Тема: «С трезвостью по дороге Добра»

Цель занятия: закрепить в упражнениях умение различать Добро и Зло, давать чёткий отпор попыткам злых сил смешать наши представления о Добре и Зле, попыткам поселить ложь в наши головы о допустимости самоотравлений интоксикантами. Жить по совести, творить Добро – единственный верный путь.

План: 1. Постановка темы, цели занятия, настрой через песню «Дорога добра».

2. Направление Добра, оно делается для других.

3. Сказки учат различению Добра и Зла, уверенности в победе Добра.

4. Практические упражнения в умении видеть попытки исказить представления о Добре и Зле (мультфильмы, сказки, и т.д).

5. Задание. Нарисовать (описать) своё сегодняшнее доброе дело.

Материальное обеспечение:наглядность(список Добрых качеств человека, определение Трезвости, другие плакаты), программирующий на самоотравление мультфильм «Лиса и заяц» Ю. Норштейна, эта же сказка в книжном варианте «Заячьи слёзы», распечатки песни «Дорогою добра» (задание выполняется на обороте).

Ход занятия:

(После записи темы на доске) Сегодня, ребята, занятие будет практическим, мы будем упражняться в различении Добра и Зла. Зачем? Ведь каждый из нас идёт дорогой жизни, и это должна быть дорога Добра. Даже есть песня такая (подпевайте, кто знает):

Дорога добра

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра,

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что жизнь – не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

Посмотрите, ребята ещё раз внимательно на наш список Добра, добрых качеств человека. Скажите, Добро направлено на себя или делается для других? ( Для других).

Например, любознательность. Ребёнок растёт любознательным, изучает окружающий мир, заканчивает учебное заведение, становится специалистом, например нефтяником или врачом, начинает работать, т.е. приносить пользу другим людям. Значит это добро другим людям.

Возьмём такое качество: «любить Родину». Всем ведь хорошо, когда Родина процветает, когда всё доброе в ней защищено! В Великую Отечественную войну весь наш народ встал на защиту Родины, солдаты не жалели жизней. Благодаря им родились новые поколения, родились мы с вами. Люди растят хлеб, строят новые города. Значит, когда человек любит Родину, от этого всем хорошо, и каждому отдельному человеку тоже. Один за всех, а все за одного.

Родился человек. Различает тепло – холодно, мокро – сухо, голодно – сытно, светло – темно? И очень хорошо различает мама – не мама, потому, что мама для него - это жизнь. А потом постепенно ребёнок учится различать Добро – Зло, начинает действовать в соответствии с этим различением.

Ребята, зачем нужны сказки? (После обсуждения, как вывод: сказки учат различать Добро и Зло, учат в жизни давать отпор Злу и быть твёрдо уверенными, что Добро всегда побеждает! Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!).

Скажите, какое добро побеждает, например, в сказке про Репку? Побеждает дружба, взаимопомощь, трудолюбие, побеждает общее дело. И даже очень небольшой (посильный мышке) вклад в это общее дело важен, может даже иметь решающее значение для его исхода.

(Рассматриваем книжку). А в сказке про избушку ледяную и лубяную кто добрый герой, выгнавший лису из заячьей избушки? Вы уверены, что петух – добрый герой сказки? (Да) Почему? (Он справедливый, сильный, смелый, умный…) Вы уверены, что действительно сказка учит чётко различать Добро и Зло? (Да).

А теперь давайте внимательно посмотрим отрывок из мультфильма «Зайчик» Ю Норштейна. Ох, не зря в песне есть и такие слова: «Не забывай, что жизнь не детская игра» Почему? Что иногда мешает человеку идти дорогою добра?

Вопросы после просмотра мультика:

1.Зачем автор мультика исказил сказку, вставил петуху в клюв трубку (Даже трудно вообразить, как можно в клюве трубку-то удержать)?

2.Зачем режиссёр придумал, что петух ещё и зайчику даёт отравляющую вонючую табачную соску?

Автор мультика помогает ребёнку встать на дорогу добра, помогает чёткому различению Добра и Зла? Автор мультика – друг? (враг) Он все добрые качества петуха связал с отравлением табаком.

Кстати, вот ещё одна история про петуха и… сковородку. (На доске во время рассказа делаются два ряда картинок)

Как дрессируют петуха плясать под музыку? Его закрывают корзиной, лишают света и возможности бежать. Под лапы ему кладут горячую сковородку и играют на балалайке. Он прыгает – танцует. А вскоре не нужна и корзина, и сковородка. Петух пляшет, как только слышит балалайку. Он отдрессирован на звуки балалайки.

Так и с человеком поступают злые силы, ломехузы. От света правды о Трезвости человека закрывают лживой рекламой самоотравления алкогольными и другими ядами. Вместо горячей сковороды навязывают этот яд. «Музыкой» служит всё, что сопровождает самоотравление (семейный праздник, встреча с друзьями, получение зарплаты, простуда и т.д.) Это всё, на что человек отдрессирован самоотравляться. И делает он это как петух, не задумываясь, по привычке, на самом деле, выполняя чужую волю. А если позволяет себя дрессировать, значит мозги куриные.

