Антропологический облик русского народа.
В изданном в конце XVIII в. труде «Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей», автор раздела, посвященного русским, М.И.Антоновский так писал об их внешнем облике: «Народ славяно-русский … не весь имеет одинаковый вид… некоторые из них высоки, иные низки, иные плотны, большая часть худощавых, но все стройны… Глаза и рот мужчины имеют обыкновенно небольшие, губы малые, зубы белые и ровные, нос невелик и не очень орлиноват или покляповат, лоб большей частью кругловат, и потому кажется мал, лицечертание важно, борода густа, волосы прямые, иногда русые и рыжие, иногда темнорусые, а иногда и черные, какие, однако ж, реже… Большая часть женщин черноволоса и имеет нежный цвет тела, многие из них красавицы. Не делая никаких тесных платьев или стягиваний, имеют потому они естественно большие груди и другие части тела толстые».
Эта характеристика при современном уровне развития антропологии, способна вызвать улыбку, но тем не менее, проблема описания общего внешнего облика русских и выделения отдельных групп русского этноса оказалась довольно сложной. Сложность, в частности, заключается в методических расхождениях в определении описательных (качественных) признаков представителей того или иного этноса, однако с помощью некоторых приемов эти расхождения могут быть сведены к минимуму.
В антропологической классификации в основном используются вариации таких признаков, как головной указатель, высота и ширина лица, лицевой и носовой указатели, толщина губ, ширина рта, размеры головы и лица, длина тела, цвет волос и глаз, интенсивность роста бороды, форма носа, развитие складки верхнего века, горизонтальная профилировка и другие, всего около полутора десятков признаков.
Большое значение как для выявления общих характеристик внешнего облика русских, так и установления различий между их отдельными группами, имели широкомасштабные исследования второй половины 50-х годов Русской антропологической экспедиции под руководством В.В.Бунака и экспедиции кафедры этнографии МГУ во главе с М.В.Витовым, которые охватили практически все русское население Европейской части СССР. Они показали, что русское население Восточной Европы образует довольно однородную в антропологическом отношении группу.
Для нее характерны такие признаки, как сравнительно светлая пигментация, умеренная ширина лица в сочетании с пониженным ростом бороды и средневысоким переносьем, крайне редкие (менее 1 %) случаи наличия эпика́нтуса – внутренней складки века, закрывающей слезный бугорок. Что касается краниологических серий, то было установлено, что они имеют исключительное морфологическое сходство, отклонения крайне незначительны. Их признаки – среднедлинная и среднеширокая невысокая черепная коробка, среднеширокий и средненаклонный лоб, довольно узкое и средневысокое лицо. Средние размеры по высоте и ширине имеют глазницы, также средними величинами определяются размеры носа. Носовые кости выступают в целом значительно, как и переносье. По вертикальному профилю лица русские приближаются к мезогнатии (средние показатели угла выступания лица), в горизонтальной плоскости профилировка резкая, величины ее минимальны даже в пределах вариаций европеоидных серий.
Антропологически русские наиболее близки к центральному западно-европейскому варианту, именуемому в литературе также альпийской или среднеевропейской расой. Однако по ряду признаков наблюдается отклонение от этого варианта, в частности, по ширине головы, ширине носа и толщине губ в сторону увеличения размеров. Кроме того, в русских группах значительно больше доля светлых и особенно средних оттенков пигментации, а доля темных значительно меньше. Русские также уступают западноевропейским группам по степени развития третичного волосяного покрова. Еще одно отличие состоит в наличии слабо развитой складки верхнего века. Однако углубление под верхним ребром глазницы сближает русские популяции скорее с лапоноидными и субуральскими группами, нежели с классическими монголоидными.
