Характеристика ребенка перед поступлением в школу
Характерная черта старшего дошкольника — устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности — игре, общении, конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач.
Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему.
Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии, воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам. Творческие способности детей также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении внутреннего плана действия, развитии функции воображения и становлении произвольности предметного действия.
Особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские движения приобретают произвольный характер.
Волевое начало в действиях ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно, переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в социальном поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.
В дошкольном детстве получают развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения.
Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса.
Организация образовательного процесса в соответствии с принципами деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых, смысл которой заключается в том, что педагог не передает детям готовые образцы действий, поведения, нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками. Содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода, является совместным поиском новых знаний, жизненных норм и ценностей в процессе активной деятельности каждого участника.
При таком подходе естественным образом будут использоваться и разные формы взаимодействия педагога с воспитанниками:
· прямое обучение, в котором педагог занимает активную позицию, решая обучающие задачи;
· партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой, в которой замыслы, идеи, способы действия выбираются детьми, а воспитатель оказывает помощь в их осуществлении, помогает организовать взаимодействие между детьми;
· опосредованное обучение, в котором через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления.
При организации образовательного процесса в детском саду необходимо сохранять специфику, присущую как игре, так и обучению. Игра как ведущая деятельность — это самодеятельная игра, в которой дети осваивают назначение предметов и способы действия с ними, а также определенный, доступный им пласт человеческих отношений. Игра должна занимать достойное место и выступать именно в этой роли. Для ее развития необходима многоаспектная поддержка. Подчинять игру решению исключительно дидактических задач - значит загубить и игру, и обучение. Однако специфика дошкольного обучения характеризуется частым использованием игровых приемов, придающих обучающей задаче эмоционально-смысловой характер, делающей ее интересной и доступной для детей.
Планирование образовательного процесса составляет одну из основ правильной организации жизни детей в детском саду. Важно выстроить образовательную деятельность так, чтобы она была целостной, осмысленной, интересной и понятной с точки зрения детского восприятия и в то же время сохраняла последовательность решения задач каждого направления развития.
Объединяя в рамках одной темы разные виды детской деятельности, необходимо сохранить возможность каждого из них решать специфические, только ему присущие
обучающие и развивающие задачи, не разрушить логику их постепенного усложнения.
Комплексно-тематическое планирование предполагает выстраивание разных видов детской деятельности в определенной последовательности в рамках одной темы.
При этом каждый из видов деятельности выполняет определенную функцию:
· в ходе одних возникает интерес к новому содержанию,
· другие позволяют обогатить имеющиеся представления, взглянуть на это содержание с разных сторон,
· третьи — воплотить полученные представления в самостоятельной деятельности (игре, продуктивных видах деятельности и т.д.).
Такое планирование позволяет уйти от предметного принципа построения образовательного процесса, способствует более глубокому и целостному освоению детьми окружающего мира, обобщению и присвоению средств и способов деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО объем обязательной части Программы включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую: в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
В непосредственно образовательную деятельность (НОД) выносится то содержание, которое дети не могут освоить самостоятельно, где необходимо совместное рассматривание, обсуждение, помощь в осознании и обобщении увиденного, в освоении нового способа действий и пр.
В непосредственно образовательной деятельности чаще всего используется фронтальный способ организации детей, важный с той точки зрения, что у каждого ребенка формируется умение слышать обращенную ко всем речь взрослого, принимать задачу, выбирать способы или находить их для ее решения, оценивать достигнутый результат.
