Аудиовизуальные методы психорегуляции
Возможность воздействовать на состояние человека с помощью с помощью музыки известна со времени средневековья, но систематически применять это средство с целью терапии и профилактики психических нарушений стали только в последние 20-30 лет. В спорте была разработана модификация известной сегодня форме музыкальной терапии, имеющая ряд особенностей: музыка, комбинирующая со специальными формулами самовнушения, направленными на решение конкретных задач подготовки спортсмена. При этом психорегулирующее значения должны иметь ритм, темп, музыки, но не содержание ее, которое может вызвать не желаемые ассоциации; воспринимая музыку, спортсмен должен постоянно делить свое внимание между ней и ощущениями собственного тела.
Цель применения регулирующего музыкального воздействия в спорте состоит в формировании положительного эмоционального настроя, после высоких тренировочно- соревновательных нагрузок, создание оптимального предстартового состояния.
Для спортивной практики оказался приемлемый следующий способ проведения психорегулирующей тренировки с помощью музыки: Сначала идет установка на музыку, затем звучит музыка и после нее с помощью магнитофона будут произноситься формулы, направленные на расслабление, затем упражнения заканчиваются легкой расслабляющей гимнастикой.
Чтобы перейти к бодрствованию, использоваться активизирующая часть аутотренинга. Общее время тренировки сопровождаемой музыкой составляет 7-10 минут. Воздействие может быть усилено, если звук передается через стереонаушники. Это помогает отгородиться от внешних влияний. Эффекта перенасыщении при многократном повторении одних и тех же музыкальных произведений обычно не наблюдается. Тем не менее, рекомендуется слушать музыку одну и туже не более восьми раз, после чего ее необходимо менять, потому что в зависимости от музыкальной подготовленности и возрастных особенностей спортсменов рано или поздно может возникнуть слишком сильная привычка к данной музыке.
Про видео говорим об успокаивающих или активизирующих картинках, которые подбираются конкретно под человека. Еще говорим про использование цветов (красный, жёлтый, ораньжевый- возбуждение; зелёный- пограничный; голубой, синий, фиолетовый – торможение)
56 простейшие методы саморегуляции (наивные=простейшие)
В отличии от научно обоснованных психорегулирующих методов «наивные» приемы вырабатываются на основании субъективного опыта спортсмена при выполнении нагрузок на тренировке и соревнованиях.
Часто они являются результатом ситуации, связанным с пережитым успехом, достижение цели, оправдавшим их эффективность. Содержание их может также определятся примером других опытных спортсменов или тренера.
Приемы «наивной психорегуляции в большей степени обусловлены личностными особенностями спортсмена и не всегда могут быть рекомендованы другому человеку без предварительной проверки и коррекции. Эффективность этих приемов оценивается спортсменом субъективно и не всегда проверяется научными методами исследования. Приемы «наивной» психорегуляции при многократном применении в одних и тех же случаях начинают выполнять функцию разнообразных поведенческих программ. Тогда они становятся важным компонентом само регуляций спортсмена при подготовке и выполнении движений, а также при переходе к отдыху. Как правило эффект применения этих приемов проявляется немедленно.
Цель применения приемов «наивной психорегуляции» состоит в том, чтобы помочь созданию оптимальных внутренних условий для успешного выполнения двигательной деятельности. При этом идет закрепление положительной установки относительно самого себя, гармонизация и активация эмоционально эффективных процессов, повышение сосредоточенности, ускорение перехода к отдыху после больших тренировочных или соревновательных нагрузок, поддержание высокого уровня функциональной готовности и работоспособности.
Эффективности пеихорегулирующего воздействия «наивных» методов в большей мере зависит от отождествления целей спортсмена с содержанием упражнения, от фактической нагрузки, уровня подготовленности спортсмена и его индивидуального ракурса постановки проблемы.
Применение методов «наивной» психорегуляции в первую очередь усиливает стимулирующую и ориентирующую регуляцию и в меньшей степени влияет на осуществление самого процесса активной деятельности, то есть на управление выполнением движений. В сферу влияния « наивной» психорегуляции входит усиление позитивных и исключение негативных установок и предположений относительно себя самого, соперника, ожидаемого результата, условий и места проведения соревнований.
Прежде всего, имеется в виду выработка оптимистического соревновательного настроя. Сюда же относят и формы психического самовнушения, направленные на преодоление страха, монотонности, антипатии, например, при выполнении однообразных и продолжительных нагрузок, связанных с развитием выносливости. «Наивная» психорегуляция влияет также на мобилизацию работоспособности входе соревнования. При этом особенно целенаправленно активизируются эмоционально- волевые установочные процессы. Самомобилизация может быть направленная и на устранение нервной мотивационной посылки (Например, если стремление к выполнению цели обусловлено чеславием), а также на выработку правильной установки. Такие реплики «Он хотел победить любой ценой и «сломался»», являются примерами не правильной мотивации.
Тренировочные формы и методы «наивной» само регуляции используются преимущественно в фазе непосредственной подготовки к соревнованиям, но могут применяться и для подготовки к высоким тренировочным нагрузкам.
«Наивные» методы нередко являются следствием случайных находок и носят характер своего рода ритуала. «Для многих спортсменов важно, чтоб тренер обязательно сказал конкретные напутствующие слова, некоторым нужно отвлечься».
Возвращаясь к аутогенным методам воздействия, необходимо подчеркнуть, что и классический вариант аутогенной тренировки, и все ее разновидности предусматривают обязательное изменение уровня бодрствование, которое формируется путем словесного внушения. В результате субъект находиться в состоянии, напоминающем гипноз. Даже идеомоторная тренировка наиболее эффективна, когда уровень бодрствование значительно снижен.
Вместе с тем следует признать, что не все спортсмены могут достаточно эффективно могут использовать словесные формулы самовнушения. Кроме того, для само регуляции с изменением состояния активности подчас просто не находиться подходящих условий. Поэтому необходимо целенаправленно искать методы само регуляции, которые могут быть использованы в самых различных условиях, и в первую очередь непосредственно в процессе тренировок и соревнований. Однако это должны быть не случайные находки, а методы, научно обоснованные, которые можно заранее планировать для освоения. Это могут быть специальные формулы самовнушения, способы отвлечения (чтение книг, просмотр кинофильма) или целенаправленные приемы само воздействия (дыхательные упражнения), и, наконец, специальные приемы логики, позволяющие наиболее рационально построить тактику психической защиты.
Следует подчеркнуть, что, если «наивные» методы психорегуляции, возникнув при тех или иных обстоятельствах, приобретают затем достаточно стойкий характер как бы самопроизвольно, имея в ряде случаев формулу своего рода навязчивых образов или ритуалов, то остальные методы само регуляции необходимо специально подбирать, учитывая особенность характера спортсмена, его темперамент, специфику спортивной деятельности и многие другие обстоятельства. После того как простые методы само регуляции будут подобранны, их надо обязательно тренировать, добиваясь такого состояния, при котором в нужный момент использование их будет иметь автоматический характер. Иными словами, любое отклонение состояние спортсмена от нормы должно повлечь за собой автоматическое применение того или иного отработанного приема само регуляции.
Эти простые методы само регуляции могут быть использованы в рамках пауз психорегуляции, позволяющих в ряде случаев более рационально сочетать с данными методами приемы аутогенной и идеомоторной тренировок. Оптимальное психологическое состояние необходимо тренировать, и было бы неправильно рекомендовать все какой-то один метод само регуляции. Каждый спортсмен должен найти свои методы, наиболее удобные в конкретных ситуациях.