Отклонения от центрального западноевропейского варианта позволяют сделать вывод о том, что для русского этноса характерен особый набор признаков, позволяющий относить их к специфической антропологической общности – восточноевропейской. Распространение единого антропологического облика на огромной территории от Архангельска до Курска и от Смоленска до Пензы объясняется тем, что для контактов различных групп русского населения не было географических препятствий, а внутри него отсутствовали резкие социальные границы, препятствующие смешению этих групп.
Наличие общих черт у всех русских популяций не исключает их внутренней дифференциации. В.В. Бунак, давший первый обобщенный портрет русского населения, выделял в его составе две малые расы (малые ветви по его терминологии) – балтийскую и центральную восточноевропейскую.
Балтийская раса характеризуется высокой степенью светлопигментированности, особенно это касается цвета волос, волосы по форме широковолнистые и прямые, мягкие, лицо шире и ниже, а длина тела меньше, чем в западноевропейских вариантах. Центральная восточноевропейская раса по большинству признаков сближается с балтийской, но для нее характерно уменьшение доли светлопигментированных типов, большая широколицесть и широконосость, тенденция к брахикефалии (круглоголовости), частая встречаемость прямых спинок носа.
Более дробная классификация, согласно выводам В.В. Бунака, выделяет 16 антропологических типов (РИС. 2), 7 из которых принадлежат к числу основных, самых однородных и дифференцирующих антропологический тип русского населения. К классическим балтийской расе относятся антропологические типы:
ильменский - мезокефальный, светловолосый (по масштабу изменчивости в рамках балтийской малой расы),
валдайский – брахикефальный, светловолосый,
западный верхневолжский – мезокефальный, светловолосый, он наиболее близок к обобщённому русскому типу,
вологдо-вятский – брахикефальный, самый тёмноволосый в балтийской малой расе.
В ареале центральной восточноевропейской (среднеевропейской) малой расы В.В. Бунак выделял типы:
дон-сурский - мезокефальный, светловолосый (по масштабу изменчивости в рамках центральной востоевропейской малой расы),
средневолжский – брахикефальный, самый тёмноволосый,
верхнеокский - брахикефальный, темноволосый.
Еще четыре типа, по его мнению, представляют собой локальные, главным образом окраинные, варианты основных типов:
северодвинский и ловать-соротьский – ильменского,
центральный - дон-сурского,
десно-сейминский - верхнеокского.
Наконец, им выделялось четыре переходных типа:
белозерский – между ильменским и вологодско-вятским,
восточный верхневолжский и клязьминский – между западным верхневолжским и вологдо-вятским,
степной – между дон-сурским и средневолжским.
Последний антропологический тип в этой классификации – вятско-камский, по мнению В.В.Бунака, недостаточно консолидированный.
В целом, изучение антропологических особенностей русского этноса выявляет факт его разделения на д в е крупные общности, тяготеющие к северным европеоидам. П е р в а я локализуется на северо-западе и севере Европейской части России – в бассейнах рек Ловати, Волхова, Мсты и Великой, а также в северной части бассейна Волги. Для нее характерны брахикефалия, прямоугольная форма лица с широким лбом и нижней челюстью при относительно узких скулах, значительный процент светлых волос и пониженный рост бороды.
В т о р а я распространена на юго-востоке – в бассейнах Верхнего Дона, Нижней Оки, Цны, Суры и Хопра, в более смягченном виде сходные варианты обнаруживаются вверх по течению Волги от устья Оки. Эта общность характеризуется более удлиненной головой, расширенными по отношению ко лбу и нижней челюсти скулами, более темными волосами и повышенным ростом бороды. Между этими общностями нет резких границ, существуют переходные типы, в целом при движении с северо-запада на юго-восток черты северных европеоидов постепенно слабеют, а южных – усиливаются.
По ряду других признаков также выявляется деление русских на две общности, но ориентированные с запада на восток. На западе и юго-западе распространен вариант, для которого типичны сочетание крупной головы, брахикефалии и широкого лица при высоком и широком носе. На северо-востоке в бассейнах верхнего и среднего течения Камы, верховий Вятки, а также в междуречье Волги и Клязьмы и по течению Волги от устья Унжи до устья Оки распространен вариант, для которого характерны небольшие размеры головы, высокое и узкое лицо, низкий и узкий нос. Именно здесь встречается, хотя и редко, эпикантус, в целом не характерный для русского этноса.