Некоторые виды деятельности старших дошкольников рекомендуется организовывать в подгруппах или парах, учитывая личные симпатии и общие интересы детей. Действуя в паре или небольшой подгруппе, дети учатся общению: умению услышать другого, договориться, распределить работу. Результат деятельности подгруппы всегда заведомо выше, чем индивидуальный. Это вселяет в ребенка уверенность в своих силах, удовлетворение от причастности к общему делу, стимулирует процесс взаимообучения детей.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в ДОУ соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В соответствии с СанПиН разработано расписание непосредственно образовательной деятельности (занятия как «занимательное дело», «продуктивная деятельность»), проводимой педагогами с детьми (при работе по пятидневной неделе), включая реализацию дополнительных образовательных программ. Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Модель организации непосредственно образовательной деятельности | |
Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
Создание проблемной ситуации. | Возникновение состояния «ХОЧУ». |
Совместное определение проблем, выдвижение гипотез по их решению, обсуждение и составление плана деятельности. | |
Координация самостоятельного поиска. | Самостоятельный поиск. |
Совместное обсуждение итогов, выдвижение новых проблем. | |
Определение новых целей. | Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности. |
Взаимодействие, сотрудничество, сотворчество. |
Определенная часть образовательной деятельности осуществляется в процессе режимных моментов, например, наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира на прогулке, формирование культурно-гигиенических навыков в процессе умывания, одевания, приема пищи, развитие элементарных трудовых навыков в процессе уборки игрушек, накрывания на стол и т.д. В эту часть, как правило, выносится образовательная деятельность, которая может организовываться с подгруппой детей, и которая требует повторения для формирования устойчивых навыков.
Не менее важно создавать условия для самостоятельной деятельности детей, в которой могут реализоваться их индивидуальные потребности, потребности в общении друг с
другом, совместной игре, творчестве; использоваться полученные знания, представления,
навыки, удовлетворяться познавательные интересы.
Тематическое планирование по группам представлено на 34 учебные недели, остальные недели (2-3) педагоги используют для реализации регионального компонента.
Приложение № 7
Форма календарного планирования педагога Приложение № 8
Режим работы детского сада 12 часов: с 7.00 до 19.00 в рамках пятидневной рабочей недели, выходные дни – суббота и воскресенье.
Главный принцип построения правильного режима – его соответствие возрастным психофизическим особенностям ребенка. Основа режима – точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных
процедур, занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей.
Обеспечение правильного режима в дошкольном учреждении достигается за счет распределения детей по группам, каждая из которых имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников определенного возраста.
Планирование условий проведения и содержание каждого из режимных процессов, осуществляется с учетом действующих СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. Постановлением от 15 мая 2013г. N 26.
Общая суточная продолжительность сна и его частота в дневное время уменьшаются по мере взросления детей, а период бодрствования увеличивается. Прогулки проводятся в определенное время, их общая продолжительность составляет 3- 4 ч. В теплое время
года увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе за счет организации разнообразных видов деятельности на улице. При составлении режима организованной образовательной деятельности соблюдаются п.п. 11.9-11.13 СанПиН 2.4.1.3049-13: «Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая
реализацию дополнительных образовательных программ» и «Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей».
Особое место в режиме дня занимают:утренняя гимнастика; гимнастика после сна; физкультминутки в процессе организованной образовательной деятельности и в перерывах между разными видами ООД; досуги и праздники; индивидуальная работа с воспитанниками; самостоятельная деятельность детей; подвижные игры.
Режим в группах составляется с учетом основной общеобразовательной программы и адаптируется для воспитанников данной группы.
Режим строиться с учетом следующих факторов:
· образовательный процессе в дошкольном учреждении ведется непрерывно, в течение всего дня;
· по ходу всех режимных моментов (кроме времени, отведенного на сон) решаются задачи образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие;
· учет местных климатических и конкретных погодных условий;
· при составлении режима учитываются возраст детей и их индивидуальные психические особенности, программа, по которой работает ДОУ, а также приоритетные направления развития воспитанников;
· режим строится на основе традиций, сложившихся в данной возрастной группе, и с учетом времени года;
· каждый день предусматривается время для чтения художественной литературы;
· учет требований к сочетанию разных видов деятельности, к чередованию спокойных занятий, требующих статических поз с двигательными.
Режимы дня в осенне-зимний период, летний период и период адаптации:Приложение № 9