А что сделать-то надо? Да выглянуть нужно из-под корзины и узнать свет правды о Трезвости!(Здесь снова кто-то из ребят зачитывает определение Трезвости).

Ребята, Добро всегда побеждает! Давайте помечтаем, посмотрим, что вернётся нашему обществу, семье, человеку, когда победит трезвость, когда мы вместе утвердим в жизни во всём трезвость. (Можно пофантазировать, как изменится город, подъезды, улицы, семьи…).

Общество. Не будет ежегодных потерь: 1млн. от алкоголя, 400 тыс. от табака. Закроются тюрьмы, они будут не нужны. Это не фантастика. Есть исторический опыт. Когда в России в 1914 году была установлена Трезвость, уже через год в Петербурге из трех тюрем закрыли две!

Семьи будут полные, крепкие, счастливые, будут рождаться здоровые дети. Отцы семейств будут трезвыми, естественно, как и матери, как все члены семьи.

Человек. Увеличится в среднем на 20 лет продолжительность жизни. Раскроются творческие возможности человека. Человек будет делать только добрые дела.

Выводы. Ребята, мы сегодня говорили о том, что человек всю жизнь совершенствуется в различении Добра и Зла, делая добрые дела, идёт дорогой Добра.

Задание. На обороте листочка с текстом песни нарисовать (описать) свое доброе дело, либо уже сделанное сегодня, либо, которое обязательно будет сделано.

Урок Трезвости № 4.

Тема: “Зарядка для ума”.

Цели:

1. Развитие абстрактно-логического мышления, умения в команде искать решение задач на смекалку, развитие творческих способностей.

2. Закрепление как созидательной ценности понятия “Трезвость” (в пословицах).

Материальное обеспечение:

1.Плакат №1 с примерами ребусов (для объяснения правил) и простыми ребусами (по 3 в ряду).

2.Плакат №2 с зашифрованными названиями сказок.

3.Плакат №3 с зашифрованными пословицами о Трезвости.

4.при возможности – призы (календарики).

План:

1.Деление на команды. Выбор названий команд.

2.Разминка. Загадки.

3.Ребусы (плакат 1, 2)

4.Загадки на смекалку

5.Ребусы. Пословицы о трезвости (плакат 3)

6.Подведение итогов. (Если время есть, дети сами могут загадать ещё задачки на смекалку).

Ход занятия:

1-2. После деления на команды – загадки. Баллы командам записываются на доске. Загадка оценивается в 1 балл (7-8 загадок).

Загадки для разминки:

1. Бежит Ивашка в деревянной рубашке, где пробегает, там след оставляет (карандаш).

2. Сам худ, а голова с пуд (молоток).

3. Быстро грызет, много жует, а ничего не глотает (пила).

4. Листья есть, а не дерево, не рубаха, а сшита, не репа, а с корешком, не человек, а рассказывает (книга).

5. Когда он нужен, его выбрасывают, а когда не нужен – поднимают (якорь).

6. Шевелились у цветка, все четыре лепестка, я поймать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).

7. Днем обручем, вечером змеей (пояс).

8. Не люди, не звери, не часы, а ходят (шахматные фигуры).

3.Объяснение правил разгадывания ребусов (говорят сами дети) на примерах (верхняя строка плаката 1)

1. Запятые до (после) изображения убавляют буквы в начале (конце) слова.

2. Перечеркнутая буква или цифра удаляет указанную букву из слова.

3. Перевёрнутый рисунок – слово читается наоборот.

4. Учитывается взаимное расположение элементов.

На плакате №1 цветные ребусы по 3 в ряд, открываются рядами. Команде зачитывается 3 балла, если она даёт 3 верных ответа сразу.

На плакате №2 «Прочтите названия русских народных сказок». Два названия по 3 балла. «Прочтите название сказки и назовите её автора». Два задания по 4 балла.

4.Задачи на смекалку (устно) – по 3 балла.

1) Летела стая уток. Одна впереди и две позади, 2 впереди и одна позади, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (3)

2) Арбузная семечка весит 2 г и еще полсемечки. Сколько весит 1 семечка? (4 г)

3) Дед купил орехов внукам. Но попросил поделить орехи на 2 части, чтоб меньшая часть увеличенная в 4 раза, была бы равна большей части, уменьшенной в 3 раза. Что за части? (Во сколько раз одна часть больше другой? (В 12 раз).

5.Плакат №3 содержит зашифрованные в ребусы пословицы о Трезвости: «С Трезвостью жить – добру служить», «Слово – на совет, руки – на труд, а Трезвость – на всю жизнь»

6.Подведение итогов. Возможно награждение календариками с трезвой символикой. Если осталось время, еще от ребят загадки и задачки на смекалку.

Урок Трезвости №5

Наши рекомендации