При специфике антропологического облика русских у них наблюдается значительное сходство с соседними народами – финно-угорскими, балтскими и тюркскими. В Восточной Европе выделяется группа антропологических комплексов, которые охватывают, как правило, несколько этносов, в том числе и русский. Это объясняется как общими истоками, так и длительными контактами этих народов. Например, прибалтийский (западнобалтийский) комплекс характерен для западных групп эстонцев и латышей, карел, некоторых групп коми, а также русских Северо-Запада и поморов. Далее он распространен почти по всей северо-западной Европе: в Финляндии, Скандинавии, Шотландии, Англии, Ирландии, Исландии, на Фарерских островах, в Северной Германии, в некоторых районах Франции. Валдайско-верхнеднепровский комплекс характерен для литовцев, белорусов и русского населения верховьев Днепра и истоков Волги. Комплексы волго-камский и приуральский характерны кроме русских для финно-язычных и тюркских народов востока и севера Восточной Европы – чувашей, марийцев, удмуртов, коми-пермяков, южных коми-зырян, некоторых групп татар Поволжья,
В Сибири, где русское население начинает появляться с конца XVI в., антропологически изучены в основном старожилы и старообрядцы. Старожилы – потомки первопоселенцев XVI-XVII вв., выходцев преимущественно из северных уездов европейской России. В процессе освоения Сибири русские первопроходцы, почти исключительно мужчины, вступали в брак с женщинами местных этносов, монголоидных по расовой принадлежности. Потомки от этих браков имели смешанные европеоидные и монголоидные черты, но впоследствии их монголоидность, по большей части, растворялась в мощных потоках более поздних переселений из Европейской части страны.
Поэтому среди старожилов есть группы, имеющие сугубо европеоидный облик, но там, где переселения не были столь значительными, сохранились группы, во внешнем облике которых наличествуют европеоидные и монголоидные признаки: гураны на Нижней Индигирке, на Верхней Лене и в восточных районах Якутии русско-эвенкийского и русско-бурятского происхождения, кары́мы – обрусевшие буряты в Забайкалье, камчадалы – русско-ительмено-карякское население полуострова Камчатка. Напротив, старообрядцы, высланные в Сибирь в XVIII в. – семе́йские, поля́ки, ка́менщики, или бухтарми́нцы, – сохранили по причине отсутствия контактов с аборигенами чисто русский антропологический облик.
Старожилы отличаются несколько меньшей длиной тела, нежели русские Европейской части России, а сибирские старообрядцы, наоборот, более высокорослы. Для тех и других характерны более крупные размеры лица по сравнению с исходными русскими величинами, причем как у смешанных групп, так и у чисто русских.
Использование недавно разработанного метода выделения «ядерных структур» в антропологическом составе этноса как сгустков генетической информации выявило в составе русского населения три ядерных структуры – западную, восточную и центральную. Восточное ядро отразило дославянский субстрат, центральное, наиболее типичное для русских, – длительную и непрерывную метисацию, а западное представляет собой собственно летописное славянское население.
Религиозная принадлежность
Учет такого фактора, как религиозная принадлежность представителей того или иного этноса, важен, поскольку религия оказывает значительное влияние на многие базовые характеристики этноса. Религиозную принадлежность верующих в составе этнической общности обычно характеризуют качественными критериями, указывая их конфессиональную принадлежность. Что касается количественных критериев, то здесь обычно используются понятия «большинство», «меньше», «некоторые» – как относительно общего числа верующих, так и соотношения среди них представителей той или иной конфессии. Точные цифры привести если не невозможно, то трудно по ряду причин.
