она стоила дешево, о чем свидетельствует выражение: «Дешевле пареной репы».
Этот набор идущих издревле русских полевых культур с XVIII в. стал дополняться другими, в том числе пришедшими из Нового Света. Самым распространенным из них, правда, не сразу, становится картофель. Сначала попытки его внедрения были сделаны при Петре I, но технология выращивания этой культуры не была известна, разосланные на рассаду в различные районы страны клубни сгнили в местных «присутствиях». Также не удались попытки его распространения при Екатерине II, затем с солдатской решительностью за это взялся Николай I, что вызвало в 40-х годах XIX в. так называемые «картофельные бунты». Сопротивлялись крестьяне по причине глубоко сидевшего в них убеждения, что от начальственных затей ничего хорошего ждать не приходится. К тому же среди простого народа было распространено поверье, что первый картофельный куст вырос на могиле дочери мифического царя Мамерса, славившейся своим распутством. Поевший картофеля сам будет таким, а потому попадет в ад. И только во второй половине XIX в. эта культура начала быстро распространяться, и вскоре картофель становится «вторым хлебом» в русской пище.
Другими новыми культурами, распространявшимися в основном на юге России, были подсолнечник, сахарная свекла, кукуруза, табак. Примечательно, что подсолнечник сначала выращивался как декоративное растение, семечки его были дешевым лакомством, и только в начале XIX в. воронежский крестьянин Бокарев догадался выжимать из семян масло. Вскоре подсолнечник превратился в основную масличную культуру страны. По мере продвижения на юг русское население начинает заимствовать у других народов навыки бахчеводства и виноградарства, арбузы и дыни, виноград стали выращивать на Дону, Кубани, Нижней Волге, группы русского населения Средней Азии, Кавказа, Молдавии.
Кое-где в качестве полевых культур выращивали кормовые травы: вику, клевер, тимофеевку, а также хмель, использовавшийся при варении пива.
Кроме полевых культур выращивали огородные, которые непосредственно шли в пищу - лук, чеснок, морковь, капусту, огурцы, редьку, красную свеклу, чечевицу, и использовались как приправа - хрен, горчицу, мак. Отношение к ним в отличие от зерновых не было благоговейным: «Не уродился мак – поедим и так», поскольку знали, что особой сытости они не давали. Однако ценились лук и чеснок, спасавшие от цинги. На юге к обычным в более северных районах капусте, моркови, огурцам добавлялись, как огородные культуры, красная и белая свекла, а также помидоры, кабачки и баклажаны, перец, бахчевые (тыквы, арбузы, дыни), виноград. Иногда эти культуры появлялись в крестьянских огородах под влиянием помещичьего хозяйства, как например, помидоры. Примечательно, что в Старом Свете их сначала не ели, считая плоды ядовитыми, и выращивали как декоративную культуру. В народе их называли «псинками», «бешенными ягодами», «греховными плодами».
Садовые культуры в крестьянском хозяйстве особого значения не имели – на севере по причине холодного климата они не могли выращиваться, в более южных районах – из-за малоземелья. Зато в помещичьих усадьбах сад, нередко и оранжерея были обязательны. Впрочем, были районы, в частности, в Среднем Поволжье, где некоторые крестьянские хозяйства специализировались на выращивании садовых культур, среди них преобладали яблони и вишни.
Сев.Сев был следующей после вспашки и боронованияагротехнической процедурой. Главными культурами всегда были зерновые, и именно их севу отводилась главная роль. Важное значение придавалось срокам для различных видов зерновых: «Всякое семя знает свое время». Первым из зерновых культур сеяли овес, поскольку он при всходе требовал много влаги» «Сей овес в грязь – и будешь князь». Во влажную почву сеяли пшеницу, а рожь – в сухую: «Сей рожь в золу – будет в пору». Так же поздно сеяли ячмень, на юге в первой половине апреля, а на севере приурочивали эту процедуру ко дню Федора Преосвященного (29 мая/11 июня), в народе его называли Федором-житником. Еще позже сеяли просо, поскольку оно требовало много тепла. Посев льна рекомендовалось производить на Алену-льняницу (21мая/3 июня). Последней из зерновых сеяли гречиху, очень чувствительную к заморозкам, - на Алену-гречишницу (13/26 июня) или