Чувство религиозной принадлежности, как правило, скрытно, и не всегда человек хочет наглядно проявлять его, даже если это не влечет для него негативных последствий. В других случаях сказываются боязнь преследования за свою религиозную принадлежность или просто нежелание выделяться в условиях иноконфессионального окружения. Наконец, довольно значительно количество людей, которые, называя себя верующими, фактически не выполняют предписаний «своей» религии – не посещают храмов или крайне редко делают это, не отмечают религиозных праздников, не соблюдают постов и т.д., недаром в противовес им в русском православии есть понятие «воцерковленные», т. е. люди, строжайше следующие этим предписаниям и являющиеся верующими в полном смысле слова. Поэтому вопрос о религиозной принадлежности крайне редко фигурирует при переписях населения, в СССР он ставился только во время переписи 1937 г.
Большинство верующих в составе русского этноса – православные христиане. Христианство начинает распространяться еще в древнерусский период, в 988 г. при князе Владимире Святославиче христианство в его восточной (с 1054 г. – православной) форме принимается в качестве государственной религии. Распространение христианства происходит в ожесточенной борьбе с языческими верованиями, и в целом оно одерживает победу, но при сохранении некоторых элементов дохристианских верований и обрядов. В XVII в. в результате реформирования православия патриархом Никоном в качестве особой группы выделяются сторонники «старой» веры, получившие название старообрядцев, или раскольников.
В старообрядческом движении выделяются два направления – поповцев и беспоповцев, оба делятся на различные толки и согласия – помо́рцы, федосе́евцы, спа́совцы, фили́пповцы и др. Старообрядцы не только продолжали придерживаться древнерусских форм богослужения, но и не приняли многие новые явления в культуре русского народа – самовар и питие чая, картофель, табак, вместе с тем они сохраняли, в частности, в одежде, архаические виды русской традиционной культуры. С XVII в. среди русских появляются сектантские движения христианского толка – духобо́ров, хлысто́в, молокан, суббо́тников. Несмотря на борьбу официальной православной церкви с этими течениями, как и с проявлениями языческого мировоззрения, победу ей одержать не удалось. Но число представителей неправославных конфессий в составе русского этноса в дореволюционное время было невелико, и недаром понятия «русский» и «православный» отождествлялись.
В советские годы репрессии, обрушившиеся на православную церковь, как и на другие конфессиональные структуры в стране, активная антирелигиозная пропаганда, усилия властей по распространению материалистического мировоззрения дали свой результат – количество верующих, в том числе и русских, стало быстро сокращаться. Резкое уменьшение числа верующих наряду с другими причинами сказалось на облике культуры русского этноса – характере питания, праздничной обрядности, нормах общественных отношений и др. В качестве выражения диссидентского протеста небольшая часть интеллигенции пыталась исповедовать экзотичные для традиционного русского мировоззрения религии, в частности, индуизм, что требовало следования иным нормам культуры.
В послесоветское время, когда свобода вероисповедания из декларации превратилась в реальность, начинается возрождение православной религии, следствием чего становится увеличение числа верующих, в том числе и среди русского населения, но влияние религии на особенности культуры продолжает быть незначительным. Приносит свои плоды пропагандистская деятельность в России зарубежных сектантских организаций типа Свидетелей Иеговы. Кроме того, среди части молодежи, в том числе и русской, приобрели популярность восточные культы и религии, например, индуизм, что выразилось в формировании такого религиозного движения, как Общество сознания Кришны. Принадлежность к ним оказывает влияние на одежду, пищу, гигиенические нормы, характер межличностных отношений и т.д. Наблюдаются попытки возродить дохристианские славянские и древнерусские верования, это направление в религиозной деятельности получило название неоязычества. Но в целом, несмотря на активную пропагандистскую деятельность, внешне эффектную, число последователей этих религий и сект ничтожно, можно констатировать, что в современном русском обществе безусловно доминируют светские нормы культуры.